Сотворение мира

К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.

mainImg
Мастерская:
Ренессанс-Реставрация https://restavracia.spb.ru/
Проект:
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Вторая очередь
Россия, Калуга, ул. Академика Королёва, 2

Авторский коллектив:
Автор проекта: Василий Исаев
Руководитель проекта: Наталья Абакумова
Куратор проекта: Алексей Комов
Благоустройство территории ГМИК: Алексей Комов, Александр Сафонов
Автор наземных павильонов и арт-объектов: Алексей Комов
Экспозиция: ООО «Кронштадт», ООО «Раритет», Татьяна Елатонцева; Леонид Сиваш
 

2009 — 2019 / 2015 — 2021

Заказчик: Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского
Расширение Музея космонавтики – большой федеральный проект. Его курирует Министерство культуры, а не Минстрой, соответственно, он находится на федеральной, а не на городской территории. Понятно, почему. Полет Юрия Гагарина в космос, как и победа во 2-й мировой войне, – события планетарного масштаба и часть национальной мифологии. Благословленный самим Гагариным, который заложил первый камень в 1961 году, Музей истории космонавтики был построен Борисом Бархиным в 1963-1967.  Авангардный архитектурный объем с фаллическим параболоидом планетария, пробивающим бетонную плиту карниза, давно стал достопримечательностью Калуги.
zooming
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

Количество экспонатов: спутников, кораблей, ракетных двигателей – с годами росло. Они давно не умещались в бархинском музее. Новый музей увеличил площадь экспозиции в пять раз, планируется 1,5 млн посетителей в год; для посетителей здание открылось 12 апреля 2021 года, а 29 апреля состоялось торжественное открытие с участием министра культуры Ольги Любимовой.
  • zooming
    1 / 4
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Большой атриум.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    2 / 4
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    3 / 4
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Главный архитектор Калуги Алексей Комов
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    4 / 4
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

История проекта такова. В октябре 2009 года был проведен архитектурный конкурс на расширение музея. Выиграл архитектор Василий Исаев из «Воронежгражданпроекта». Его проект был бережным по отношению к памятнику: здание почти не имеет надземной части, лишь слегка выступает над поверхностью, основное пространство встроено в высокий берег Оки. Но после того как в январе 2017 года Василий Исаев, к сожалению, ушел из жизни, строительство осталось практически без архитектурного надзора. В середине лета 2019 года главным архитектором Калуги стал Алексей Комов. «Музей обратился в город за помощью, чтобы меня как главного архитектора столицы региона приобщить к работе над самым знаковым объектом города, – рассказывает Алексей Комов. – Поэтому, по сути, с 2019 года сектор главного архитектора Калуги по просьбе руководства музея официально помогал курировать архитектурную часть. Что касается вопросов благоустройства территории, тут также были даны все проектные рекомендации и сопровождение. Элементы навигации, стиля геометрии – по этим вопросам мы постоянно консультировали музей, чтобы в результате подрядчики сделали того уровня продукт, который мы в итоге получили». 
  • zooming
    1 / 4
    Общий вид 1-й и 2-й очереди и благоустройство территории ГМИК им. К.Э. Циолковского
    Предоставлено ГМИК им. К.Э. Циолковского
  • zooming
    2 / 4
    Общий вид 1-й и 2-й очереди и благоустройство территории ГМИК им. К.Э. Циолковского
    Предоставлено ГМИК им. К.Э. Циолковского
  • zooming
    3 / 4
    Общий вид 1-й и 2-й очереди и благоустройство территории ГМИК им. К.Э. Циолковского
    Предоставлено ГМИК им. К.Э. Циолковского
  • zooming
    4 / 4
    Общий вид 1-й и 2-й очереди и благоустройство территории ГМИК им. К.Э. Циолковского
    Предоставлено ГМИК им. К.Э. Циолковского

В том, что новый музей появился и заработал, – большая заслуга директора ГМИК Натальи Абакумовой, которая до этого руководила Новоиерусалимским музеем и имела опыт руководства строительством сложнейших объектов. 
  • zooming
    1 / 6
    Директор Государственного музея истории космонавтики им. К.Э.Циолковского Наталья Абакумова и главный архитектор Калуги Алексей Комов
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    2 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вид из обсерватории.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    3 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    4 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    5 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    6 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

Появление Музея космонавтики-2 дало памятнику модернизма новое звучание. Прославленный в многочисленных изображениях фасад бархинского музея обращен к парку. Функционально он не главный, так как вход осуществляется с другой стороны. Он главный по смыслу, однако был не виден посетителям, так как площадь рядом с музеем была не оформлена. Строительство новой очереди ГМИК поставило все на свои места, а благоустройство территории по проекту Алексея Комова и Александра Сафонова позволило проявить весь замысел целиком, связать воедино компоненты ансамбля. Перед парковым фасадом теперь образована площадь. С левой стороны расположен главный вход в музей. Наземный павильон в виде «летающей тарелки» ведет под землю. Сходство довершают ретро-шрифты, торжественность, элемент сакральности, характерный для советских подземных «дворцов».
  • zooming
    1 / 5
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Историческое здание Музея космонавтики. Арх. Б.Бархин
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    2 / 5
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Спуск к реке Оке и ракета «Восток».
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    3 / 5
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Благоустройство площади.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    4 / 5
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Спуск к реке Оке и ракета «Восток».
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    5 / 5
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Вход в Музей космонавтики-2 с площади.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский

Второй вход – из главного зала старого музея. Надо сказать, что в этой части проект Исаева был скорректирован. Воронежский архитектор предполагал устроить спуск под землю во всю ширину зала. Размах трехъярусной бездны показался руководству чересчур радикальным. В реализованном проекте переход из старого здания в новое есть, но ощутимо более узкий, – спуск по эскалатору, снаружи замаскирован лестницей.

Новый Музей космонавтики поражает посетителя грандиозным светлым пространством: стилистика хайтека, прежде всего открытые конструкции и витражное остекление, а также, безусловно, масштаб – придают интерьеру сходство с аэропортом, что вполне уместно для музея Космонавтики. Спускаясь под землю, не ожидаешь найти там дневной свет, однако он есть: вся стена на высоту трех этажей – укрепленный фермами наклонный стеклянный экран. Это и есть высокий берег Оки, наклон стеклянного экрана вторит естественному склону. Пространство состоит из двух атриумов: большого и малого, который прозвали Лунным двориком из-за выставленного там лунохода.
  • zooming
    1 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Малый «лунный» атриум.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    2 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Малый «лунный» атриум.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    3 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Малый «лунный» атриум.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    4 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    5 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    6 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский

В пространстве музея три уровня. Их пронизывают закрытые цилиндры, внутри которых поместились кинозал, конференц-зал, учебные аудитории и планетарий.  Помимо эскалаторов уровни связаны между собой наклонными пандусами, продолжающими тему знаменитых пандусов бархинского музея. В большом атриуме пандусы спускаются зигзагом с третьего уровня на первый, напоминают орбитальные траектории, создают настроение полета и невесомости. Оно подчеркнуто фигурами космонавтов, взбирающихся по столбам-опорам. Вообще наклонный стеклянный экран и уровни, выходящие к нему террасами и платформами, создают очень динамичное архитектурное пространство, что-то вроде каньона. Вполне себе образ мира, исходя из которого можно было бы, пожалуй, сравнить современного человека с космонавтом, вышедшим в открытый информационный космос, где нарушены все законы и сбиты все ориентации.
  • zooming
    1 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    2 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    3 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    4 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    5 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    6 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    7 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

Очевидно, что пандусы будут иметь успех у детей и взрослых. У пандусов стеклянные ограждения, поэтому движущаяся по ним публика – это тоже своего рода спектакль, который можно наблюдать снизу из атриума. Идея пандусов отчасти выросла из Музея Гуггенхайма Френка Ллойда Райта в Нью-Йорке. Хайтековское пространство Музея космонавтики-2 просматривается насквозь. Зрелищность этого приема заставляет вспомнить завод BMW в Лейпциге авторства Захи Хадид, где конвейер для сборки автомобилей был размещен прямо над головами офисных сотрудников.
  • zooming
    1 / 9
    План на отметке – 12.000
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    2 / 9
    План на отметке – 12.000
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    3 / 9
    План на отметке – 17.400
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    4 / 9
    План на отметке – 17.400
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    5 / 9
    План на отметке – 22.800
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    6 / 9
    План на отметке – 22.800
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    7 / 9
    Разрез 1-1
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    8 / 9
    Разрез 2-2
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    9 / 9
    Разрез 3-3
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского

В Музее космонавтики экспозиция также тщательно срежиссирована. При спуске через главный вход со стороны площади посетителя встречает скульптура Циолковского, в диагональном полете, на коньках и с зонтиком. Школьный учитель математики, казавшийся  безумным мечтателем, был местным «хипстером», разъезжал на велосипеде под зонтиком, катался на коньках по льду реки Яченка, из которой позднее, к 1980-му году сделали водохранилище, на склоне которого теперь стоит музей. И конструировал самодельные ракеты в домике на окраине Калуги. Константин Циолковский – культурный и мифологический герой Калуги, гений места. Таблички «Здесь преподавал Циолковский» висят на десятках калужских домов. В экспозиции Циолковский представлен как герой блокбастера, этакий джедай, мудрец или волшебник. Сквозь оба атриума тянется лента-экран на стеклянной стене, где основоположник космонавтики представлен опять же в диагональном полете, как Бог-Отец на картине Тинторетто, творящий мир в едином творческом акте. На орбите вокруг скульптуры выгравирована знаменитая мотивирующая фраза Циолковского: «Невозможное сегодня станет возможным завтра». Та же фраза периодически возникает на ленточном экране, на котором сменяются разные познавательные видеоролики. Эта лента, подобно упомянутому выше конвейеру, тоже объединяет пространство.
  • zooming
    1 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    2 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    3 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    4 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    5 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    6 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

В двух атриумах на трех платформах нового пространства получили, наконец, место великолепные экспонаты Государственного музея космонавтики, которым было тесно в старом здании. Чего тут только нет: спутники, луноходы, ракетные двигатели, скафандры космонавтов, оранжевая капсула – спускаемый аппарат космического корабля «Союз-34», в котором катапультировались космонавты Владимир Ляхов и Валерий Рюмин, с надписями на русском и английском: «Помоги выйти!» и «Человек внутри!». Напротив стоит макет космического корабля «Федерация», а в нижнем ярусе установлен макет знаменитой станции «Мир». В отдельных небольших залах разместились художественные экспозиции, посвященные космонавтике. На стенах цилиндров можно видеть рисунки Циолковского.
  • zooming
    1 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Спускаемый аппарат космического корабля «Союз 34».
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    2 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    3 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    4 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    5 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    6 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    7 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  
Благоустройством площади перед старым музеем занималась команда главного архитектора Калуги Алексея Комова. Здесь появились новые сувенирные павильоны с космическими и авангардными мотивами; инсталляция, посвященная Гагарину «Поехали!» с вырезками из старых газет и фотографиями; памятный знак с барельефом «Калуга космическая»; дорожки, скамейки и газоны. Ракета «Восток», нависающая над Окой, – резервная копия той самой, гагаринской, – была отреставрирована.
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

Спуск к реке с фантастическими видовыми точками был обустроен пандусами (причем один из пандусов проложен снаружи здания прямо по стеклянному экрану, так что идущие по нему люди будут видны из интерьера, а сами они смогут заглянуть внутрь здания). На поверхности земли также можно видеть световые фонари и круглую обсерваторию.
  • zooming
    1 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Новые павильоны и арт-объекты.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    2 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Новые павильоны и арт-объекты.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    3 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Новые павильоны и арт-объекты.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    4 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Новые павильоны и арт-объекты.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    5 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Новые павильоны и арт-объекты.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    6 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Новые павильоны и арт-объекты.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

Ансамбль с новым Музеем космонавтики и благоустройством преображенной территории получил дополнительное символическое звучание. По меткому наблюдению Алексея Комова, старый музей теперь воспринимается как собор на площади, новый подземный музей – как крипта, ракета – как колокольня, а могила Циолковского – как могила пророка. «Именно в Калуге Циолковский  написал свои главные труды, которые легли в основу космонавтики, – подытоживает Алексей Комов. А образ Калуги как колыбели космонавтики выдернул ее из пасторального контекста. Появление первого в мире музея космонавтики в 1967 году, дворца космоса, отличает Калугу от других губернских городов, вроде Твери, Торжка, Рязани или Серпухова».

Возвращаясь к фразе Циолковского «Невозможное сегодня станет возможным завтра», надо сказать, что само осуществление второй очереди музея космонавтики стало, в некотором смысле, ее иллюстрацией. Полностью же цитата звучит так: «Они, смельчаки, герои, проложат первые воздушные тропы трасс: Земля – орбита Луны, Земля – орбита Марса. А еще далее: Москва – Луна, Калуга – Марс. Невозможное сегодня станет возможным завтра».
Мастерская:
Ренессанс-Реставрация https://restavracia.spb.ru/
Проект:
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Вторая очередь
Россия, Калуга, ул. Академика Королёва, 2

Авторский коллектив:
Автор проекта: Василий Исаев
Руководитель проекта: Наталья Абакумова
Куратор проекта: Алексей Комов
Благоустройство территории ГМИК: Алексей Комов, Александр Сафонов
Автор наземных павильонов и арт-объектов: Алексей Комов
Экспозиция: ООО «Кронштадт», ООО «Раритет», Татьяна Елатонцева; Леонид Сиваш
 

2009 — 2019 / 2015 — 2021

Заказчик: Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского

21 Июня 2021

Похожие статьи
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.