Хорошо забытое старое

Что можно почерпнуть из дореволюционных книг современному заказчику и производителю кирпича? Рассказывает директор компании «Кирилл» Дмитрий Самылин.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

mainImg
Компaния:
представительство компании АО «Фирма «КИРИЛЛ» на Архи.ру
Контакты:
Тел.(495) 737 80 80 Москва, 2-ой Хорошевский пр-д, д.9, корп.2, офис 113
0 Компания «Кирилл» известна строгим подходом к отбору поставщиков. Ориентироваться на обширном рынке помогает опыт и знания – добытые, в том числе, из старых книг. Директор компании Дмитрий Самылин рассказывает о ценности дореволюционных текстов о кирпиче и комментирует некоторые особенно актуальные выдержки. 

Archi.ru:
Почему Вы решили обратиться к старым книгам о производстве кирпича? Как и где Вы их находите?


Дмитрий Самылин:
Интерес к книгам дореволюционной эпохи возник с желанием понять, как производился кирпич ранее, понять, по какой причине многие клиенты считают, что раньше «делалось на века», а теперь кирпич и десятка лет не выдержит. Также наш интерес к этим изданиям подстегнул запуск нового для современного российского рынка производства кирпича ручной формовки.

Большое количество книг мы приобрели на различных книжных аукционах (например, alib.ru) и в антикварных магазинах, а также пользуемся услугами электронных библиотек, например, rusneb.ru.

Кому и чем сегодня могут быть полезны или просто интересны эти издания?

Наиболее интересны издания должны быть потребителям (частным клиентам, архитекторам, корпоративным заказчикам, строителям), поскольку дают представление о кирпиче, сложности его производства в то время и различиях с современным производством. Выясняется, что качественный кирпич как раньше, так и сейчас получается только при соблюдении основных правил:
  1. Подбор сырья: нужно собрать из множества ингредиентов массу для изготовления кирпича.
  2. Переработка сырья: чем больше усилий прикладывается к переработке сырья, тем лучше получается готовый продукт.
  3. Формовка: существует несколько основных способов формовки – наиболее распространенный пластичное формование (получение глиняного бруса путем выдавливания его с помощью пресса), второй способ это формование по технологии «ручной формовки» (это формование либо с помощью песка или воды, классически руками или с помощью специальных машин).
  4. Сушка: очень важная часть процесса производства, нужно убрать излишнюю влагу из сырца и при этом не повредить его через мерно быстрой сушкой.
  5. Обжиг: нужно подобрать оптимальные температуры для каждой сырьевой базы, чтобы получить кирпич высокой прочности и долговечности (характеризуется высокой морозостойкостью).
  6. Упаковка.
  7. Доставка до клиента.
Что для Вас лично значит работа по изучению старых профессиональных текстов?

Когда начинаешь изучать эти издания, понимаешь, что хоть технологии производства шагнули далеко вперед, и никого уже не удивишь большими объемами производства – в десятки и сотни миллионов штук на одном заводе в месяц, но сам процесс получения качественного материала не изменился, основные критерии остаются все теми же. Не изменился и наш взгляд на этот простой с виду и очень сложный в производстве обожженный «кусок глины».

Нам хотелось бы ознакомить наших партнеров и клиентов с самыми интересными выдержками, характеризующие производство и использование кирпича в то время. 

 

***

Публикуем отрывки из двух книг с комментариями Дмитрия Самылина. Более полный текст Вы найдете в приложенных к статьей файлам.
О кирпиче московских кирпичных заводах.
1861 год. Москва, В типографии Бахметева. Составитель И. Ржановъ.

О весе старого кирпича: «Так точно говорят и о кирпиче: «старинный кирпич громадный, весом 22 фунта (9,98 кг) и так крепок, что едва разобьешь; а нынешней кирпич уже не тот: хорошо, если 10 (4,54 кг) или 12 (5,44 кг) фунтовых и на 8 (3,62 кг), даже и на 7 (3,18 кг) расходится; а форма – одна другой мельче».

О хитрости производителя: «Разность в ценах на кирпич зависит от его формы и качества. Величина кирпича, согласно установлению правительства, должна равняться объему 27 кубических вершков (0,00237 м3) ... Но взгляните на кирпичи некоторых заводов, сравните величину и тогда убедитесь, что разность бывает настолько велика, что объем 1000 кирпичей с одного завода равняется объему, вмещающему 1080, 1120, 1160 и даже более кирпичей с другого завода».
Иллюстрации к книге Малюга И. Г. (1853-1933) _Производство кирпича и других глиняных строительный материалов
Из личного архива Дмитрия Самылина

О критериях качества кирпича: «Кроме формы, цена на кирпич зависит от его качества. Кирпич должен быть хорошо обожжен, докрасна; должен быть крепок, – при ударе не рассыпался бы на части, – плотен, мелкослоен и при изломе стекловиден, что означает хороший промес глины и удачный обжиг; звон кирпича должен быть как крепкого, хорошего горшка; положенный в воду не должен размокать и много увеличивать своего весу; поверхность кирпича должна быть ровная, с целыми и правильными углами; при таком кирпиче шов при кладке стен выходит тонкий и красивый; в особенности это качество кирпича необходимо для прочности арок и сводов».

О важности образцов: «Чтобы выбрать кирпич, при больших постройках, вот самое лучшее средство: взять с нескольких заводов на образец кирпича, хотя по 1000 штук, и тогда, по сличению размеров и достоинства кирпича, вернее определить, который выгоднее покупать».
Иллюстрации к книге Малюга И. Г. (1853-1933) _Производство кирпича и других глиняных строительный материалов
Из личного архива Дмитрия Самылина

О цене «доставки»: «Самое выгодное и удобное устройство кирпичного завода должно быть на таком месте, где глину можно брать под руками, без всяких посторонних и известковых примесей и мелких камней; где провоз до места сбыта кирпича не дальний, и сообщение может быть круглый год безостановочное; где привоз дров не трудный; в особенности же хороша местность близь реки, с которой бы можно было получать пригонные дрова. Покупка дров, доставка их на завод и провоз кирпича до места поставки составляют главный расчет в ценности кирпича».

Об инновациях: «Обжигается сырец и торфом, но это вводится только на Рюминском заводе, за 17 верст от Москвы, управляющим заводом г. Калашниковым, который начал употреблять торф с большим успехом. Управляющий заводом, при этом нововведении, немало употребил труда, чтобы приучить самых рабочих на заводе к употреблению торфа; для чего надобны были умение, деятельность и личное присутствие, чем г. Калашников вполне и достиг успеха в своем деле. Должно ожидать, что распорядительностью управляющего, хорошо изучившего кирпичное производство, будет доставляться в Москву кирпич дешевле против других заводов».

О хитростях поставщиков: «О поставке кирпича и способе складки его было бы лишним здесь говорить, но не менее того интересно знать, как возчики искусны в своем деле. Посмотрите на кирпичные клетки, как они хорошо облицовываются красным и цельным кирпичом; начните разбирать эти клетки и не редко увидите в средине их и половняк, и железняк-перегар, словом, дурной кирпич. …В караванах также очень незаметно бывает, что возчики в некоторых клетках кладут по 24 ряда и даже по 23, вместо 25 рядов, то есть 250 кирпичей, почему необходимо всегда проверять и ряды клеток».
Иллюстрации к книге Малюга И. Г. (1853-1933) _Производство кирпича и других глиняных строительный материалов
Из личного архива Дмитрия Самылина
Практическое руководство по производству кирпича, черепицы, дренажных труб, терракотовых изделий и прочаго лицевого товара

1893 г. С.-Петербург, Типография Императорской Академии Наук. Составил инженер-технолог К.К. Веберъ.
 
О техническом прогрессе: «Наш век машин сделал громадные успехи и в кирпичном производстве, отделив более грубую и доступную для машинного производства работу от работы, требующей творческой идеи и художественного выполнения. Благодаря совершенству, достигнутому в конструкциях машин, не только для более грубых операций, как месение глины, но и для самого изготовления кирпича, кирпичное производство, особенно вблизи больших городов, получило характер массового, фабрично-заводского производства. И этот характер кирпичного производства на западе далеко опередил нас, особенно в качественном отношении».

О зарубежных конкурентах: «Несмотря на то, что Германия не обладает таким богатым и ценным материалом для этого производства, как Голландия, она сделалась за последнее время опасной ее соперницей, и благодаря специальным школам и учебным заводам, кирпичное и черепичное производства в Германии даже в руках мелкого заводчика ведутся с таким знанием, что дают вполне конкурентоспособный продукт».
Иллюстрации к книге Малюга И. Г. (1853-1933) _Производство кирпича и других глиняных строительный материалов
Из личного архива Дмитрия Самылина

О российских заводах: «В России, для развития нашего гончарного производства до сих пор, за исключением единичных частных попыток, решительно ничего не сделано, и профессиональных школ с учебными мастерскими и заводами по этому производству у нас не существует … А если где и существует у нас гончарный завод с более или менее удовлетворительным производством, то он – не исключая даже центра России – наверное основан и эксплуатируется иностранцем – шведом, немцем, французом, чехом или итальянцем, которые получили свое развитие за пределами России».

О технологии переработки глины: «В подобном случае, если из глины, являющейся во всем остальном материалом высокого качества, находящийся в ней известняк не может быть удален, общее же количество его не настолько велико, чтобы возбудить опасение в непрочности будущего кирпича, то прибегают для того, чтобы сделать глину годной для дела, к измельчению всего материала посредством вальцев. Вследствие подобного измельчения, уже при самом затирании массы, известняк довольно равномерно распределяется по всей массе мелкими крупинками и тем самым теряет свою разрушительную силу, которою он обладает, попав в кирпич крупным камешком».
Иллюстрации к книге Малюга И. Г. (1853-1933) _Производство кирпича и других глиняных строительный материалов
Из личного архива Дмитрия Самылина

О важности собственного опыта в работе с месторождениями глины:

«У каждой породы глины наивысшая степень пластичности или степень наилучшего восприятия форм достигается лишь при соединении с известной пропорцией воды, с которой она замешивается и образует тесто или массу; наивыгоднейшая пропорция воды определяется для каждой породы глины эмпирически, то есть по опыту».

«Как уже было замечено, нельзя определить в виде теоретического шаблона, при каких пропорциях глины и отощающего материала, возможно, достичь наиболее плотной массы; до этого каждый заводчик должен дойти, произведя опыты над своим материалом. Тем не менее, это один из важнейших вопросов в кирпичном и гончарном производствах».

«Вообще по цвету глины нельзя судить о ее качестве; природный цвет глины даже не дает возможности вперед решить, какой цвет примет данная глина после ее обжига; это решается вернее всего обжигом».

«Узнав отношение глины к действию огня, мы только в состоянии решить, имеем ли мы дело с обыкновенной кирпичной глиной, или с более ценным материалом, годным для более ценного гончарного производства. Поэтому понятно, что в технике кирпичного и гончарного производства важно при нахождении глины не только определить – принадлежит ли она к глине не сплавляющейся, к глине огнеупорной, или же к простому материалу кирпичного производства, но и важно также знать, какие материалы, смешанные с ней, способны увеличить ее сплавоспособность или наоборот увеличить огнеупорность ее».
Старый кирпич в окрестностях Шлиссельбурга
© фотография Архи.ру

Поставщики, технологии

09 Октября 2021

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
АО «Фирма «КИРИЛЛ»: другие статьи и новости
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Кирпичные постройки – это часть культурного кода...
Лидер кирпичиной отрасли, компания «КИРИЛЛ», примет участие в Международном форуме РЕБУС 2023: «Экономика строительства в историческом центре» в Казани. Накануне выступления мы поговорили с исполнительным директором компании Дмитрием Самылиным об особенностях применения кирпича в сфере реставраций и реконструкций
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
«Донские зори» – 7 лет на рынке!
Гроссмейстерские показатели российского производителя:
93 вида кирпича ручной формовки, годовой объем – 15 400 000 штук,
морозостойкость и прочность – выше европейских аналогов,
прекрасная логистика и – уже – складская программа!
А также: кирпичи-лидеры продаж и эксклюзив для особых проектов
Клинкер Hagemeister – ведущая партия в проекте
Для строительства ЖК «Ривер парк», спроектированного архитектурным бюро ADM, использовалась клинкерная плитка Hagemeister в специально созданных для этого комплекса сортировках и миксах – эксклюзивных и неповторяющихся ни в одном другом проекте.
Парадное построение
Три кирпичных квартала жилого комплекса «Ривер Парк» раскрываются на воду террасами. Каждый квартал образует задник и две кулисы, а дворы на подиумах, предназначенные только для жителей, становятся как бы сценами, воспринимаемыми с реки. Благоустроенная набережная, доступная всем горожанам, дополняет выстроенную здесь иерархию приватной, полуприватной и публичной городской жизни.
«Фирма «КИРИЛЛ»:
25 лет для самых красивых домов
В ноябре 2021 года одному из ведущих поставщиков облицовочного кирпича на российском рынке «Фирме «КИРИЛЛ» исполнилось 25 лет. Архи.ру восстанавливает хронологию последней четверти века, связанную с использованием этого материала в строительстве и архитектуре.
Элегантность, неподвластная времени
Резиденция «Вишневый сад» на территории киноконцерна «Мосфильм», с вишневым садом во дворе и парком вокруг – это чистый этюд из стекла, камня и клинкерного кирпича. Архитектура простых объемов открыта в природу, а клинкер придает ансамблю вневременность.
Технологии и материалы
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?