Верх деликатности

Музей архитектуры объявил о планах по реставрации дома Мельникова. Проектом реставрации займется Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка», Группа ЛСР финансирует работу как меценат, не вмешиваясь в процесс. Похоже, в Москве, где недавно отреставрирован дом Наркомфина, намечается еще один образцовый пример работы с памятником авангарда. Рассматриваем подробности и вспоминаем историю.

mainImg
Презентация старта проектных работ состоялась 4 марта, в четверг, а за день до этого Музей архитектуры заключил соглашение с Группой ЛСР, которая взяла на себя финансирование как разработки проекта реставрации в 2021 году, так и его реализации, которую планируется осуществить в последующие 3 года, 2022–2024. Генпроектировщик реставрации – АБ «Рождественка» Наринэ Тютчевой, будет руководить международным коллективом, который уже был задействован в подготовительных исследованиях дома Мельникова. 
Наринэ Тютчева, глава и основатель АБ Рождественка, генпроектировщик проекта реставрации дома Мельникова
Фотография: Архи.ру

Планируется укрепление межэтажных деревянных перекрытий – кессонных мембран, придуманных Мельниковым для своего дома как экономный вариант с малым весом и пострадавших по время войны, реставрация рам шестигранных окон и витража над входом, исследование и сохранение авторских цветовых решений в интерьере. Планируется установить леса и «вычистить» штукатурку фасадов, убрав поздний цемент и законсервировав остатки первоначального покрытия. Еще один сюжет – восстановление системы воздушного отопления: «консервация «тепловых аккумуляторов» – заполнений, заложенных в ходе строительства 57 шестиугольных проемов во внешних кирпичных стенах» и переход от неконтролируемой подачи тепла в калориферную систему к регулируемой его подаче. Реставрация отмостки вокруг дома должна помочь отвести воду подальше от стен. 
Павел Кузнецов, директор Музея Константина и Виктора Мельниковых
Фотография: Архи.ру

Также планируется завершить воссоздание исторического сада (его площадь 840 м2). Сад был открыт для посещения в 2015 году и с тех пор последовательно восстанавливается по архивным документам, фотографиям, картинам и воспоминаниям. Восстановлен забор и скамейки, а также сарай, сооруженный Мельниковым в 1940-е годы – сарай построен Александром Бродским при участии Наринэ Тютчевой и служит теперь музейным киоском. Бюро Бродского также спроектировало и реализовало в 2018 году домик охраны и шкаф, которые теперь находятся в саду. 
  • zooming
    1 / 12
    Восстановление сада и сарай-киоск. Выдержка из пресс-релиза, 04.03.2021
    Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    2 / 12
    История дома. Видны, в числе прочего, мембраны межэтажных перекрытий. Выдержка из пресс-релиза, 04.03.2021
    Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    3 / 12
    Дорожная карта работы над реставрацией дома Мельникова стр. 1. Выдержка из пресс-релиза, 04.03.2021
    Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    4 / 12
    Дорожная карта работы над реставрацией дома Мельникова / стр. 2. Выдержка из пресс-релиза, 04.03.2021
    Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    5 / 12
    Дом Мельникова. Вид сверху с северо-востока
    Фотография © Денис Есаков. Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    6 / 12
    Дом Мельникова. Мастерская на 3 этаже
    Фотография © Денис Есаков. Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    7 / 12
    Дом Мельникова. Гостиная на 2 этаже
    Фотография © Денис Есаков. Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    8 / 12
    Дом Мельникова. Спальня на 2 этаже
    Фотография © Денис Есаков. Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    9 / 12
    Дом Мельникова. Вид на дворовый (северный) фасад
    Фотография © Денис Есаков. Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    10 / 12
    Дом Мельникова. Вид на уличный (южный) фасад
    Фотография © Денис Есаков. Предоставлено Музеем архитектуры
  • zooming
    11 / 12
    Архитектор К.С. Мельниковой с женой у строящегося дома. 1927
    © Музей архитектуры им. А.В. Щусева
  • zooming
    12 / 12
    Дом Мельникова. Вид на уличный (южный) фасад. 1930
    © Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Важной частью работ должно стать продолжение всестороннего исследования здания, начатого в 2017 году на грант фонда Getty ($120 000). Предреставрационным исследованием 2017–2019 годов руководил директор «Музея Константина и Виктора Мельниковых» Павел Кузнецов, а также эксперт-реставратор Тапани Мустонен / Tapani Mustonen из Финляндии и российский архивист Татьяна Царева. Оно показало, в частности, устойчивость конструкций дома и достаточно хорошую гидрологию, несмотря на строительство 1990-х – 2000-х годов по соседству – подчеркнул на презентации проекта Павел Кузнецов. Единственным аварийным объектом в доме признан нижний брус витражного окна, в остальном же, при соблюдении температурно-влажностного режима, продолжении наблюдений гидрологии и ограничении числа посетителей дом пригоден для работы в качестве музея. Вероятно, он продолжит работать как музей в течение всего периода реставрации, – заметил Павел Кузнецов. Работы будут проходить под наблюдением международного наблюдательного комитета, которым руководит хорошо известный историк авангарда Жан-Луи Коэн (комитет был создан в 2017 году, тогда же, когда музей получил грант Гетти). 
Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры
Фотография: Архи.ру

Участники проекта всячески подчеркивают, что работа будет исключительно консервационной, вмешательства – минимально необходимыми, планируется использовать строительные технологии столетней давности и привлекать специалистов, которые ими владеют. 

С этого начала свое выступление Наринэ Тютчева: речь не о реставрации, а о сохранении, и главное слово в этом проекте – сохранение. От себя замечу, что определение понятия «реставрация» в нашем сознании до сих пор расплывчато: под реставрацией понимают то консервацию, то воссоздание в прежних формах, хотя она, строго говоря, включает то и другое, и еще исследование памятника. Так вот, в данном случае для сада применяется воссоздание, для дома – исследование и консервация. Предполагается также реставрация интерьеров и предметов хранения, фонда Константина и Виктора Мельникова, с целью создания/поддержания экспозиции аутентичного интерьера дома. Заметим, что идея приоритета консервации была заявлена еще на музейном конкурсе 2013 года, где кто только не участвовал, а победили Citizenstudio и Нина Федорова с проектом «Тапки», основанном на мысли, что в доме ничего не надо менять, только сохранять. 
Наринэ Тютчева, глава и основатель АБ Рождественка, генпроектировщик проекта реставрации дома Мельникова
Фотография: Архи.ру

Тютчева также заметила, несколько разойдясь в этом с позицией руководства музея – маловероятно, что по результатам работ можно будет «написать учебник» по реставрации авангарда (эту надежду озвучила директор музея Елизавета Лихачева, в пресс-релизе также дважды говорится, что проект станет полигоном для разработки методики обследования и консервации памятников авангарда в целом). По словам Наринэ Тютчевой, «скорее это будет увлекательный роман».

И с архитектором можно согласиться – дом Мельникова очень уникальная постройка во многих отношениях, недаром он никогда не был положен в основу типового строительства, ни одного даже поселочка на его основе не получилось, а если бы получилось, неизвестно, было бы это хорошо или нет. В нем многое уникально, попытки его буквально цитировать как правило выглядят не более чем забавно. Да и ключевые памятники авангарда – яркие авторские произведения – надо думать, требуют не универсального, а индивидуального подхода. 
Иван Романов, заместитель генерального директора ЛСР
Фотография: Архи.ру

Возвращаясь к консервации дома Мельникова – ее планируется провести на деньги Группы ЛСР, девелопера и производителя стройматериалов. Причем компания – это подчеркнула Елизавета Лихачева, с этим согласился представитель компании – выступает в роли именно мецената, а следовательно, дает деньги и получает полный отчет об использовании, но не вмешивается в работу профессионалов ни на каком уровне. По словам замгендиректора ЛСР Ивана Романова, у компании уже есть опыт такого рода работы с восстановлением исторических зданий, в том числе с применением старых строительных технологий: к примеру, в Архангельском, <...> или в Петербурге на Невском проспекте, 1, или с восстановлением Преображенских казарм. На исследование и проектирование компания выделила 16 с чем-то млн рублей, дальнейшие расходы будут уточнены результатами работ 2021 года. 

Определенно, позиция мецената в данном случае – наилучшая и стремящаяся к идеалу, будет интересно наблюдать за развитием этих отношений. 

Надо сказать, что и выбор Наринэ Тютчевой в качестве проектировщика относится к ряду вариантов, стремящихся к идеалу. Сама презентация проходила во флигеле-Руине, лучшем примере из портфолио «Рождественки» в части реставрации и реконструкции: в 2015–2017 годах романтичная, но холодная Руина, превращенная в экспозиционное пространство Давидом Саркисяном, по проекту Тютчевой стала комфортным местом, не утратив своего полуразрушенного шарма. 

Все в целом говорит о том, что планируется показательная работа с идеальными ингредиентами, да и работа по консервации – очень благородная, поскольку практически исключает самовыражение, в том числе архитектора. Если все это получится с хорошим исследованием, без вторжений, то надо согласиться с Елизаветой Лихачевой, консервация дома Мельникова имеет шансы стать своего рода идеальным примером сохранения памятника авангарда, как уже стала таким примером недавно завершенная реставрация дома Наркомфина (эта работа – еще один претендент на то, чтобы стать основой для методики сохранения памятников авангарда).

Только в доме Наркомфина функция сохранена с добавлением небольшого музея, а тут нет, поскольку здание полностью музеефицировано. Что, к слову, представляет собой достаточно сложный и спорный пункт в деле сохранения наследия – какую роль в сохранении здания играет сохранение его функции? «Убивает» ли само пребывание в музее предмет, хранящийся в нем? Или способствует лучшему изучению и сохранению? Строго говоря ответа на этот вопрос нет, точнее, надо думать, ответ двоякий: и убивает, и помогает изучить, сохранить ценную оболочку в новом статусе. 

В этой связи, думаю, необходимо вспомнить травматичную историю передачи дома-памятника в собственность государства и под управление музея. Половину дочери Константина Мельникова государству передал Сергей Гордеев, а тяжбы вокруг второй половины, наследства сына архитектора, художника Виктора Мельникова, длились в активной фазе около 10 лет. Кульминацией стало насильственное выселение внучки Мельникова Екатерины Каринской, которое СМИ сравнивали с рейдерским захватом. Статей на этот счет очень много, подробности хорошо описаны, в частности, «Афишей» или в статье Марины Хрусталевой, нашу подборку прессы по теме можно найти здесь. Собирали подписи под открытым письмом. История была долгой и неприятной, и в ней, конечно, есть две правды: и дом надо реставрировать и музеефицировать, но и выбрасывать живого человека, наследника дома, на улицу тоже как-то неловко. Осадок остался. Сейчас в свете прогрессивных мероприятий стало не принято об этом вспоминать: во-первых, победителей не судят, во-вторых, музей после того, как получил здание, работает с памятником очень последовательно и аккуратно, привлекает Бродского и Тютчеву, открыл и восстанавливает сад, организует экскурсии, сделал собственную опись архива (из множества статей, связанных с тяжбой, известно, что какая-то опись и раньше была). В 2017 году музей издал книгу о доме. В 2015 году дом вошел в список уникальных жилых домов Iconic Houses, в 2016 стал «побратимом» виллы Савой Ле Корбюзье, в 2017 на вилле прошла выставка «Мельников / Ле Корбюзье». Музей реставрирует предметы обстановки, стол, лампы, ковры, шезлонг Мельникова. Музей отдает много сил и внимания мемориальному дому. Ну то есть делается все, чтобы та болезненная история оказалась не зря; и все же забывать о ней, думаю, будет неправильно. 

В 2019 ИКОМОС-Россия поддержал идею включения дома Мельникова вместе с садом и архивом в список ЮНЕСКО «Память мира» – оно станет возможным после завершения реставрации. В декабре 2021 года запланирована выставка в честь 130-летия Константина Мельникова и каталог с публикацией его архива, причем авторами будущего каталога названы три зарубежных исследователя творчества архитектора: Фред Старр, Жан-Луи Коэн, Хинес Гарридо. Позднее музей предполагает выставочный проект и в честь сына Мельникова Виктора. В 2022-2024 планируется выложить оцифрованный архив Мельникова в открытый доступ. 

09 Марта 2021

Дом – музею
Основатель фонда «Русский авангард» Сергей Гордеев передал в дар Музею архитектуры им. Щусева выкупленную им в 2006 году половину дома архитектора Константина Мельникова. В истории великого памятника авангарда закончился частный период, и начался государственный.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.