Проекты вилл Степана Липгарта в стиле ар-деко демонстрируют технический символизм в сочетании с утонченной отсылкой к 1930-м. Один из проектов бумажный, остальные предназначены для конкретных заказчиков: топ-менеджера, коллекционера и девелопера.
Если бы в России 1930-х годов случился не социалистический строй, а буржуазная демократия, то, возможно, частные дома напоминали бы проекты Степана Липгарта. Образ заказчика этих вилл не прост, поскольку требует жизни напоказ, как будто тебя снимают в кино. Вспоминается архитектор Малле-Стивенс, причем не его ар-декошные парижские особняки и виллы, которые ближе к модернизму, а его облик денди и его работа в качестве художника для высокой моды. В виллах же Липгарта просматривается некий панэстетический курс на будущее, причем курс этот лежит сквозь наступающие темные века, поэтому в предъявленном нам панэстетизме есть и героическая нота. Дом-ГЭСПроект виллы-гидроэлектростанции был создан в 2007 году в соавторстве с Борисом Кондаковым для архитектурного конкурса «Дом-Автоном», где требовалось спроектировать жилье, не зависящее от каких-либо коммуникационных сетей. У организаторов посыл был экологический, но архитекторы на волне своего увлечения революционным романтизмом 1930-х, произведениями Эриха Мендельсона, Ноя Троцкого и Евгения Левинсона, трактовали его, скорее, как союз искусства и техники. Тема архитектуры здесь, по словам Липгарта, – движение воды и классический ордер. В последнем, считаемым многими архитекторами скучной латынью, сковывающей творческий процесс, Степан Липгарт, наоборот, чувствует энергию.
Дом ГЭС. Проект для международного конкурса «Дом-автоном» выполнен в рамках группы «Дети Иофана». Графика: Борис Кондаков© Степан Липгарт, Борис Кондаков
Условный дорический фриз с триглифами отделяет нижний ярус здания от верхнего, а жилая анфилада над водопадом представляет собой галерею с колоннами, утверждающую человека над сокрушительной силой падающей воды. С одной стороны, перед нами покорение водной стихии, с другой – соединение человеческой, технической и природной энергии в единое целое – синергия. У этой синергии есть прототип.
Степан Липгарт, Дети Иофана, Липгарт Архитектс «С детства на меня значительное впечатление производили постройки Канала имени Москвы, одухотворённость их по сути функциональной архитектуры, которая особенно внушительно читалась во время работы шлюзов: как поднималась в них вода, как махины судов степенно вырастали вровень с ажурными башенками и бельведерами. Рухлядев и Кринский, функционалисты, в 20-е годы смело экспериментировавшие с формой и пространством, здорово свели тут свой авангардный опыт с классическим материалом, плодотворность такого синтеза и синергии очевидна. С другой стороны, масштаб этих гидротехнических построек близок к типологии большого загородного дома. Так что образ «Дома-ГЭС» – в возвращении от шлюза к вилле».
Дом ГЭС. Проект для международного конкурса «Дом-автоном» выполнен в рамках группы «Дети Иофана». Графика: Борис Кондаков© Степан Липгарт, Борис КондаковДом ГЭС. Проект для международного конкурса «Дом-автоном» выполнен в рамках группы «Дети Иофана». Графика: Борис Кондаков© Степан Липгарт, Борис КондаковДом ГЭС. Проект для международного конкурса «Дом-автоном» выполнен в рамках группы «Дети Иофана». Графика: Борис Кондаков© Степан Липгарт, Борис КондаковДом ГЭС. Проект для международного конкурса «Дом-автоном» выполнен в рамках группы «Дети Иофана». Графика: Борис Кондаков© Степан Липгарт, Борис Кондаков Очевидно, что в таком доме не будет недостатка в свете и тепле. Сидеть на энергетическом потоке и преобразовывать его энергию в благих целях – это, по-видимому, и есть миссия потенциального хозяина такой виллы. Нельзя тут не вспомнить Дом смотрителя реки в утопическом городе Шо Николя Леду, где река проходит сквозь цилиндрическую часть дома, причем не принося практической пользы. На ум также приходит иконическое здание ХХ века, предмет поклонения всех архитекторов, вилла Fallingwater Френка Ллойда Райта, в которой роль низвергающейся воды также декоративная. Завершая с историческими ассоциациями, напомню высказывание Ле Корбюзье, который однажды с другом-поэтом посетил строящуюся плотину в Альпах и выразил свой восторг сопровождавшим их инженерам, но был не понят. Вот как он описывает инцидент: «Мы попытались объяснить им, почему находим их плотину замечательной: размах подобных работ, перенесенный в практику городского строительства, мог бы вызвать коренные преобразования. И вдруг эти люди возмутились: «Как? Вы хотите изуродовать большие города! Вы настоящие варвары! Вы забываете о правилах эстетики». Пожалуй, можно сказать, что в доме ГЭС противоречия сняты: эстетика ордера и энергия техники прекрасно уживаются. Вилла ИТРАббревиатура ИТР расшифровывается с раннесоветских времен как инженерно-технический работник, только отечественные итээры, за исключением крупных руководителей, в виллах не жили, да и у последних резиденции назывались дачами. Загородный дом был спроектирован в 2011 году для сына известного девелопера. Заказчик руководил в тот момент промышленным предприятием, то есть с известной долей условности можно было отнести к его личности звучное «ИТР». Отсюда родился и образ виллы: резиденция технократической элиты. Аэродинамические обтекаемые формы, умножение линий в металлических ограждениях, параллели в вертикалях, скругления углов, – все эти приемы отсылают к одной из вариаций ар-деко, а именно стилю стримлайн, характерному для промышленного дизайна 1930-х: от автомобилей и теплоходов до дирижаблей. С поправкой на нашу эпоху.
Вилла ИТР
Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области
Заказчик: частный клиент
Год проектирования: 2011
Статус: не осуществлён© Степан ЛипгартВилла ИТР
Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области
Заказчик: частный клиент
Год проектирования: 2011
Статус: не осуществлён© Степан ЛипгартВилла ИТР
Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области
Заказчик: частный клиент
Год проектирования: 2011
Статус: не осуществлён© Степан ЛипгартВилла ИТР
Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области
Заказчик: частный клиент
Год проектирования: 2011
Статус: не осуществлён© Степан ЛипгартВилла ИТР
Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области
Заказчик: частный клиент
Год проектирования: 2011
Статус: не осуществлён© Степан ЛипгартВилла ИТР
Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области
Заказчик: частный клиент
Год проектирования: 2011
Статус: не осуществлён© Степан ЛипгартВилла ИТР
Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области
Заказчик: частный клиент
Год проектирования: 2011
Статус: не осуществлён© Степан ЛипгартВилла ИТР
Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области
Заказчик: частный клиент
Год проектирования: 2011
Статус: не осуществлён© Степан Липгарт Вилла состоит из двух корпусов, перпендикулярных друг другу. В двухэтажном корпусе размещены спальни, в одноэтажном – остекленном – гостиная и кухня. На крыше первого этажа расположилась парадная терраса, куда можно подняться, как по внутренней лестнице, ведущей в холл второго этажа, так и непосредственно по монументальным ступеням главного фасада. Ключевая идея уличной лестницы – движение, усиленное стекающим подле нее декоративным водным потоком. Многие, и я в том числе, приняли лестницу поначалу за эскалатор, поскольку графичные линии перилл и ограждений создают ощущение текучей динамики работающего конвейера.
Вилла ИТР
Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области
Заказчик: частный клиент
Год проектирования: 2011
Статус: не осуществлён© Степан ЛипгартВилла ИТР
Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области
Заказчик: частный клиент
Год проектирования: 2011
Статус: не осуществлён© Степан ЛипгартВилла ИТР
Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области
Заказчик: частный клиент
Год проектирования: 2011
Статус: не осуществлён© Степан ЛипгартВилла ИТР
Частный жилой дом в Чеховском районе Московской области
Заказчик: частный клиент
Год проектирования: 2011
Статус: не осуществлён© Степан Липгарт Подвижная эстетика увязана с эргономикой: под лестницу заезжает автомобиль, доставляя продукты ко входу на кухню, а кухонный лифт, размещенный в оформленной барельефом надстройке, поднимает блюда на крышу террасы. Главный фасад обрамляет небольшой бассейн, вдоль которого тянется колоннада-пергола, обеспечивающая связь основной кухни с уличной. Перекрытие перголы из тонких металлических реек продолжает тему стримлайна, дополняя образ упорядоченного движения стремительных линий. Павильон LecayetЗаказчик следующего проекта, Александр Лекае, – увлеченный коллекционер советских ретроавтомобилей и автор ряда книг, посвященных этой теме. Почвой для его знакомства, а в дальнейшем сотрудничества со Степаном Липгартом стал тот факт, что прадед архитектора – Андрей Александрович Липгарт – продолжительное время был главным конструктором Горьковского автозавода и являлся одним из создателей отечественной школы автомобилестроения. В 2015 году Александр Лекае обратился к Степану с идеей дома приемов с залом для экспозиции исторической техники. Проект павильона был создан без привязки к местности, на грани с архитектурной фантазией.
Дом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области
Заказчик: Частное лицо
Год проектирования: 2015
Статус: не осуществлён© Степан ЛипгартДом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области
Заказчик: Частное лицо
Год проектирования: 2015
Статус: не осуществлён© Степан ЛипгартДом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области
Заказчик: Частное лицо
Год проектирования: 2015
Статус: не осуществлён© Степан Липгарт Здесь сказалось и совместное увлечение 1930-ми, и некоторый экспозиционный пафос. На стене особняка в качестве намеренного эпатажа фигурирует сталинская цитата о том, что Советской России не обязательно идти за Европой, пора самим указывать путь.
Дом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области
Заказчик: Частное лицо
Год проектирования: 2015
Статус: не осуществлён© Степан Липгарт
Павильон Lecayet двухчастен: его составляют одно- и двухэтажный объемы, трактованные автором как ведущий и ведомый, а если согласовать понятия с теорией Ильи Голосова, – как объективный и субъективный.
В одноэтажном, «субъективном», корпусе экспонируются автомобили, двухэтажный, «объективный», – пространство для экспонирования самого хозяина дома, место репрезентации и эстетического времяпрепровождения. Стеклянный витраж с шестью стройными окнами уподоблен шестиколонному портику – надо же придать достоинство частному жилищу! В соответствии с функцией (дом торжественных приемов) над парадным входом павильона размещена специфическая деталь: балкон для приветствий и встреч гостей, выход на эту трибуну находится на втором этаже, где разместился просторный кабинет хозяина с пятиметровыми потолками.
Дом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области
Заказчик: Частное лицо
Год проектирования: 2015
Статус: не осуществлён© Степан ЛипгартДом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области
Заказчик: Частное лицо
Год проектирования: 2015
Статус: не осуществлён© Степан ЛипгартДом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области
Заказчик: Частное лицо
Год проектирования: 2015
Статус: не осуществлён© Степан ЛипгартДом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области
Заказчик: Частное лицо
Год проектирования: 2015
Статус: не осуществлён© Степан ЛипгартДом приёмов и частный музей в Одинцовском районе Московской области
Заказчик: Частное лицо
Год проектирования: 2015
Статус: не осуществлён© Степан Липгарт Вилла Acropolis LitorinumЗаключение этой серии проектов – пока наиболее масштабное – эскиз виллы для петербургского партнера Липгарта – девелопера, купившего несколько лет назад землю у Финского залива. Место – высокий берег отступившего Литоринового моря, доисторического водоема, на дне которого помещались значительные прибрежные территории современного Балтийского моря, да и сам город Петербург. Терракотовые вертикали сосен, склон, падающий к несуществующей стихии, приморские бризы и небеса родили идею живописного Акрополя. Но контекст здесь не исчерпывается поэзией моря. Тут же, рядом с окопами Великой Отечественной сохранился бетонный фундамент берегового орудия времен Линии Маннергейма, следы боев несут и прихотливые линии старых деревьев, очевидно испытавших на себе разрушительный огонь войны. Все это Степан Липгарт не без дерзости включил в образный строй виллы.
Acropolis Litorinum
Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области
Заказчик: частный клиент
Год проектирования: 2015
Статус: не осуществлён© Степан ЛипгартAcropolis Litorinum
Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области
Заказчик: частный клиент
Год проектирования: 2015
Статус: не осуществлён© Степан ЛипгартAcropolis Litorinum
Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области
Заказчик: частный клиент
Год проектирования: 2015
Статус: не осуществлён© Степан ЛипгартAcropolis Litorinum
Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области
Заказчик: частный клиент
Год проектирования: 2015
Статус: не осуществлён© Степан Липгарт Акрополи, как и дворцы древнеримских вельмож, представляли собой живописные многокомпонентные ансамбли. Это повлияло на структуру Acropolis Litorinum, сочетающую три части, объединенные галереями. К западу расположился высокий «флигель» хозяйских спальни и библиотеки, напоминающий с отдельных ракурсов корабль с мачтой и капитанской рубкой, отражающийся в прозрачных витражах.
Acropolis Litorinum
Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области
Заказчик: частный клиент
Год проектирования: 2015
Статус: не осуществлён© Степан Липгарт
Остекленный переход западной галереи ведет к центральной части, обращенной изогнутыми дугами своих балконов и стеклянных стен к миру и морю. Вертикали на витражах напоминают деки музыкальных инструментов. В пластичности вогнутых форм фасадов, в их природе ар-деко определенно читается оммаж парижским дворцам времен выставки 1937 года.
Acropolis Litorinum
Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области
Заказчик: частный клиент
Год проектирования: 2015
Статус: не осуществлён© Степан ЛипгартAcropolis Litorinum
Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области
Заказчик: частный клиент
Год проектирования: 2015
Статус: не осуществлён© Степан ЛипгартAcropolis Litorinum
Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области
Заказчик: частный клиент
Год проектирования: 2015
Статус: не осуществлён© Степан ЛипгартAcropolis Litorinum
Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области
Заказчик: частный клиент
Год проектирования: 2015
Статус: не осуществлён© Степан Липгарт Западная галерея имеет еще одну примечательную черту: выстроенные вдоль архитектурно оформленного затопленного окопа, ее несуществующие лицевые опоры очерчены линиями витражей расстекловки, как бы намечающими тени колонн. Последние кажутся легкими и невесомыми, но капители и антаблемент подчеркивают, что все-таки это – опоры, часть ордера. В действительности же перекрытие галереи покоится на консольных балках, а те в свою очередь на столбах по оси задней стены. Идея отблеска эфемерных колонн в воде окопа – прием в стиле «Отражений» Дебюсси: колонны и так являются стеклянными проекциями самих себя, а в водной глади возникает отражение отражений.
Acropolis Litorinum
Частный жилой дом в поселке Пески Ленинградской области
Заказчик: частный клиент
Год проектирования: 2015
Статус: не осуществлён© Степан Липгарт
Восточная галерея, ведущая от центральной части, минуя пространство бассейна отправляет взгляд к небольшой триумфальной арке, которая, впрочем, играет также роль видового бельведера. К нему в свою очередь поднимается лестница – по сути из глубин древнего моря, выстраивая зримую связь между ушедшими водами, земной твердью и небесными сферами.
В своих пока не нашедших реализации проектах вилл Степан Липгарт предложил несколько изящных решений в стиле ар-деко, переосмысленном и продолженном в современности. Причем если Дом ГЭС – скорее декларация идей, то в Вилле «ИТР», Pavillon Lecayaet и Acropolis Litorinum сформировалась узнаваемая авторская манера, перспективная для будущего.
|