Совсем не случайно в название экспозиции вынесено и слово «диалог»: в своей работе бюро придерживается двух основополагающих принципов – эффективность проектных решений для бизнес-задач заказчика и бережное отношение к окружающей среде, включая как природный, так и культурно-социальный контексты. «Здания и территории никогда не являются для нас «вещью в себе», но всегда находятся в диалоге: с городом и природой, людьми и техникой, с нами, их авторами», – формулирует золотое правило работы ABD Architects глава компании Борис Левянт.
Для юбилейной презентации своих работ бюро спроектировало специальные стенды черного цвета, которые могут быть размещены как вдоль стен, так и в центре музейных залов. В последнем случае они объединяются попарно и превращаются в основательные конструкции, своей массивностью как нельзя лучше соответствующие просторам и ритму анфилады Музея архитектуры. А представить постройки и проекты ABD Architects в самом выгодном свете помогает специальная подсветка, предусмотренная внутри каждого стенда и позволяющая не использовать точечные светильники, нередко награждающие музейные экспонаты досадными бликами.
Самый первый зал анфилады посвящен бюро и спонсорам выставочного проекта: компании Asteros, Aluterra, Bene, Stroymoda, Mercury, HunterDouglas, Zumtobel, Guardian. Здесь же размещен фотоколлаж, на котором собраны портреты всех сотрудников ABD Architects, как нынешних, так и тех, кто когда-то начинал свою работу в этом бюро (например, Алексей Бавыкин, Антон Надточий и Вера Бутко, Наталья Сидорова и Данила Лоренц, давно ушедшие в свободное плавание). Прочие комнаты знаменитой анфилады полностью отведены под работы мастерской. Интересно, что организаторы сделали основной упор на визуальную информацию: проекты не сопровождены ни текстовыми пояснениями, ни даже указанием площади и точного адреса. И, в общем, этот расчет не только понятен, но и оправдан: архитектура говорит сама за себя – масштабные выразительные фотографии лишь кое-где дополнены разрезами, генпланом и конструктивными схемами. Те же, кому интересно получить полное досье на каждый объект, могут взять с собой на память о выставке буклеты «Архитектура» и «Интерьеры», вложенные в одну узкую и длинную папку из черного картона с прорезанными прямоугольными окошками, отсылающими к фасадам «Метрополиса».
Интересно, что работы показываются не в хронологическом порядке: уже реализованные и отмеченные многими профессиональными наградами здания перемежаются конкурсными проектами (например, реконструкция стадиона «Динамо» или офисный небоскреб в Новосибирске) и градостроительными концепциями, не пошедшими в дело по экономическим причинам. А замыкает экспозицию здание ABC News – один из первых проектов компании, реализованный по абсолютно новой для тогдашней постсоветской России схеме – с американским девелопером, клиентом и новым российским банком. Рядом с этим объектом еще более неожиданный – Храм святых бессребреников Косьмы и Дамиана, что на Китай-городе, реставрацией которого бюро, оказывается, занималось в 1994 году. Иными словами, представленная в Музее архитектуры выставка позволяет судить не столько о профессиональной эволюции ABD Architects (ибо все объекты выполнены на одинаково высоком уровне), сколько о многообразии типологий и подходов к проектированию. Скорее, перед нами блистательное портфолио, лишний раз подтверждающее исключительную репутацию едва ли на самого «западного» из российских архитектурных бюро.
Выставка ABD Architects в Музее архитектуры. Фото А.Мартовицкой
Сергей Скуратов и Борис Левянт. Фото: А.Русов
Алексей Бавыкин и Борис Левянт. Фото: А.Русов