DNK ag: «Параметров оценки очень много»

Разговор с Даниилом Лоренцем, Натальей Сидоровой и Константином Ходневым: о комплексности, уместности, поиске баланса и совместной работе, – продолжает цикл интервью проекта «Эталон качества».

mainImg
zooming

Даниил Лоренц, Наталья Сидорова, Константин Ходнев,
партнеры DNK ag

Среди множества историй раннего успеха не так много примеров, когда из амбициозного молодого архитектурного бюро вырастает по-настоящему высокопрофессиональная команда, преодолевшая «огонь, воду и медные трубы», сохранив уникальность, авторский почерк и видение путей решения сложных задач. DNK ag как раз относится к этой редкой разновидности. Название группы собрано из первых букв имен ее руководителей, но и напрашивающаяся ассоциация с цепочкой dnk более чем уместна. Для работ бюро характерно особое, чуткое отношение к совокупности решаемых в рамках проекта задач. Их здания обращают на себя внимание качеством и элегантностью, но при этом всегда органично вписываются в окружение и отвечают на его вызовы.


Видеосъемка и монтаж: Сергей Кузьмин.

Даниил Лоренц, Наталья Сидорова, Константин Ходнев
партнеры DNK ag: 

Даниил: Тема, с одной стороны, сложная, а с другой – вполне определяемая. Мне кажется качество, прежде всего – это идея, затея, характер, который ты считываешь. Даже при том, что объект может быть выполнен не очень хорошо, неудачно, но когда считывается некая задумка, некая интересная идея, это уже выходит на уровень качественной архитектуры. Чтобы это считать, увидеть, нужно быть свободным от каких-то рамок, особенно тех рамок, которые ты накопил в процессе практической работы и опыта. Ты должен быть всегда критически настроен к своим рамкам, чтобы увидеть что-то, что делают другие.

Второй аспект, который может определить качественную архитектуру – внимательность, многоплановость масштабов. Объект считывается всегда с разных расстояний, разных позиций, и когда есть ответ в архитектурном произведении, когда по мере приближения к нему ты видишь какие-то дополнительные вещи, их проработанность, чувствуешь, что человек думал. Вплоть до таких близких, на расстоянии вытянутой руки, когда ты понимаешь, что большой объём, средний, маленький, текстура – это все гармонично укладывается друг в друга. А также чисто архитектурные вещи: пропорции, пауза, напряженность и так далее. Это все можно определить тоже как качественную архитектуру. И третий момент – наверное, самый понятный – это строительное качество исполнения. Когда все три вышеперечисленные вещи есть, тогда это самое то.

Наталья: Не согласиться со всем вышесказанным достаточно тяжело. Архитектура, безусловно, комплексная вещь. Объект получается тогда, когда все – от идеи до, собственно, ее реализации – сделано качественно. И не только выполнено, но еще и учтены вещи, которые напрямую, может быть, к архитектуре не относятся – вроде соответствия бюджетным задачам, которые перед этим объектом ставил заказчик. То есть некая уместность высказывания с точки зрения ответов на все вопросы. Если ответы на все вопросы, которые были в изначальном проекте – от идеи до детали – до реализации, даны правильно, в результате получается идеальный ответ самой качественной архитектуры.

Константин: Я думаю, что архитектура – это, прежде всего, решение поставленных задач. Наверное, с этой точки зрения следует рассматривать вопрос качественности архитектуры. Чем больше вопросов и задач мы решаем в процессе проектирования, тем качественнее она становится. Эти вопросы связаны и с функциональной составляющей, и с социальными функциями. И, безусловно, очень важно взаимоотношение с физическим контекстом, с окружением. Бывает, здание очень хорошо сделано, но при этом оно совершенно не встроено в контекст. Не реагирует на него ни контрастным образом, ни встроенным, а просто полностью его игнорирует.

По-настоящему архитектура эго скрывает, поскольку отвечает на такое количество вопросов стольких людей, персонажей и сценариев, что эго самого архитектора, его самовыражение напрямую уже не читается. Если его чересчур много, то возможно, человек упустил какие-то факторы в своем проекте.

В «звездной» архитектуре есть сильное самовыражение, но при этом они решают и все остальные задачи. Но кроме самовыражения еще важен опыт и умение и все, что было сказано выше. «Звездная» архитектура – это те, кто наиболее ярко решают задачи создания качественной архитектуры.

Наталья: Мне кажется, что «звездный» чаще употребляют как синоним необычной формы, а это не всегда так. Безусловно, есть такие яркие художественные жесты, но мы под «звездной» архитектурой понимаем не только запоминающиеся вау-эффекты, которые ясно считываются как жест, как принадлежность к определенному имени – а именно глубину подхода к объекту.

Даниил: Но параметров оценки очень много. Допустим, по одному параметру все согласны, это безукоризненная вещь, а по другим параметрам – излишняя брутальность или, наоборот, чрезмерная манерность.

Наталья: Разная оценка иногда бывает связана с разным опытом переживания того или иного, потому что она сосредоточена в аналоге, в другом объекте. И что ещё важно в качественной архитектуре – она должна восприниматься не только по картинкам, но и через живое восприятие. На 100% качественность можно оценить, побывав в объекте, осмотрев его. И впечатление может быть диаметрально противоположным тому, что ожидаешь.

Даниил: Если говорить о совместной работе, то, с одной стороны, взгляды на одну вещь различаются, и тем помогают – в споре рождается истина. Одному можно и не додуматься.

Константин: Это нормальный процесс. Он, наверное, сложнее, чем когда все происходит в одной голове. Это вопрос распараллеливания и критики с разных сторон. Но нам кажется, что это, наоборот, добавляет взвешенности и сбалансированности, избавляя от не очень мотивированных излишних всплесков. У нас как-то больше продуманных решений.

Понятно, что требуется чуть больше времени на согласование позиций, но зато это даёт больше вариантов. Большая вариантность – это тоже залог качества продукта. То, что мы просмотрели, проанализировали большое количество разных вещей – может быть, не диаметрально противоположных, но отличающихся по настроению.

Безусловно, у каждого есть своя позиция, к которой мы относимся бережно. Мы же все развиваемся. Это нормально для архитектора – расти, развиваться, набираться большего опыта и менять свою точку зрения. У каждого из нас нет застывших систем и стандартов поведения.

Самые удачные проекты появляются там, где мы втроем принимаем самое активное участие. Но, безусловно, это участие может проявляться и в спорах, и в обсуждениях и так далее. Когда каждый добавляет часть себя – вот это, наверное, самые удачные проекты, наиболее полные.

Наталья: Наверное, самые удачные получаются, когда все на какой-то волне выстраивается и когда в самом начале набрасывается куча идей. Кто-то подхватывает сказанное слово, переводит немножко на другой уровень, из этого рождается идея. Вот эти проекты чуть легче идут. И, соответственно, результат получается интересный. Бывают трудности при выборе вариантов, когда есть более-менее одинаковые по насыщенности и перспективности заложенных решений варианты. Здесь иногда достаточно сложно бывает выбирать.

Константин: Работа внутри офиса – это не поиск компромисса, а поиск лучшего решения. Это не нивелирование, не усреднение, а наоборот, достижение максимума по каждому вопросу. История с заказчиком может в какой-то момент носить характер компромисса, но мы всё равно стараемся минимизировать количество компромиссов, объясняя, в чем наша позиция, в чем сила этой позиции. Потому что компромисс – это неизбежное проседание качества.

Наталья: Я бы сказала, что архитектор должен обладать искусством даже не убеждения, а баланса. Возникает достаточно много разных вопросов, идеальных ситуаций не бывает. Какие-то вопросы – в том числе на стройках – возможно, даже идут на пользу объекту. Такое бывает. И очень важно искать решение и уметь, как сказал Костя, отстаивать принципиальные решения. Да, при этом понимаешь, что в соответствии с обстоятельствами где-то что-то можно изменить, но изменить таким образом, чтобы общая концепция и качество продукта и объекта не пострадало. Это очень сложное качество, которое приходит только с опытом. Когда делаешь проект на бумаге, все можно проверить, отсмотреть, а на этапе строительства эта грань очень тонка – что ты можешь допустить дальше в изменениях, не изменив при этом финального результата принципиально. Чувство рамок, о которых Данила говорил, чувство допусков приходит очень не сразу.

Даниил: Мне пришла мысль, что в качественной архитектуре очень важно качество решения. Решение должно быть таким, чтобы оно выдержало возможное внешнее давление, в том числе со стороны заказчика, со стороны строителей. С объектом могут уже в процессе, после проекта, происходить какие-то новые вещи, изменения. Даже в процессе проектирования что-то может меняться, но нужно, чтобы изначальное решение, которое ты закладываешь, было достаточно мощным, чтобы выдержать этот натиск других вещей.
 

23 Октября 2017

Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Качество vs количество
Круглый стол «Погоня за радугой» на фестивале «Зодчество» стал заключительной чертой в обсуждении проблем архитектурного качества. Дискуссия сфокусировалась на вопросах профессиональной этики, ответственности архитектора и особенностях российской ментальности.
Наталия Воинова, Илья Мукосей: «Скрижалей нет и быть...
В своем интервью для проекта «Эталон качества» Наталия Воинова и Илья Мукосей категорически протестуют против использования понятия «эталон» в сфере архитектуры, считая, что жесткие критерии оценки бесполезны.
Сергей Скуратов: «Архитектура – как любовь»
О различии категорий качества и несовершенства, кайфе от архитектуры, везении конца девяностых, необходимости бороться за свой замысел, но и привлекать консультантов на самой ранней стадии работы – в интервью Сергея Скуратова для проекта «Эталон качества».
Сергей Чобан: «Качество зависит от каждодневного...
Разговор о качестве в архитектуре продолжает интервью Сергея Чобана, который на собственном опыте доказал, что качественная архитектура и строительство – вопрос не географии или ментальности, а профессионализма и настойчивости архитектора.
Антон Надточий: «Архитектор ищет форму для хаоса»
Архитектура бюро ATRIUM обладает пластичной формой, формирует сложное пространство, создает иллюзию движения – в этой игре форм и пространств заложены смыслы, эмоции и функции, определяющие качество их архитектуры.
Юлий Борисов: «Наша главная проблема – время»
Для Юлия Борисова нет секрета в том, что такое качество. Об этом все сказано у Витрувия и в стандарте ИСО 8402-86. Но как сделать качественную архитектуру, а значит архитектуру, приносящую добро людям, – вот это вопрос, решением которого и занимается бюро UNK project.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Эталон качества
Архи.ру запускает проект «Эталон качества», главными элементами которого станут большая экспозиция с авторскими инсталляциями и круглый стол на фестивале «Зодчество», а также серия видео-интервью с рядом ведущих российских архитекторов.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.