English version

Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»

Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.

Архи.ру:
Вы написали в fb, что проект-победитель конкурса на новую концепцию Большого цирка – это, по вашему мнению, фейк. По-прежнему считаете его фейком?
 
Григорий Ревзин:
Нет, я ошибся. Но ситуация очень необычная и в этом смысле страшно интересна.
 
В каком этом?
 
Проект не фейковый, но это не проект. Происходил некий конкурс, в котором был представлен непонятный нам состав материалов. И нечто победило. Из материалов утекла какая-то картинка. Не факт, что лучшая или самая важная или представительная. Вообще непонятно какая. Мне кажется, мы не можем рассматривать ее как результат конкурса.
 
Почему?
 
Если так, то это скандал. Конкурс платный. Получается, что за 5 миллионов рублей искусственным интеллектом создана картинка, которая на рынке стоит, на мой взгляд, 300 долларов. Ни планов, ни разрезов, никакой информации, которая позволяла бы отнестись к этому как к архитектурному проекту. И остальные атрибуты этого конкурса – неясность состава участников, состава жюри, условий конкурса, статуса победившего проекта. Единственная официальная инстанция, которая нам заявила, что проект победил – пресс-служба мэрии. Так не бывает. Мы не понимаем, утвержден проект или нет, это итоговый проект или промежуточная концепция, будут по нему строить или нет. У нас есть сложившаяся практика конкурсов. И такого безобразия не было никогда. На мой взгляд, это очень интересно.
Проект реконструкции здания Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского, 01.2025

Здесь важны три обстоятельства. О первом говорится в вашей статье и я с вами согласен. Это может быть зарубежный проект, который не публикуется под каким-то понятным именем из-за угрозы санкций. В моей практике были такие ситуации: западные архитекторы, с которыми мы работали как КБ «Стрелка», в настоящий момент не готовы делать под своим именем проекты для России. Их пытались привлечь, и делать это надо через филиалы в Китае, в Сингапуре, в Дубае, еще где-нибудь. Безымянно, от имени некой фирмы. Не могу сказать, что эта практика успешна, потому что одна посредничающая фирма платит другой посредничающей фирме; ну, и работают все соответственно. Большое количество посредников, юристы и финансисты, не способные отличить проект от картинки, нарисованной искусственным интеллектом. На поверхность всплывает непрофессиональный продукт.

Другой, более интересный вопрос – а зачем заказчики вообще прибегают к конкурсной практике? Для нас, «Стрелки», раньше это был способ включения Москвы в глобальный контекст – вот, у нас строят западные звезды. Теперь не надо включать в глобальный контекст, даже наоборот. Тогда зачем получать через Сингапур какую-то непонятную картинку и ее всем миром рассматривать?
 
Это, мне кажется, важный момент. Я не знаю никого из профессионального сообщества, кто сказал бы про этот цирк: «Здорово. Отличная вещь».
Люди очень разных взглядов считают это непрофессиональным продуктом. Не плохим, а просто непрофессиональным.

Он ниже любой критики, бессмысленно о нем говорить в терминах архитектуры. Чего стоит одна пипка размером метров 17, которая висит наверху шатра-балагана.
 
Я прочитал ваш пост, вы считаете, что заказчик Собянин и это его вкус. Я не согласен. Мне кажется, Собянин свои вкусы в архитектуре никак не навязывал десять лет и с чего ему меняться на 15 год правления?
 
Правда? До сих пор считаете, что у Собянина нет вкусовых предпочтений?
 
Да, так и считаю. Я думаю, это скорее что-то, происходящее от деятелей цирка. Но тут важно другое. Братья Запашные не могут разобраться, кто хороший архитектор, а кто нет, и не должны. Архитекторы тоже не знают, как обращаться с тиграми. Цирку должно было предоставить это знание московское правительство, поскольку оператором конкурса является Институт Генплана.
 
Но то, что получилось – продукт, который не является профессиональным изделием – показывает, что у московского правительства оборваны связи с архитекторами. Все эти советы, комиссии, совещания, неформальные связи – не действуют. Если бы архитекторы оказывали какое-нибудь влияние на этот процесс, такой результат не мог быть обнародован. Мог быть нехороший результат, но он не мог быть непрофессиональным. В Москве есть примерно 50 архитекторов с именем, практикой, мастерскими, репутацией, опытом преподавания в МАРХИ. Ни один из них такого не пропустил бы. И это значит, что связи с ними у мэрии больше нет.
Проект реконструкции здания Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского, 01.2025

Сюжет интересный. Смотрите, отмирают все функции конкурса – не нужно ни привлечение западных звезд, ни пиар, потому что мы не знаем ни участников, ни жюри – что пиарить? Но одна остается, самая простая – выбрать хоть что-то. Они не знают, как выбрать архитектора.
 
Это резкое разрушение структуры архитектурной деятельности.

Даже по сравнению с Юрием Михайловичем. Понятно, как такой проект осуществлялся бы при Лужкове. Там была инфраструктура своих, номенклатурных архитекторов, они бы между собой это попилили. Это могло быть ужасно с позиций моего или вашего вкуса, но это не было бы непрофессионально. А теперь эта структура разрушена. Насколько я понимаю, главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову не дали создать такую структуру. Он вообще вне процесса, если бы он управлял процессом хоть сколько-нибудь, такой проект не вылез бы на поверхность. С ним явно ничего не согласовывали. Он так и опубликовал это, ни слова о конкурсе, о заседании градсовета, об архитектуре – нет, будет построен новый цирк, смотрите на канале мэра. Он вне процесса.
 
У нас больше нет институциональной среды, в которой осуществлялось бы строительство важнейших объектов города.

Чего-то, что связывает мэрию, девелоперов, официальных архитекторов, архитекторов в оппозиции, архитектурную общественность, когда они друг с другом все это перетирают, и получается какой-то проект. Все, от этого не осталось ничего. Это важный итог конкурса. Можно его зафиксировать, ну и, так сказать, развести руками.
 
Постапокалипсис какой-то.
 
Ну почему апокалипсис? Просто упрощение. Нас всех закрыли.
 
Тем не менее список участников конкурса у нас есть.
 
Мы знаем их в виде названий компаний, которые сами по себе являются, если следовать вашей же логике, подстановкой для западных компаний. «Апекс», которого назвали победителем в порядке разъяснения результатов (в релизе пресс-службы и его не было) – компания, которая сопровождает зарубежные проекты. В свое время у Кузнецова была такая мечта: чтобы, как в случае с Ove Arup, были крепкие профессионалы, которые разрабатывают проект, нарисованный каким-то талантливым одиночкой. Поэтому, когда сейчас главу этого бюро выставляют автором проекта, это делается немного «фотошопным» способом. Его фотографию наклеивают на фото объекта, он ничего о проекте не говорит, никак не комментирует, нигде в авторстве не признается. Вы видали таких авторов?  
 
Есть второй конкурс на Уголок Дурова, он проведен ровно таким же образом.
 
Ну, так они все теперь такими будут.
 
Русских архитекторов закрыли.

У них нет вообще никакой репутации, их просто не видят. Отдельная проблема, почему так случилось. Мы с вами тоже приложили к этому руку, я во всяком случае, я еще и всех этих западных архитекторов сюда притаскивал. Надо было думать, что делаешь. Ну, архитекторы тоже постарались в уничтожении собственной репутации. Но в результате профессия оказалась скомпрометирована как таковая. Авторитета у наших архитекторов нет, заказчики ищут иностранных, иностранцы боятся санкций. Помните, на каком-то «Зодчестве» президент САР Николай Шумаков говорил тронную речь, что открывается новая эпоха, с закрытием страны для западных архитекторов нас ждет небывалый расцвет русской. Пока не получается.
 
​Не расцвет русской архитектуры, а театр зарубежных теней.

Ну… Наблюдая сейчас форум Казаныш, мы видим, что поиск иностранных архитекторов просто перекочевал с Запада на Восток. Там представлено 25 стран БРИКС.
 
Видел программу Казаныша, и прекрасно, что все это делают. Но на мой взгляд тут есть проблема. Если взять Китай, там такая культура проектирования, которая не предполагает имен. На вопрос о том, кто это спроектировал, вам отвечают: ЦК КПК. Или в крайнем случае скажут название фирмы; но не имена. А когда вы берете персонализованные рынки типа Аргентины или Бразилии – там все наоборот, там маэстро; но непонятно, что они умеют. Здание все-таки дорого стоит, непросто его доверить кабальеро, за которым нет репутационной истории фирмы.
 
Поэтому – я и на своем опыте это говорю – найти архитектора или, говоря иначе, контрагента, которого ты можешь рекомендовать заказчику, поручившись за его качество, на азиатских рынках трудно. Работа консалтера заключается в том, что ты говоришь: вот этот, этот и этот сделают – нет, не то, что вам обязательно понравится, это неизвестно; но уровень профессионального качества я гарантирую. Сегодня это трудно сказать. Это вообще особенность взаимоотношений с Китаем. Как за микросхему, сделанную там, вы не можете поручиться: может быть великолепная, а может быть совершенное фуфло. Так и с архитектурой.
 
Да, но с тех пор, как вы писали о ноу-неймовской архитектуре Китая там, во-первых, появились архитекторы с именами, а во-вторых, приняли закон о запрете работы иностранцев.
 
Не хочу сказать ничего плохого про китайскую архитектуру и тем более не хочу делать ее ответственной за ту картинку, которая появилась. Разумеется, Китай очень цивилизовался с тех пор, как я писал обзор Шанхайской ЭКСПО, там даже Притцкер есть один. Только мы работаем не с топами. Мы те, кто под санкциями, кому надо проникнуть через серую зону; а серая зона – это не то, что цивилизуется. Когда она цивилизуется, она просто исчезает.
 
Почему сразу несколько сносов модернизма, и СЭВ, и цирк? Вы видите здесь какую-то интригу?
 
Это действительно знаменательно. При том, что это скорее всего процесс случайный. Кто-то, может быть, из цирковой сферы, попросил пресс-службу мэрии опубликовать эту картинку, началось какое-то внимание, под это дело Ефимов сказал, что мы еще и СЭВ сносим, а тут еще снесли Дом Кино, и так далее. Возникло некое событие. Я не думаю, что здесь был какой-то дирижер, сказавший: давайте публично ударим по модернизму. Наверное нет. Но результат именно такой.
 
И вот что важно. Фокус удался. Все опять заговорили об архитектуре.

В последний раз архитектура оказалась в центре внимания в 2016 году с программой «Моя улица», и то не архитектура, а урбанистика. Всполошились прогрессивные силы, активизировались регрессивные. Причем эта программа жива и сейчас, кто-то что-то благоустраивает, в ленте московского стройкомплекса куча событий. Но на них никто не обращает внимания. И вдруг взрыв внимания. В моем информационном пузыре тысячи три человек живут этой новостью. Много.
 
Поменялось вот что. Это сильные жесты, именно архитектурные. Объекты, которые поражают воображение, гигантские, меняющие существенные части города; архитектурные события. Это очень отличается от проблематики средового благоустройства. И рифмуется с тем, что происходит в мире, от которого мы сейчас отделены.
 
Мир опять полюбил WOW-архитектуру?
 
Да, мне так кажется. Волна неприятия архитектурных жестов – она закончилась. Все большие ребята начали делать, ну, пирамиду Хеопса, суперобъект, который может поразить воображение. Конечно, чемпионы здесь арабы, но французская Олимпиада показывает то же самое.
 
Проекты, которые нам показывают – это попытка сделать такой вот сильный жест. Только мы под санкциями, мы должны сделать его потихоньку.
​Это такой сильный жест из-под полы. Поэтому он производит такое сногсшибательное впечатление.
 
И сильный жест, реализованный провинциально, выглядит особенно смешно.
 
Мне кажется, проблема в другом. Провинциальная архитектура тоже профессиональна, а эта – нет; когда «Апекс» начнет над ней работать, сделает профессиональной, тогда можно будет говорить о том, что это провинциально. А в данном случае нужна какая-то другая характеристика.
 
Хорошо, на ваш взгляд можно как-то включить наших архитекторов в этот процесс?
 
Не знаю. Они утратили влияние. Можно им посочувствовать, наверное, можно даже возмутиться. Но влияние – это не так работает. Помните, был конкурс на башню Газпрома. Там был проигнорирован петербургский Союз архитекторов. Весьма провинциальная организация, прямо скажем. Но они подняли общественную волну, и она затопила небоскреб. Газпром понял, что ошибся. Не надо было их игнорировать, дороже встало. Вот это влияние. Но я совсем не вижу таких возможностей у архитекторов в сегодняшней Москве. Я бы сейчас, даже если у меня была бы такая возможность, не смог объяснить Сергею Семеновичу, что он сделал неправильно. Он бы не поверил мне, что он должен считаться с профессиональным сообществом в любой форме – Союза архитекторов, Академии архитектуры, МАРХИ, простите, кого забыл.
 
А шансы петиции на РОИ вы как оцениваете?
 
Знаете, моя личная позиция в отношении и сносов, и коллективных действий, отличается ярко выраженной невнятностью.
 
Во-первых, я совсем не уверен, что петиция наберет сто тысяч подписей. Представить это как общественное движение, как это было с башней Газпрома, на мой взгляд, невозможно. Во-вторых, я не фанат архитектуры 1970-х годов, прямо совсем. Я уважаю людей, которые ее ценят, даже люблю их, прежде всего, моего друга Николая Малинина. Но их люблю, а архитектуру на дух не переношу. И в этом смысле совершенно не понимаю, почему я в личном качестве должен бороться за ее сохранение.
 
Это не значит, что я призываю к ее сносу. Бороться не буду, а так нет. Мне бы казалось правильным двигаться в рамках законодательства, пусть даже несовершенного. Эти здания – не памятники, у них имеются собственники, которые имеют право их сносить при согласии городских властей. Закон не нарушен. Какие претензии? Если возникает большой общественный интерес, если собралось какое-то значительное количество людей, которым здание нравится, как это было, например, с ЦДХ, – конечно, нужно сохранять. И итогом этого движения в защиту должно стать получение зданием статуса памятника. Но я не вижу этого движения. Нет ста тысяч – есть три, из которых половина не в стране.
 
Я вообще-то большой скептик в отношении коллективных действий.

Чтобы они стали заметными для власти – не три тысячи взволнованных людей, а хотя бы сто – нужна организация и нужна политическая составляющая. Люди боролись не с башней – они боролись с властью Газпрома в городе. А политический смысл архитектуры – вещь очень случайная. До абсурда.
 
Ну вот смотрите, парадоксальная ведь ситуация. Здания брежневского модернизма защищают очень приличные люди, даже прямо лучшие люди, Коля Малинин во главе широких масс хипстеров. А сносят их большие чиновники и бизнесмены, то есть в наших реалиях патриоты и государственники. А могло бы быть ровно наоборот.

У нас сейчас брежневская эпоха – это идеал. Время ядерного паритета; время, когда Брежнев с Фордом делили мир пополам. Итоговый акт Хельсинки – это наша цель, мы воюем за равенство в отношениях с США.
 
Ну, тут есть сомнение. Те люди, которые хотят вернуться во времена условного СССР, считают его символом высотки, а не модернистскую архитектуру. Больше того, подмена произошла уже после войны: советская власть строила империю, а заимствовала стилистику модернистской, демократической архитектуры. Отсюда двусмысленность…
 
Ваше высказывание – на тему, что Леонид Ильич – это не Иосиф Виссарионович. Была у него какая-то червоточинка, слабоват он был. Это неверно, потому что империя, которая простерлась на пол-Европы и в Азию до Монголии – это именно Брежнев. Больше, чем при Александре III. Наши пятиэтажки стоят от Ханоя до Будапешта. Я не люблю советскую империю, но при Сталине она была какая-то нервная, с эксцессами, а вот ее «благородная простота и спокойное величие», как выражался Винкельман – это Брежнев, а не Сталин.
 
И это не пустые слова.
Они же сносят здание СЭВ! СЭВ – центр и ось этой великой империи.

Небоскреб, откуда видно Прагу, Будапешт и Варшаву, и куда там еще дошли наши славные мирные танки. Там все так и сделано: книжка открывается на Запад, в мозаиках Космос, мирный атом идет в каждый дом. Это же победа мира и социализма, семидесятые годы – гордость страны. Советский цирк! Советский балет! Соцмодернизм – это такое архитектурное «Время, вперед!» Свиридова: представьте, программа «Время» и идут все эти здания соцмодернизма, одно за другим – прямо победа прогресса и социализма. И вы это сносите, и вместо этого строите жилье для миллиардеров. Как если бы все-таки решили снести Мавзолей. Или Кремль. Совсем берега потеряли.
 
Должно быть так, что тяжеловесы-имперцы СЭВ защищают, а мотыльки-хипстеры требуют снести апофеоз имперства. И все равно наоборот. Это какая-то иллюстрация тезиса о хороших русских, которые на самом деле в душе лелеют покорение народов.

В общем, для меня политическая основа коллективных действий абсурдна, и я не хочу в этом безумии принимать участия. И не буду ничего подписывать.
 
Вы, как нелюбитель архитектуры модернизма, какие бы здания сохранили и почему?
 
Ну, это очень личный вопрос. Я не готов защищать ни одно. Встречаясь с этой архитектурой где угодно, например, в Париже, в Лондоне или в Венеции, я нервно вздрагиваю и думаю: какой идиот это поставил, да что ж это за кошмар такой. Это парадоксально, потому что эта архитектура, созданная поколением моего отца, людьми, родившимися в 1920-е – 1930-е годы. Я с ними был знаком, общался, иногда восхищался, любил. И я их не чувствую, ценности этих зданий для меня интуитивно не внятны. Они, их строй, их музыка во мне, так сказать, не отдается, мне тут медведь на ухо наступил. Мне куда проще понять сталинское здание, оно во мне отзывается, а эти нет. Поэтому я не могу полагаться на суждение собственного вкуса в том, что касается сохранения или не сохранения этих зданий.
 
Где закон требует сохранять, вопросов нет. Где не требует – я бы придумал процедуру голосования среди специалистов, какого-то высказывания рейтингового. То есть, пускай регистрируются хотя бы все получившие специальное образование, архитекторы, искусствоведы, художники. Кто хочет, пусть проголосует, хотим сохранить, не хотим. Какую-то картину общественной ценности здания так получить можно. Себя я бы вынес из процесса.  А если бы увильнуть не удалось, действовал бы в логике экологизма. Снос ведь – глубоко антиэкологическое действие.
 
Есть европейский подход к реконструкции зданий 1970-х годов – их историзация. Тут далеко ходить не надо, Колхас нам показал это в «Гараже». Берем кафе «Времена года» в ЦПКиО, и сохраняем под музейную функцию. Причем как сохраняем – берем пионерскую мозаику и реставрируем ее как византийскую императорскую мозаику XII века. Ее ценность резко возрастает, хотя бы потому, что сама реставрация стоит в десять раз больше, чем изготовление. И так со всеми элементами. Если вставить самую плохую картину в хорошую раму, то она будет смотреться гораздо лучше. Так вот, можно было бы все эти здания так реконструировать, чтобы мы одновременно пользовались всеми достоинствами современных технологий офисных или зрелищных зданий, и – видели, что здание стоит уже 50 лет. Если говорить о СЭВ, то я не знаю подобного опыта с небоскребами, в них главное силуэт, а силуэт особенно не историзируешь; но думаю, что это интересная творческая задача.
 
Историзация связана с европейскими ценностями: толерантность, множество смыслов, множество высказываний, много голосов, отсутствие единой воли… Правда, может быть эта проблематика тоже уходит в прошлое. Как теперь принято говорить, Трамп уже начал работать над этим. Так или иначе, есть еще вариант китайский: две трети Шанхая уничтожено в процессе реконструкции, русский квартал, французский квартал, весь этот Шанхай Александра Вертинского – все это снесено под ноль. Ну, и мы сейчас выбрали свой путь. Ничего такого, как у Колхаса, нам больше не надо. Никакой сложности не надо, нам нужен простой, сильный жест, воля. Как в Китае.
 
Отчасти это объясняется тем. что в Европе экономика за последние 20 лет увеличилась в 3 раза, а в Китае в 20 раз. Когда работаешь с таким заказчиком, как Сергей Семенович, этот аргумент трудно обойти.
 
Итак, резюмирую, WOW-архитектура вернулась, мир идет на Восток, все пропало.
 
Ну нет, это не так. Понимаете, построить небоскреб очень трудно. Построить цирк на уровне Дубая – очень трудно. Эти действия требуют высокой профессиональной культуры. Она может аморальна, может не совпадать с сегодняшними европейскими ценностями толерантности и демократизма. Но она не может быть необразованной.
 
Нельзя сказать, что все пропало. Если бы у меня была возможность поговорить с Сергеем Семеновичем, я бы сказал: необходимо вернуть профессиональную экспертизу в создание супер-проектов.
 
​Спросите хотя бы своего Кузнецова, он ведь в принципе знает и как конкурсы проводить, и как строить. Он, вообще, умеет, прямо здорово умеет.

Не все пропало. В рамках этого ужасного тренда – ну, ужасного для меня, потому что я в свои шестьдесят лет вновь увлечься простыми мужскими жестами – в смысле поставить башню и пусть она стоит – не могу, как-то мне это не близко. Но другим есть за что побороться. Просто за профессиональную культуру хотя бы.
 

07 Февраля 2025

Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Пресса: Вернуть человеческий масштаб: проекты реконструкции...
В 1978 году Отдел перспективных исследований и экспериментальных предложений был переименован в Отдел развития и реконструкции городской среды. Тема развития через реконструкцию, которая в 1970-е годы разрабатывалась отделом для районов сложившейся застройки в центре города, в 1980-е годы расширяет географию, ОПИ предлагает подходы для реконструкции периферийных районов, т.н. «спальных» районов - бескрайних массивов массового жилищного строительства. Цель этой работы - с одной стороны, рациональное использование городской среды, с другой - гуманизация жилой застройки, создание психологически комфортных пространств.
Пресса: Морфотипы как ключ к сохранению и развитию своеобразия...
Из чего состоит город? Этот вопрос, который на первый взгляд может показаться абстрактным, имел вполне конкретный смысл – понять, как устроена историческая городская застройка, с тем чтобы при реконструкции центра, с одной стороны, сохранить его своеобразие, а с другой – не игнорировать современные потребности.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание – Посольство Эстонии. Проект бюро United Riga Architects бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая её с современными архитектурными решениями и технологиями.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.