Ген перемен

В Норвегии 2011-й объявлен Годом архитектуры; среди сотни событий его программы главным стал Архитектурный фестиваль, прошедший в Осло в конце сентября.

mainImg
В 1911 была основана Национальная ассоциация норвежских архитекторов (Norske arkitekters landsforbund — NAL), и в нынешнем году отмечается ее столетие. Вполне сформировавшаяся национальная архитектура появилась в Норвегии еще в 19 веке, но последние сто лет, безусловно, стали для нее определяющими: она прошла путь от явления регионального масштаба до международного уровня. Сейчас проекты норвежских архитекторов широко публикуются в журналах и демонстрируются на выставках по всему миру, а бюро «Снохетта», пожалуй, входит в двадцатку самых известных мастерских планеты.
zooming
Национальный оперный театр в Осло. Бюро «Снохетта», 2007. Фото Нины Фроловой
zooming
Инсталляция перед зданием Национальной Оперы в Осло. Фото Нины Фроловой


Тем не менее, программа юбилейного года не была посвящена самодовольному подведению итогов и обращению к славной истории. По мнению ее составителей, сейчас архитектура, как и мир в целом, переживает период бурных перемен. Потепление климата, рост населения и изменения в его составе, активная урбанизация заставляют по-новому взглянуть на роль архитектора в обществе, задачи, стоящие перед ним, и пути их решения. Но эти трансформации — вовсе не катастрофа, потому что «ген перемен» есть у каждого архитектора: эта профессия сама по себе основана на врожденном стремлении человека к новому, обновлению и изменениям.
Макет общественного центра, построенного норвежскими архитекторами в рамках Года архитектуры в трущобах Бангкока. Фото Нины Фроловой


Под девизом Room for change («пространство для перемен») программу Года архитектуры составили разнообразные конференции, открытые дискуссии (в том числе и с участием широкой публики), воркшопы, выставки (часто — проектов для конкретных городов или районов), конкурсы, дни открытых дверей Open House во всех крупных городах, серии экскурсий, бесплатные архитектурные консультации населения, кинопоказы, специальная программа на телевидении и многое другое. В результате, норвежские архитекторы общались и сотрудничали друг с другом и зарубежными коллегами, с представителями других творческих профессий и властей, со студентами, школьниками и населением в целом. Год архитектуры был посвящен усилению существующих и созданию новых связей между архитектором и обществом; одна из его тем — вовлеченность: профессионал не должен забывать о людях, для которых работает, а у публики вполне можно разбудить интерес к архитектуре. Безусловно, мнение большинства в творческом процессе не должно быть определяющим, но участие «подготовленных», интересующихся архитектурными проблемами жителей в обсуждении проекта новой школы или общественного пространства исключительно полезно.
zooming
Выставка, посвященная открытым дискуссиям Года архитектуры. Фото Нины Фроловой


Среди примеров «работы с населением» в Год архитектуры — программа национального телевидения Håkon and Haffner's Building Bricks. Основатели бюро Fantastic Norway Хокон Осарёд и Эрленд Хаффнер в доступной и живой, почти игровой форме коснулись ключевых проблем архитектуры: удобного жилища, здания-достопримечательности, спальных районов, городского/общественного пространства. Коллеги обвинили их в излишнем упрощении предмета, но эта передача выполнила свою роль, открыв широкую дискуссию об архитектуре в обществе.
Выставка Building Blocks в Осло основана на проектах, созданных архитекторами по заказу и совместно с детьми 8 – 16 лет. В Тромсё, где активно исследуют возможности ландшафтной архитектуры в заполярье, в том числе и на базе самого северного в мире ботанического сада, прошел воркшоп для всех желающих, посвященный устройству в суровых климатических условиях городского мини-огорода (подобный опыт очень пригодился бы отечественным архитекторам, отвергающим многие аспекты зарубежного «озеленения» из-за якобы неподходящего климата).
zooming
Центр Vulkan, где проходил Фестиваль архитектуры. Слева здание Школы коммуникаций (арх. Кристин Ярмунд, 2011), позади - студенческое общежитие в бывшем элеваторе (бюро HRTB, 2001)


Хотя события года архитектуры охватили все месяцы от января до ноября, его кульминацией стал фестиваль архитектуры в Осло, а главным событием фестиваля — День архитектуры, прошедший 23 сентября. Как и в предыдущие годы, NAL отметило его конференцией с участием норвежских и зарубежных специалистов. Но в этот раз, в связи с круглой датой, конференция была посвящена самому важному на сегодняшний день вопросу: как архитектура отвечает на новые экономические, экологические, политические и культурные вызовы. В современном мире меняется сам тип архитектурного дискурса, центр тяжести сдвигается с «облика» архитектуры на ее «эффективность» (в самом широком понимании этого слова). Организаторы разделили эту проблему на три части: Communication (общение), Exchange (обмен) и Participation (со-участие).
Конференция в День архитектуры проходила в реконструированном здании завода. Фото Нины Фроловой


Вступлением для Дня архитектуры стал доклад писателя, философа и редактора отдела культуры ведущей норвежской газеты Aftenposten Кнута Олава Омоса (Knut Olav Åmås). Он очертил ситуацию в современной норвежской архитектуре, подчеркнул основные проблемы. Важно заметить, что они оказались весьма близки российским реалиям, несмотря на все внешние различия. Омос считает, что сейчас архитекторы должны активнее участвовать в общественной жизни, так как архитектура — это зеркало общества, она свидетельствует о его настоящем и будущем. Люди, в частности, читатели Aftenposten интересуются архитектурой в аспекте этики и эстетики, качества проектов, национальной идентичности и т. д. Но не всегда они получают достаточно информации из первых рук: архитекторы — в большинстве своем интроверты, мало кто из них пытается писать о своем взгляде на профессию и общество, и эти тексты для неподготовленных читателей чаще всего тяжелы для понимания; нехватка ораторов порой делает «рупором» профессии людей этого не очень заслуживающих или представляющих точку зрения лишь малой доли коллег.
Внутри профессионального сообщества никто открыто не критикует друг друга: все подобные дискуссии происходят за кулисами, так же как и конкуренция за девелоперов, имеющих огромную власть: именно они принимают решение о том, что, как и где будет построено. Архитекторы редко пытаются обратиться к обществу, высокомерно относясь к вкусу и к суждению публики, они почти невидимы в общественной жизни — хотя и популизм, безусловно, ответом стать не может.
План перехода к «зеленой» архитектуре пока воплощается в жизнь с трудом: большинство проектов очень отсталы в экологическом аспекте. Малые и средние норвежские города для полноценного развития нуждаются в новых генпланах, которых пока нет. Существующий дефицит жилья ликвидируется с помощью новых домов низкого качества, которые вскоре придется заменять.
По мнению Омоса, все эти проблемы можно решить, наладив конструктивный диалог с обществом — для этого архитекторам придется взять на себя педагогическую роль, объясняя свою позицию четко и доступным языком.
zooming
Центр конгрессов и выставок Vulkan. Слева - здание конференц-центра, где проходил День архитектуры. Фото Нины Фроловой


Очевидно, все три темы Дня архитектуры — со-участие, обмен и коммуникация — являются частью и этого диалога, и нового «круга обязанностей» архитектора, поэтому переход к основному разделу конференции получился вполне естественным. В секторе Participation наиболее ярким было выступление любимца Америки Тедди Круса (Teddy Cruz): он рассказал о важности участия жителей в решении самых тяжелых проблем на примере городов-близнецов Сан-Диего и Тихуаны, разделенных государственной границей США и Мексики и стеной, препятствующей притоку на север нелегальных иммигрантов и контрабанды. В Тихуане работают американские заводы, но они ничего не принесли в город, кроме загрязнения окружающей среды. Трущобы частично строятся из мусора, завозимого из США, например, старых автомобильных покрышек. В Сан-Диего за пределами gated communities возникают такие же стихийные поселения, в которых нет ничего, кроме «творческого потенциала бедности». Для этих беднейших жителей США, легальных и нелегальных, необходимо изменить законы о зонировании, сделав территорию программно «раздробленной» и функционально насыщенной: для нескольких домов можно создать единую кухню, церковь использовать как общественный центр и т. д. Часть идей может принести туда архитектор – посредник между жителями и властями, но большинство планов сможет предложить население (в сотрудничестве с архитекторами). Так можно «спроектировать» экономический и политический процесс превращения иммигрантов в социально защищенных граждан США.
Дискуссия в ходе конференции. В центре - Даниэль Дендра и Биджой Джайн. Фото Ingebjørg Semb. Оформление конференции - бюро Сами Ринтала


Еще один вариант «со-участия» представили французские архитекторы Дойна Петреску (Doina Petrescu) и Константин Петку (Constantin Petcou): их модульная система Ecobox позволяет создавать городские огороды, домовые библиотеки, общие кухни, которые можно легко переносить с места на место, «захватывая» на время не используемое городское пространство. Инициативу архитекторов быстро подхватывают жители banlieue — неблагополучных пригородов Парижа — и сами развивают тот или иной проект уже без участия «инициаторов» (архитектор-инициатор, занимающийся «упреждающими» проектами без заказчика — важный аспект новой архитектуры).
Реконструкция конференц-центра еще не завершена: над посетителями Дня архитектуры двигалась стрела крана. Фото Нины Фроловой


Секцию Exchange открыл глава индийского бюро Studio Mumbai Биджой Джайн (Bijoy Jain): он рассказал о постоянном обмене идеями и навыками, который идет между ним и его сотрудниками-ремесленниками — столярами, каменщиками, резчиками, имеющими традиционное образование. Такой метод работы не только позволяет добиваться тщательности в исполнении деталей, но и привносит новое в проектирование: так, вместо чертежей сотрудники мастерской постоянно делают макеты, часто — частей будущего здания в натуральную величину. В результате, интерьер бюро больше напоминает мастерскую столяра, чем офис архитектора: именно его Studio Mumbai показали на прошлой венецианской биеннале, где удостоились награды жюри.
zooming
Конференция в День архитектуры проходила в реконструированном здании завода. Фото Нины Фроловой


Но настоящей «звездой» как этой секции, так и всей конференции стал хорошо известный москвичам по проектам Института «Стрелка» Даниэль Дендра (Daniel Dendra), рассказавший о вызовах современности с точки зрения методики Open Source и Crowd Source. По его мнению, Интернет сделал знания равно доступными каждому жителю планеты, стали возможными удаленное обучение и, соответственно, удаленная работа. Прекрасный пример этого — проект Дендра Open Japan, когда для пострадавшей от недавнего землетрясения страны работали в течение 72-часового марафона архитекторы Китая, России, Европы и т. д., передавая проекты друг другу, как эстафетную палочку. Такой широкий, демократичный и гуманистический подход сможет преобразить профессию архитектора, считает Дендра, так как многие существующие методы не отвечают требованиям современности. Так, конкурс на проект нового Египетского музея в Каире заставил архитекторов-участников наработать количество человеко-часов, равное полной 40-летней карьере 10 архитекторов. В результате, был выбран один проект, а все остальные оказались бесполезными. Одновременно существует дефицит архитекторов: всего 2% зданий в мире строится с их участием, «зеленые» технологии внедряются очень медленно; публика не доверяет архитекторам, а выпускаемые вузами студенты часто не готовы к практической деятельности. Выходом может стать план Exchange 2.0: знание, «устойчивость», сотрудничество и прогнозирование.
zooming
Конференция в День архитектуры. Зона reception. Оформление конференции - бюро Сами Ринтала. Фото Нины Фроловой


Крейг Дайкерс (Craig Dykers), один из основателей бюро «Снохетта», выступил в секции Communication. Общение, считает он, играет ключевую роль в работе архитектора: конечное качество постройки больше говорит о нем (т. е. насколько хорошо удалось договориться между собой всем участникам процесса), а не об исходном замысле. Но и сложность многих проектов заключается именно в коммуникации: например, павильон мемориала на месте бывшего ВТЦ в Нью-Йорке расположен над 4 другими сооружениями, и его проект бюро Дайкерса нужно было согласовывать с их проектировщиками и заказчиками. Обсуждая свой проект университетской библиотеки в Торонто с местными жителями, архитекторы «Снохетты» предложили им выбрать самый интересный и актуальный для проекта образ из серии картинок на тему природы: им оказалось фото стайки сурикатов, которое было истолковано как символ единства и сотрудничества.
zooming
Конференция в День архитектуры проходила в реконструированном здании завода. Фото Нины Фроловой


Конференция длилась целый день; среди выступавших был также редактор журнала Volume Джефри Инаба (Jeffrey Inaba) и другие норвежские и зарубежные специалисты; доклады чередовались с открытым обсуждением. Было высказано немало разных идей, но самой важным в День архитектуры стал сам способ его проведения. Столетие национального архитектурного союза отмечали в Осло не праздником, не речами о чувстве гордости (хотя гордиться есть чем), а серьезным разговором о будущем профессии. Такой подход сам по себе — повод для гордости.
zooming
Дети участников конференции занимались LEGO-архитектурой. Фото Нины Фроловой

07 Ноября 2011

Похожие статьи
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Память дерева
Во флигеле-Руине Музея архитектуры открылось сразу две выставки, посвященные истории изучения деревянной архитектуры. Одна беглая, но фактурная, – другая подробная и красивая, поскольку работы Александра Ополовникова из фондов музея очень хороши.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Секрет Полишинеля
Вчера, помимо церемонии награждения Архитектурной премии Москвы, вручили дипломы лучшим архитектурным журналистам. Приз в новой номинации Адаптация получил тг-канал «Недвижимость. Инсайды»; несмотря на анонимность, премию получил реальный человек.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Лошарик
Москомархитектура обнародовала проект пешеходного моста между ММДЦ Москва Сити и ТПУ Деловой центр. Авторы – Сергей Кузнецов и Дмитрий Сухов.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Технологии и материалы
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Сейчас на главной
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.