20.06.2017

МАРШ пять

В MМОМА на Петровке открылась выставка студенческих работ «МАРШ V», которая рассказывает о Московской архитектурной школе гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина

На этой выставке нет канонических тушевых отмывок, развешанных по стенам. В своих работах студенты МАРШ не копируют реальность. Переосмысляя, они ее воссоздают. Слово «re-thinking» Евгений Асс на пресс-конференции, посвященной открытию «МАРШ V» и пятилетию самой Школы, повторяет несколько раз.

«Увиденное должно быть переработано, отрефлексированно и превращено в интеллектуальный продукт, который будет положен в основу архитектуры. Художественная составляющая нашей деятельности крайне важна. В этом смысле мы говорим, что архитектура во многом срастается с поэзией. Архитектуре, на наш взгляд, сегодня не хватает поэтического содержания», – объясняет он.

В МАРШе слово «поэзия» употребляют в широком смысле, как осмысление и создание знаковых систем в контексте культуры. Ни один экспонат «МАРШ V» не является законченным архитектурным проектом, а лишь показывает одну из стадий работы. При этом почти каждый из них представляет собой полноценное и интересное художественное высказывание.
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина

Выбор площадки стал для Школы своего рода манифестом. Вместо очевидных Музея архитектуры или ЦДА, студенческие работы МАРШ выставляет в Музее современного искусства на Петровке. Экспонатов не так много, они уместились в двух залах, но, по словам куратора Кирилла Асса, это те вещи, «от которых захватывает дух».
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина

Рисунки, живопись и коллажи составляют примерно половину экспозиции. Другая ее часть – пространственные объекты, которые ближе к современному искусству, нежели к проектированию, каким его принято представлять в сложившейся практике архитектурного образования.

Проект «Музей книги «Москва – Петушки» Натальи Пироговой показывает эпизоды большой русской одиссеи по безысходности в прорезях черных икеевских коробок. Экспонат без названия магистранта этого года Артема Польского – попытка понять, как неживое-металл взаимодействует с живым-деревом.
Работа без названия, Артем Польский. Фотография © Юлия Тарабарина
Работа без названия, Артем Польский. Фотография © Юлия Тарабарина

Его одногруппник Анвар Гарипов показал макет вокзала станции Можга: деревянное «распятие», повисшее на струнах перронов, дополняет флипбук – маленькая книжка, в которой страница за страницей нарисована раскадровка движения вдоль платформы.

Единых заданных форматов на выставке нет. Тут можно увидеть даже дневники с зарисовками, личными записями и вкладками.
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина
«Дом для слепой рыбы», Катя Тинякова. Фотография © Юлия Тарабарина
«Дом для слепой рыбы», Катя Тинякова. Фотография © Юлия Тарабарина

Студенты использовали разные медийные платформы. К примеру, «Дом для слепой рыбы» Кати Тиняковой, прогремевший еще в прошлом году на защитах бакалавров первого семестра первого года, – серый глиняный шар, в глазок которого открывается белое нутро с фарфоровыми кукольными ручками, дополнен видеоперформансом.

Вид рыб, которые рождаются зрячими, но потом теряют способность видеть, действительно существует в природе. Метафоричность работ студентов МАРШ не подменяет суть, она не цель, а способ создавать архитектуру.
Выставка «МAРШ V» © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V» © Юлия Тарабарина

«Многие школы рассуждают о том, что архитектура связана с искусством. При этом они используют, как правило, упрощенные технические методы обучения, – говорит Роберт Малл, профессор британского университета Брайтон, в котором он руководит Школой архитектуры и дизайна. – МАРШ уникален тем, что связывает практический подход с очень глубоким отношением к архитектуре. Примером этого для меня служит преподавание в Школе таких людей, как Александр Бродский».
Проект «Трансформатор» студии А. Бродского. Фотография © Юлия Тарабарина
Проект «Трансформатор» студии А. Бродского. Фотография © Юлия Тарабарина

Студенты Александра Бродского и Надежды Корбут представили на «МАРШ V» проект «Трансформатор». Тринадцать человек поделили между собой пространство здания бывшего Центрального трансформаторного узла, которое вскоре должны снести, и каждый создал в нем что-то свое: тюрьму, ферму, баню, церковь и казино, оранжерею. В итоге получился город-утопия, еще до рождения идеи обреченный на несбыточность, и потому по-особенному пронзительный. Впрочем, помимо поэтического содержания, это еще и огромный, хорошо сделанный макет, детали которого хочется рассматривать долго.
Проект «Трансформатор» студии А. Бродского. Фотография © Юлия Тарабарина
Проект «Трансформатор» студии А. Бродского. Фотография © Юлия Тарабарина
Проект «Трансформатор» студии А. Бродского. Фотография © Юлия Тарабарина
Проект «Трансформатор» студии А. Бродского. Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Манифест куратора выставки Кирилла Асса Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Манифест куратора выставки Кирилла Асса Фотография © Юлия Тарабарина

О том, что это работа учеников Бродского, по макету можно разве что только догадаться. Никаких подписей с именами преподавателей, курсов и групп здесь нет. Можно легко забыть, что «Марш V» – это выставка студентов. Она вовсе не про то, как выполнить задание, а о том, что именно сказать, это не школярское послушание, а творческая воля.

«Для нас результатом деятельности являются все-таки не работы, а студенты. Мы работаем не ради проектов, а ради того, чтобы из нашей школы выходили замечательные, чувствительные и подготовленные архитекторы», – говорит директор МАРШа Никита Токарев.

Выставка «МАРШ V» в МОМА получилась убедительной: студентов в МАРШе учат не просто осмыслять действительность, но и быть свободными в этом осмыслении – невиданная роскошь по меркам современного российского образования, причем не только архитектурного.
 

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Никита Токарев
  • Юрий Сафронов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Сенкевич
  • Александр Попов
  • Игорь Шварцман
  • Наталия Порошкина
  • Алексей Гинзбург
  • Анатолий Столярчук
  • Андрей Асадов
  • Илья Уткин
  • Никита Явейн
  • Олег Мединский
  • Павел Андреев
  • Катерина Грень
  • Дмитрий Ликин
  • Михаил Канунников
  • Александра Кузьмина
  • Константин Ходнев
  • Марк Сафронов
  • Левон Айрапетов
  • Николай Миловидов
  • Дмитрий Реутт
  • Александр Порошкин
  • Кристина Павлова
  • Олег Карлсон
  • Екатерина Кузнецова
  • Андрей Гнездилов
  • Антон Лукомский
  • Сергей Чобан
  • Карен Сапричян
  • Роман Леонидов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Александр Асадов
  • Станислав Белых
  • Илья Машков
  • Юлия Тряскина
  • Антон Бондаренко
  • Вера Бутко
  • Дмитрий Васильев
  • Даниил Лоренц
  • Олег Шапиро
  • Александр Бровкин
  • Василий Крапивин
  • Всеволод Медведев
  • Андрей Романов
  • Полина Воеводина
  • Наталия Шилова
  • Валерия Преображенская
  • Валерий Лукомский
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Орешкин
  • Александр Скокан
  • Иван Кожин
  • Юлий Борисов
  • Сергей Скуратов
  • Наталия Зайченко
  • Иван Рубежанский
  • Зураб Басария
  • Антон Надточий
  • Андрей Ромашов
  • Сергей Кузнецов
  • Никита Бирюков
  • Арсений Леонович
  • Тотан Кузембаев
  • Сергей Труханов
  • Вероника Дубовик
  • Владимир Плоткин
  • Евгений Герасимов
  • Наталья Сидорова
  • Рустам Керимов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Вискикурня
  • Жилой комплекс «Дом на Львовской»
  • Административный корпус парка Горького
  • Гостиница с апартаментами и подземной автостоянкой
  • Парк «Ходынское поле»
  • Парк Ходынка
  • Концепция общественного центра в г.Воткинск
  • Реконструкция спортивного комплекса имени Стрельцова
  • Жилой комплекс на ул. Бочкова

Технологии:

16.05.2019

Комфорт в загородном доме – это прежде всего безопасность и надежность

Олег Панитков, генеральный директор Ассоциации деревянного домостроения, о требованиях к современному загородному дому со стороны заказчика, и о тех параметрах, на которые действительно стоит обращать внимание, затевая его строительство.
15.05.2019

Итоги конкурса Insulating Design

Проекты участников продемонстрировали функциональные и декоративные решения с применением стеновых и кровельных панелей Isopan и архитектурной фасадной системы ARK WALL.
ISOPAN
14.05.2019

FunderMax: для людей, которые создают

В конце февраля в центра дизайна ARTPLAY открылся шоу-рум компании FunderMax.
Материалы FunderMax
14.05.2019

Xpress. Архитектурные системы комфорт-класса

Realit Xpress – это новая алюминиевая архитектурная серия комфорт-класса от признанного лидера отрасли. Высокое качество, лучшая цена на рынке и постоянное наличие на складе – вот основные характеристики системы Xpress.
Архитектурные системы «Реалит»
08.05.2019

Клинкерное семейство

Каждый корпус социального жилого комплекса Space-S в голландском Эйндховене получил фасад из своей сортировки клинкера Hagemeister – чтобы одновременно подчеркнуть различия и родство этих зданий. Выбирали клинкер сами жильцы.
АО «Фирма «КИРИЛЛ», Inbo
другие статьи