Едва культурная общественность бывшего СССР перестала оплакивать взорванные храмы и искалеченные усадьбы – как разудалые девяностые подбросили новую проблему, может быть, и похлеще: целые городские кварталы стали под шумок изменяться до неузнаваемости. Что-то поджигали, что-то штукатурили, достраивали, переделывали – и многоступенчатая система согласований не могла с этим ничего поделать, и органы охраны как будто бы чем-то не тем занимались. Словом, как всем хорошо известно, уже в 1990-е сообщество ревнителей памятников – к счастью – стало возрождаться, шириться, и становиться все более разнообразным и по составу участников, и по задачам, и по способам действий. Сейчас это сообщество разношерстно, как бывшая советская интеллигенция, а может быть, даже больше. Но – что-то даже удалось отстоять.
В конце 1990-х одним из громких новых проектов в защиту памятников стал цикл фотовыставок Константина Михайлова «Против лома», еще одним – созданный на 4 года позже сайт-сообщество «Москва, которой нет». Разумеется, есть и другие, но в данный момент эти двое объединились и создали выставку-акцию «Сносить нельзя реставрировать». Которая объединила в себе характерные черты двух создателей: от «Против лома» ему достался формат фотовыставки, только теперь представлены не только профессиональные фотографии, но и работы любителей, фиксирующих остатки старой Москвы равно как и возмутительные признаки роста новой. От «Москвы, которой нет» проект приобрел интерактивный формат – это не просто выставка, а точнее сказать, вовсе и не выставка.
В традиционное понятие «выставка» мероприятие не очень-то вписывается, так как художественная ценность тридцати выставленных фотографий не очевидна. А вот понятие акция или предостережение вполне к нему подходит, если говорить о главной цели, преследуемой устроителями, – привлечь внимание к судьбе архитектурного наследия.
Приблизительно так, как требовалось от двоечника в известном мультике – организаторы предлагают всем пришедшим поставить запятую в предложении, которое без знака пунктуации читается неоднозначно. Смысл тот же – «казнить нельзя помиловать». Только для дома помилование означает реставрацию, ну а казнь – это снос. Запятая – образ, символ акции и призыв определиться с судьбой памятников. На самом же деле запятых никто не ставит, а приходящим предлагают проголосовать «за» или «против» каждого из представленных на выставке объектов в бумажном бюллетене, как на выборах.
Вообще говоря, идея интересная. Любопытно было бы ввести ее в практику – берет, например, Москомнаследие список спорных объектов, развешивает где-нибудь фотографии, и народ голосует. Вот только вопрос – еще непонятно, каков будет результат, если голосовать по-настоящему. Есть, знаете ли, разные технологии, так если их подключить… И жителям многим памятники все же безразличны. Культурных людей результат такого голосования, если его проводить по-настоящему, может и расстроить –согласимся, что культурных людей не раз расстраивали результаты народного выбора. Так что, конечно же, стоит поостеречься взывать к гласу народа всерьез – что-то он, загадочный, скажет. А в виде концептуальном – пожалуйста. Вероятно, после выставки голоса будут подсчитаны, и составится еще один лист подписавшихся в защиту памятников, уже в новой форме. Ведь сторонники сноса по доброй воле в большом количестве на акцию не придут. Они вообще ходят в других местах. Поэтому положительный для памятников результат голосования – наверное, предсказуем. А вот положительный результат в реальности? Сложно сказать. Так или иначе, надо признать, что ход с голосованием – свежий и вполне в духе «Москвы, которой нет», некогда практиковавшей в сфере охраны памятников нечто подобное молодежным флеш-мобам.
Выставка расположена в усадебном доме Лорис-Меликова в Милютинском переулке. Само по себе это место символично, дом как раз-таки колеблется на грани между сносом и реставрацией. Хотя его небольшие тускловато освещенные комнаты – не самое эффектное выставочное пространство. Впрочем, и выставка камерная и, скажем так, подчеркнуто недорогая. Ее смысл – не в красивых картинках и даже не в удручающих картинах. Смысл ее в том, что кто-то, помимо тех, кому это официально положено, ведет списки памятников, которым грозит уничтожение – и обнародует их. Это хорошо, потому что не всегда, увы, официальная картина бывает совершенно точной. Хорошо, когда есть кто-то, кто ее проверяет.
До закрытия выставки осталось 2 дня, спешите проголосовать.