Империя модернизма в Руине

Во флигеле-руине Музея архитектуры до 17 апреля проходит выставка «Ле Корбюзье. Чандигарх». Самый масштабный проект великого архитектора запечатлел один из лучших российских архитектурных фотографов Алексей Народицкий.

mainImg
Чандигарх – город на севере Индии, расположенный в 240 км от Дели и являющийся столицей сразу двух штатов (Пенджаб и Харьяна). Это один из самых молодых административных центров страны: он был создан в начале 1950-х годов после того, как Британская Индия разделилась на Индию и Пакистан. Новообразованному штату Пенджаб требовалась новая столица (прежняя, город Лахор, отошла к Пакистану), и если сначала  для этой цели пытались приспособить существующие города, то в 1950 году было принято решение построить столицу с нуля на новом месте. Самым горячим сторонником этой инициативы стал первый премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру. Он провозгласил Чандигарх «символом национальной веры в будущее», знаменующим «свободу от отсталых традиций прошлого», а сделать лозунг былью пригласил Ле Корбюзье.

В своем генеральном плане Чандигарха Ле Корбюзье разбил город на 47 секторов размером 800 на 1200 метров каждый, а иерархию транспортной сети организовал по принципу «7V», жестко разграничив потоки по скорости движения и пропускной способности от автострады (V1) до тротуара (V7). По границам секторов (за каждым из которых была закреплена собственная функция), таким образом, прошли автомагистрали, а вокруг города была предусмотрена зона озеленения шириной 16 километров – это «зеленое кольцо» должно было гарантировать, что никакое новое строительство в непосредственной близости от Чандигарха вестись не будет.

Вместе с Ле Корбюзье над обликом новой столицы работали его кузен Пьер Жаннере, супруги Максвелл Фрай и Джейн Дрюи (Великобритания), а также группа из девяти индийских архитекторов. Именно им Корбю и поручил работу над проектами большинства зданий Чандигарха, сам сосредоточившись на секторе №1 – правительственном районе Капитолии. Его застройка была решена как композиция из больших автономных, «поэтически реагирующих» друг на друга зданий, оси которых определяют структуру открытых пространств, а ее кульминацией стал Дворец юстиции. Это здание представляет собой гигантский прямоугольный навес, под которым от палящего индийского солнца спрятаны два корпуса, разделенные тремя монументальными опорами, выкрашенными в яркие цвета. Окна кабинетов, как и в большинстве других построек Чандигарха, защищены так называемыми «солнцерезами» – традиционными для индийского зодчества ажурными солнцезащитными решетками «джали», трактованными на языке модернизма. Не менее масштабны и величественны и соседние постройки Ле Корбюзье – в частности, здание Секретариата длиной 254 метра, которое, кажется, парит над землей, и Парламент, гиперболический объем зала заседаний которого ведет свое происхождение от градирен, а парабола бетонного портика в профиль напоминает рога священных быков.

Сегодня Чандигарх фактически закрыт для посещения: политическая обстановка в этом граничащем с Пакистаном регионе далека от стабильной, так что попасть в город поклонники творчества Ле Корбюзье не могут без специального разрешения. Алексею Народицкому такое разрешение получить удалось, и в сопровождении охранников он целых 10 дней снимал воплощенный модернистский рай. Куратор выставки Елена Гонсалес с гордостью отмечает, что фотограф не поддался соблазну запечатлеть на фоне творений Ле Корбюзье босоногих нищих детишек и девушек в ярких сари. Перед нами как будто бы и не Индия – разве что яркое всепроникающее солнце выдает тайну географического расположения этих огромных бетонных объемов, завораживающих своей пластикой и симфонией ритмов фасадов. И нужно признать, что в пустом и продуваемом всеми ветрами флигеле Муара фотографии этих объектов впечатляют вдвойне. Если недавние «Параллели» звучали, в основном, за счет контраста фанерных планшетов и оголенных кирпичных стен, то Корбю здесь абсолютно на своем месте. Да, вот такая это крупномерная, честная и на первый взгляд не всегда уютная архитектура.

На Индию эти объекты и окружающие их пространства, кстати, не похожи еще и своей чистотой – правда, в предисловии к выставке говорится, что Чандигарх является самым чистым городом страны, а также имеет самый высокий доход на душу населения и наибольшее количество средних и высших учебных заведений на одного жителя. Можно ли считать это заслугой рационального генплана и качественной среды обитания? Фотографии Алексея Народицкого заставляют поверить в то, что дело обстоит именно так.
Монумент «Открытая рука». Фото А.Народицкого
Дворец Юстиции. Фото А.Народицкого

06 Апреля 2011

Похожие статьи
Растворенный в джунглях
В проекте Canopy House Марсиу Коган и его Studio MK27 предложили человечный вариант модернистского по духу дома, сливающегося с буйной тропической природой на востоке Бразилии.
Парящая вершина
Центр продаж по проекту бюро Wutopia Lab в дельте Жемчужной реки напоминает о горных вершинах – как местных, тропической провинции Гуандун, так и тяньшаньских.
Путь в три шага
Бюро HENN и C.F. Møller выиграли конкурс на проект нового больничного комплекса Ганноверского медицинского института.
Блеск дерзновенный
Изучаем «Новый взгляд», первую школу, построенную за последние 25 лет в Хамовниках. У здания три основные особенности: оно рассчитано на универсалии современного образования, обучение через общение и прочее; второе – фасады сочетают структурное моллированное стекло и металлизированно-поливную керамику, они дороги и технологичны. Третье – это школа «Садовых кварталов», последнее по времени приобретение знаменитого квартала Хамовников. И дорогое, и, по-своему, дерзкое приобретение: есть некий молодой задор в этом высказывании. Разбираемся, как устроена школа и где здесь контраст.
Пресса: Курвуазье & Корбюзье
Одна из рецензий на открывшуюся в пятницу выставку Алексея Народицкого "Чандигарх": "Он избегает соблазна спекуляции на экзотике – эффектных сари и босоногих детей на фоне бетонной мощи корбюзианских построек на его фотографиях нет..."
Пресса: Тотальный модернизм: от города до стула. Градостроитель...
«Чтоб вам жить в эпоху перемен!» – это как раз про него, родившегося в один год с Эйфелевой башней. Про архитектора-революционера и одновременно архитектора-самоучку, бунтаря и провокатора, предлагавшего снести Париж и построить на его месте новый, современный город, освободившись таким образом от всех «язв капитализма» разом.
Пресса: Вход по пропускам
Фотографии, которые покажут в Музее архитектуры им. Щусева, представляют новый взгляд на самый крупный градостроительный проект Ле Корбюзье.
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.