Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

06.04.2011

Империя модернизма в Руине

Анна Мартовицкая

Во флигеле-руине Музея архитектуры до 17 апреля проходит выставка «Ле Корбюзье. Чандигарх». Самый масштабный проект великого архитектора запечатлел один из лучших российских архитектурных фотографов Алексей Народицкий.

Чандигарх – город на севере Индии, расположенный в 240 км от Дели и являющийся столицей сразу двух штатов (Пенджаб и Харьяна). Это один из самых молодых административных центров страны: он был создан в начале 1950-х годов после того, как Британская Индия разделилась на Индию и Пакистан. Новообразованному штату Пенджаб требовалась новая столица (прежняя, город Лахор, отошла к Пакистану), и если сначала  для этой цели пытались приспособить существующие города, то в 1950 году было принято решение построить столицу с нуля на новом месте. Самым горячим сторонником этой инициативы стал первый премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру. Он провозгласил Чандигарх «символом национальной веры в будущее», знаменующим «свободу от отсталых традиций прошлого», а сделать лозунг былью пригласил Ле Корбюзье.

В своем генеральном плане Чандигарха Ле Корбюзье разбил город на 47 секторов размером 800 на 1200 метров каждый, а иерархию транспортной сети организовал по принципу «7V», жестко разграничив потоки по скорости движения и пропускной способности от автострады (V1) до тротуара (V7). По границам секторов (за каждым из которых была закреплена собственная функция), таким образом, прошли автомагистрали, а вокруг города была предусмотрена зона озеленения шириной 16 километров – это «зеленое кольцо» должно было гарантировать, что никакое новое строительство в непосредственной близости от Чандигарха вестись не будет.

Вместе с Ле Корбюзье над обликом новой столицы работали его кузен Пьер Жаннере, супруги Максвелл Фрай и Джейн Дрюи (Великобритания), а также группа из девяти индийских архитекторов. Именно им Корбю и поручил работу над проектами большинства зданий Чандигарха, сам сосредоточившись на секторе №1 – правительственном районе Капитолии. Его застройка была решена как композиция из больших автономных, «поэтически реагирующих» друг на друга зданий, оси которых определяют структуру открытых пространств, а ее кульминацией стал Дворец юстиции. Это здание представляет собой гигантский прямоугольный навес, под которым от палящего индийского солнца спрятаны два корпуса, разделенные тремя монументальными опорами, выкрашенными в яркие цвета. Окна кабинетов, как и в большинстве других построек Чандигарха, защищены так называемыми «солнцерезами» – традиционными для индийского зодчества ажурными солнцезащитными решетками «джали», трактованными на языке модернизма. Не менее масштабны и величественны и соседние постройки Ле Корбюзье – в частности, здание Секретариата длиной 254 метра, которое, кажется, парит над землей, и Парламент, гиперболический объем зала заседаний которого ведет свое происхождение от градирен, а парабола бетонного портика в профиль напоминает рога священных быков.

Сегодня Чандигарх фактически закрыт для посещения: политическая обстановка в этом граничащем с Пакистаном регионе далека от стабильной, так что попасть в город поклонники творчества Ле Корбюзье не могут без специального разрешения. Алексею Народицкому такое разрешение получить удалось, и в сопровождении охранников он целых 10 дней снимал воплощенный модернистский рай. Куратор выставки Елена Гонсалес с гордостью отмечает, что фотограф не поддался соблазну запечатлеть на фоне творений Ле Корбюзье босоногих нищих детишек и девушек в ярких сари. Перед нами как будто бы и не Индия – разве что яркое всепроникающее солнце выдает тайну географического расположения этих огромных бетонных объемов, завораживающих своей пластикой и симфонией ритмов фасадов. И нужно признать, что в пустом и продуваемом всеми ветрами флигеле Муара фотографии этих объектов впечатляют вдвойне. Если недавние «Параллели» звучали, в основном, за счет контраста фанерных планшетов и оголенных кирпичных стен, то Корбю здесь абсолютно на своем месте. Да, вот такая это крупномерная, честная и на первый взгляд не всегда уютная архитектура.

На Индию эти объекты и окружающие их пространства, кстати, не похожи еще и своей чистотой – правда, в предисловии к выставке говорится, что Чандигарх является самым чистым городом страны, а также имеет самый высокий доход на душу населения и наибольшее количество средних и высших учебных заведений на одного жителя. Можно ли считать это заслугой рационального генплана и качественной среды обитания? Фотографии Алексея Народицкого заставляют поверить в то, что дело обстоит именно так.
Монумент «Открытая рука». Фото А.Народицкого
Монумент «Открытая рука». Фото А.Народицкого
Дворец Юстиции. Фото А.Народицкого
Дворец Юстиции. Фото А.Народицкого