Автономия под зеленой крышей: посетительский центр ботанического сада VanDusen в Ванкувере

Здание с нулевым потреблением энергии и углеродной нейтральностью строилось в расчете на получение сложного сертификата LBC. Озеленением его кровель занималась компания ZinCo.

Реклама
Мастерская:
Perkins+Will
Компaния:
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
Ботанический сад VanDusen площадью около двадцати двух гектаров расположен в канадском Ванкувере, в нескольких километрах от Тихого океана, и существует он с 1970-х годов.
В юго-восточной части этого сада в 2011 году было возведено новое здание – посетительский центр площадью около 1800 квадратных метров. Он вмещает в себя лекторий, помещение для свадебных торжеств и кафе.

Форма здания, его энергоэффективность и материалы, из которых он построен, – все это говорит о том, что еще до начала проектирования его создатели поставили своей целью получение сертификата LBC (Living Building Challenge), но это никак не принижает достоинства постройки. Получить LBC намного сложнее, чем LEED (кстати, здание центра обладает платиновым сертификатом LEED) – LBC требует, чтобы здание обладало нулевым потреблением энергии. Высоки его требования и к применяемым материалам. Вероятно, авторы тщательно изучали нюансы этой сертификации и лишь потом перешли к идеям здания. Символ сертификата – цветок с семью лепестками, каждый из которых означает определенный аспект архитектуры: место, вода, энергия, здоровье, материалы, объективность и красота.

Легенда гласит, что канадским авторам проекта – архитектору Питеру Басби (Peter Busby, бюро Perkins + Will) и ландшафтному дизайнеру Корнелии Хан Оберландер (Cornelia Hahn Oberlander) – идея создать центр в форме цветка орхидеи пришла независимо друг от друга, и что оба они пришли на обсуждение проекта с копией страницы с изображением этого цветка, взятой из одной и той же книги. Оба автора – приверженцы зеленой архитектуры. Госпожа Оберландер считается даже пионером озеленения крыш, которые она начала создавать в семидесятых годах XX века.

Итак, центр сделан в виде орхидеи, а его крыша – в виде волнообразно лежащих и частично перекрывающих друг друга лепестков. Крыша расстилается поверх одноэтажного, почти сплошь остекленного, здания. Один из «лепестков» плавно спускается к земле, создавая путь, позволяющий небольшим животным подниматься наверх.

Зеленая крыша, на которой высажено более двадцати видов растений, отражает травяную растительность, характерную для канадского побережья Тихого океана. На ровных поверхностях растет осока (Carex acuti-formis) и ситник (Juncus), а на склонах – желтые ирисы (Iris pseudacorus) и камассии (Camassia). Эти растения эффективно разрушают аммиак, нитраты и фосфаты, поэтому они участвуют в очищении дождевой воды. На участках крыши с крутым скатом высажена засухоустойчивая лихорадочная трава. Благодаря такому разнообразию растений, крыша центра стала местом обитания для многих видов птиц и насекомых.

Если раньше основными задачами ботанического сада были сохранение растений и способствование биоразнообразию, то теперь к ним добавилось еще и продвижение энергоэффективности и экотехнологий.

Все в здании посетительского центра подчинено идеалам LBC: здание использует собственные возобновляемые источники энергии, а вода для здания берется из осадков и используется повторно после очищения без применения химикалий.

В центре здания размещено оборудование, которое обеспечивает циркуляцию воздуха и охлаждение здания. Стелянный атриум высотой двенадцать метров включает солнечную воздушную электростанцию, составленную из окон с автоматическими датчиками и алюминиевого поглотителя тепла. Солнце светит через атриум, нагревает алюминиевый теплопоглотитель и вытягивает воздух, охлаждая нижние части здания благодаря конвекции. Алюминий было решено перфорировать, сделав множество трехмиллиметровых отверстий, чтобы увеличить площадь поверхности. Когда окна открыты, перфорация допускает сквозную вентиляцию.

Широкие, частично перекрывающие друг друга, лепестки крыши предотвращают приток тепла и в то же время обеспечивают защиту здания от дождя. Теплоизоляцией его служит озеленение крыши, причем озеленены четыре из шести лепестков крыши. Оставшиеся два лепестка покрыты стандартной кровлей. Одна из них поддерживает трубы с нагреваемой солнцем водой, а другая перевернута таким образом, чтобы она могла собирать и отводить воду в цистерну объемом триста тысяч литров, расположенную под зданием в самом восточном «лепестке» крыши. Эта вода фильтруется и используется для смыва в туалетах. После этого она очищается и отправляется в собственный биореактор, расположенный в северной части здания. Там она перерабатывается с помощью микроорганизмов, затем очищается с помощью фильтрационной площадки и после этого используется для полива садов вокруг здания. Излишки воды со всех лепестков крыши собираются в другой цистерне и отправляются в дренажный колодец.

По законам города Ванкувера питьевая вода должна быть хлорирована, поэтому здание посетительского центра Ботанического сада VanDusen подключено к муниципальным коммуникациям. В то же время хлор входит в «красный список» запрещенных материалов LBC, поэтому архитекторам пришлось договариваться с руководством сертифицирующей компании, о том, чтобы при рассмотрении этого проекта сделали исключение из правил.

Команда разместила четыреста труб солнечной системы нагрева воды в северной части крыши здания и на расположенном рядом здании, чтобы избежать тени от деревьев. Трубы накапливают солнечное тепло и сохраняют его в воде, которая расходуется на обогрев здания. Система панельно-лучистого отопления, устроенная в полу из бетонных плит, прогоняет горячий воздух по периметру. Часть воды, нагреваемой солнечными лучами, нагревает жидкость в системе радиационного обогрева. Излишки воды поступают в 52 скважины 60-метровой глубины, которые хаотично расположены вокруг здания. Эта вода хранится при температуре около 20 ºC и способствует подогреву наружного воздуха зимой и его охлаждению летом.

На парковке у входа в здание размещены фотоэлектрические солнечные батареи, которые дают 11 киловатт электроэнергии – такой объем покрывает от двадцати до двадцати пяти процентов необходимой для центра электроэнергии. Благодаря потоку дневного света, поступающему из атриума и остекленной стены, а также светодиодному освещению, расход электроэнергии на освещение остается низким.

Основная часть энергии тратится на кафе, и чтобы добиться нулевого потребления энергии, посетительский центр обменивает излишки горячей воды, нагреваемой солнцем, на электричество, сгенерированное усовершенствованной системой кондиционирования воздуха в примыкающем к нему здании ресторана. Это позволяет создавать всю энергию прямо на месте, сохраняя углеродную нейтральность.

LBC регламентирует также и выбор строительных материалов – существует «красный список» материалов, использования которых LBC не терпит, поскольку признано, что они негативно влияют на окружающую среду и здоровье человека. Поэтому для строительства центра были выбраны простые материалы, что и определило строгие формы здания: восточная часть его сделана из землебитных и бетонных стен, а полы – из шлифованного бетона.

Из-за того же «красного списка» пришлось отказаться от готовых перфорированных дренажных труб из ПВХ в пользу труб из акрилонитрила, бутадиена и стирольной пластмассы, в которых были специально для этого объекта просверлены тысячи отверстий.

Основным же строительным материалом для самого здания послужила древесина, использование которой препятствует росту объема углекислого газа в атмосфере. Дерево в посетительском центре применено очень широко – начиная с конструкций крыши и заканчивая наружной отделкой здания, мебелью и элементами интерьера. Причем Living Building Challenge предписывает использовать только те продукты из древесины, которые сертифицированы Лесным попечительским советом FSC, а также устанавливает высокий минимальный порог доли применяемых переработанных продуктов и требуют, чтобы материалы были поставлены местными производителями, поскольку в этом случае можно обойтись без перевозок на длинные расстояния.

Крыша каждого из шести лепестков была собрана из произведенных на заводе деревянных панелей, сделанных из многослойных дощатоклееных балок, сертифицированных FSC. При этом теплоизоляция, электрооборудование и противопожарные устройства были заранее встроены в составляющие крыши, чтобы облегчить ее монтаж, который проводился зимой.

Деревянная крыша была оснащена системой обнаружения протечек и дополнена двухслойной битумной водонепроницаемой и устойчивой к корням растений мембраной. Угол наклона крыши варьируется от двух до пятидесяти пяти градусов, и поскольку части крыши с различными углами наклона требуют различных дренажа, орошения и сопротивления сдвигу, то озеленять ее пришлось несколькими способами.

Озеленение кровли было поручено компании ZinCo, и ее специалисты предложили решение с помощью трех систем. Защитный и оросительный слой BSM 64 был встроен по всей площади крыши. Там, где угол наклона крыши был меньше десяти градусов, был встроен элемент для дренажа и хранения воды Floradrain® FD 40. Там, где угол был больше десяти, но меньше двадцати пяти градусов, были применены элементы специальной формы Floraset® FS 75, которые обеспечивают достаточное сцепление с основой, а сдвигающая сила перенаправляется к карнизу крыши. Там, где угол наклона кровли выше двадцати пяти и в некоторых местах достигает пятидесяти пяти градусов, применены элементы Georaster® 10-миллиметровой высоты, заполненные нижним слоем почвы. Дополнительные барьеры против сдвига почвы здесь полностью принимают на себя сдвигающие силы. При определении размеров карнизов и барьеров в расчет принималось увеличение нагрузки на крышу за счет влажности почвы и обильных снегопадов.

Зеленая кровля не только подчеркивает необычную архитектуру этого здания-цветка, но и служит одним из факторов обеспечения "идеала LBC", ведь за зданиями с нулевым потреблением энергии и углеродной нейтральностью – будущее.

Представительство компании ZinCo в России – компания ЦинКо РУС – адаптировала технологии  ZinCo под климатические условия российских регионов и уже более десяти лет успешно применяет их на объектах от Санкт-Петербурга до Урала.
 

Поставщики, технологии

Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
Мастерская:
Perkins+Will

15 Сентября 2014

Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»): другие статьи и новости
«Зеленые» крыши по-гречески
Новый культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса с Национальной оперой и Национальной библиотекой встроен в гигантскую средиземноморскую парковую зону.
Крыши города-сада
Главная особенность будущего района Гамбурга Oberbillwerder – насыщенность городской среды и взаимодействие с природным окружением. Не последнюю роль в создании «образцового города» играют крыши, на которых разместятся сады, игровые площадки и общественные пространства.
Perkins+Will: другие проекты
Новые лидеры
В «коротком списке» наград Всемирного фестиваля архитектуры WAF-2015 больше всего объектов из Австралии, Великобритании и Турции. Публикуем самые интересные проекты шорт-листа.
Ажурные преграды
В Эр-Рияде закончено строительство кампуса Университета принцессы Норы бинт Абдулрахман, спроектированного бюро Perkins+Will.
Архитектурный марафон
Ехать на Всемирный фестиваль архитектуры в Сингапур долго и дорого, стоит ли игра свеч? Ответ на этот вопрос и все отмеченные наградами проекты – в нашем репортаже.
Ориентир устойчивого развития
В конце сентября в Лондоне открылся Crystal – первый в мире Глобальный центр устойчивого развития городов, созданный компанией Siemens при участии архитектурных бюро Wilkinson Eyre Architects, Pringle Brandon, Perkins + Will и инженеров Arup.
Технологии и материалы
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Культурный метаморфоз
В рамках реконструкции дома культуры в селе Алтайского края, которая фактически обернулось новым строительством, новосибирское бюро «Формат Проект» решило сохранить функциональную схему предшественника, но критически переработало фасады, добавив современные материалы, большой витраж и, по настоянию заказчика, скатную кровлю.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Арт-лабаз
К своему 800-летию Юрьевец планирует обзавестись арт-резиденцией, которая займет здание лабаза – исторической деревянной постройки, сохранившейся недалеко от дома-музея Весниных. В проекте приспособления бюро APRELarchitetcs руководствуется идеями знаменитых братьев-архитекторов и на первый план выводит подлинные конструкции.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Блинчик с арабеской
В Дубае открылся ресторан сети «БлинБери», интерьер которого разработала волгоградская студия Rogojnikov&Sorokin. С помощью резных панелей из фанеры архитекторы решили сразу несколько задач: придали помещению с высокими потолками уюта, закрыли инженерные коммуникации и объединили символы двух культур.
Вера и каштаны
Интерьеру кафе в Воронеже, названному в честь Веры Комиссаржевской, бюро Tou Architects придало театральности за счет акцентной стены с мозаикой, в которой зашифрован важный городской символ. «Мозаику-приму» оттеняют винтажная мебель, темное дерево и фактурная штукатурка.
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Пресса: Архитектор Максим Атаянц — о выставке «Три времени...
Как не думать о Римской империи, когда в Пушкинском музее в Москве только что прошла эстетская выставка «Три времени Рима»? И теперь гравюры из коллекции, которую архитектор Максим Атаянц собирал долгие годы, обсуждают урбанисты со всей страны: вновь оказалось, что древнейший мегаполис — это база, и мы до сих пор не выучили его уроки.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Завтрак у воды
На набережной в Волгограде открылась кофейня, над интерьерами которой работало бюро Rogojnikov&Sorokin. Архитекторы подчеркнули преимущества советского неоклассического павильона, в котором когда-то продавали мороженое, добавив современных деталей и непринужденного шика
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Залететь в тренды
Бюро Izi Design спроектировало для Ульяновска гибридное двухуровневое пространство, которое объединяет ресторан, студию флористики, лекторий и салон красоты. Интерьеры предлагают посетителям череду популярных в последнее время приемов: от оливкового дерева в кадке до шлакоблоков в качестве элемента дизайна.
Пресса: Рухнет ли центр Петербурга? Градозащитники правда...
Давно идут разговоры, что исторический центр Петербурга разрушается. Есть ли риск того, что он действительно однажды рухнет? Почему строгие законы об охране памятников не решают всех проблем? Чем вредно поклонение прошлому как самоценности? И, конечно, самый главный вопрос — что нужно делать, чтобы старый Петербург достался нашим потомкам в состоянии еще лучшем, чем он достался нам? Специально для «Собака.ru» архитектурный критик, автор телеграм-канала «Город, говори» Мария Элькина задала самые неудобные вопросы главному краеведу Петербурга Льву Лурье и девелоперу Игорю Водопьянову и собрала гид.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.