МАРШ пять

В MМОМА на Петровке открылась выставка студенческих работ «МАРШ V», которая рассказывает о Московской архитектурной школе гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Автор текста:
Наталья Мурадова

mainImg
На этой выставке нет канонических тушевых отмывок, развешанных по стенам. В своих работах студенты МАРШ не копируют реальность. Переосмысляя, они ее воссоздают. Слово «re-thinking» Евгений Асс на пресс-конференции, посвященной открытию «МАРШ V» и пятилетию самой Школы, повторяет несколько раз.

«Увиденное должно быть переработано, отрефлексированно и превращено в интеллектуальный продукт, который будет положен в основу архитектуры. Художественная составляющая нашей деятельности крайне важна. В этом смысле мы говорим, что архитектура во многом срастается с поэзией. Архитектуре, на наш взгляд, сегодня не хватает поэтического содержания», – объясняет он.

В МАРШе слово «поэзия» употребляют в широком смысле, как осмысление и создание знаковых систем в контексте культуры. Ни один экспонат «МАРШ V» не является законченным архитектурным проектом, а лишь показывает одну из стадий работы. При этом почти каждый из них представляет собой полноценное и интересное художественное высказывание.
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина
Выбор площадки стал для Школы своего рода манифестом. Вместо очевидных Музея архитектуры или ЦДА, студенческие работы МАРШ выставляет в Музее современного искусства на Петровке. Экспонатов не так много, они уместились в двух залах, но, по словам куратора Кирилла Асса, это те вещи, «от которых захватывает дух».
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина
Рисунки, живопись и коллажи составляют примерно половину экспозиции. Другая ее часть – пространственные объекты, которые ближе к современному искусству, нежели к проектированию, каким его принято представлять в сложившейся практике архитектурного образования.

Проект «Музей книги «Москва – Петушки» Натальи Пироговой показывает эпизоды большой русской одиссеи по безысходности в прорезях черных икеевских коробок. Экспонат без названия магистранта этого года Артема Польского – попытка понять, как неживое-металл взаимодействует с живым-деревом.
Работа без названия, Артем Польский. Фотография © Юлия Тарабарина
Его одногруппник Анвар Гарипов показал макет вокзала станции Можга: деревянное «распятие», повисшее на струнах перронов, дополняет флипбук – маленькая книжка, в которой страница за страницей нарисована раскадровка движения вдоль платформы.

Единых заданных форматов на выставке нет. Тут можно увидеть даже дневники с зарисовками, личными записями и вкладками.
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина
«Дом для слепой рыбы», Катя Тинякова. Фотография © Юлия Тарабарина
Студенты использовали разные медийные платформы. К примеру, «Дом для слепой рыбы» Кати Тиняковой, прогремевший еще в прошлом году на защитах бакалавров первого семестра первого года, – серый глиняный шар, в глазок которого открывается белое нутро с фарфоровыми кукольными ручками, дополнен видеоперформансом.

Вид рыб, которые рождаются зрячими, но потом теряют способность видеть, действительно существует в природе. Метафоричность работ студентов МАРШ не подменяет суть, она не цель, а способ создавать архитектуру.
Выставка «МAРШ V» © Юлия Тарабарина
«Многие школы рассуждают о том, что архитектура связана с искусством. При этом они используют, как правило, упрощенные технические методы обучения, – говорит Роберт Малл, профессор британского университета Брайтон, в котором он руководит Школой архитектуры и дизайна. – МАРШ уникален тем, что связывает практический подход с очень глубоким отношением к архитектуре. Примером этого для меня служит преподавание в Школе таких людей, как Александр Бродский».
Проект «Трансформатор» студии А. Бродского. Фотография © Юлия Тарабарина
Студенты Александра Бродского и Надежды Корбут представили на «МАРШ V» проект «Трансформатор». Тринадцать человек поделили между собой пространство здания бывшего Центрального трансформаторного узла, которое вскоре должны снести, и каждый создал в нем что-то свое: тюрьму, ферму, баню, церковь и казино, оранжерею. В итоге получился город-утопия, еще до рождения идеи обреченный на несбыточность, и потому по-особенному пронзительный. Впрочем, помимо поэтического содержания, это еще и огромный, хорошо сделанный макет, детали которого хочется рассматривать долго.
Проект «Трансформатор» студии А. Бродского. Фотография © Юлия Тарабарина
Проект «Трансформатор» студии А. Бродского. Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Манифест куратора выставки Кирилла Асса Фотография © Юлия Тарабарина
О том, что это работа учеников Бродского, по макету можно разве что только догадаться. Никаких подписей с именами преподавателей, курсов и групп здесь нет. Можно легко забыть, что «Марш V» – это выставка студентов. Она вовсе не про то, как выполнить задание, а о том, что именно сказать, это не школярское послушание, а творческая воля.

«Для нас результатом деятельности являются все-таки не работы, а студенты. Мы работаем не ради проектов, а ради того, чтобы из нашей школы выходили замечательные, чувствительные и подготовленные архитекторы», – говорит директор МАРШа Никита Токарев.

Выставка «МАРШ V» в МОМА получилась убедительной: студентов в МАРШе учат не просто осмыслять действительность, но и быть свободными в этом осмыслении – невиданная роскошь по меркам современного российского образования, причем не только архитектурного.
 

20 Июня 2017

Автор текста:

Наталья Мурадова
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Между Мегой и рекой
Парк у торгового центра, сделанный по всем канонам современного общественного пространства: здесь учтены потребности горожан, идентичность, экономическая и экологическая устойчивость.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Алгоритмы и экономия времени: архитектор Лео Штуккардт...
Лео Штуккардт, руководитель проектов в бюро MVRDV и выпускник программы «Новая норма» Института «Стрелка», приехал в Санкт-Петербург на международную конференцию In The City, где рассказал о своем новом проекте и объяснил, какими должны быть современные методы проектирования.
Пресса: Что хорошего в Москве оставила вполне шизофреническая...
Вчера не стало Юрия Лужкова. Двумя месяцами ранее ушел из жизни архитектор Александр Кузьмин. Он пробыл в должности главного архитектора Москвы с 1996 по 2012 год. Этот промежуток охватывает почти весь срок правления легендарного и противоречивого мэра.
МАРШ: Параметрическое проектирование
Курс «Параметрическое проектирование» призван восстановить связь между абстрактной геометрией, реальными материалами и производством. Представляем итоговые работы студентов, которые разработали фасады для паркинга – сложносочиненные, но не дорогие и удобные в монтаже.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Белые завихрения
В Чанша на юго-востоке Китая открылся центр культуры и искусства «Мэйсиху» по проекту Zaha Hadid Architects: это ансамбль из трех объемов – двух театров и музея.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.