МАРШоу: новая чувствительность

Выставка МАРШоу подробно представляет процесс обучения в архитектурной школе, где архитектура рассматривается как часть общекультурного ландшафта, а архитектора учат новой чувствительности.

mainImg
Отчетная выставка за год – новое мероприятие для архитектурной школы МАРШ, хотя она, конечно, продолжает и развивает идеи прошлогодней экспозиции пятилетнего юбилея школы в Музее современного искусства на Петровке. Теперь выставка расположилась прямо в школе МАРШ, в двух комнатах по сторонам коридора, обжив, впрочем, и коридор картинками и высказываниями, призванными раскрыть философию школы и ее подход к образованию. Это три составных части – справа бакалавры, слева магистры, посередине коридор с «основными принципами». Кстати, в этом году выпустились первые бакалавры, кто-то из них отправился в магистратуру, так что теперь МАРШ окончательно подтвердила свой статус учебного заведения полного цикла.
Коридоры МАРШ / МАРШОУ / предоставлено МАРШ
Коридоры МАРШ / МАРШОУ / предоставлено МАРШ

Выставка, конечно же, похожа на прошлогоднюю подходом, поскольку подход МАРШ к обучению не изменился. Студентов погружают глубоко в поэзию, причем начиная с просто-поэзии и заканчивая поэтикой-всего-на-свете: тени, формы, сюжета, вещи, быта, рутины. На первом курсе бакалавры вообще не работают с компьютером, вся работа – вручную. Авторами этого экспериментального проекта стали молодые художники группы Atelie Libre и выпускники МАРШ: Анна Кипарис, Сара Леви, Наталья Кузьмина, Артём Польский, Анна Шевченко, Андрей Фомичев и Мария Серова. 

Вторым по счету заданием 2018 года для первокурсников было создать инсталляцию из objets trouvés, не потратив ни рубля, созвучную одному стихотворению. Были казусы, кто-то что-то утащил с соседней территории, пришлось отдавать; без труб, в том числе водосточных, конечно, не обошлось, но есть и кусочек велосипеда и стремянка с мягкими сиденьями. В общем-то понятно, из какого сора растут стихи. Затем автор вместе со своим объектом должен был выбрать подходящий фрагмент города и прочитать там свое стихотворение: записи, проецируемые на стену, создают, если не слишком вслушиваться, фоновое бормотание, работающее на атмосферу зала бакалавров. Впрочем можно переключиться и послушать. Первым заданием первокурсников было – переосмыслить бытовой предмет и дать ему новую жизнь.
МАРШОУ / предоставлено МАРШ
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / предоставлено МАРШ

Разумеется, выставка не похожа на обычные выставки студенческих работ. Планшетов здесь особенно нет, а висящие над столами картинки скорее иллюстрируют и называют имена, чем служат «полным изложением». Расставленные на столах макеты не всегда точно соответствуют верхней развеске, превращаясь, скорее, в города-нагромождения как фрагментов, так и макетов разного масштаба и материала. Поэтому лучший способ восприятия выставки – на экскурсии, где все более-менее объясняют.
Экскурсии проводят по четвергам.
МАРШОУ / предоставлено МАРШ
МАРШОУ / предоставлено МАРШ

Впрочем, альтернатива – альбомы, посвященные проектам, на столах. Они довольно подробные, их интересно читать, там больше, чем может уместиться на планшетах, и тоже довольно много поэтичного, абстрактного, касающегося проекта косвенно, наполняя его глубиной. Исследования, ссылки, аналогии; рассказы о себе и других. Альбомы чередуются – хотя точнее сказать перемешиваются – с книжками-портфолио, рабочими дневниками, которые студенты ведут весь год: здесь рисунки, записки, иногда конспекты лекций и отзывы о них, обязательным лейтмотивом – отчет о показе и критике проекта в процессе работы. Что рекомендовали изменить в проекте, иногда почему. Все эти тексты провоцируют задержаться надолго, без них выставку можно пройти за 15 минут, но ничего особенно не понять. На прошлогодней выставке лежали подлинники дневников, здесь дневники чаще изданы, причем полиграфия разнообразная, мелованная бумага чередуется с кальками и так далее. Все это еще и энциклопедия небанальных приемов презентации, подобно макетам Петера Цумтора на биеннале – и для «бумаги», и для макетов: из глины, гипса, дерева, тонкой бумаги, проволоки… Выставлено далеко не все – где-то больше, где-то меньше, какие-то огромные макеты, надо которыми студенты работали совместно, попросту не поместились. В результате, читай – не читай, слушай – не слушай экскурсии, а впечатление остается мерцающим, не окончательным, оставляет чувство недо-понятости – ну, как почти любая хорошая поэзия. Призывает вернуться – до-понять, и можно предположить, что эффект этот неслучайный, а вполне рассчитанный и формируется, в частности, методикой.
МАРШОУ / предоставлено МАРШ
МАРШОУ / предоставлено МАРШ
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / предоставлено МАРШ
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру

Методика школы, о чем будет больше сказано ниже в комментариях, конечно, существенно отличается от российских архитектурных школ – прежде всего ценностью «ненужных» знаний и чувств, которую прививают студентам как одно из основных качеств. Собственно эта выставка отличается от прошлогодней тем, что здесь, помимо основной артистической составляющей, более подробно – хотя, как уже было сказано, в несколько мерцающем ритме – показан процесс обучения, изложены задания и их последовательность. От стихов и объектов студенты первого курса переходят к церемониарию – аллегорическому дому, рефлексирующему повседневный ритуал. Всеобщий фаворит – длинная ступенчатая пирамида, похожая на рукав фотоаппарата XIX века, посвященная ритуалу засыпания. На четвертом, итоговом задании студенты, условно говоря, менялись личностями, и проектировали дома друг для друга, исходя из того, что узнали о товарищах, в частности, по работе над церемониарием. Все дома условно размещены в Басманном районе, а материалы макетов должны были соответствовать материалам предполагаемого дома.
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру

Заметно, что студенты первого курса здесь, до некоторой степени, главные – потому, видимо, что им предназначены вводные, «раскачивающие» сознание приемы. Это не значит, что остальным уделено меньше внимания, просто истории дальше становятся сложнее. Чего стоят, скажем, ежи и лисы третьего года бакалавриата, которые в первом семестре искали одну главную идею в Новгороде, рисуя, фотографируя и наблюдая, а затем раскрывали ее, но уже в Москве. Или гипсовый антислепок пустот города. Или реконструкция Сухаревки без башни, но с аркадой поперек улицы. Магистерская мастерская Николая Белоусова «Минимум» занималась, что неудивительно, деревом: здесь дом-печь, дом-«вчуже» на длинных ногах, привязка к урочищам. Мастерская Евгения Асса исследовала материальность как таковую – здесь появляется проект, посвященный пузырям, и рабочий макет, среди рассказов портфолио, сложенный, как из кирпичей, из собственноручно испеченных авторами хлебцев: «каждый пятый ряд тычковый». Студия Джеймса О’Брайена и Джозефа ван дер Стина была посвящена феномену жилища в городе – в ней появился проект жилищ для бездомных, встроенных в каркас ангара XIX века в районе Курского вокзала, но не заполняющих его целиком.
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / предоставлено МАРШ
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / фотография Архи.ру
МАРШОУ / предоставлено МАРШ
МАРШОУ / предоставлено МАРШ

Словом, проекты можно изучить и посчитать, пусть и не все, но они «утоплены» в процессе – все время сбиваешься на чтение каких-то историй, стишат, разглядывание картинок. Повсеместные надписи «спасибо, что не трогаете макеты» расставлены не зря – очень хочется потрогать, кажется даже, что тебя лишили чего-то серьезного, не позволяя к ним прикасаться. Но остаются альбомы, книжки, звуки, фактуры, тени, нарочито лепные формы, материалы – ее недаром назвали «шоу», никакая это не отчетно-перевыборная экспозиция.

Выставка продлится до 30 июля. Ниже – комментарии архитекторов и преподавателей.


zooming

Репина Евгения,
кандидат архитектуры, профессор кафедры инновационного проектирования СамГТУ

«Несколько реплик об отчетной годовой выставке марш_2018

Годовая отчетная выставка МАРШ – счастье, которое нельзя пропустить никому, особенно студентам всех художественных направлений. Впрочем, эта выставка – самостоятельное явление и без всяких образовательных контекстов. Феноменологическая школа мысли получила прекрасное воплощение в России. Это очень европейская и очень русская выставка. С одной стороны, она предъявляет сквозное качество вплоть до мельчайших деталей проектов и экспозиции и высокую степень интеллектуальности, а с другой она вся сделана из неуловимого и до боли знакомого «нашего». В эту крипту нужно приходить надолго, возможно, не раз (читать пояснительные запиcки highly recommended), и погружаться в смыслы и красоту. О чем эта архитектура? Она о тебе.

А вот студентам-архитекторам других вузов быть здесь крайне рискованно, поскольку культурный, профессиональный отрыв МАРШа настолько огромен, что кажется уже непреодолимым. Пока МАРШ неспешно, но предсказуемо расцветал, как явление в образовательном ландшафте, другие российские школы все больше деградировали в связи с большим количеством факторов (и это предмет специального анализа), и отлично, что есть зеркало. Руководству вузов и регионов стоило бы присылать делегации своих преподавателей сюда на открытые защиты, если они не хотят окончательной маргинализции архитектурных факультетов и, как следствие, среды городов. Впрочем, традиционно архитектурное образование было элитарным, поскольку помимо хорошей технической подготовки требует широкого культурного бэкграунда, способности к интеллектуальной деятельности как таковой. МАРШ возвращает профессии этот статус и правильно делает».
***


zooming

Сергей Мишин,
архитектор (по мотивам поста в ФБ):

«Несколько интенций в работах студентов МАРШ показались мне близкими и важными.
Первая – это мысль, что архитектура рассматривается более не как отдельная дисциплина, а как часть общекультурного ландшафта: поэзии, музыки, литературы, живописи, философии. Как это было в Ренессансе. И это, видимо, единственный шанс выжить для этой профессии, напитавшись соков от общего древа культуры и отдавая свои соки общему культурному организму. Такой обмен физиологическими жидкостями. Конечно, это накладывает на архитектора никчемную вроде бы обязанность быть значительно образованнее, чем сейчас. Знать что-то еще, кроме BIMа и Grasshopperа, нормативов, узлов и материалов. Нужны ненужные, лишние, посторонние знания.

Второе – чувственность. Чувственность не в смысле сексуальности, хотя и в этом смысле тоже. Чувственность – в способности реагировать, резонировать и эти свои личные резонансы анализировать и далее как-то их овеществлять. В широком смысле эта школа учит мастерству рефлексии, что бы это слово ни значило для вас. Улавливать сигналы мира, шумы и вибрации континуума. Быть ухом, нервом, иногда даже раной. Как нервом и раной может быть поэзия. Такая школа развития и настройки чувственности. Это не отменяет ни в коем случае чисто ремесленных познаний и умений, но мы же видим, как они становятся все менее и менее нужными, сейчас только полуслепой не видит отмирания архитектуры как ремесла.

Третье: осознание, что проект не конечная цель. Цель – исследование, раскопки, расчленение, пробование на зуб, на нюх, на глаз, постоянный пересмотр ранее принятого. Фиксация процесса поисков решения. Как в романе главное – не эпилог, а сам роман; в музыкальной пьесе – не каденция или кода, а сама пьеса; как в жизни главное – не ее итог, не коробочка с орденами и почетными грамотами, а сама, сука, жизнь. Так и проект – лишь завершающая часть общей композиции, куда входят и первые впечатления, и первые прикосновения, и первые наброски. И потому итоговый макет здесь сопровождают тетради и дневники исследований, то, что в обычной практике идет в корзину, здесь же этому придается чуть ли не первоочередная важность».
***


Бакалавриат 1 года
Преподаватели: Сара Леви, Анна Кипарис, Андрей Фомичев, Анна Шевченко, Артем Польский, Наталья Кузьмина, Мария Серова.
Тема: Вольная мастерская
Результатом обучения должен был стать не столько проект, сколько процесс формирования архитектуры на основе анализа повседневности, на стыке с другими дисциплинами: урбанистикой, антропологией, журналистикой. К преподаванию привлекались соответствующие специалисты.

Тема второго проекта: Объект поэтического отклика
Задача: одно из стихотворений семи современных поэтов интегрировать в объект, объект надо было найти, подобрать определенную точку в городе и прочесть стихотворение. Результатом стал видеоперформанс – ролик с исполнением стихотворения.

Тема третьего проекта: Церемониарий
Требовалось изучить и отрефлексировать повседневный ритуал, например ритуал засыпания, и найти для него архитектурную форму. Макет надо было построить из того же материала, из которого проектировался дом.

Тема четвертого проекта: 42
Здесь каждый студент стал заказчиком для своего одногруппника. Основываясь на описании ритуала своего «клиента», каждый студент создал жилой дом в Басманном районе. Магическое число 42 взято из романа Дугласа Адамса «Автостопом по галлактике».

Бакалавриат 2 года
Преподаватели: Надежда Корбут-Смирнова, Антон Петухов, Мария Куркова, Дарья Герасимова, Антон Тимофеев
Тема: Аркадия
Цель второго года обучения – работа с городской тканью. Название «Аркадия» отражает идею места, воплощающего рай, блаженство и чистоту. Несколько групп проектировали сначала места в городе, исходя из идеальных представлений, а после составления генплана каждому достался проект дома, причем его место определялось в момент работы с тканью, а функция доставалась случайным образом.

Бакалавриат 3.1
Преподаватели: Кирилл Асс, Антон Горленко, Юрий Пальмин
Тема: Новгород
За основу «игры» взята строка поэта Архилоха: «Лиса знает много секретов, а еж – один, но самый главный». В первом семестре студенты были «ежами» и исследовали архитеткурную деталь, отправившись в Новгород, и потом создали на ее основе свою. Во втором семестре они стали «лисами» и превратили обстоятельства в проектный инструмент.

Бакалавриат 3.2
Преподаватели: Рубен Аракелян, Евгения Бакеева
Тема: Периферии в городе
Студенты исследовали поврежденные места в городе и давали определение периферии.

Магистратура 1 весна
Преподаватели: Николай Белоусов, Светлана Васильева
Тема: Минимум
Минимум и максимум рассматривались как два профессиональных архитектурных принципа. Надо было спроектировать гостиницу на 50 человек в Асташово Костромской области, рядом с уникальным теремом ХIX века, который воплощает абсолютный максимум. По контрасту проект гостиницы должен был стать абсолютным минимумом. Каждый студент сам определял, что для него минимум, и как встроить его в среду.

Магистратура 1 осень
Преподаватели: Григорий Гурьянов, Дарья Зайцева, Денис Чистов
Тема: Ремонт ландшафта
Студия обратилась к потерянным ландшафтам, в частности к Строгинской пойме, и попыталась вернуть заброшенный ландшафт в город. Проекты студентов – попытки преодолеть отчуждение между территорией и человеком.

Магистратура 1 осень
Преподаватели: Сергей Гикало, Александр Купцов, Мария Тюльканова
Тема: Побег из города
Мастерская проектировала летнюю резиденцию МАРШ в арт-парке Никола-Ленивец. Результатом стали не только проекты каждого студента, но и тщательно продуманный сценарий существования школы.

Магистратура 1 весна
Преподаватели: Ксения Харитонова, Александр Рябский, Дарья Зайцева
Тема: Свое пространство
В первом полугодии магистранты должны были отрефлексировать свое представление о пространстве. Результатом стал «Рассказ о себе» и «Персональный архитектурный словарь» из 10-12 слов. Во втором семестре студенты делали проект для своего одногруппника, чтобы почувствовать себя одновременно автором и клиентом.

Магистратура 2.2
Преподаватели: Джеймс О'Брайен, Джозеф ван дер Стин, Михаил Микадзе, Оят Шукуров
Тема: Ontology of home
Отталкиваясь от программы реновации, студенты изучали разные места в постсоветском пространстве и пытались ответить на вопрос, какова жизнь в городе сейчас и какой будет в будущем.

Магистратура 2.2
Преподаватели: Евгений Асс, Игорь Чиркин
Тема: Переосмысление материальности
Студенты провели исследования, которые касались физических свойств материалов, поэтики материала и выдающихся построек разных эпох, в которых роль материала особенно важна. Затем каждый выбрал материал, составил программу сооружения, типология которого соотносится с выбранным материалом, и сделал проект на основе своего авторского манифеста.

Куратор выставки – архитектор Антон Тимофеев.
Графический дизайн – Анна Хораш.
Генеральный партнер выставки – L1Group.

24 Июля 2018

Похожие статьи
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Память дерева
Во флигеле-Руине Музея архитектуры открылось сразу две выставки, посвященные истории изучения деревянной архитектуры. Одна беглая, но фактурная, – другая подробная и красивая, поскольку работы Александра Ополовникова из фондов музея очень хороши.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.