Красная ботаника

Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.

Алёна Кузнецова

Автор текста:
Алёна Кузнецова

01 Декабря 2020
mainImg
Проект:
ЖК Botanica
Россия, Санкт-Петербург, Аптекарский пр. 5

Авторский коллектив:
ГАП: Андрей Кораблев
ГИП: Илья Хафизов, Алексей Пушкин
​Архитекторы: Оксана Мизенко, Анастасия Апостолиди, Дарья Козлова, Мария Калницкая, Олег Михеенко, Светлана Ноготова, Регина Шигапова, Юлия Ершова, Денис Сергеев Ландшафтный архитектор: Анастасия Хитрина

2017 — 2020

Девелопер: АО «Эталон ЛенСпецСМУ»
ЖК «Ботаника» – один из проектов по ревитализации северной части Аптекарского острова, промышленные территории которого в последние годы квадрат за квадратом превращаются в респектабельные жилые кварталы. Предшественники «Ботаники» – комплексы «Европа-Сити» на месте завода «Электрик» и Skandi Klubb на месте стадиона. «Ботаника» заняла территорию завода химико-фармацевтического объединения «Октябрь» и главного запасного аптечного магазина.
ЖК Botanica
Фотография © Мамин Денис

Почти весь квартал, в котором располагается комплекс, занимает кампус Электротехнического университета с разнообразной – от псевдоготики до функционализма – застройкой XX века. В двух шагах, через улицу Профессора Попова, начинается Ботанический сад Петра Великого – бывший Аптекарский огород, собственно, и давший название всему острову. На таком участке невозможно не отреагировать на genius loci.
ЖК Botanica
Фотография © Мамин Денис

«Ботаника» не пытается спорить с соседним зданием старейшего корпуса ЛЭТИ, построенного по проекту Александра Векшинского на рубеже XIX-XX веков, но в то же время стремится стать «своей» на острове, для чего архитекторы провели собственное исследование характерных особенностей «генокода» Петроградской стороны, прежде всего соседних зданий. В полученный состав, по словам авторов, вошли дворы-курдонеры и декоративные элементы из металла. От себя добавим, что использование кирпича в сочетании со светлыми обводками, напоминающими камень, также наверняка инициировано соседством «кирпичной готики» соседних фабрично-заводских зданий столетней давности. Или того же ЛЭТИ.
ЖК Botanica в перспективе Аптекарского проспекта. Вид от ЛЭТИ
Фотография © Мамин Денис

Так или иначе, а образ получился собирательным. Собран он на основе варианта современной архитектуры, предназначенной для исторического центра: в меру сдержанной, но орнаментированной как ради перекличек с контекстом, так и для насыщения фасадов притягивающими взгляд, обогащающими впечатление элементами.

Кроме того, в комплексе важна средняя этажность – на красную линию выведены «идеальные» для городской среды 7 этажей; с отступающими в глубину и снабженными террасами ярусами «повышенной комфортности» получается 8-9. Металлическая облицовка верхних ярусов делает их звучание более современным – так и хочется сопоставить дом с проектами реконструкций XIX века: кирпич внизу «как будто старый», а металл вверху новый.
ЖК Botanica
Фотография © Мамин Денис

А вот не замаскированные вентвыходы заставляют задуматься о путешествиях Карлсона по крыше. Конфигурация труб, конечно, живописна, но до высказывания наподобие фасада Помпиду не дотягивает, а с пинаклями соседних исторических зданий если и перекликается, то случайным образом. Хотя признаем, что с позиции пешехода трубы не видны.
ЖК Botanica
Фотография © Мамин Денис
ЖК Botanica
Фотография © Мамин Денис

Итак, образ получился собирательным. Кирпич напоминает о фабричной архитектуре, хотя разнотоновость и разнофактурность определенно демонстрируют нам, что он ручной работы, то есть недешев и современен. В то же время рельефные полоски, похожие на штрабу – характерный прием фасадов зданий авангарда, как и объединение окон в горизонтальные группы, и угловые окна. Легкое скругление углов возвращает к современности, а решетки и лиственные панно напоминают обобщенные поиски модерна. Белые рамки можно счесть аллюзией на псевдоготику, хотя более всего они напоминают опыты итальянских архитекторов 1930-х годов с Campo Marzio.
  • zooming
    1 / 4
    ЖК Botanica
    Фотография © Мамин Денис
  • zooming
    2 / 4
    ЖК Botanica
    Фотография © Мамин Денис
  • zooming
    3 / 4
    ЖК Botanica
    Фотография © Мамин Денис
  • zooming
    4 / 4
    ЖК Botanica
    Фотография © Мамин Денис

Обилие деталей и текстур определенно подкупает, дорогой кирпич смотрится тепло и рукотворно, а легкие отличия корпусов между собой оживляют проект. В целом он созвучен европейскому средовому строительству в центрах исторических городов, может быть, чуть более насыщен декором, чем большинство зданий этой типологии, то есть слегка «завис» на грани 30 и 70, иконического и фонового, если подходить к дому с теорическим стандартом, предложенным пару лет назад Сергеем Чобаном.
  • zooming
    1 / 5
    ЖК Botanica
    Фотография © Мамин Денис
  • zooming
    2 / 5
    ЖК Botanica
    Фотография © Мамин Денис
  • zooming
    3 / 5
    ЖК Botanica
    Фотография © Мамин Денис
  • zooming
    4 / 5
    ЖК Botanica
    Фотография © Мамин Денис
  • zooming
    5 / 5
    ЖК Botanica
    Фотография © Мамин Денис

Растительным мотивам на оконных решетках, которые архитекторы предлагают использовать как домашние цветники, вторит узор дворовых ограждений, похожий на рисунки решеток Алексея Бавыкина в Брюсовом и Электрическом переулках в Москве. Вместе они напоминают оплетающий стены девичий виноград поздней осенью, когда он сбрасывает листья. Между домами и справа от южного корпуса устроены общественные пространства – пешеходные улицы-променады, причем последний, примыкающий к университету, оживлен сохраненной трубой старой котельной, которая выглядит как артефакт в ее перспективе. Все дворы и пешеходные улицы украшены крупными клумбами в форме стилизованных миндалевидных листьев, вторящей флоральным рисункам декоративных панелей и решеток на фасадах.

Вместе с комплексами «Европа-Сити» и Skandi Klubb «Ботаника» составляет небезынтересный ансамбль среднеэтажной застройки, формируя милую сердцу многих горожан ауру небольшого европейского города.

Поставщики, технологии

представительство компании Компания Славдом на Архи.ру B ЖК Botanica реализован навесной вентилируемый фасад. Но самая интересная особенность проекта – использование одновременно 3 подcистем крепления – кирпича, плитки под кирпич и искусственного камня. Основными материалами стали кирпич ручной формовки и плитка Engels Exclusief, при этом благодаря технологиям компании Славдом, несмотря на применение разных строительных материалов фасад получился однородным. Для соединения несущей стены и облицовочного слоя использовались базальтопластиковые гибкие связи Гален БПА. Цветовая гамма фасада поддержана красным кирпичом Engels Bass Rock на заборе комплекса. Благоустройство территории – черно-белая брусчатка Выбор из коллекции Стоунмикс. Поставщик материалов и технологий – компания Славдом
Проект:
ЖК Botanica
Россия, Санкт-Петербург, Аптекарский пр. 5

Авторский коллектив:
ГАП: Андрей Кораблев
ГИП: Илья Хафизов, Алексей Пушкин
​Архитекторы: Оксана Мизенко, Анастасия Апостолиди, Дарья Козлова, Мария Калницкая, Олег Михеенко, Светлана Ноготова, Регина Шигапова, Юлия Ершова, Денис Сергеев Ландшафтный архитектор: Анастасия Хитрина

2017 — 2020

Девелопер: АО «Эталон ЛенСпецСМУ»

01 Декабря 2020

Алёна Кузнецова

Автор текста:

Алёна Кузнецова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Метаболизм и Бах
Проект гостиницы для периферии исторического Петербурга, воплощающий непривычные для города идеи: транспарентность, незавершенность и сознательный отказ от контекстуальности.
Оболочка IT-креативности
Московское здание международной сети внешкольного образования с центром в Армении – школы TUMO – расположилось в реконструированном корпусе, единственном сохранившемся от сахарного завода имени Мантулина. Пожелания заказчика и инновационная направленность школы определили техногенную образность «металлического ящика», открытую планировку и яркие акценты внутри.
Третий путь
Публикуем объект, получивший гран-при «Золотого сечения 2021»: офисный комплекс на Верхней Красносельской улице, спроектированный и реализованный мастерской Николая Лызлова в 2018 году. Он демонстрирует отчасти новые, отчасти хорошо забытые старые тенденции подхода к строительству в исторической среде.
Террасы и зигзаги
UNStudio прорывается в Петербург: на берегу Финского залива началось строительство ступенчатого офиса для IT-компании JetBrains.
Здесь и сейчас
Три примера быстровозводимой модульной архитектуры для города и побега из него: растущие офисы, гастромаркет с признаками дома культуры и хижина для созерцания.
Парк Швейцария
Проект парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде, созданный достаточно молодым, но известным и международным бюро KOSMOS, вызвал в городе много споров и даже протестов, настолько острых, что попытка провести на нашей платформе профессиональное обсуждение тоже не удалась. Публикуем проект как есть.
Районные ряды
Один из вариантов общественного пространства шаговой доступности, способного заменить ушедшие в прошлое дома культуры.
Из кино в метро
Трансформация советского кинотеатра «Ереван» в Единый диспетчерский центр метрополитена: параметрические фасады, медиаэкраны и центр мониторинга в бывшем зрительном зале.
Ажур и резьба
Жилой комплекс в Уфе с мостиком-эспланадой, разнообразными балконами и декором, имитирующим деревянные наличники. Дом отмечен Золотым знаком Зодчества-2020.
Диско Суперстар
Павильон для фудтраков в Парке Горького с предметами дизайна из советского автопрома ностальгирует по неоновой Америке.
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Сложный белый
Спортивный центр на берегу Суздальского озера – редкий пример того, как архитекторы пошли до конца в отстаивании своих идей. Ответом на ограничения участка и пожелания заказчика стала изощренная композиция, уравновешенная чистотой линий и лаконичной отделкой.
Бинокль архитектора
Новый собственный дом Тотана Кузембаева – удивительный деревянный катамаран, врытый в склон под углом, обратным перепаду рельефа. Сама двухчастная структура дома была выбрана ради лучшей звукоизоляции, столь необычная посадка на участке – ради лучшего вида, ну а выбор дерева как ключевого материала постройки, конечно, никого не удивил.
Как на праздник, часть II
В продолжении подборки современных офисных интерьеров: висячие и вертикальные сады, живой уголок, капсулы для сна и офис-трансформер.
Как на праздник, часть I
В первой подборке офисных интерьеров, отвечающих современному трудовому процессу – wi-fi и камины, переговорные и игровые, эффектность и функциональность.
Кисельные берега взаправду
Стратегия развития Казанки – масштабный и амбициозный проект по созданию национального парка в самом сердце города, способного изменить образ жизни казанцев. О реалистичности и серьезности намерений говорит тот факт, что с момента утверждения Стратегии отменено несколько крупных строек на берегах реки.
Орбитальное расхождение
Ансамбль деревянной ротонды и овального моста, сооруженный Антоном Кочуркиным в ПКиО Выксы, напоминает схему планеты, сошедшей к орбиты на апогее, но все же к ней привязанной. А мост соединяет, вместо двух берегов, – воды двух прудов. Словом, объект театрализует и осмысляет действительность по законам жанра паркового павильона.
Не реставрация, но воссоздание
Декоративное панно «Защитникам Отечества» в Калуге, созданное почти полвека назад художником Владимиром Животковым, обрело вторую жизнь и избежало забвения. Теперь на его месте – точная и усиленная копия.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Пресса: «Важно сохранять здания разных периодов». Суперзвезда...
У Сергея Чобана необычный профессиональный путь: в девяностые годы он добился признания на Западе и только потом стал востребованным в России. И сейчас его гонорары чуть не дотягивают до уровня мировых легенд вроде Нормана Фостера.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.