Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

20.11.2018

Сырный домик и бетон в горошек

Лара Копылова
Объект:
Дизайн станции метро «Солнцево»
Адрес:
Россия, Москва.
Мастерская:
Nefa architects
Авторский коллектив:
Дмитрий Овчаров, Елена Мерцалова, Мария Насонова, Дмитрий Триденов (главный инженер), Дарья Туркина, Виктория Нагурная

Архитектурный бетон, производимый концерном «Крост» на фабрике «Мажино», дает архитекторам безграничные возможности, часть из которых реализовали Nefa architects в павильонах станции метро «Солнцево». Любят ли архитекторы бетон и как они его любят, узнаете из нашего материала.

Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects

Проект станции «Солнцево» Nefa architects стал победителем международного конкурса, о чем см. статью на archi.ru. В 2018 году проект реализован.
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects

Про любовь
«Мы любим бетон во всех его ипостасях, – говорит архитектор Дмитрий Овчаров, глава Nefa architects. – У нас даже стол бетонный в мастерской (действительно, в офисе на Красном Октябре стоит стильный, брутальный стол, который холодит локти в летнюю жару – Л.К.). Из бетона можно все, что хочешь, сделать, любую поверхность. Например, каннелированные бетонные панели для вип-терминала Платов в Ростове-на-Дону создают светотень на поверхности. Мы используем и монолитный бетон, к примеру в свободно стоящей колоннаде в том же вип-терминале. Она не защищает от дождя, вообще не имеет иной функции, кроме как говорить людям, которые туда заходят, что они випы. Или бетонные полы терраццо – залитые и отполированные до внутренних камней, в частности мраморных. Это исторические римские полы, очень красивые и долговечные. Полы терраццо мы планировали и для платформы станции «Солнцево», но консерватизм победил: заказчики предпочли привычный гранит. А вот в наземных павильонах бетон сыграл определяющую роль.
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects

Про формы
Бетонные павильоны станции «Солнцево» Калининской линии выполнены в виде домиков со скатной крышей – как бы с детского рисунка. Этот архетип домика на фоне тотальной квадратности спального района очень освежает восприятие. Местные жители сразу их полюбили.

Создать такую форму удалось с помощью изготовленных на заказ панелей. О подробностях рассказывает Яна Мерцалова, архитектор проекта: «Бетонные плиты имеют Г-образную форму и опираются друг на друга. Сама панель ставится зубчатыми основаниями на монолитную конструкцию. Чтобы панели крепились между собой, у них есть закладные элементы, поэтому панель в какой-то степени самонесущая. Необходимо было хорошее основание с верно заложенными закладными элементами. Закладные пришлось вырезать и переставлять. Но зато мы минимизировали усилия при монтаже. Панель если садилась на закладные, то уже четко и ровно. Двускатный маленький белый домик выглядит на фоне панельных домов нежно и аккуратно. Казалось бы, один и тот же материал – сборные бетонные панели – использован в многоэтажках и наших павильонах, а вид совершенно другой».

«Панели несущие. Чтобы сделать отверстия, пришлось похимичить с арматуринами, – уточняет Дмитрий. – Мы двигали дырки, сокращали их объем, чтоб не совпасть с арматурой».
Станция метро «Солнцево», проект, 2014
Станция метро «Солнцево», проект, 2014
© Nefa Architects
Станция метро «Солнцево», проект, 2014
Станция метро «Солнцево», проект, 2014
© Nefa Architects
 
Про дырочки
Главная пластическая идея архитекторов Nefa заключалась в том, чтобы сделать в бетонном павильоне круглые отверстия, через которые просвечивает солнце. «Мы решили, что, раз станция называется Солнцево, там должны быть солнечные зайчики. Мы не первые придумали отверстия в бетоне: и в Пантеоне есть окулюс, и в деревянном сарае «Меганома» просверлены дырочки, – говорит Дмитрий Овчаров. Идея оказалась удачной: солнечные блики создают соответствующее настроение.
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects

Вообще-то солнечные лучи, пробивающиеся сквозь бетонную стену, – это, во-первых, красиво, во-вторых, символично, как спасение после длительного тупика и попытки пробить стену головой, в-третьих, сердцу каждого архитектора лучи, льющиеся сквозь узкие окна в бетонной стене, напоминают вождя авангардной архитектуры Ле Корбюзье и его капеллу в Роншане – абсолютно культовую вещь, к которой паломничают зодчие всех стран, чтобы причаститься архитектурной мудрости или, наоборот, испытать сильные ощущения снесенной крыши.

Кроме Корбюзье, лучи сквозь бетон – один из любимых приемов не менее культового и мудрого современного архитектора Петера Цумтора, его Капелла брата Клауса в Вахендорфе и Музей Коломбы в Кельне – такие же архитектурные Мекки, хотя и менее известные, чем Роншан. В любом случае дырочки в бетоне – тенденция бесконечно перспективная. Здесь важно, как сделать окна. В теплом помещении нужны стеклоблоки, в холодном достаточно триплекса. Именно так выполнены «двойные дырочки» (в двумя радиусами) в павильоне станции «Солнцево», из-за которых окрестные жители ее сравнивают с сыром, а глава Nefa Дмитрий Овчаров называет Станция Маасдамская. Потребовался контур с внешней стороны, на который наклеивали стекла.
Станция метро «Солнцево», проект, 2014
Станция метро «Солнцево», проект, 2014
© Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
 
​Про цвет
Дмитрий Овчаров: «Панели, которые мы применили в наземных павильонах станции метро Солнцево – это честный железобетон, но белого цвета, потому что там белый цемент. Он защищен гидрофобным раствором. Обычный бетон меняет цвет при попадании воды, а защищенный – нет. Защиту гидрофобизатором надо подновлять раз в несколько лет. С цветом бетона сейчас нет проблем: можно пигменты в толщу добавлять любые, и такой крашеный в массе бетон смотрится гораздо благороднее, чем поверхность, покрытая краской».

Про свет
Внутри станции тему солнца и солнечных зайчиков постарались сохранить, хотя панели из фибробетона пришлось заменить более легкими алюминиевыми. «Свет точно также проникает сквозь круглые отверстия в потолке, но теперь это свет, отраженный от потолочного купола, а сами светильники не видны, – рассказывает архитектор проекта Рита Корниенко. Тот же принцип, что и на знаменитой душкинской станции метро Кропоткинская. Кроме того, в купола вмонтировали даунлайты, светильники, направленные вниз, которые имитируют солнечные лучи. Удалось даже осветить пространство над рельсами, которое обычно остается темным. Для этого в отверстиях над путями установлены отражатели. Светильники легко менять. Дополнительный свет дают столбики из кориана с встроенными лампочками, и эти же столбики служат сиденьями для пассажиров, ожидающих поезда».
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects

Опять про любовь
Итак, архитекторы очень любят бетон. Помню, как в пресс-туре в 2005 году на завод BMW, построенный Захой Хадид в Лейпциге, бетон поражал архитекторов и журналистов своим голубоватым цветом, прихотливыми формами «сухожилий», гладкостью, следами благородной опалубки и так далее. Среди архитекторов кто-то – фанат черного полированного бетона загадочного базальтового вида, а кто-то склоняется к ослепительно белому, похожему на кориан. У бетона могут быть самые разные наполнители, начиная с арматуры и заканчивая разнообразной фиброй. Эра Захи Хадид, по мнению Дмитрия Овчарова, началась с фибробетона, который при использовании наполнителя дает возможность создавать любые «загогулины». Но принципиален не наполнитель, а формы, которые можно отливать из бетона. Все это и многое другое сегодня умеют делать на фабрике «Мажино» концерна «Крост» специально под заказ архитекторов.

Про завод
Комментирует директор Департамента промышленности Концерна Андрей Сазонов: «Уникальность нашей продукции не в самом железобетоне, а в формах. Основные преимущества нашего завода в гибкости. У нас нет серийных форм. Под любой заказ мы изготавливаем индивидуальную опалубку. Для того чтобы удовлетворить потребность архитекторов в качественной поверхности, в опалубке могут быть применены разные материалы: металл, фанера, пластмасса. Перед проектом мы проводим большую работу по отбору материалов, производим материалы, показываем образцы заказчику. Для архитекторов наша продукция интересна, прежде всего, возможностью выполнить нестандартную форму: это может быть лестница необычной формы, какие-то фасадные конструкции, городская мебель. Мы используем бетон марки B50, чтобы добиться равномерного прокрашивания. У нас стопроцентное изготовление на собственном заводе. Наши объекты говорят сами за себя: это знаменитая гимназия «Хорошкола», фасад завода «Готика», скамейки в парке Зарядье, качели и тумбы на Триумфальной площади».
 
Про поверхность
Для того чтобы подчеркнуть естественную поверхность бетона в павильонах станции «Солнцево», архитекторы использовали своебразную разновидность рустовки – тонкие вертикальные желобки, которые делят поверхность на подобие «досок», что отсылает к дачным домикам, которые есть в этой местности. С другой – рельеф упорядочивает старение. Со временем бетон будет менять цвет, как любой естественный материал, а «руст» придаст поверхности глубину и ритм. Кроме того, его вертикальные полоски перекликаются с акцентированными швами между панелями: одни формируют крупные членения, другие – подчиненные им мелкие. Отверстия подчеркнуто-хаотичны и размером, и расположением, а вертикальная штриховка усиливает регулярность и «собирает» объемы.
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
Станция метро «Солнцево» © Nefa Architects
***

Нежные отношения с бетоном требуют крепкого производителя. «Для Солнцево бетон нам делал КРОСТ, – говорит Дмитрий. Мы сами их вычислили в 2014 году, поняли, что они самые лучшие, стали с ними общаться, а они нам показали свою лестницу в атриуме «Хорошколы». Там огромный пролет из фибробетона, который они сделали совместно с французами. Это потрясающе – сделать косоур такого пролета! У КРОСТа лучшие разработки, самые продвинутые. Кроме них есть только небольшие компании, очень дорогие. А у КРОСТа и цеха, и мощности. Цех сборного железобетона существует давно, делает и фибробетон, и железобетон. И для нас очень полезен. Они экспериментируют и не боятся, гордятся тем, что делают».