Сотворение мира

К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.

mainImg
Мастерская:
Ренессанс-Реставрация https://restavracia.spb.ru/
Проект:
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Вторая очередь
Россия, Калуга, ул. Академика Королёва, 2

Авторский коллектив:
Автор проекта: Василий Исаев
Руководитель проекта: Наталья Абакумова
Куратор проекта: Алексей Комов
Благоустройство территории ГМИК: Алексей Комов, Александр Сафонов
Автор наземных павильонов и арт-объектов: Алексей Комов
Экспозиция: ООО «Кронштадт», ООО «Раритет», Татьяна Елатонцева; Леонид Сиваш
 

2009 — 2019 / 2015 — 2021

Заказчик: Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского
Расширение Музея космонавтики – большой федеральный проект. Его курирует Министерство культуры, а не Минстрой, соответственно, он находится на федеральной, а не на городской территории. Понятно, почему. Полет Юрия Гагарина в космос, как и победа во 2-й мировой войне, – события планетарного масштаба и часть национальной мифологии. Благословленный самим Гагариным, который заложил первый камень в 1961 году, Музей истории космонавтики был построен Борисом Бархиным в 1963-1967.  Авангардный архитектурный объем с фаллическим параболоидом планетария, пробивающим бетонную плиту карниза, давно стал достопримечательностью Калуги.
zooming
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

Количество экспонатов: спутников, кораблей, ракетных двигателей – с годами росло. Они давно не умещались в бархинском музее. Новый музей увеличил площадь экспозиции в пять раз, планируется 1,5 млн посетителей в год; для посетителей здание открылось 12 апреля 2021 года, а 29 апреля состоялось торжественное открытие с участием министра культуры Ольги Любимовой.
  • zooming
    1 / 4
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Большой атриум.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    2 / 4
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    3 / 4
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Главный архитектор Калуги Алексей Комов
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    4 / 4
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

История проекта такова. В октябре 2009 года был проведен архитектурный конкурс на расширение музея. Выиграл архитектор Василий Исаев из «Воронежгражданпроекта». Его проект был бережным по отношению к памятнику: здание почти не имеет надземной части, лишь слегка выступает над поверхностью, основное пространство встроено в высокий берег Оки. Но после того как в январе 2017 года Василий Исаев, к сожалению, ушел из жизни, строительство осталось практически без архитектурного надзора. В середине лета 2019 года главным архитектором Калуги стал Алексей Комов. «Музей обратился в город за помощью, чтобы меня как главного архитектора столицы региона приобщить к работе над самым знаковым объектом города, – рассказывает Алексей Комов. – Поэтому, по сути, с 2019 года сектор главного архитектора Калуги по просьбе руководства музея официально помогал курировать архитектурную часть. Что касается вопросов благоустройства территории, тут также были даны все проектные рекомендации и сопровождение. Элементы навигации, стиля геометрии – по этим вопросам мы постоянно консультировали музей, чтобы в результате подрядчики сделали того уровня продукт, который мы в итоге получили». 
  • zooming
    1 / 4
    Общий вид 1-й и 2-й очереди и благоустройство территории ГМИК им. К.Э. Циолковского
    Предоставлено ГМИК им. К.Э. Циолковского
  • zooming
    2 / 4
    Общий вид 1-й и 2-й очереди и благоустройство территории ГМИК им. К.Э. Циолковского
    Предоставлено ГМИК им. К.Э. Циолковского
  • zooming
    3 / 4
    Общий вид 1-й и 2-й очереди и благоустройство территории ГМИК им. К.Э. Циолковского
    Предоставлено ГМИК им. К.Э. Циолковского
  • zooming
    4 / 4
    Общий вид 1-й и 2-й очереди и благоустройство территории ГМИК им. К.Э. Циолковского
    Предоставлено ГМИК им. К.Э. Циолковского

В том, что новый музей появился и заработал, – большая заслуга директора ГМИК Натальи Абакумовой, которая до этого руководила Новоиерусалимским музеем и имела опыт руководства строительством сложнейших объектов. 
  • zooming
    1 / 6
    Директор Государственного музея истории космонавтики им. К.Э.Циолковского Наталья Абакумова и главный архитектор Калуги Алексей Комов
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    2 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вид из обсерватории.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    3 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    4 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    5 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    6 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

Появление Музея космонавтики-2 дало памятнику модернизма новое звучание. Прославленный в многочисленных изображениях фасад бархинского музея обращен к парку. Функционально он не главный, так как вход осуществляется с другой стороны. Он главный по смыслу, однако был не виден посетителям, так как площадь рядом с музеем была не оформлена. Строительство новой очереди ГМИК поставило все на свои места, а благоустройство территории по проекту Алексея Комова и Александра Сафонова позволило проявить весь замысел целиком, связать воедино компоненты ансамбля. Перед парковым фасадом теперь образована площадь. С левой стороны расположен главный вход в музей. Наземный павильон в виде «летающей тарелки» ведет под землю. Сходство довершают ретро-шрифты, торжественность, элемент сакральности, характерный для советских подземных «дворцов».
  • zooming
    1 / 5
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Историческое здание Музея космонавтики. Арх. Б.Бархин
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    2 / 5
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Спуск к реке Оке и ракета «Восток».
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    3 / 5
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Благоустройство площади.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    4 / 5
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Спуск к реке Оке и ракета «Восток».
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    5 / 5
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Вход в Музей космонавтики-2 с площади.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский

Второй вход – из главного зала старого музея. Надо сказать, что в этой части проект Исаева был скорректирован. Воронежский архитектор предполагал устроить спуск под землю во всю ширину зала. Размах трехъярусной бездны показался руководству чересчур радикальным. В реализованном проекте переход из старого здания в новое есть, но ощутимо более узкий, – спуск по эскалатору, снаружи замаскирован лестницей.

Новый Музей космонавтики поражает посетителя грандиозным светлым пространством: стилистика хайтека, прежде всего открытые конструкции и витражное остекление, а также, безусловно, масштаб – придают интерьеру сходство с аэропортом, что вполне уместно для музея Космонавтики. Спускаясь под землю, не ожидаешь найти там дневной свет, однако он есть: вся стена на высоту трех этажей – укрепленный фермами наклонный стеклянный экран. Это и есть высокий берег Оки, наклон стеклянного экрана вторит естественному склону. Пространство состоит из двух атриумов: большого и малого, который прозвали Лунным двориком из-за выставленного там лунохода.
  • zooming
    1 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Малый «лунный» атриум.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    2 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Малый «лунный» атриум.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    3 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Малый «лунный» атриум.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    4 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    5 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    6 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский

В пространстве музея три уровня. Их пронизывают закрытые цилиндры, внутри которых поместились кинозал, конференц-зал, учебные аудитории и планетарий.  Помимо эскалаторов уровни связаны между собой наклонными пандусами, продолжающими тему знаменитых пандусов бархинского музея. В большом атриуме пандусы спускаются зигзагом с третьего уровня на первый, напоминают орбитальные траектории, создают настроение полета и невесомости. Оно подчеркнуто фигурами космонавтов, взбирающихся по столбам-опорам. Вообще наклонный стеклянный экран и уровни, выходящие к нему террасами и платформами, создают очень динамичное архитектурное пространство, что-то вроде каньона. Вполне себе образ мира, исходя из которого можно было бы, пожалуй, сравнить современного человека с космонавтом, вышедшим в открытый информационный космос, где нарушены все законы и сбиты все ориентации.
  • zooming
    1 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    2 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    3 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    4 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    5 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    6 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    7 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

Очевидно, что пандусы будут иметь успех у детей и взрослых. У пандусов стеклянные ограждения, поэтому движущаяся по ним публика – это тоже своего рода спектакль, который можно наблюдать снизу из атриума. Идея пандусов отчасти выросла из Музея Гуггенхайма Френка Ллойда Райта в Нью-Йорке. Хайтековское пространство Музея космонавтики-2 просматривается насквозь. Зрелищность этого приема заставляет вспомнить завод BMW в Лейпциге авторства Захи Хадид, где конвейер для сборки автомобилей был размещен прямо над головами офисных сотрудников.
  • zooming
    1 / 9
    План на отметке – 12.000
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    2 / 9
    План на отметке – 12.000
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    3 / 9
    План на отметке – 17.400
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    4 / 9
    План на отметке – 17.400
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    5 / 9
    План на отметке – 22.800
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    6 / 9
    План на отметке – 22.800
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    7 / 9
    Разрез 1-1
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    8 / 9
    Разрез 2-2
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    9 / 9
    Разрез 3-3
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского

В Музее космонавтики экспозиция также тщательно срежиссирована. При спуске через главный вход со стороны площади посетителя встречает скульптура Циолковского, в диагональном полете, на коньках и с зонтиком. Школьный учитель математики, казавшийся  безумным мечтателем, был местным «хипстером», разъезжал на велосипеде под зонтиком, катался на коньках по льду реки Яченка, из которой позднее, к 1980-му году сделали водохранилище, на склоне которого теперь стоит музей. И конструировал самодельные ракеты в домике на окраине Калуги. Константин Циолковский – культурный и мифологический герой Калуги, гений места. Таблички «Здесь преподавал Циолковский» висят на десятках калужских домов. В экспозиции Циолковский представлен как герой блокбастера, этакий джедай, мудрец или волшебник. Сквозь оба атриума тянется лента-экран на стеклянной стене, где основоположник космонавтики представлен опять же в диагональном полете, как Бог-Отец на картине Тинторетто, творящий мир в едином творческом акте. На орбите вокруг скульптуры выгравирована знаменитая мотивирующая фраза Циолковского: «Невозможное сегодня станет возможным завтра». Та же фраза периодически возникает на ленточном экране, на котором сменяются разные познавательные видеоролики. Эта лента, подобно упомянутому выше конвейеру, тоже объединяет пространство.
  • zooming
    1 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    2 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    3 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    4 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    5 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    6 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

В двух атриумах на трех платформах нового пространства получили, наконец, место великолепные экспонаты Государственного музея космонавтики, которым было тесно в старом здании. Чего тут только нет: спутники, луноходы, ракетные двигатели, скафандры космонавтов, оранжевая капсула – спускаемый аппарат космического корабля «Союз-34», в котором катапультировались космонавты Владимир Ляхов и Валерий Рюмин, с надписями на русском и английском: «Помоги выйти!» и «Человек внутри!». Напротив стоит макет космического корабля «Федерация», а в нижнем ярусе установлен макет знаменитой станции «Мир». В отдельных небольших залах разместились художественные экспозиции, посвященные космонавтике. На стенах цилиндров можно видеть рисунки Циолковского.
  • zooming
    1 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Спускаемый аппарат космического корабля «Союз 34».
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    2 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    3 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    4 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    5 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    6 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    7 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  
Благоустройством площади перед старым музеем занималась команда главного архитектора Калуги Алексея Комова. Здесь появились новые сувенирные павильоны с космическими и авангардными мотивами; инсталляция, посвященная Гагарину «Поехали!» с вырезками из старых газет и фотографиями; памятный знак с барельефом «Калуга космическая»; дорожки, скамейки и газоны. Ракета «Восток», нависающая над Окой, – резервная копия той самой, гагаринской, – была отреставрирована.
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

Спуск к реке с фантастическими видовыми точками был обустроен пандусами (причем один из пандусов проложен снаружи здания прямо по стеклянному экрану, так что идущие по нему люди будут видны из интерьера, а сами они смогут заглянуть внутрь здания). На поверхности земли также можно видеть световые фонари и круглую обсерваторию.
  • zooming
    1 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Новые павильоны и арт-объекты.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    2 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Новые павильоны и арт-объекты.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    3 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Новые павильоны и арт-объекты.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    4 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Новые павильоны и арт-объекты.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    5 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Новые павильоны и арт-объекты.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    6 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Новые павильоны и арт-объекты.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

Ансамбль с новым Музеем космонавтики и благоустройством преображенной территории получил дополнительное символическое звучание. По меткому наблюдению Алексея Комова, старый музей теперь воспринимается как собор на площади, новый подземный музей – как крипта, ракета – как колокольня, а могила Циолковского – как могила пророка. «Именно в Калуге Циолковский  написал свои главные труды, которые легли в основу космонавтики, – подытоживает Алексей Комов. А образ Калуги как колыбели космонавтики выдернул ее из пасторального контекста. Появление первого в мире музея космонавтики в 1967 году, дворца космоса, отличает Калугу от других губернских городов, вроде Твери, Торжка, Рязани или Серпухова».

Возвращаясь к фразе Циолковского «Невозможное сегодня станет возможным завтра», надо сказать, что само осуществление второй очереди музея космонавтики стало, в некотором смысле, ее иллюстрацией. Полностью же цитата звучит так: «Они, смельчаки, герои, проложат первые воздушные тропы трасс: Земля – орбита Луны, Земля – орбита Марса. А еще далее: Москва – Луна, Калуга – Марс. Невозможное сегодня станет возможным завтра».
Мастерская:
Ренессанс-Реставрация https://restavracia.spb.ru/
Проект:
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Вторая очередь
Россия, Калуга, ул. Академика Королёва, 2

Авторский коллектив:
Автор проекта: Василий Исаев
Руководитель проекта: Наталья Абакумова
Куратор проекта: Алексей Комов
Благоустройство территории ГМИК: Алексей Комов, Александр Сафонов
Автор наземных павильонов и арт-объектов: Алексей Комов
Экспозиция: ООО «Кронштадт», ООО «Раритет», Татьяна Елатонцева; Леонид Сиваш
 

2009 — 2019 / 2015 — 2021

Заказчик: Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского

21 Июня 2021

Похожие статьи
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.
Остров-спутник
Институт Генплана Москвы подготовил мастер-план развития системы островов Сарпинский и Голодный – они расположены в административных границах Волгограда и считаются одними из крупнейших в России. К 2045 году на их территории планируется реализовать 15 масштабных инвестиционных проектов, среди которых спортивный и образовательный кластеры, конгресс-центр с «Волгонариумом», кинокластер, а также 21 тематический парк. Рассказываем, какие инженерные, экологические и транспортные задачи необходимо решить, чтобы «сказка стала былью». Решения мастер-плана уже утверждены и включены в генеральный план развития города.
Янтарные ворота
Жилой комплекс Amber City – один из проектов редевелопмента промышленной территории, расположенной за ТТК у станции «Беговая». Мастерская Алексея Ильина предложила оригинальный генплан, который превратил два кластера башен в торжественные пропилеи, обеспечил узнаваемый силуэт и выстроил переклички с новым высотным строительством поблизости, и справа, и слева – вписавшись, таким образом, в масштаб растущего мегаполиса. Он отмечен и собственной футуристической стилистикой, основанной на переосмысленном стримлайне.
Праздник для всех
Белорусское бюро ZROBIM architects активно расширяет географию своих проектов и выходит на растущий грузинский рынок с ярким офисным пространством, в равной мере универсальным и наделенным яркой индивидуальностью.
Мост в высоту
Архитекторы UNS уверены, что их офисная башня «Мост» в Варшаве стала местом, где история в буквальном смысле встречается с будущим.
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.