Сотворение мира

К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.

mainImg
Мастерская:
Ренессанс-Реставрация https://restavracia.spb.ru/
Проект:
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Вторая очередь
Россия, Калуга, ул. Академика Королёва, 2

Авторский коллектив:
Автор проекта: Василий Исаев
Руководитель проекта: Наталья Абакумова
Куратор проекта: Алексей Комов
Благоустройство территории ГМИК: Алексей Комов, Александр Сафонов
Автор наземных павильонов и арт-объектов: Алексей Комов
Экспозиция: ООО «Кронштадт», ООО «Раритет», Татьяна Елатонцева; Леонид Сиваш
 

2009 — 2019 / 2015 — 2021

Заказчик: Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского
Расширение Музея космонавтики – большой федеральный проект. Его курирует Министерство культуры, а не Минстрой, соответственно, он находится на федеральной, а не на городской территории. Понятно, почему. Полет Юрия Гагарина в космос, как и победа во 2-й мировой войне, – события планетарного масштаба и часть национальной мифологии. Благословленный самим Гагариным, который заложил первый камень в 1961 году, Музей истории космонавтики был построен Борисом Бархиным в 1963-1967.  Авангардный архитектурный объем с фаллическим параболоидом планетария, пробивающим бетонную плиту карниза, давно стал достопримечательностью Калуги.
zooming
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

Количество экспонатов: спутников, кораблей, ракетных двигателей – с годами росло. Они давно не умещались в бархинском музее. Новый музей увеличил площадь экспозиции в пять раз, планируется 1,5 млн посетителей в год; для посетителей здание открылось 12 апреля 2021 года, а 29 апреля состоялось торжественное открытие с участием министра культуры Ольги Любимовой.
  • zooming
    1 / 4
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Большой атриум.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    2 / 4
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    3 / 4
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Главный архитектор Калуги Алексей Комов
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    4 / 4
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

История проекта такова. В октябре 2009 года был проведен архитектурный конкурс на расширение музея. Выиграл архитектор Василий Исаев из «Воронежгражданпроекта». Его проект был бережным по отношению к памятнику: здание почти не имеет надземной части, лишь слегка выступает над поверхностью, основное пространство встроено в высокий берег Оки. Но после того как в январе 2017 года Василий Исаев, к сожалению, ушел из жизни, строительство осталось практически без архитектурного надзора. В середине лета 2019 года главным архитектором Калуги стал Алексей Комов. «Музей обратился в город за помощью, чтобы меня как главного архитектора столицы региона приобщить к работе над самым знаковым объектом города, – рассказывает Алексей Комов. – Поэтому, по сути, с 2019 года сектор главного архитектора Калуги по просьбе руководства музея официально помогал курировать архитектурную часть. Что касается вопросов благоустройства территории, тут также были даны все проектные рекомендации и сопровождение. Элементы навигации, стиля геометрии – по этим вопросам мы постоянно консультировали музей, чтобы в результате подрядчики сделали того уровня продукт, который мы в итоге получили». 
  • zooming
    1 / 4
    Общий вид 1-й и 2-й очереди и благоустройство территории ГМИК им. К.Э. Циолковского
    Предоставлено ГМИК им. К.Э. Циолковского
  • zooming
    2 / 4
    Общий вид 1-й и 2-й очереди и благоустройство территории ГМИК им. К.Э. Циолковского
    Предоставлено ГМИК им. К.Э. Циолковского
  • zooming
    3 / 4
    Общий вид 1-й и 2-й очереди и благоустройство территории ГМИК им. К.Э. Циолковского
    Предоставлено ГМИК им. К.Э. Циолковского
  • zooming
    4 / 4
    Общий вид 1-й и 2-й очереди и благоустройство территории ГМИК им. К.Э. Циолковского
    Предоставлено ГМИК им. К.Э. Циолковского

В том, что новый музей появился и заработал, – большая заслуга директора ГМИК Натальи Абакумовой, которая до этого руководила Новоиерусалимским музеем и имела опыт руководства строительством сложнейших объектов. 
  • zooming
    1 / 6
    Директор Государственного музея истории космонавтики им. К.Э.Циолковского Наталья Абакумова и главный архитектор Калуги Алексей Комов
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    2 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вид из обсерватории.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    3 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    4 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    5 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    6 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

Появление Музея космонавтики-2 дало памятнику модернизма новое звучание. Прославленный в многочисленных изображениях фасад бархинского музея обращен к парку. Функционально он не главный, так как вход осуществляется с другой стороны. Он главный по смыслу, однако был не виден посетителям, так как площадь рядом с музеем была не оформлена. Строительство новой очереди ГМИК поставило все на свои места, а благоустройство территории по проекту Алексея Комова и Александра Сафонова позволило проявить весь замысел целиком, связать воедино компоненты ансамбля. Перед парковым фасадом теперь образована площадь. С левой стороны расположен главный вход в музей. Наземный павильон в виде «летающей тарелки» ведет под землю. Сходство довершают ретро-шрифты, торжественность, элемент сакральности, характерный для советских подземных «дворцов».
  • zooming
    1 / 5
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Историческое здание Музея космонавтики. Арх. Б.Бархин
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    2 / 5
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Спуск к реке Оке и ракета «Восток».
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    3 / 5
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Благоустройство площади.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    4 / 5
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Спуск к реке Оке и ракета «Восток».
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    5 / 5
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Вход в Музей космонавтики-2 с площади.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский

Второй вход – из главного зала старого музея. Надо сказать, что в этой части проект Исаева был скорректирован. Воронежский архитектор предполагал устроить спуск под землю во всю ширину зала. Размах трехъярусной бездны показался руководству чересчур радикальным. В реализованном проекте переход из старого здания в новое есть, но ощутимо более узкий, – спуск по эскалатору, снаружи замаскирован лестницей.

Новый Музей космонавтики поражает посетителя грандиозным светлым пространством: стилистика хайтека, прежде всего открытые конструкции и витражное остекление, а также, безусловно, масштаб – придают интерьеру сходство с аэропортом, что вполне уместно для музея Космонавтики. Спускаясь под землю, не ожидаешь найти там дневной свет, однако он есть: вся стена на высоту трех этажей – укрепленный фермами наклонный стеклянный экран. Это и есть высокий берег Оки, наклон стеклянного экрана вторит естественному склону. Пространство состоит из двух атриумов: большого и малого, который прозвали Лунным двориком из-за выставленного там лунохода.
  • zooming
    1 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Малый «лунный» атриум.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    2 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Малый «лунный» атриум.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    3 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Малый «лунный» атриум.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    4 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    5 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    6 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский

В пространстве музея три уровня. Их пронизывают закрытые цилиндры, внутри которых поместились кинозал, конференц-зал, учебные аудитории и планетарий.  Помимо эскалаторов уровни связаны между собой наклонными пандусами, продолжающими тему знаменитых пандусов бархинского музея. В большом атриуме пандусы спускаются зигзагом с третьего уровня на первый, напоминают орбитальные траектории, создают настроение полета и невесомости. Оно подчеркнуто фигурами космонавтов, взбирающихся по столбам-опорам. Вообще наклонный стеклянный экран и уровни, выходящие к нему террасами и платформами, создают очень динамичное архитектурное пространство, что-то вроде каньона. Вполне себе образ мира, исходя из которого можно было бы, пожалуй, сравнить современного человека с космонавтом, вышедшим в открытый информационный космос, где нарушены все законы и сбиты все ориентации.
  • zooming
    1 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    2 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    3 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    4 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    5 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    6 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    7 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

Очевидно, что пандусы будут иметь успех у детей и взрослых. У пандусов стеклянные ограждения, поэтому движущаяся по ним публика – это тоже своего рода спектакль, который можно наблюдать снизу из атриума. Идея пандусов отчасти выросла из Музея Гуггенхайма Френка Ллойда Райта в Нью-Йорке. Хайтековское пространство Музея космонавтики-2 просматривается насквозь. Зрелищность этого приема заставляет вспомнить завод BMW в Лейпциге авторства Захи Хадид, где конвейер для сборки автомобилей был размещен прямо над головами офисных сотрудников.
  • zooming
    1 / 9
    План на отметке – 12.000
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    2 / 9
    План на отметке – 12.000
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    3 / 9
    План на отметке – 17.400
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    4 / 9
    План на отметке – 17.400
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    5 / 9
    План на отметке – 22.800
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    6 / 9
    План на отметке – 22.800
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    7 / 9
    Разрез 1-1
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    8 / 9
    Разрез 2-2
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского
  • zooming
    9 / 9
    Разрез 3-3
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского

В Музее космонавтики экспозиция также тщательно срежиссирована. При спуске через главный вход со стороны площади посетителя встречает скульптура Циолковского, в диагональном полете, на коньках и с зонтиком. Школьный учитель математики, казавшийся  безумным мечтателем, был местным «хипстером», разъезжал на велосипеде под зонтиком, катался на коньках по льду реки Яченка, из которой позднее, к 1980-му году сделали водохранилище, на склоне которого теперь стоит музей. И конструировал самодельные ракеты в домике на окраине Калуги. Константин Циолковский – культурный и мифологический герой Калуги, гений места. Таблички «Здесь преподавал Циолковский» висят на десятках калужских домов. В экспозиции Циолковский представлен как герой блокбастера, этакий джедай, мудрец или волшебник. Сквозь оба атриума тянется лента-экран на стеклянной стене, где основоположник космонавтики представлен опять же в диагональном полете, как Бог-Отец на картине Тинторетто, творящий мир в едином творческом акте. На орбите вокруг скульптуры выгравирована знаменитая мотивирующая фраза Циолковского: «Невозможное сегодня станет возможным завтра». Та же фраза периодически возникает на ленточном экране, на котором сменяются разные познавательные видеоролики. Эта лента, подобно упомянутому выше конвейеру, тоже объединяет пространство.
  • zooming
    1 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    2 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    3 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    4 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    5 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    6 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

В двух атриумах на трех платформах нового пространства получили, наконец, место великолепные экспонаты Государственного музея космонавтики, которым было тесно в старом здании. Чего тут только нет: спутники, луноходы, ракетные двигатели, скафандры космонавтов, оранжевая капсула – спускаемый аппарат космического корабля «Союз-34», в котором катапультировались космонавты Владимир Ляхов и Валерий Рюмин, с надписями на русском и английском: «Помоги выйти!» и «Человек внутри!». Напротив стоит макет космического корабля «Федерация», а в нижнем ярусе установлен макет знаменитой станции «Мир». В отдельных небольших залах разместились художественные экспозиции, посвященные космонавтике. На стенах цилиндров можно видеть рисунки Циолковского.
  • zooming
    1 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь. Спускаемый аппарат космического корабля «Союз 34».
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    2 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    3 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    4 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    5 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    6 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    7 / 7
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Вторая очередь.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  
Благоустройством площади перед старым музеем занималась команда главного архитектора Калуги Алексея Комова. Здесь появились новые сувенирные павильоны с космическими и авангардными мотивами; инсталляция, посвященная Гагарину «Поехали!» с вырезками из старых газет и фотографиями; памятный знак с барельефом «Калуга космическая»; дорожки, скамейки и газоны. Ракета «Восток», нависающая над Окой, – резервная копия той самой, гагаринской, – была отреставрирована.
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского.
Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

Спуск к реке с фантастическими видовыми точками был обустроен пандусами (причем один из пандусов проложен снаружи здания прямо по стеклянному экрану, так что идущие по нему люди будут видны из интерьера, а сами они смогут заглянуть внутрь здания). На поверхности земли также можно видеть световые фонари и круглую обсерваторию.
  • zooming
    1 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Новые павильоны и арт-объекты.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    2 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Новые павильоны и арт-объекты.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко
  • zooming
    3 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Новые павильоны и арт-объекты.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    4 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Новые павильоны и арт-объекты.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    5 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Новые павильоны и арт-объекты.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Андрей Ягубский
  • zooming
    6 / 6
    Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Новые павильоны и арт-объекты.
    Предоставлено ГМИК им. К.Э.Циолковского. Фотография: Анна Лысенко

Ансамбль с новым Музеем космонавтики и благоустройством преображенной территории получил дополнительное символическое звучание. По меткому наблюдению Алексея Комова, старый музей теперь воспринимается как собор на площади, новый подземный музей – как крипта, ракета – как колокольня, а могила Циолковского – как могила пророка. «Именно в Калуге Циолковский  написал свои главные труды, которые легли в основу космонавтики, – подытоживает Алексей Комов. А образ Калуги как колыбели космонавтики выдернул ее из пасторального контекста. Появление первого в мире музея космонавтики в 1967 году, дворца космоса, отличает Калугу от других губернских городов, вроде Твери, Торжка, Рязани или Серпухова».

Возвращаясь к фразе Циолковского «Невозможное сегодня станет возможным завтра», надо сказать, что само осуществление второй очереди музея космонавтики стало, в некотором смысле, ее иллюстрацией. Полностью же цитата звучит так: «Они, смельчаки, герои, проложат первые воздушные тропы трасс: Земля – орбита Луны, Земля – орбита Марса. А еще далее: Москва – Луна, Калуга – Марс. Невозможное сегодня станет возможным завтра».
Мастерская:
Ренессанс-Реставрация https://restavracia.spb.ru/
Проект:
Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. Вторая очередь
Россия, Калуга, ул. Академика Королёва, 2

Авторский коллектив:
Автор проекта: Василий Исаев
Руководитель проекта: Наталья Абакумова
Куратор проекта: Алексей Комов
Благоустройство территории ГМИК: Алексей Комов, Александр Сафонов
Автор наземных павильонов и арт-объектов: Алексей Комов
Экспозиция: ООО «Кронштадт», ООО «Раритет», Татьяна Елатонцева; Леонид Сиваш
 

2009 — 2019 / 2015 — 2021

Заказчик: Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского

21 Июня 2021

Похожие статьи
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.