Архсовет Москвы – 74

Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.

mainImg
Архитектор:
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Проект:
Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
Россия, Москва, Фрунзенская набережная, вл.30

2022

Заказчик: Sminex (в 2020 г. ЗАО «ИНТЕКО»)
Предметом рассмотрения сегодняшнего совета стала территория бывшей Постоянной Всесоюзной строительной выставки – ПВСВ на Фрунзенской набережной. В 1933–1935 годах мастерская Весниных, выиграв конкурс, построила здесь комплекс экспозиционных павильонов. Впоследствии выставку окружили по периметру «сталинские» дома начала 1940-х, но она продолжала функционировать и перестраиваться долго; в постсоветское время территорией управляла Росстройэкспо. В 2000-е годы ее планировала застроить компания Aeon.
zooming
Слева: участок на плане Москвы, составленном Геодезической конторой управления Планировки по материалам съемок 1939–1940-х. Справа: участок на плане Москвы 1950 г. Мосгоргеотрест
Архсовет Москвы, 06.04.2022

Сейчас Aeon принадлежит главный, входной павильон ПВСВ – «Дом-Самолет», называемый так из-за характерного плана с продольным, по оси, «телом» и поперечником «крыльев». «Дом-Самолет» имеет статус ОКН, он, как наиболее сохранный, вызвал максимум дискуссий в недавние годы. В 2015 году архитекторы АБ «Мезонпроект» разработали проект его реставрации, который не был осуществлен. Сейчас, по словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, у Aeon почти готов новый проект реставрации главного павильона.
Реконструкция «Дома-самолет». Существующее положение
Фотография © Мезонпроект

Территория к юго-востоку от «Дома-Самолета», которая собственно и стала предметом рассмотрения сегодняшнего совета, принадлежит компании Интеко. На ней планируется построить жилой комплекс. 

Здесь во времена строительной выставки располагались еще 8 двухэтажных павильонов, также спроектированных мастерской Весниных. Они фланкировали площадь симметрично, по 4 с каждой стороны, и были соединены навесными переходами в уровне 2 яруса, образуя в плане подобие гребней. 
zooming
ПВСВ. Генеральный план к проекту застройки под переходами. Архитектор С.В. Лященко. Мастерская Весниных. 1936 г.
Архсовет Москвы, 06.04.2022
zooming
Общий вид ПВСВ со стороны внутреннего двора // «Наше строительство», 1936, №16
Архсовет Москвы, 06.04.2022

Восемь павильонов существенно перестроены в позднейшее время, северная часть – полностью, там из трех зданий в 2001 году был сооружен супермаркет Billa, сохранивший, впрочем, контуры треугольных выступов плана. В южной «гребенке» архитекторы АБ ЦЛП еще надеются обнаружить, в процессе исследования, какие-то подлинные элементы 1930-х годов. Остатки павильонов не стоят на охране, но из-за соседства здания «Самолета» с его статусом ОКН на здесь действует высотное ограничение 21.5 м. Участок продолжается, между тем, к юго-востоку в сторону набережной – там высотное ограничение более мягкое, до 51.8 м, что позволяет строить 13-этажные дома. 
Территория бывшей ПВСВ, существующее положение
Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
Территория бывшей ПВСВ, существующее положение
Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
zooming
Контур территории. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
zooming
Схема высотных ограничений. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»

Архитекторы АБ ЦЛП планируют расчистить и исследовать остатки павильонов, освободив, в числе прочего, пространство под навесными переходами. Внутренний контур, обращенный к «курдонеру» бывшей выставки, остается двухъярусным, здесь сохраняют и реконструируют по чертежам как сами переходы на тонких опорах, так и исторические объемы овальной формы – в них планируется разместить лестницы для квартир, расположенных на 2 этаже.

Благодаря «расчистке» пространство под переходами должно вновь стать проницаемым и не препятствовать передвижению жителей внутри парка на территории комплекса. Сквер-площадь, сейчас занятый автопарковкой, приобретает таким образом «конструктивистское» окружение, напоминающее о структуре построек Весниных и архитектора С.В. Лященко, чья фамилия неожиданно напоминает фамилию автора нового проекта, Николая Ляшенко. По словам представителей Интеко, сейчас заказчики ведут с Aeon переговоры по поводу синхронизации работ по благоустройству – ради целостного восприятия конструктивистского, в прошлом, ансамбля. Сейчас полукруглый нос «Дома-Самолета» закрыт поздними пристройками, их, вероятно, разберут. 
Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
© Цимайло Ляшенко и Партнеры
Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
© Цимайло Ляшенко и Партнеры

Прямоугольные пятна бывших выставочных павильонов займут жилые дома, уже не двух-, а пятиэтажные. Их объемы вдохновлены, по словам авторов, примерами конструктивистов: со светлыми штукатурными фасадами и крупными окнами, в том числе угловыми, с рамками и вставками из светлого дерева. 
  • zooming
    1 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    2 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    3 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    4 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    5 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры

К югу от пятиэтажных домов авторы располагают три 9-этажные башни, чьи скругленные торцы призваны перекликаться со скругленным «носом» «Дома-Самолета», в сторону которого они и «смотрят» в створы между малыми корпусами. 

В этих домах важно, во-первых, что архитекторы имели право, не выходя за рамки ограничений, сделать их 13-этажными, но предпочли меньшую высоту и убедили заказчика в необходимости такого, постепенного нарастания высотности. Тот же подход применен и к домам на месте павильонов: они могли быть 5-этажными полностью, но их фронтальная часть в проекте – двухэтажная ради «сомасштабности с «Самолетом». 

Во-вторых, стилизационный прием в башнях только один – скругление угла, в остальном авторы трактуют дома как современные – и пожалуй, из всех зданий будущего комплекса они наиболее независимы от контекста. Дома опоясаны балконами, чьи ограждения планируется выполнить из стеклянных трубок, что должно обеспечить, особенно вечером, интригующее свечение. На скругленных торцах балконы открытые, на протяженные фасады выходят французские окна в рамках  из натурального дерева, на углах вновь появляются открытые балконы. 
  • zooming
    1 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    2 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    3 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    4 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    5 / 5
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры

Третий элемент комплекса – 13-этажный дом-пластина, для которого регламент, по словам Николая Ляшенко, предписывал «неоклассическое» решение. Он на 5 этажей выше стоящего перед ним жилого дома 1940 года постройки. Его фасады планируется выполнить либо в фибробетоне, либо, может быть, даже в натуральном известняке. В решении фасадов действительно – надо думать, согласно регламенту – присутствуют классические элементы, начиная от вертикальных пропорций, акцентированного аттика и до «полуколонн» без баз и капителей. Но в целом дом, надо согласиться с авторами, современный, и в то же время напоминает, как и три башни во дворе, ЖК «Кутузовский, 12» тех же авторов. 
  • zooming
    1 / 6
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    2 / 6
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    3 / 6
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    4 / 6
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    5 / 6
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры
  • zooming
    6 / 6
    Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    © Цимайло Ляшенко и Партнеры

В первом этаже 13-этажного дома планируются магазины, там же или в нижнем этаже одной из башен должен разместиться встроенный детский сад. В остальном, включая первые этажи, все объемы будут заняты жильем. 

Как видим, будущий жилой комплекс нарастает в сторону Фрунзенской набережной от двух-пяти-девяти этажей до тринадцати, откликаясь на конструктивистское прошлое в своем «ядре» и на сталинское окружение – в 13-этажном доме. Под всеми домами предусмотрена подземная парковка с «перешейком» под центральным сквером – ее планируется использовать и для обслуживания комплекса. 

Отдельное внимание авторы уделили благоустройству – предполагается, что внутри территории возникнет парк и он будет проницаемым благодаря открытым переходам и еще благодаря тому, что типология башен, избранная для внутренней части комплекса, в наименьшей степени перегораживает пространство. Показанный проект парка, впрочем, более чем предварителен – весь ЖК совет рассматривал на стадии концепции, а концепция благоустройства, по словам Николая Ляшенко, пока пребывает в своей начальной стадии. 
  • zooming
    1 / 5
    Генплан. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
  • zooming
    2 / 5
    План 1 этажа. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
  • zooming
    3 / 5
    План парковки. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
  • zooming
    4 / 5
    Разрез. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»
  • zooming
    5 / 5
    Макет, объемно-пространственное построение. Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
    Архсовет Москвы, 06.04.2022 / АБ «Цимайло, Ляшенко и партнеры»

Собственно парк, или точнее двор будущего ЖК, стал одной из основных тем обсуждения на совете. Первым из экспертов вопрос – будет ли весь комплекс отделен от города забором? – задал Петр Кудрявцев. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, напомнив о том, что исторически выставка была публичным пространством, недвусмысленно высказался против того, чтобы территория была закрытой и, прежде всего, подчеркнул необходимость транзитного прохода для горожан через ЖК: «изъять такой кусок города из общественного оборота это тяжеловатая история, и публично очень плохая <...> Мы так не договаривались, чтобы все там было перекрыто». Его поддержал Юлий Борисов, житель района Фрунзенской – он подчеркнул, что большая часть дворовых территорий в этих местах, несмотря на их элитность, открыта для прохода – только 3 дома огорожены забором. Петр Кудрявцев высказался в пользу транзитного прохода через территорию ЖК от Андреевского моста из Парка Горького к Комсомольскому проспекту. Вспомнили ЖК «Садовые кварталы», часть территории которых доступна для горожан. 

Далее в обсуждении выяснилось, что ГПЗУ территории предусматривает только жилую функцию и не предусматривает функции общественной. Андрей Гнездилов напомнил, что дворы соседних домов по кадастровому плану находятся в собственности города, что дает им право быть открытыми, – в данном же случае при ГПЗУ всего участка с функцией жилья заказчик имеет формальную возможность закрыть его для чужих. Необходимо размежевать участок, разработать ППТ и сделать часть территории публичной: «люди, которые будут здесь жить, будут скидываться на содержание земли, и, пока нет границ, они будут содержать всю землю, соответственно, никого туда не пустят бесплатно <...> по признаку собственности территория приговорена быть герметичной», – подчеркнул архитектор. 

Сергей Кузнецов возразил на это, что организация транзита по участку, который находится в частной собственности – «нормальная и обычная вещь для города», причем собственник все равно должен ухаживать за своей территорией, даже если она не огорожена забором – «это не связано с тем, есть там транзит или нет, ухаживать он должен [в любом случае]». В полномочия архитектурного совета входит возможность записать в своем заключении требование транзита по территории комплекса, – идею записать такое требование поддержал и Андрей Гнездилов. 

В целом совет принял проект Фрунзенской-30 тепло и позитивно. Хвалили за деликатность архитектурного решения, за «поддержку и связь времен», несколько раз прозвучало, что проект хорош «как всегда у этих авторов». Очень осторожно и с оговорками критиковали немного чрезмерную, вероятно, высотность 13-этажного дома; попеняли на отсутствие среди проектных материалов развертки по набережной. Сергей Скуратов предложил перекомпоновать 9-этажные башни, образовав между ними второй, дополнительный двор-курдонер. Владимир Плоткин высказал сомнение относительно некоторой переусложненности планировочного решения 2-5-этажных домов с их тремя лестничными ядрами, и предложил авторам подумать над более акцентным решением торца северо-восточного дома «гребенки», обращенного к набережной – его будет видно в прогале между фронтом уличной застройки.

Заместитель руководителя ДКН Леонид Кондрашов напомнил о входной группе выставки, сохранившейся в восточной части территории. Это сооружение, согласно ППМ №115 от февраля 2021 года, было разрешено перенести с третьего участка на тринадцатый – но рассматриваемый проект никак не коснулся вопроса. Что, впрочем, может быть объяснено предварительным статусом концепции. 

Основным же вопросом архитектурного совета к проекту стал вопрос открытия части территории для горожан ради возможности осмотра как «Дома-Самолета», так и архитектуры нового комплекса и, особенно – транзита через территорию. «Прекрасная, невероятно точная архитектура Цимайло&Ляшенко, – единственное опасение, что она будет видна только паре сотен людей, которые там будут жить», – так выразил общие сомнения Петр Кудрявцев. 

Проект был принят с предложенными оговорками. 
Архитектор:
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Проект:
Многофункциональный жилой комплекс на Фрунзенской набережной
Россия, Москва, Фрунзенская набережная, вл.30

2022

Заказчик: Sminex (в 2020 г. ЗАО «ИНТЕКО»)

06 Апреля 2022

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.