Archi.ru:
Почему Вы решили обратиться к старым книгам о производстве кирпича? Как и где Вы их находите?
Дмитрий Самылин:
Интерес к книгам дореволюционной эпохи возник с желанием понять, как производился кирпич ранее, понять, по какой причине многие клиенты считают, что раньше «делалось на века», а теперь кирпич и десятка лет не выдержит. Также наш интерес к этим изданиям подстегнул запуск нового для современного российского рынка производства кирпича ручной формовки.
Большое количество книг мы приобрели на различных книжных аукционах (например, alib.ru) и в антикварных магазинах, а также пользуемся услугами электронных библиотек, например, rusneb.ru.
Кому и чем сегодня могут быть полезны или просто интересны эти издания?
Наиболее интересны издания должны быть потребителям (частным клиентам, архитекторам, корпоративным заказчикам, строителям), поскольку дают представление о кирпиче, сложности его производства в то время и различиях с современным производством. Выясняется, что качественный кирпич как раньше, так и сейчас получается только при соблюдении основных правил:
- Подбор сырья: нужно собрать из множества ингредиентов массу для изготовления кирпича.
- Переработка сырья: чем больше усилий прикладывается к переработке сырья, тем лучше получается готовый продукт.
- Формовка: существует несколько основных способов формовки – наиболее распространенный пластичное формование (получение глиняного бруса путем выдавливания его с помощью пресса), второй способ это формование по технологии «ручной формовки» (это формование либо с помощью песка или воды, классически руками или с помощью специальных машин).
- Сушка: очень важная часть процесса производства, нужно убрать излишнюю влагу из сырца и при этом не повредить его через мерно быстрой сушкой.
- Обжиг: нужно подобрать оптимальные температуры для каждой сырьевой базы, чтобы получить кирпич высокой прочности и долговечности (характеризуется высокой морозостойкостью).
- Упаковка.
- Доставка до клиента.
Когда начинаешь изучать эти издания, понимаешь, что хоть технологии производства шагнули далеко вперед, и никого уже не удивишь большими объемами производства – в десятки и сотни миллионов штук на одном заводе в месяц, но сам процесс получения качественного материала не изменился, основные критерии остаются все теми же. Не изменился и наш взгляд на этот простой с виду и очень сложный в производстве обожженный «кусок глины».
Нам хотелось бы ознакомить наших партнеров и клиентов с самыми интересными выдержками, характеризующие производство и использование кирпича в то время.
***
Публикуем отрывки из двух книг с комментариями Дмитрия Самылина. Более полный текст Вы найдете в приложенных к статьей файлам.О кирпиче московских кирпичных заводах.
1861 год. Москва, В типографии Бахметева. Составитель И. Ржановъ.О весе старого кирпича: «Так точно говорят и о кирпиче: «старинный кирпич громадный, весом 22 фунта (9,98 кг) и так крепок, что едва разобьешь; а нынешней кирпич уже не тот: хорошо, если 10 (4,54 кг) или 12 (5,44 кг) фунтовых и на 8 (3,62 кг), даже и на 7 (3,18 кг) расходится; а форма – одна другой мельче».
О хитрости производителя: «Разность в ценах на кирпич зависит от его формы и качества. Величина кирпича, согласно установлению правительства, должна равняться объему 27 кубических вершков (0,00237 м3) ... Но взгляните на кирпичи некоторых заводов, сравните величину и тогда убедитесь, что разность бывает настолько велика, что объем 1000 кирпичей с одного завода равняется объему, вмещающему 1080, 1120, 1160 и даже более кирпичей с другого завода».
О критериях качества кирпича: «Кроме формы, цена на кирпич зависит от его качества. Кирпич должен быть хорошо обожжен, докрасна; должен быть крепок, – при ударе не рассыпался бы на части, – плотен, мелкослоен и при изломе стекловиден, что означает хороший промес глины и удачный обжиг; звон кирпича должен быть как крепкого, хорошего горшка; положенный в воду не должен размокать и много увеличивать своего весу; поверхность кирпича должна быть ровная, с целыми и правильными углами; при таком кирпиче шов при кладке стен выходит тонкий и красивый; в особенности это качество кирпича необходимо для прочности арок и сводов».
О важности образцов: «Чтобы выбрать кирпич, при больших постройках, вот самое лучшее средство: взять с нескольких заводов на образец кирпича, хотя по 1000 штук, и тогда, по сличению размеров и достоинства кирпича, вернее определить, который выгоднее покупать».
О цене «доставки»: «Самое выгодное и удобное устройство кирпичного завода должно быть на таком месте, где глину можно брать под руками, без всяких посторонних и известковых примесей и мелких камней; где провоз до места сбыта кирпича не дальний, и сообщение может быть круглый год безостановочное; где привоз дров не трудный; в особенности же хороша местность близь реки, с которой бы можно было получать пригонные дрова. Покупка дров, доставка их на завод и провоз кирпича до места поставки составляют главный расчет в ценности кирпича».
Об инновациях: «Обжигается сырец и торфом, но это вводится только на Рюминском заводе, за 17 верст от Москвы, управляющим заводом г. Калашниковым, который начал употреблять торф с большим успехом. Управляющий заводом, при этом нововведении, немало употребил труда, чтобы приучить самых рабочих на заводе к употреблению торфа; для чего надобны были умение, деятельность и личное присутствие, чем г. Калашников вполне и достиг успеха в своем деле. Должно ожидать, что распорядительностью управляющего, хорошо изучившего кирпичное производство, будет доставляться в Москву кирпич дешевле против других заводов».
О хитростях поставщиков: «О поставке кирпича и способе складки его было бы лишним здесь говорить, но не менее того интересно знать, как возчики искусны в своем деле. Посмотрите на кирпичные клетки, как они хорошо облицовываются красным и цельным кирпичом; начните разбирать эти клетки и не редко увидите в средине их и половняк, и железняк-перегар, словом, дурной кирпич. …В караванах также очень незаметно бывает, что возчики в некоторых клетках кладут по 24 ряда и даже по 23, вместо 25 рядов, то есть 250 кирпичей, почему необходимо всегда проверять и ряды клеток».
Практическое руководство по производству кирпича, черепицы, дренажных труб, терракотовых изделий и прочаго лицевого товара
1893 г. С.-Петербург, Типография Императорской Академии Наук. Составил инженер-технолог К.К. Веберъ.
О техническом прогрессе: «Наш век машин сделал громадные успехи и в кирпичном производстве, отделив более грубую и доступную для машинного производства работу от работы, требующей творческой идеи и художественного выполнения. Благодаря совершенству, достигнутому в конструкциях машин, не только для более грубых операций, как месение глины, но и для самого изготовления кирпича, кирпичное производство, особенно вблизи больших городов, получило характер массового, фабрично-заводского производства. И этот характер кирпичного производства на западе далеко опередил нас, особенно в качественном отношении».
О зарубежных конкурентах: «Несмотря на то, что Германия не обладает таким богатым и ценным материалом для этого производства, как Голландия, она сделалась за последнее время опасной ее соперницей, и благодаря специальным школам и учебным заводам, кирпичное и черепичное производства в Германии даже в руках мелкого заводчика ведутся с таким знанием, что дают вполне конкурентоспособный продукт».
О российских заводах: «В России, для развития нашего гончарного производства до сих пор, за исключением единичных частных попыток, решительно ничего не сделано, и профессиональных школ с учебными мастерскими и заводами по этому производству у нас не существует … А если где и существует у нас гончарный завод с более или менее удовлетворительным производством, то он – не исключая даже центра России – наверное основан и эксплуатируется иностранцем – шведом, немцем, французом, чехом или итальянцем, которые получили свое развитие за пределами России».
О технологии переработки глины: «В подобном случае, если из глины, являющейся во всем остальном материалом высокого качества, находящийся в ней известняк не может быть удален, общее же количество его не настолько велико, чтобы возбудить опасение в непрочности будущего кирпича, то прибегают для того, чтобы сделать глину годной для дела, к измельчению всего материала посредством вальцев. Вследствие подобного измельчения, уже при самом затирании массы, известняк довольно равномерно распределяется по всей массе мелкими крупинками и тем самым теряет свою разрушительную силу, которою он обладает, попав в кирпич крупным камешком».
О важности собственного опыта в работе с месторождениями глины:
«У каждой породы глины наивысшая степень пластичности или степень наилучшего восприятия форм достигается лишь при соединении с известной пропорцией воды, с которой она замешивается и образует тесто или массу; наивыгоднейшая пропорция воды определяется для каждой породы глины эмпирически, то есть по опыту».
«Как уже было замечено, нельзя определить в виде теоретического шаблона, при каких пропорциях глины и отощающего материала, возможно, достичь наиболее плотной массы; до этого каждый заводчик должен дойти, произведя опыты над своим материалом. Тем не менее, это один из важнейших вопросов в кирпичном и гончарном производствах».
«Вообще по цвету глины нельзя судить о ее качестве; природный цвет глины даже не дает возможности вперед решить, какой цвет примет данная глина после ее обжига; это решается вернее всего обжигом».
«Узнав отношение глины к действию огня, мы только в состоянии решить, имеем ли мы дело с обыкновенной кирпичной глиной, или с более ценным материалом, годным для более ценного гончарного производства. Поэтому понятно, что в технике кирпичного и гончарного производства важно при нахождении глины не только определить – принадлежит ли она к глине не сплавляющейся, к глине огнеупорной, или же к простому материалу кирпичного производства, но и важно также знать, какие материалы, смешанные с ней, способны увеличить ее сплавоспособность или наоборот увеличить огнеупорность ее».