Двуликий Васильев

В конце декабря в Петербургском доме книги состоялась презентация монографии «Николай Васильев. От модерна к модернизму».

mainImg
Монография состоит из двух частей, соответствующих периодам жизни и творчества Николая Васильева: русскому и американскому – первая написана доктором искусствоведения Владимиром Лисовским, вторая профессором Техасского университета Ричардом Гашо. Собственно, оригинальная работа Гашо о Васильеве и инициировала появление настоящего издания. И если о работе архитектора на родине многое было известно и раньше, то информация о его жизни после эмиграции на русском языке публикуется впервые.

В своей части монографии Владимир Лисовский последовательно описывает петербургский период творчества архитектора Васильева. Для зодчего в столице все складывалось более чем удачно: образование он получил сначала в Институте гражданских инженеров, а затем в мастерской Леонтия Бенуа, успешно работать начал сразу после получения диплома. Работа в канцелярии по учреждениям Императрицы Марии была не слишком обременительной, приносила стабильный доход и позволяла сосредоточиться на участии во всевозможных архитектурных конкурсах. Конкурсное проектирование стало лейтмотивом творчества Николая Васильева: за сравнительно короткий петербургский период он успел поучаствовать в десятках состязаний, нередко становясь их призером. А за проект соборной мечети, впоследствии осуществленный, архитектор и вовсе получил две первые премии. И хотя в целом деятельность Николая Васильева в эти годы достаточно хорошо изучена исследователями архитектуры, Владимир Лисовский своей работой вводит в научный оборот целый ряд новых фактов. Один из самых талантливых и своеобразных архитекторов предреволюционной России впервые столь полно представлен широкой аудитории.

Вторая половина книги, написанная Ричардом Гашо, посвящена жизни и работе Васильева в Штатах. Америка встретила эмигранта Васильева отнюдь не с распростертыми объятиями. В противовес России, где для зодчества в 1910-1920-е годы царили самые вольготные времена, в США архитектурная деятельность была подчинена жестким капиталистическим требованиям. Первым местом работы для Васильева стала фирма «Уоррен и Уэтмор», где он проработал в качестве визуализатора с 1923 по 1931 годы. Элементарная необходимость зарабатывать на хлеб заставляла Васильева браться за работы, не соответствующие уровню его таланта, – Гашо этого не скрывает. Нужно отметить, что автор вообще значительно больше внимания уделяет описанию той среды, в которую попал архитектор. Гладкой петербургской биографии, подкрепленной статьями из журнала «Зодчий», в этой части монографии противопоставлены остросюжетные зарисовки и пассажи в духе «Эдички» Лимонова.

Впрочем, даже несмотря на все бытовые и финансовые трудности жизни в Америке, Васильев не оставил своей главной страсти – конкурсного проектирования. Пожалуй, самый захватывающий творческий вираж, пережитый архитектором в США, – это обращение к модернизму. И то, что уже немолодой, состоявшийся мастер нашел в себе силы радикально пересмотреть собственную творческую манеру, по-настоящему восхищает. В 1930-е Васильев успешно участвовал в целом ряде конкурсов на модернистские постройки – о каждом из этих состязаний и разработанных для них проектах Гашо рассказывает максимально подробно и увлекательно.

27 Января 2012

Похожие статьи
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Двуликий Васильев
В конце декабря в Петербургском доме книги состоялась презентация монографии «Николай Васильев. От модерна к модернизму».
В ожидании Нового года
Одной из центральных тем будущей недели станет сталинская архитектура – в МуАре откроется выставка, посвященная 120-летию Бориса Иофана, и состоится лекция, посвященная зодчеству его эпохи. Кроме того, уже на следующей неделе профессиональное сообщество начнет встречать приближающийся 2012-й год. Об этих и других событиях читайте в нашем новом анонсе.
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.