Автор текста:
Настасья Щербина

Автономия под зеленой крышей: посетительский центр ботанического сада VanDusen в Ванкувере

Здание с нулевым потреблением энергии и углеродной нейтральностью строилось в расчете на получение сложного сертификата LBC. Озеленением его кровель занималась компания ZinCo.

15 Сентября 2014
Реклама
Мастерская:
Perkins+Will
Компaния:
 Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
0 Ботанический сад VanDusen площадью около двадцати двух гектаров расположен в канадском Ванкувере, в нескольких километрах от Тихого океана, и существует он с 1970-х годов.
В юго-восточной части этого сада в 2011 году было возведено новое здание – посетительский центр площадью около 1800 квадратных метров. Он вмещает в себя лекторий, помещение для свадебных торжеств и кафе.

Форма здания, его энергоэффективность и материалы, из которых он построен, – все это говорит о том, что еще до начала проектирования его создатели поставили своей целью получение сертификата LBC (Living Building Challenge), но это никак не принижает достоинства постройки. Получить LBC намного сложнее, чем LEED (кстати, здание центра обладает платиновым сертификатом LEED) – LBC требует, чтобы здание обладало нулевым потреблением энергии. Высоки его требования и к применяемым материалам. Вероятно, авторы тщательно изучали нюансы этой сертификации и лишь потом перешли к идеям здания. Символ сертификата – цветок с семью лепестками, каждый из которых означает определенный аспект архитектуры: место, вода, энергия, здоровье, материалы, объективность и красота.

Легенда гласит, что канадским авторам проекта – архитектору Питеру Басби (Peter Busby, бюро Perkins + Will) и ландшафтному дизайнеру Корнелии Хан Оберландер (Cornelia Hahn Oberlander) – идея создать центр в форме цветка орхидеи пришла независимо друг от друга, и что оба они пришли на обсуждение проекта с копией страницы с изображением этого цветка, взятой из одной и той же книги. Оба автора – приверженцы зеленой архитектуры. Госпожа Оберландер считается даже пионером озеленения крыш, которые она начала создавать в семидесятых годах XX века.

Итак, центр сделан в виде орхидеи, а его крыша – в виде волнообразно лежащих и частично перекрывающих друг друга лепестков. Крыша расстилается поверх одноэтажного, почти сплошь остекленного, здания. Один из «лепестков» плавно спускается к земле, создавая путь, позволяющий небольшим животным подниматься наверх.

Зеленая крыша, на которой высажено более двадцати видов растений, отражает травяную растительность, характерную для канадского побережья Тихого океана. На ровных поверхностях растет осока (Carex acuti-formis) и ситник (Juncus), а на склонах – желтые ирисы (Iris pseudacorus) и камассии (Camassia). Эти растения эффективно разрушают аммиак, нитраты и фосфаты, поэтому они участвуют в очищении дождевой воды. На участках крыши с крутым скатом высажена засухоустойчивая лихорадочная трава. Благодаря такому разнообразию растений, крыша центра стала местом обитания для многих видов птиц и насекомых.

Если раньше основными задачами ботанического сада были сохранение растений и способствование биоразнообразию, то теперь к ним добавилось еще и продвижение энергоэффективности и экотехнологий.

Все в здании посетительского центра подчинено идеалам LBC: здание использует собственные возобновляемые источники энергии, а вода для здания берется из осадков и используется повторно после очищения без применения химикалий.

В центре здания размещено оборудование, которое обеспечивает циркуляцию воздуха и охлаждение здания. Стелянный атриум высотой двенадцать метров включает солнечную воздушную электростанцию, составленную из окон с автоматическими датчиками и алюминиевого поглотителя тепла. Солнце светит через атриум, нагревает алюминиевый теплопоглотитель и вытягивает воздух, охлаждая нижние части здания благодаря конвекции. Алюминий было решено перфорировать, сделав множество трехмиллиметровых отверстий, чтобы увеличить площадь поверхности. Когда окна открыты, перфорация допускает сквозную вентиляцию.

Широкие, частично перекрывающие друг друга, лепестки крыши предотвращают приток тепла и в то же время обеспечивают защиту здания от дождя. Теплоизоляцией его служит озеленение крыши, причем озеленены четыре из шести лепестков крыши. Оставшиеся два лепестка покрыты стандартной кровлей. Одна из них поддерживает трубы с нагреваемой солнцем водой, а другая перевернута таким образом, чтобы она могла собирать и отводить воду в цистерну объемом триста тысяч литров, расположенную под зданием в самом восточном «лепестке» крыши. Эта вода фильтруется и используется для смыва в туалетах. После этого она очищается и отправляется в собственный биореактор, расположенный в северной части здания. Там она перерабатывается с помощью микроорганизмов, затем очищается с помощью фильтрационной площадки и после этого используется для полива садов вокруг здания. Излишки воды со всех лепестков крыши собираются в другой цистерне и отправляются в дренажный колодец.

По законам города Ванкувера питьевая вода должна быть хлорирована, поэтому здание посетительского центра Ботанического сада VanDusen подключено к муниципальным коммуникациям. В то же время хлор входит в «красный список» запрещенных материалов LBC, поэтому архитекторам пришлось договариваться с руководством сертифицирующей компании, о том, чтобы при рассмотрении этого проекта сделали исключение из правил.

Команда разместила четыреста труб солнечной системы нагрева воды в северной части крыши здания и на расположенном рядом здании, чтобы избежать тени от деревьев. Трубы накапливают солнечное тепло и сохраняют его в воде, которая расходуется на обогрев здания. Система панельно-лучистого отопления, устроенная в полу из бетонных плит, прогоняет горячий воздух по периметру. Часть воды, нагреваемой солнечными лучами, нагревает жидкость в системе радиационного обогрева. Излишки воды поступают в 52 скважины 60-метровой глубины, которые хаотично расположены вокруг здания. Эта вода хранится при температуре около 20 ºC и способствует подогреву наружного воздуха зимой и его охлаждению летом.

На парковке у входа в здание размещены фотоэлектрические солнечные батареи, которые дают 11 киловатт электроэнергии – такой объем покрывает от двадцати до двадцати пяти процентов необходимой для центра электроэнергии. Благодаря потоку дневного света, поступающему из атриума и остекленной стены, а также светодиодному освещению, расход электроэнергии на освещение остается низким.

Основная часть энергии тратится на кафе, и чтобы добиться нулевого потребления энергии, посетительский центр обменивает излишки горячей воды, нагреваемой солнцем, на электричество, сгенерированное усовершенствованной системой кондиционирования воздуха в примыкающем к нему здании ресторана. Это позволяет создавать всю энергию прямо на месте, сохраняя углеродную нейтральность.

LBC регламентирует также и выбор строительных материалов – существует «красный список» материалов, использования которых LBC не терпит, поскольку признано, что они негативно влияют на окружающую среду и здоровье человека. Поэтому для строительства центра были выбраны простые материалы, что и определило строгие формы здания: восточная часть его сделана из землебитных и бетонных стен, а полы – из шлифованного бетона.

Из-за того же «красного списка» пришлось отказаться от готовых перфорированных дренажных труб из ПВХ в пользу труб из акрилонитрила, бутадиена и стирольной пластмассы, в которых были специально для этого объекта просверлены тысячи отверстий.

Основным же строительным материалом для самого здания послужила древесина, использование которой препятствует росту объема углекислого газа в атмосфере. Дерево в посетительском центре применено очень широко – начиная с конструкций крыши и заканчивая наружной отделкой здания, мебелью и элементами интерьера. Причем Living Building Challenge предписывает использовать только те продукты из древесины, которые сертифицированы Лесным попечительским советом FSC, а также устанавливает высокий минимальный порог доли применяемых переработанных продуктов и требуют, чтобы материалы были поставлены местными производителями, поскольку в этом случае можно обойтись без перевозок на длинные расстояния.

Крыша каждого из шести лепестков была собрана из произведенных на заводе деревянных панелей, сделанных из многослойных дощатоклееных балок, сертифицированных FSC. При этом теплоизоляция, электрооборудование и противопожарные устройства были заранее встроены в составляющие крыши, чтобы облегчить ее монтаж, который проводился зимой.

Деревянная крыша была оснащена системой обнаружения протечек и дополнена двухслойной битумной водонепроницаемой и устойчивой к корням растений мембраной. Угол наклона крыши варьируется от двух до пятидесяти пяти градусов, и поскольку части крыши с различными углами наклона требуют различных дренажа, орошения и сопротивления сдвигу, то озеленять ее пришлось несколькими способами.

Озеленение кровли было поручено компании ZinCo, и ее специалисты предложили решение с помощью трех систем. Защитный и оросительный слой BSM 64 был встроен по всей площади крыши. Там, где угол наклона крыши был меньше десяти градусов, был встроен элемент для дренажа и хранения воды Floradrain® FD 40. Там, где угол был больше десяти, но меньше двадцати пяти градусов, были применены элементы специальной формы Floraset® FS 75, которые обеспечивают достаточное сцепление с основой, а сдвигающая сила перенаправляется к карнизу крыши. Там, где угол наклона кровли выше двадцати пяти и в некоторых местах достигает пятидесяти пяти градусов, применены элементы Georaster® 10-миллиметровой высоты, заполненные нижним слоем почвы. Дополнительные барьеры против сдвига почвы здесь полностью принимают на себя сдвигающие силы. При определении размеров карнизов и барьеров в расчет принималось увеличение нагрузки на крышу за счет влажности почвы и обильных снегопадов.

Зеленая кровля не только подчеркивает необычную архитектуру этого здания-цветка, но и служит одним из факторов обеспечения "идеала LBC", ведь за зданиями с нулевым потреблением энергии и углеродной нейтральностью – будущее.

Представительство компании ZinCo в России – компания ЦинКо РУС – адаптировала технологии  ZinCo под климатические условия российских регионов и уже более десяти лет успешно применяет их на объектах от Санкт-Петербурга до Урала.
 

Поставщики, технологии

 Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
Мастерская:
Perkins+Will

15 Сентября 2014

Автор текста:

Настасья Щербина
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»): другие статьи и новости
«Зеленые» крыши по-гречески
Новый культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса с Национальной оперой и Национальной библиотекой встроен в гигантскую средиземноморскую парковую зону.
Крыши города-сада
Главная особенность будущего района Гамбурга Oberbillwerder – насыщенность городской среды и взаимодействие с природным окружением. Не последнюю роль в создании «образцового города» играют крыши, на которых разместятся сады, игровые площадки и общественные пространства.
Perkins+Will: другие проекты
Новые лидеры
В «коротком списке» наград Всемирного фестиваля архитектуры WAF-2015 больше всего объектов из Австралии, Великобритании и Турции. Публикуем самые интересные проекты шорт-листа.
Ажурные преграды
В Эр-Рияде закончено строительство кампуса Университета принцессы Норы бинт Абдулрахман, спроектированного бюро Perkins+Will.
Архитектурный марафон
Ехать на Всемирный фестиваль архитектуры в Сингапур долго и дорого, стоит ли игра свеч? Ответ на этот вопрос и все отмеченные наградами проекты – в нашем репортаже.
Ориентир устойчивого развития
В конце сентября в Лондоне открылся Crystal – первый в мире Глобальный центр устойчивого развития городов, созданный компанией Siemens при участии архитектурных бюро Wilkinson Eyre Architects, Pringle Brandon, Perkins + Will и инженеров Arup.
Технологии и материалы
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.
Сложные условия
Архитекторы KCAP выиграли конкурс на проект жилого комплекса под Цюрихом. Речь шла о непростом окружении: промзонах и шоссе, а также заходящих на посадку самолетах.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
В тон птичьего оперения
Работая над фасадами среднеэтажного жилого района в Одинцовском городском округе, архитекторы компании GENPRO скорректировали целый ряд особенностей объемно-пространственного построения, доставшихся им без права изменения, «декоративными» средствами, прежде всего, орнаментальной кирпичной кладкой, в том числе глазурованного кирпича и ритмом окон. А отправной точкой в поиске колористики послужило оперение подмосковных птиц.
Келья для кофе
Намеренно аскетичная и умиротворяющая кофейня в Новороссийске с наливными полами, мебелью из бетона и разнообразными вариантами освещения: от имитации восхода до бликов воды.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Палата искусств
Культурный центр, отсылающий к салонам XIX века, расположился под белокаменными сводами Палат Хамовного двора. Авторы проекта использовали мебель с историей и работали с локальными мастерами.
Эффективный паблик-арт
Уже 17 мая в Никола-Ленивце стартует двухмесячный онлайн-курс «Public art: зачем, когда и как?». Управляющий партнер Бюро «Никола-Ленивец» Юлия Бычкова рассказала о том, почему и насколько востребован паблик-арт, и зачем проектировать арт-объекты на этапе генплана.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Танцы с вулканом
Бюро MAD представило свой первый проект в Южной Америке: многофункциональная башня станет самым высоким зданием столицы Эквадора – Кито.