Сотворение мира

К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.

mainImg
Мастерская:
Ренессанс-Реставрация https://restavracia.spb.ru/
Проект:
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Вторая очередь
Россия, Калуга, ул. Академика Королёва, 2

Авторский коллектив:
Автор проекта: Василий Исаев
Руководитель проекта: Наталья Абакумова
Куратор проекта: Алексей Комов
Благоустройство территории ГМИК: Алексей Комов, Александр Сафонов
Автор наземных павильонов и арт-объектов: Алексей Комов
Экспозиция: ООО «Кронштадт», ООО «Раритет», Татьяна Елатонцева; Леонид Сиваш
 

2009 — 2019 / 2015 — 2021

Заказчик: Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского
Расширение Музея космонавтики – большой федеральный проект. Его курирует Министерство культуры, а не Минстрой, соответственно, он находится на федеральной, а не на городской территории. Понятно, почему. Полет Юрия Гагарина в космос, как и победа во 2-й мировой войне, – события планетарного масштаба и часть национальной мифологии. Благословленный самим Гагариным, который заложил первый камень в 1961 году, Музей истории космонавтики был построен Борисом Бархиным в 1963-1967.  Авангардный архитектурный объем с фаллическим параболоидом планетария, пробивающим бетонную плиту карниза, давно стал достопримечательностью Калуги.
zooming
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

Количество экспонатов: спутников, кораблей, ракетных двигателей – с годами росло. Они давно не умещались в бархинском музее. Новый музей увеличил площадь экспозиции в пять раз, планируется 1,5 млн посетителей в год; для посетителей здание открылось 12 апреля 2021 года, а 29 апреля состоялось торжественное открытие с участием министра культуры Ольги Любимовой.
  • zooming
    1 / 4
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Большой атриум.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    2 / 4
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    3 / 4
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Главный архитектор Калуги Алексей Комов
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    4 / 4
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

История проекта такова. В октябре 2009 года был проведен архитектурный конкурс на расширение музея. Выиграл архитектор Василий Исаев из «Воронежгражданпроекта». Его проект был бережным по отношению к памятнику: здание почти не имеет надземной части, лишь слегка выступает над поверхностью, основное пространство встроено в высокий берег Оки. Но после того как в январе 2017 года Василий Исаев, к сожалению, ушел из жизни, строительство осталось практически без архитектурного надзора. В середине лета 2019 года главным архитектором Калуги стал Алексей Комов. «Музей обратился в город за помощью, чтобы меня как главного архитектора столицы региона приобщить к работе над самым знаковым объектом города, – рассказывает Алексей Комов. – Поэтому, по сути, с 2019 года сектор главного архитектора Калуги по просьбе руководства музея официально помогал курировать архитектурную часть. Что касается вопросов благоустройства территории, тут также были даны все проектные рекомендации и сопровождение. Элементы навигации, стиля геометрии – по этим вопросам мы постоянно консультировали музей, чтобы в результате подрядчики сделали того уровня продукт, который мы в итоге получили». 
  • zooming
    1 / 4
    Общий вид 1-й и 2-й очереди и благоустройство территории ГМИК им. К.Э. Циолковского
    Предоставлено ГМИК им. К.Э. Циолковского
  • zooming
    2 / 4
    Общий вид 1-й и 2-й очереди и благоустройство территории ГМИК им. К.Э. Циолковского
    Предоставлено ГМИК им. К.Э. Циолковского
  • zooming
    3 / 4
    Общий вид 1-й и 2-й очереди и благоустройство территории ГМИК им. К.Э. Циолковского
    Предоставлено ГМИК им. К.Э. Циолковского
  • zooming
    4 / 4
    Общий вид 1-й и 2-й очереди и благоустройство территории ГМИК им. К.Э. Циолковского
    Предоставлено ГМИК им. К.Э. Циолковского

В том, что новый музей появился и заработал, – большая заслуга директора ГМИК Натальи Абакумовой, которая до этого руководила Новоиерусалимским музеем и имела опыт руководства строительством сложнейших объектов. 
  • zooming
    1 / 6
    Директор Государственного музея истории космонавтики им. К.Э.Циолковского Наталья Абакумова и главный архитектор Калуги Алексей Комов
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    2 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вид из обсерватории.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    3 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    4 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    5 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    6 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

Появление Музея космонавтики-2 дало памятнику модернизма новое звучание. Прославленный в многочисленных изображениях фасад бархинского музея обращен к парку. Функционально он не главный, так как вход осуществляется с другой стороны. Он главный по смыслу, однако был не виден посетителям, так как площадь рядом с музеем была не оформлена. Строительство новой очереди ГМИК поставило все на свои места, а благоустройство территории по проекту Алексея Комова и Александра Сафонова позволило проявить весь замысел целиком, связать воедино компоненты ансамбля. Перед парковым фасадом теперь образована площадь. С левой стороны расположен главный вход в музей. Наземный павильон в виде «летающей тарелки» ведет под землю. Сходство довершают ретро-шрифты, торжественность, элемент сакральности, характерный для советских подземных «дворцов».
  • zooming
    1 / 5
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Историческое здание Музея космонавтики. Арх. Б.Бархин
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    2 / 5
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Спуск к реке Оке и ракета «Восток».
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    3 / 5
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Благоустройство площади.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    4 / 5
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Спуск к реке Оке и ракета «Восток».
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    5 / 5
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Вход в Музей космонавтики-2 с площади.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский

Второй вход – из главного зала старого музея. Надо сказать, что в этой части проект Исаева был скорректирован. Воронежский архитектор предполагал устроить спуск под землю во всю ширину зала. Размах трехъярусной бездны показался руководству чересчур радикальным. В реализованном проекте переход из старого здания в новое есть, но ощутимо более узкий, – спуск по эскалатору, снаружи замаскирован лестницей.

Новый Музей космонавтики поражает посетителя грандиозным светлым пространством: стилистика хайтека, прежде всего открытые конструкции и витражное остекление, а также, безусловно, масштаб – придают интерьеру сходство с аэропортом, что вполне уместно для музея Космонавтики. Спускаясь под землю, не ожидаешь найти там дневной свет, однако он есть: вся стена на высоту трех этажей – укрепленный фермами наклонный стеклянный экран. Это и есть высокий берег Оки, наклон стеклянного экрана вторит естественному склону. Пространство состоит из двух атриумов: большого и малого, который прозвали Лунным двориком из-за выставленного там лунохода.
  • zooming
    1 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Малый «лунный» атриум.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    2 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Малый «лунный» атриум.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    3 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Малый «лунный» атриум.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    4 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    5 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    6 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский

В пространстве музея три уровня. Их пронизывают закрытые цилиндры, внутри которых поместились кинозал, конференц-зал, учебные аудитории и планетарий.  Помимо эскалаторов уровни связаны между собой наклонными пандусами, продолжающими тему знаменитых пандусов бархинского музея. В большом атриуме пандусы спускаются зигзагом с третьего уровня на первый, напоминают орбитальные траектории, создают настроение полета и невесомости. Оно подчеркнуто фигурами космонавтов, взбирающихся по столбам-опорам. Вообще наклонный стеклянный экран и уровни, выходящие к нему террасами и платформами, создают очень динамичное архитектурное пространство, что-то вроде каньона. Вполне себе образ мира, исходя из которого можно было бы, пожалуй, сравнить современного человека с космонавтом, вышедшим в открытый информационный космос, где нарушены все законы и сбиты все ориентации.
  • zooming
    1 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    2 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    3 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    4 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    5 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    6 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    7 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

Очевидно, что пандусы будут иметь успех у детей и взрослых. У пандусов стеклянные ограждения, поэтому движущаяся по ним публика – это тоже своего рода спектакль, который можно наблюдать снизу из атриума. Идея пандусов отчасти выросла из Музея Гуггенхайма Френка Ллойда Райта в Нью-Йорке. Хайтековское пространство Музея космонавтики-2 просматривается насквозь. Зрелищность этого приема заставляет вспомнить завод BMW в Лейпциге авторства Захи Хадид, где конвейер для сборки автомобилей был размещен прямо над головами офисных сотрудников.
  • zooming
    1 / 9
    План на отметке – 12.000
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    2 / 9
    План на отметке – 12.000
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    3 / 9
    План на отметке – 17.400
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    4 / 9
    План на отметке – 17.400
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    5 / 9
    План на отметке – 22.800
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    6 / 9
    План на отметке – 22.800
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    7 / 9
    Разрез 1-1
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    8 / 9
    Разрез 2-2
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    9 / 9
    Разрез 3-3
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского

В Музее космонавтики экспозиция также тщательно срежиссирована. При спуске через главный вход со стороны площади посетителя встречает скульптура Циолковского, в диагональном полете, на коньках и с зонтиком. Школьный учитель математики, казавшийся  безумным мечтателем, был местным «хипстером», разъезжал на велосипеде под зонтиком, катался на коньках по льду реки Яченка, из которой позднее, к 1980-му году сделали водохранилище, на склоне которого теперь стоит музей. И конструировал самодельные ракеты в домике на окраине Калуги. Константин Циолковский – культурный и мифологический герой Калуги, гений места. Таблички «Здесь преподавал Циолковский» висят на десятках калужских домов. В экспозиции Циолковский представлен как герой блокбастера, этакий джедай, мудрец или волшебник. Сквозь оба атриума тянется лента-экран на стеклянной стене, где основоположник космонавтики представлен опять же в диагональном полете, как Бог-Отец на картине Тинторетто, творящий мир в едином творческом акте. На орбите вокруг скульптуры выгравирована знаменитая мотивирующая фраза Циолковского: «Невозможное сегодня станет возможным завтра». Та же фраза периодически возникает на ленточном экране, на котором сменяются разные познавательные видеоролики. Эта лента, подобно упомянутому выше конвейеру, тоже объединяет пространство.
  • zooming
    1 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    2 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    3 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    4 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    5 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    6 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

В двух атриумах на трех платформах нового пространства получили, наконец, место великолепные экспонаты Государственного музея космонавтики, которым было тесно в старом здании. Чего тут только нет: спутники, луноходы, ракетные двигатели, скафандры космонавтов, оранжевая капсула – спускаемый аппарат космического корабля «Союз-34», в котором катапультировались космонавты Владимир Ляхов и Валерий Рюмин, с надписями на русском и английском: «Помоги выйти!» и «Человек внутри!». Напротив стоит макет космического корабля «Федерация», а в нижнем ярусе установлен макет знаменитой станции «Мир». В отдельных небольших залах разместились художественные экспозиции, посвященные космонавтике. На стенах цилиндров можно видеть рисунки Циолковского.
  • zooming
    1 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Спускаемый аппарат космического корабля «Союз 34».
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    2 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    3 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    4 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    5 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    6 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    7 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  
Благоустройством площади перед старым музеем занималась команда главного архитектора Калуги Алексея Комова. Здесь появились новые сувенирные павильоны с космическими и авангардными мотивами; инсталляция, посвященная Гагарину «Поехали!» с вырезками из старых газет и фотографиями; памятный знак с барельефом «Калуга космическая»; дорожки, скамейки и газоны. Ракета «Восток», нависающая над Окой, – резервная копия той самой, гагаринской, – была отреставрирована.
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

Спуск к реке с фантастическими видовыми точками был обустроен пандусами (причем один из пандусов проложен снаружи здания прямо по стеклянному экрану, так что идущие по нему люди будут видны из интерьера, а сами они смогут заглянуть внутрь здания). На поверхности земли также можно видеть световые фонари и круглую обсерваторию.
  • zooming
    1 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Новые павильоны и арт-объекты.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    2 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Новые павильоны и арт-объекты.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    3 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Новые павильоны и арт-объекты.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    4 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Новые павильоны и арт-объекты.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    5 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Новые павильоны и арт-объекты.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    6 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Новые павильоны и арт-объекты.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

Ансамбль с новым Музеем космонавтики и благоустройством преображенной территории получил дополнительное символическое звучание. По меткому наблюдению Алексея Комова, старый музей теперь воспринимается как собор на площади, новый подземный музей – как крипта, ракета – как колокольня, а могила Циолковского – как могила пророка. «Именно в Калуге Циолковский  написал свои главные труды, которые легли в основу космонавтики, – подытоживает Алексей Комов. А образ Калуги как колыбели космонавтики выдернул ее из пасторального контекста. Появление первого в мире музея космонавтики в 1967 году, дворца космоса, отличает Калугу от других губернских городов, вроде Твери, Торжка, Рязани или Серпухова».

Возвращаясь к фразе Циолковского «Невозможное сегодня станет возможным завтра», надо сказать, что само осуществление второй очереди музея космонавтики стало, в некотором смысле, ее иллюстрацией. Полностью же цитата звучит так: «Они, смельчаки, герои, проложат первые воздушные тропы трасс: Земля – орбита Луны, Земля – орбита Марса. А еще далее: Москва – Луна, Калуга – Марс. Невозможное сегодня станет возможным завтра».
Мастерская:
Ренессанс-Реставрация https://restavracia.spb.ru/
Проект:
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Вторая очередь
Россия, Калуга, ул. Академика Королёва, 2

Авторский коллектив:
Автор проекта: Василий Исаев
Руководитель проекта: Наталья Абакумова
Куратор проекта: Алексей Комов
Благоустройство территории ГМИК: Алексей Комов, Александр Сафонов
Автор наземных павильонов и арт-объектов: Алексей Комов
Экспозиция: ООО «Кронштадт», ООО «Раритет», Татьяна Елатонцева; Леонид Сиваш
 

2009 — 2019 / 2015 — 2021

Заказчик: Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского

21 Июня 2021

Похожие статьи
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Технологии и материалы
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Сейчас на главной
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.