МАРШ: Кооперативная студия «Новгород»

Кооператив в Выборге и сторителлинг как часть творческого метода в работах бакалавров 2018/2019 учебного года. Руководители Кирилл Асс, Юрий Пальмин и Антон Горленко.

mainImg
Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин,
руководители «Кооперативной студии «Новгород»:

«В этом году студия «Новгород» продолжала исследования невидимых аспектов архитектуры. Дипломная студия связывала вместе три компонента: Выборг как место архитектурной интервенции, жилищный кооператив как тип жилья, недостаточно развитый в России, и фасад как архитектурный феномен, утративший свое значение в течение XX века.

Работа началась с поездки в Выборг и исследования зданий, построенных в финском городе в 1900–1930-е. Студенты изучали видимые и неочевидные характеристики фасадов, а затем перешли к обследованию участков для проектирования – эти впечатления питали их проекты на протяжении всего года.

Вернувшись в Москву, студия перешла к изучению того, как формировался язык фасадов городского палаццо в итальянской архитектуре XIV–XVI веков. В результате стало понятно, что фасад – это самостоятельный архитектурный жанр со своими законами, отсылками и языком.

После этого работа каждого над своим жилищным кооперативом началась с разработки фасадов с опорой на примеры из истории, трансформированные в собственные принципы. Параллельно студенты изучали кооперативные жилые проекты в Швейцарии и собственное жилье.

Затем необходимо было разработать программу будущего здания в Выборге и включить в нее дополнительную городскую функцию для первого этажа – части, с помощью которой здание общается с горожанами.

Разработанные фасады необходимо было соотнести с другими частями здания: программой, планом, пространственной схемой, окружением. Устанавливая эти связи, студенты постоянно трансформировали свое здание, чтобы целое существовало как сумма всех своих частей. Отдельное внимание уделялось окнам как главной части фасада, с которой постоянно взаимодействуют жильцы дома.

В ходе работы каждый студент выступал куратором собственного исследования и дисциплинированным автором, внимательно относящимся ко всему, что он делает». 
***
 
Divi I Puri
Александра Боева
Divi I Puri. Автор работы: Александра Боева. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
© МАРШ

Участок, который выбрала Александра, находится на пересечении четырех улиц: Сторожевой Башни, Красноармейской, Титова и Крепостной. Когда-то здесь была городская усадьба, но от нее уцелели только два больших камня – остатки подъездных ворот. Именно с опорой на их характер была выстроена структура фасада, сами камни стали частью здания.

Кооператив построен на основе британской модели «live-in», переосмысленной под российскую реальность: люди не только живут в нем, но и занимаются бизнесом.

Устройство задает иерархию. На первом этаже располагаются баня и бар. Второй этаж занимают инициаторы создания кооператива, здесь же располагается гостевая квартира, а окна на этом уровне самые большие. Третий этаж со средними по величине окнами отведен для съемных квартир: аренда приносит кооперативу дополнительные средства для существования. На последнем этаже живут сотрудники бара и бани, здесь самые маленькие окна. Фасады, таким образом, отражают социальную иерархию.
  • zooming
    1 / 7
    Divi I Puri. Автор работы: Александра Боева. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    2 / 7
    Divi I Puri. Автор работы: Александра Боева. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    3 / 7
    Divi I Puri. Автор работы: Александра Боева. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    4 / 7
    Divi I Puri. Автор работы: Александра Боева. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    5 / 7
    Divi I Puri. Автор работы: Александра Боева. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    6 / 7
    Divi I Puri. Автор работы: Александра Боева. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    7 / 7
    Divi I Puri. Автор работы: Александра Боева. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ

В общем распоряжении большая гостиная. Лестницы спроектированы таким образом, что невозможно выйти из дома, не миновав ее: таким образом каждый хоть немного приобщается к жизни сообщества.

Divi I Puri в переводе с латыни значит «божественный и чистый», также эти два слова созвучны названию Выборга на финском языке – Bиипури (Viipuri). А еще эти два слова с одинаковым количеством букв – как две равнозначных части здания, и разделены они буквой I – то есть трубой.
***

Кооператив ткачей
Алия Шигапова
Кооператив ткачей. Автор работы: Алия Шигапова. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
МАРШ

Алия Шигапова работала с тем же участком. По теории Готфрида Земпера, появление главного элемента архитектуры – стены – восходит к ткачеству. Кроме того, именно ткачи были основателями первого кооператива в Рочдейле. Исходя из этого автор решила проектировать кооператив ткачей, используя каменный цоколь, оставшийся на улице Сторожевой башни от сгоревшего деревянного дома XIX века.
Кооператив ткачей. Автор работы: Алия Шигапова. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
МАРШ

Кооператив создают 18 семей, разных по составу, имеющих возможность работать дистанционно. Современные ткачи – это модельеры, производители кожаных изделий, ковроткачи, вязальщики.
  • zooming
    1 / 7
    Кооператив ткачей. Автор работы: Алия Шигапова. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    2 / 7
    Кооператив ткачей. Автор работы: Алия Шигапова. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    3 / 7
    Кооператив ткачей. Автор работы: Алия Шигапова. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    4 / 7
    Кооператив ткачей. Автор работы: Алия Шигапова. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    5 / 7
    Кооператив ткачей. Автор работы: Алия Шигапова. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    6 / 7
    Кооператив ткачей. Автор работы: Алия Шигапова. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    7 / 7
    Кооператив ткачей. Автор работы: Алия Шигапова. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ

На первом этаже располагается просторная мастерская с необходимым оборудованием, залы для приема и выдачи заказов, выставочные залы, пространство для ритейла, склады. Одно из важнейших помещений – зал для собраний, на которых принимаются решения о жизни кооператива.

Два жилых этажа имеют меньшую высоту, чем первый общественный. На каждом расположено по девять квартир с разными планировками, почти из всех открывается вид на залив.
  • zooming
    1 / 11
    Кооператив ткачей. Автор работы: Алия Шигапова. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    2 / 11
    Кооператив ткачей. Автор работы: Алия Шигапова. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    3 / 11
    Кооператив ткачей. Автор работы: Алия Шигапова. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    4 / 11
    Кооператив ткачей. Автор работы: Алия Шигапова. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    5 / 11
    Кооператив ткачей. Автор работы: Алия Шигапова. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    6 / 11
    Кооператив ткачей. Автор работы: Алия Шигапова. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    7 / 11
    Кооператив ткачей. Автор работы: Алия Шигапова. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    8 / 11
    Кооператив ткачей. Автор работы: Алия Шигапова. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    9 / 11
    Кооператив ткачей. Автор работы: Алия Шигапова. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    10 / 11
    Кооператив ткачей. Автор работы: Алия Шигапова. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    11 / 11
    Кооператив ткачей. Автор работы: Алия Шигапова. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ

Через окна в коридорах можно рассмотреть, как хранится ткань и как работают специалисты. Входные двери регулируют потоки посетителей и жителей таким образом, что прохожие не могут попасть в лестничный блок, ведущий на верхние жилые этажи. Кооператив ткачей – это город в городе со своим уставом, улицами и туристами.
***
 
Кооператив «Второе дыхание»
Геннадий Дружинин
zooming
Кооператив «Второе дыхание». Автор работы: Геннадий Дружинин. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
МАРШ

Геннадий Дружинин разработал кооператив для пожилых людей. Чтобы объяснить суть проекта, он придумал «легенду» о пожилой паре, которая устала жить в большом городе, но скучала по даче, земле. Друг Миша советует им переехать в Выборг и поселиться в кооперативном доме, попутно вспоминая, что сам никогда не жил один: родился в коммунальной квартире, затем переехал с родителями, бабушкой и сестрой в отдельную квартиру, ездил в пионерлагеря, прошел армию, жил в общежитии с женой и ребенком. И так до тех пор, пока не овдовел. Кооператив «Второе дыхание» в небольшом городе пришелся ему по душе.

Здание состоит из нескольких общих зон разной степени приватности, а на последнем четвертом этаже расположены небольшие квартиры, в которых есть спальня, санузел и кабинет. Окна в каждой квартире выходят на две стороны. Подниматься можно по лестницам или с помощью платформ. В гостевых комнатах можно принимать друзей и родственников.
  • zooming
    1 / 10
    Кооператив «Второе дыхание». Автор работы: Геннадий Дружинин. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    2 / 10
    Кооператив «Второе дыхание». Автор работы: Геннадий Дружинин. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    3 / 10
    Кооператив «Второе дыхание». Автор работы: Геннадий Дружинин. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    4 / 10
    Кооператив «Второе дыхание». Автор работы: Геннадий Дружинин. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    5 / 10
    Кооператив «Второе дыхание». Автор работы: Геннадий Дружинин. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    6 / 10
    Кооператив «Второе дыхание». Автор работы: Геннадий Дружинин. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    7 / 10
    Кооператив «Второе дыхание». Автор работы: Геннадий Дружинин. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    8 / 10
    Кооператив «Второе дыхание». Автор работы: Геннадий Дружинин. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    9 / 10
    Кооператив «Второе дыхание». Автор работы: Геннадий Дружинин. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    10 / 10
    Кооператив «Второе дыхание». Автор работы: Геннадий Дружинин. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ

Вот личные впечатления жильцов:

«Я посмотрел на здание и подумал, что Михаил поселился весьма аскетично. Дом был новый, но без претензии. Фасад был гладким, а окна... Окна были просто окнами. Второй этаж весь с балконам, и все. В общем ничего особенного».

«Миша стал объяснять устройство дома: вход у каждого свой. Там дальше проход во двор, там огород и сад. Cбоку хозяйственная комната и кладовка. Я поднимусь по лестнице, а ты вставай тут. Меня поставили в угол, Миша нажал на что-то и комната поехала вниз. Это была платформа. Вроде лифта, но открытая».

«Мы пошли к противоположной от камина стене, свернули в коридор и, поднявшись по лестнице, оказались у обычной двери. Миша открыл ее и мы вошли в небольшую студию. Я бывал в похожих за границей. Комната с кроватью и креслом. Письменный стол и шкаф. Есть своя кухня и ванная комната. Приятный гостиничный номер».
***

Кооператив Kaupungin Olohuone
Даниил Наринский
Кооператив Kaupungin Olohuone. Автор работы: Даниил Наринский. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
МАРШ

Даниил также отталкивался от гипотетического сценария формирования коммуны: многие молодые люди переезжают из Москвы в Петербург, например, и выбирают жизнь в коммунальных квартирах. Исходя из этого Даниил разработал новое пространство, подходящее для совместной жизни – кооператив в Выборге по знакомой улице Сторожевой башни, 22.

Пластика фасада – отдельный сюжет, который откликается на окружающие здания и историю города (автор исследовал фасад жилого дома, спроектированного финским архитектором Оле Грипенбергом в 1930-х годах), и в то же время рассказывает об иерархии и назначении внутренних помещений дома. Динамичная пластика дворового фасада контрастирует с почти плоским главным фасадом. Разницу в приватности зон подчеркивает руина во дворе кооператива – флигель, сохранившийся от усадьбы XIX века.
  • zooming
    1 / 8
    Кооператив Kaupungin Olohuone. Автор работы: Даниил Наринский. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    2 / 8
    Кооператив Kaupungin Olohuone. Автор работы: Даниил Наринский. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    3 / 8
    Кооператив Kaupungin Olohuone. Автор работы: Даниил Наринский. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    4 / 8
    Кооператив Kaupungin Olohuone. Автор работы: Даниил Наринский. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    5 / 8
    Кооператив Kaupungin Olohuone. Автор работы: Даниил Наринский. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    6 / 8
    Кооператив Kaupungin Olohuone. Автор работы: Даниил Наринский. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    7 / 8
    Кооператив Kaupungin Olohuone. Автор работы: Даниил Наринский. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    8 / 8
    Кооператив Kaupungin Olohuone. Автор работы: Даниил Наринский. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ

В здании четыре этажа. На первом – городская гостиная (Kaupungin Olohuone по-фински), то есть общественное пространство с баром и магазином одежды, которое принадлежит жильцам кооператива, но доступно всем горожанам. Здесь можно выпить, зайти в мастерскую художника, посмотреть небольшую выставку или набить татуировку. Карниз над первым этажом отделяет общественную и жилую части здания.
  • zooming
    1 / 7
    Кооператив Kaupungin Olohuone. Автор работы: Даниил Наринский. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    2 / 7
    Кооператив Kaupungin Olohuone. Автор работы: Даниил Наринский. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    3 / 7
    Кооператив Kaupungin Olohuone. Автор работы: Даниил Наринский. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    4 / 7
    Кооператив Kaupungin Olohuone. Автор работы: Даниил Наринский. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    5 / 7
    Кооператив Kaupungin Olohuone. Автор работы: Даниил Наринский. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    6 / 7
    Кооператив Kaupungin Olohuone. Автор работы: Даниил Наринский. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ
  • zooming
    7 / 7
    Кооператив Kaupungin Olohuone. Автор работы: Даниил Наринский. Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин.
    МАРШ

Жилые этажи равны между собой, а вот размеры квартир – нет: материальное положение жильцов кооператива разное. В доме есть как маленькие гостевые номера с общим душем, так и более комфортные квартиры со своей гостиной, ванной комнатой, эркером.

Общее пространство в жилой части дома объединяет винтовая лестница. Каждый жилец может пользоваться верандой на втором этаже или каминным залом на четвертом.
***

16 Октября 2019

Дом-диплом
Студенты-магистры Каталонского института прогрессивной архитектуры (IAAC) в качестве дипломной работы спроектировали и реализовали павильон из инженерного дерева для наблюдения за фауной в барселонском природном парке Кольсерола.
Внезапный вызов к доске
Королевский институт британских архитекторов (RIBA) представил программу развития «Путь вперед», предполагающий переаттестацию его членов каждые пять лет и изменения в программе сертифицированных им вузов в пользу технических дисциплин. Причины – итоги расследования катастрофического пожара в лондонской жилой башне Grenfell и «климатическая ЧС».
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
МАРХИ-2019: 10 проектов на тему «Школа»
Школа для детей с инвалидностью, воспитательная колония для малолетних преступников, интернат для детей-сирот – студенты МАРХИ создают новый образ современного образования.
Образовательный заплыв в центре города
Прошедшим летом Плавучий университет в Берлине по проекту коллектива raumlaborberlin стал площадкой для дискуссий и экспериментов на тему городов, переживающих бурную трансформацию. Этот необычный кампус – в фотографиях Дениса Есакова.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.