Места для подобной экспозиции лучше, чем «Севкабель Порт», не придумать. Во-первых, из окон открывается вид на Финский залив Балтийского моря – одного из самых, как рассказывает художница Яна Виндерен, загрязненных водоемов в мире. Во-вторых, сам заводской цех, хоть бывший и пока еще сохранивший следы заброшенности, символизирует технологический прогресс, который довел нас до жизни такой. С точки зрения архитекторов, однако, подобное пространство для показа медиаискусства сложное – гигантские окна дают слишком много света, поэтому большинство инсталляций, требующих затемнения и звукоизоляции, пришлось прятать в павильоны.
Архитектурной частью занимались Александр Зиновьев и Ирина Шмелева – талантливые молодые архитекторы, которые успели отметиться в конкурсе Europan с проектом Медиаслободы, на выставке Российского павильона для Миланской Триеннале, посвященной Москве-реке, в конкурсе на разработку петербургского стиля.
Александр Зиновьев
Медиаискусство в этом пространстве дает возможность делать «архитектуру» в чистом виде – экспонат существует внутри павильона, стены снаружи не взаимодействуют с тем, что находится внутри. При этом строительство отдельных павильонов внутри другого замкнутого пространства цеха может показаться некоторой обсессией, архитектурой ради архитектуры. Совершенно точно это не экологично и выглядит немного абсурдно на выставке, посвященной экологии. Однако здесь мы поднимаем скорее вопрос другого порядка – где вообще должно выставляться медиаискусство.
По заданию кураторов выставки, Ольги Вад и Лидии Гуменюк из агентства NADO, архитекторы спроектировали три раздела – каждый со своим нарративом и способом воздействия на зрителя, однако ткущих единое эпическое полотно о гидре и ее головах.
Первая зона «Разрушение» включает большие инсталляции, посвященные глобальным процессам. Именно здесь располагается «хедлайнер» – получасовое шоу с оглушающим шумом и смертоносным танцем пластиковых полотен – зрелище гипнотизирующее и парадоксально красивое, как надвигающееся цунами.
WHISPERS – TEASER from Light Society on Vimeo.
Архитекторы прячут инсталляцию в огромном павильоне из строительных лесов, обтянутых зеленой сеткой – конструкция «символизирует стройку, опасную зону, но вместе с этим она еще и выглядит как куб воды». Следующие комнаты представляют собой black box, где ничто не отвлекает от картинки, порой же темнота вызывает «противоречивое чувство ответственности и собственной незначительности перед лицом стихии».
Раздел «Внимание» рассказывает об экологической повестке конкретных мест. Небольшие по формату работы размещаются в привычных галерейных пространствах «белого куба». Предполагалось, что пол в этой зоне также будет выкрашен в белый цвет, объединяя экспонаты и облегчая навигацию, однако эта идея осталась нереализованной, как и использование в отделке или деталях переработанного морского пластика.
Здесь же расположился еще один крайне необычный павильон, где происходит «театральное» представление с настоящими медузами – с захватывающим сюжетом и непредсказуемыми поворотами сюжета, которые в четко отмеренной дозе выбивают из колеи. На всякий случай: ни одна медуза не пострадала, а после представления становится понятно, что они всех нас переживут.
Ирина Шмелева
Это не просто павильон, а инженерное сооружение, в стене которого спрятано оборудование аквариума. Мы собирали все части театра по схемам и комментариям художников. Требовалась определенная дверь, сидения, габариты пространства и специфическое освещение. В аквариуме нужно было устроить систему замены и фильтрации воды, а кроме того медузам нужно было заранее создать питательную среду и заселить их туда с минимальным стрессом. Этим занимались отдельно приглашенные специалисты. В целом, павильон этой инсталляции был самым сложным в монтаже, но с другой стороны, работать по точному техническому заданию проще, чем пытаться угадать, что нужно художнику.
Павильоны в зоне «Симуляция» выкрашены в ультрамарин – цвет синего экрана смерти windows, как поясняют архитекторы. Снаружи они отличаются формой – цилиндра, параллелепипеда и усеченного шестигранника – внутри же это единый маршрут, проходя который посетитель испытывает самые разнообразные ощущения – от слепящего света до кромешной тьмы со вспышками зарниц, а заканчивает осмотр, пройдясь перед этим по искусственной грязи, в помещении, похожем на буддийскую ступу.
На сайте выставки можно подробнее узнать о художниках и инсталляциях, перед посещением рекомендуем обратить внимание на расписание сеансов в «театре медуз» и павильоне с полотнами.