English version

Город у большой воды

Концепция масштабной застройки на краю Воронежа, над водой водохранилища-«моря», использует прибрежный перепад высот для организации сложносоставного общественного пространства и уделяет много внимания силуэту и распределению масс, определяющих вид на будущий комплекс с другого берега реки.

mainImg
Проект:
ЖК «Зурбаган», Воронеж
Россия, Воронеж, ул. Добролюбова

Авторский коллектив:
С. Никешкин, Ю. Назаров, И. Бараксанов, Б. Валиев, А. Хоролец, А. Чулкова, Я. Самохвалов, Т. Лоцман, Л. Роженцова, Е. Мозалевская, К. Кузнецов, И. Леквеишвили

2018 — 2020
Большой жилой комплекс с гриновским романтическим названием «Зурбаган» планируется построить на краю Воронежа, на левом берегу одноименной реки, которая здесь разливается водохранилищем. Исторический центр города – на другом берегу, правом, левый берег промышленный и панельный, но запланированный к развитию участок находится севернее ядра старых промзон. К северу от него – песчаная коса, где планируется построить детский яхт-клуб; у косы, опыть же к северу, за заливом, растет типовой массив ЖК «Лазурный», огромный и скучно-панельный. Собственно территория ЖК «Зурбаган» занимает около 20 га и группируется по дуге залива, длина которой – примерно километр. Вдоль воды, на расстоянии 150–200 м от берега проходит улица Добролюбова, сейчас застроенная домами частного сектора. Сам песчаный берег довольно дик, зарос деревьями и изъезжен колеями от машин рыбаков. Район носит название Колдуновка, или Отрожка – по имени слободы, известной с XVII века.
cic =

Сергей Никешкин, партнер и главный архитектор бюро «Крупный план»:

«Сегодня это, мягко говоря, не самый престижный район города, но он обладает огромным потенциалом. – Прилегающие к реке территории в перспективе подлежат реконструкции и развитию, а благоустройство прибрежного участка призвано запустить этот процесс, создать здесь новую точку притяжения. Мы постарались по максимуму сохранить существующее озеленение, организовав на набережной зеленые «островки» с деревьями. В результате получится благоустроенный озелененный склон, который свяжет эту территорию с существующими общественными пространствами и объектами инфраструктуры».

Силуэт комплекса, предложенного компанией «Крупный план», в отличие от строящегося по соседству микрорайона – совершенно не типовой. Он напоминает Нью-Йорк или Чикаго, хотя больше всего Дубаи, но делает это контурно и небуквально, – скорее обращается к образу башен у воды как к чему-то хрестоматийному. Намечает узнаваевые архетипы, не указывая на них слишком акцентно: вот ар-декошная чигакская пара, вот модернистская пластина с крупными темными пятнами – она уже заставляет подумать о, скажем, Роттердаме. Вот вереница разновысотных и разнотоновых секций, трактованных как слипишеся башни, а вот башни, заточенные скатными кровлями как гигантские карандаши, и вот опять – три «райтовских» небоскреба-параллелепипеда, но стройных и черных, а вот зеркальная пара двух треугольных домов-«парусов».
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
© Крупный план

Каждая тема окрашивает свою часть комплекса эмоционально и ассоциативно, задавая смену впечатлений и идей, но обобщенно, то есть не так, как Лас-Вегас, а как набор знаков, заставляющих сопоставить увиденное с чем-то знакомым – получается своего рода азбука градостроительных образов, данная нам в ощущениях.

Ассоциативно заточенные башни выстроены вдоль берега, кварталы пониже ростом сгруппированы дальше, за улицей Добролюбова «на материке», они – дальние планы развития. «Центральные кварталы жилой застройки за счет рельефа территории принципиально разделены на два уровня: верхний, выходящий на набережную, и нижний, примыкающий к улице Добролюбова», – уточняет Сергей Никешкин.
Макет. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
© Крупный план

Все дома установлены на стилобатах, которые объединяют их в группы. Используя перепад высот перед рекой – он здесь составляет порякда 10 метров, – архитекторы «Крупного плана» организуют стилобаты вдоль берега так, что с внешней стороны они погружены в склон, и здесь основное подземное пространство занято парковками, а внутренний контур, обращенный к воде, отдан общественным и коммерческим пространствам – кафе, магазинам и прочим арендным площадям, которые образуют вдоль воды бульвар, насыщенный городскими функциями.

На кровлях стилобатов запланированы приватные дворы жителей, причем войти в них со стороны улицы Добролюбова можно с уровня земли, а пройдя вперед, мы окажемся на один этаж выше набережной.
  • zooming
    1 / 3
    Разрез 1-1, корпуса 1 и 2. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    2 / 3
    Разрез 2-2, корпуса 1 и 2. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    3 / 3
    План паркинга на отм. 0.000. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план

Поскольку фронт застройки не сплошной, со стороны города к нему ведут проезды, предусмотрена и улица перед домами, но пешеходные пространства просторны и позволяют расставить перед витринами достаточно зонтиков и столиков кафе.
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018
© Крупный план

Остается место для деревьев и газонов, а мощение решено таким образом, что в основном оно городское и выходит к воде камненным срезом, как венецианские набережные, то есть достаточно высоко – но во многих местах прерывается, круглящимся контуром окружая островки более естественной природы: для песчаных пляжей, которых здесь несколько, и для групп существующих деревьев, которые архитекторы предлагают сохранить при строительстве.
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
© Крупный план

С набережной получается то же самое, что и с силуэтом домов – типологически многосоставная структура; у нее нет одного лица, напротив, гуляя, можно будет оказаться то на одном уровне, то на другом, то наблюдать реку с каменного возвышения, то оказаться на зеленом берегу под ветлой или выйти босиком к кромке воды на песок.
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
© Крупный план

В глубоких изгибах каменной части мощения устроены переходы от «верхней» набережной к «нижней», иногда их ступени превращаются в амфитеатр, обращенный к реке и на запад, так что можно будет любоваться закатами. К слову сказать, и речную панораму, и ее романтическую «закатную» ориентацию территории авторы всячески учитывают, раскрывают к реке побольше окон, и даже врисовывают в стекла вечерних домов, помимо внутреннего квартирного света внешний, оранжевого солнца, что создает очень обаятельную подсветку.
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2019
© Крупный план

Другие скамейки волнистого края набережной, напротив, смотрят на городской бульвар перед домами. В результате извилистая, а не прямая линия каменной набережной не просто позволяет интегрировать в нее природные элементы, но и помогает чередовать впечатления.
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018
© Крупный план

Итак, взаимодествие с водой здесь – не только созерцательное; можно подойти поближе, причем тоже разными способами, не только выйти на пляж. В центральной части задуман городской спуск с лестницами по краям, дальше – пара выступающих вперед пирсов. Запланирована пристань. Но кроме того авторы предложили вымощенное деревом полукольцо для прогулок прямо над водой.
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
© Крупный план
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2019
© Крупный план
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018
© Крупный план

Возвращаясь к предложенной авторами «Крупного плана» архитектуре домов – она задумана современной и разнообразной, причем в понятие «современность» в данном случае входит не только лаконизм прямых линий и пресловутое отсутствие стилизации, но и элементы более актуального подхода, учитывающего стремление человека к узнаваемости ракурсов, насыщенности фактур, комфорту для глаза. А значит: светлые и темные объемы чередуются, часто попарно, хотя и не всегда. Для облицовки объемов, которые откликаются «консервативными» скатными силуэтами на свое центральное местоположение в составе комплекса, архитекторы предложили разнотоновый кирпич, для домов по краям территории – фиброцемент, что наложило на вереницу образов еще один сюжет: различия центра и периферии.
Фасады. Вид с набережной. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
© Крупный план

Фасады же составлены из тонких простенков с чередующимся ритмом, поддержанных компоновкой решеток для кондицинеров, лоджии углублены, хотя иногда появляются выдвинутые вперед на полтора метра стеклянные эркеры. Высоту окон зрительно увеличивают темные вставки – получается регурярная, хотя слегка «колышащаяся» сетка, где-то разреженная, где-то усиленная на углах, дома по-современному полупрозрачные, но без поднадоевших вертикальных пар окон: решетка повсюду соответствует поэтажному членению.
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018
© Крупный план
ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
© Крупный план

Все это гипер-маштабное разнообразие ориентировано на силуэт комплекса с реки – со стороны исторического Воронежа он должен смотреться выразительно, прежде всего не монотонно, на что работает и разная частота пауз между объемами, и чередующиеся контурные сюжеты. Панорама разворачивает перед глазами смотрящего некий рассказ, череду историй, открытых для считывания издали, в ландшафте. Так и хочется добавить: в отличие от соседних панельных районов, как старых, так и новых.
Панорама с противиположного берега водохранилища. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
© Крупный план

Квартирографию комплекса мы пока можем рассматривать лишь на нескольких примерах из центральной части – двухсекционных домов, снаружи трактованных как пары башен со скатным завершением.

Первые этажи поделены между общественными пространствами для жильцов дома, коммерческой арендой, и жилыми квартирами, а технические этажи совмещают инженерные площади с размещенными по контуру кладовыми для жильцов, реализуя одно из прогрессивных веяний нашего времени. Типы кватрир варьируются от студий до трехкомнатных, причем большинство планировок предусматривают кухню-гостиную, но для традиционалистов есть и разделенный вариант. Намечены варианты со свободной планировкой. Во многих квартирах, начиная от двухкомнатных, предусмотрено по два санузла.
  • zooming
    1 / 8
    Корпус 2. Планы 20 и 21 жилых этажей. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    2 / 8
    Корпус 2. Планы 2-12 и 18 жилых этажей. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    3 / 8
    Корпус 2. План технического этажа и план 1 жилого этажей. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    4 / 8
    Корпус 1. Планы 20 и 21 жилых этажей. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    5 / 8
    Корпус 1. Планы 16-17 и 18-19 жилых этажей. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    6 / 8
    Корпус 1. Планы 11-13 и 14-15 жилых этажей. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    7 / 8
    Корпус 1. План 2-7 и 8-10 жилых этажей. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план
  • zooming
    8 / 8
    Корпус 1. План технического этажа и план 1 жилого этажа. ЖК «Зурбаган». Концепция застройки территории в Воронеже, 2018-2020
    © Крупный план

Словом, это масштабная концепция застройки и реорганизации района на краю интенсивно развивающегося Воронежа. Решенная в русле современных тенденций внимания к благоустройству общественных простанств, и нарисованная с интересом как к деталям, так и к распределению масс при дальней точке зрения. Над водой воронежского водохранилища, которое называют морем, эти новые дома и впрямь приобретают романтические черты города башен и парусов: как будто некий всемирный театр образов «города у воды» застыл в ожидании воплощения.
Проект:
ЖК «Зурбаган», Воронеж
Россия, Воронеж, ул. Добролюбова

Авторский коллектив:
С. Никешкин, Ю. Назаров, И. Бараксанов, Б. Валиев, А. Хоролец, А. Чулкова, Я. Самохвалов, Т. Лоцман, Л. Роженцова, Е. Мозалевская, К. Кузнецов, И. Леквеишвили

2018 — 2020

06 Апреля 2020

KPLN (АБ Крупный план): другие проекты
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Тихое обаяние роскоши
В Москве интенсивно развивается не только высотное строительство, но и типология клубных домов: в каждом новые сюжеты и решения. Вот и «Обыденский № 1», спроектированный Blank Architects в продолжение традиций остоженской «Золотой мили» – как сумма исторической и современной контекстуально-клубной архитектуры, предлагает сплав разных видов жилья, способов общения с городом и типов декора. Между тем его главная ценность – пастораль тишины и камерность в контексте новой версии «московского дворика».
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Высотный конструктор
Один из проектов заказного конкурса для ЖК на севере Москвы. Архитекторы АБ «Крупный план» предложили простую стереометрическую пару 100-метровых башен, объединенных общим пластическим сюжетом, простым, построенном на лаконичном контрасте, но в то же время фактурном. Интересен и овал внутреннего двора, «вырезанный» на кровле стилобата.
Культура отдыха
В новом корпусе санатория «Клязьма», проект которого выполнило бюро «Крупный план», эстетика советского модернизма соединяется с современными представлениями об отдыхе.
Длина волны
ЖК «Тургенева 13» в Пушкино, встраиваясь в масштаб окружающей застройки, отличается от нее ритмичной строгостью парной композиции, легкой волной фасада и колористикой, в которой можно разглядеть два образа: один летний, другой зимний, – оба «прорастают» из особенностей места.
Жук улетел
История проектирования бизнес-центра в Жуковом проезде: с рядом попыток сохранить здание столетнего «холодильника» и современными корпусами, интерпретирующими промышленную тему. Проект уже не актуален, но история, на наш взгляд, интересная.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Похожие статьи
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.