Tchoban Voss Architekten
Архитекторы – П. Земсков, Ф. Шольц
SPEECH
Архитекторы – В.В. Казуль (главный архитектор проекта), А. Кабанов, Е. Паули, Л. Картавченко, С. Попов
Разработка интерьеров – А. Перлич (главный архитектор проекта), Ю. Лаврова, М. Гришанов, Е. Плужник, Т. Любимова, В. Горелова, О. Никитина
Авторы фасадов внутриквартальных корпусов, победители конкурса молодых архитекторов – Е. Кицелев, Р. Пак, В. Пешков, К. Подвязкин, О. Ткачук, Я. Цебрук, И. Филимонова, И. Филимонов;
инженерные разделы – ООО “Проектсервис” – СПБ ПТИ, А.В. Таборский (главный инженер проекта)
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
ЖК «Ботаника» – один из проектов по ревитализации северной части Аптекарского острова, промышленные территории которого в последние годы квадрат за квадратом превращаются в респектабельные жилые кварталы. Предшественники «Ботаники» – комплексы «Европа-Сити» на месте завода «Электрик» и Skandi Klubb на месте стадиона. «Ботаника» заняла территорию завода химико-фармацевтического объединения «Октябрь» и главного запасного аптечного магазина.
Почти весь квартал, в котором располагается комплекс, занимает кампус Электротехнического университета с разнообразной – от псевдоготики до функционализма – застройкой XX века. В двух шагах, через улицу Профессора Попова, начинается Ботанический сад Петра Великого – бывший Аптекарский огород, собственно, и давший название всему острову. На таком участке невозможно не отреагировать на genius loci.
«Ботаника» не пытается спорить с соседним зданием старейшего корпуса ЛЭТИ, построенного по проекту Александра Векшинского на рубеже XIX-XX веков, но в то же время стремится стать «своей» на острове, для чего архитекторы провели собственное исследование характерных особенностей «генокода» Петроградской стороны, прежде всего соседних зданий. В полученный состав, по словам авторов, вошли дворы-курдонеры и декоративные элементы из металла. От себя добавим, что использование кирпича в сочетании со светлыми обводками, напоминающими камень, также наверняка инициировано соседством «кирпичной готики» соседних фабрично-заводских зданий столетней давности. Или того же ЛЭТИ.
ЖК Botanica в перспективе Аптекарского проспекта. Вид от ЛЭТИ
Так или иначе, а образ получился собирательным. Собран он на основе варианта современной архитектуры, предназначенной для исторического центра: в меру сдержанной, но орнаментированной как ради перекличек с контекстом, так и для насыщения фасадов притягивающими взгляд, обогащающими впечатление элементами.
Кроме того, в комплексе важна средняя этажность – на красную линию выведены «идеальные» для городской среды 7 этажей; с отступающими в глубину и снабженными террасами ярусами «повышенной комфортности» получается 8-9. Металлическая облицовка верхних ярусов делает их звучание более современным – так и хочется сопоставить дом с проектами реконструкций XIX века: кирпич внизу «как будто старый», а металл вверху новый.
А вот не замаскированные вентвыходы заставляют задуматься о путешествиях Карлсона по крыше. Конфигурация труб, конечно, живописна, но до высказывания наподобие фасада Помпиду не дотягивает, а с пинаклями соседних исторических зданий если и перекликается, то случайным образом. Хотя признаем, что с позиции пешехода трубы не видны.
Итак, образ получился собирательным. Кирпич напоминает о фабричной архитектуре, хотя разнотоновость и разнофактурность определенно демонстрируют нам, что он ручной работы, то есть недешев и современен. В то же время рельефные полоски, похожие на штрабу – характерный прием фасадов зданий авангарда, как и объединение окон в горизонтальные группы, и угловые окна. Легкое скругление углов возвращает к современности, а решетки и лиственные панно напоминают обобщенные поиски модерна. Белые рамки можно счесть аллюзией на псевдоготику, хотя более всего они напоминают опыты итальянских архитекторов 1930-х годов с Campo Marzio.
Обилие деталей и текстур определенно подкупает, дорогой кирпич смотрится тепло и рукотворно, а легкие отличия корпусов между собой оживляют проект. В целом он созвучен европейскому средовому строительству в центрах исторических городов, может быть, чуть более насыщен декором, чем большинство зданий этой типологии, то есть слегка «завис» на грани 30 и 70, иконического и фонового, если подходить к дому с теорическим стандартом, предложенным пару лет назад Сергеем Чобаном.
Растительным мотивам на оконных решетках, которые архитекторы предлагают использовать как домашние цветники, вторит узор дворовых ограждений, похожий на рисунки решеток Алексея Бавыкина в Брюсовом и Электрическом переулках в Москве. Вместе они напоминают оплетающий стены девичий виноград поздней осенью, когда он сбрасывает листья. Между домами и справа от южного корпуса устроены общественные пространства – пешеходные улицы-променады, причем последний, примыкающий к университету, оживлен сохраненной трубой старой котельной, которая выглядит как артефакт в ее перспективе. Все дворы и пешеходные улицы украшены крупными клумбами в форме стилизованных миндалевидных листьев, вторящей флоральным рисункам декоративных панелей и решеток на фасадах.
Вместе с комплексами «Европа-Сити» и Skandi Klubb «Ботаника» составляет небезынтересный ансамбль среднеэтажной застройки, формируя милую сердцу многих горожан ауру небольшого европейского города.