20.06.2017

МАРШ пять

В MМОМА на Петровке открылась выставка студенческих работ «МАРШ V», которая рассказывает о Московской архитектурной школе гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабаринаоткрыть большое изображение

На этой выставке нет канонических тушевых отмывок, развешанных по стенам. В своих работах студенты МАРШ не копируют реальность. Переосмысляя, они ее воссоздают. Слово «re-thinking» Евгений Асс на пресс-конференции, посвященной открытию «МАРШ V» и пятилетию самой Школы, повторяет несколько раз.

«Увиденное должно быть переработано, отрефлексированно и превращено в интеллектуальный продукт, который будет положен в основу архитектуры. Художественная составляющая нашей деятельности крайне важна. В этом смысле мы говорим, что архитектура во многом срастается с поэзией. Архитектуре, на наш взгляд, сегодня не хватает поэтического содержания», – объясняет он.

В МАРШе слово «поэзия» употребляют в широком смысле, как осмысление и создание знаковых систем в контексте культуры. Ни один экспонат «МАРШ V» не является законченным архитектурным проектом, а лишь показывает одну из стадий работы. При этом почти каждый из них представляет собой полноценное и интересное художественное высказывание.
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабаринаоткрыть большое изображение

Выбор площадки стал для Школы своего рода манифестом. Вместо очевидных Музея архитектуры или ЦДА, студенческие работы МАРШ выставляет в Музее современного искусства на Петровке. Экспонатов не так много, они уместились в двух залах, но, по словам куратора Кирилла Асса, это те вещи, «от которых захватывает дух».
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабаринаоткрыть большое изображение

Рисунки, живопись и коллажи составляют примерно половину экспозиции. Другая ее часть – пространственные объекты, которые ближе к современному искусству, нежели к проектированию, каким его принято представлять в сложившейся практике архитектурного образования.

Проект «Музей книги «Москва – Петушки» Натальи Пироговой показывает эпизоды большой русской одиссеи по безысходности в прорезях черных икеевских коробок. Экспонат без названия магистранта этого года Артема Польского – попытка понять, как неживое-металл взаимодействует с живым-деревом.
Работа без названия, Артем Польский. Фотография © Юлия Тарабарина
Работа без названия, Артем Польский. Фотография © Юлия Тарабаринаоткрыть большое изображение

Его одногруппник Анвар Гарипов показал макет вокзала станции Можга: деревянное «распятие», повисшее на струнах перронов, дополняет флипбук – маленькая книжка, в которой страница за страницей нарисована раскадровка движения вдоль платформы.

Единых заданных форматов на выставке нет. Тут можно увидеть даже дневники с зарисовками, личными записями и вкладками.
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабаринаоткрыть большое изображение
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Фотография © Юлия Тарабаринаоткрыть большое изображение
«Дом для слепой рыбы», Катя Тинякова. Фотография © Юлия Тарабарина
«Дом для слепой рыбы», Катя Тинякова. Фотография © Юлия Тарабаринаоткрыть большое изображение

Студенты использовали разные медийные платформы. К примеру, «Дом для слепой рыбы» Кати Тиняковой, прогремевший еще в прошлом году на защитах бакалавров первого семестра первого года, – серый глиняный шар, в глазок которого открывается белое нутро с фарфоровыми кукольными ручками, дополнен видеоперформансом.

Вид рыб, которые рождаются зрячими, но потом теряют способность видеть, действительно существует в природе. Метафоричность работ студентов МАРШ не подменяет суть, она не цель, а способ создавать архитектуру.
Выставка «МAРШ V» © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V» © Юлия Тарабаринаоткрыть большое изображение

«Многие школы рассуждают о том, что архитектура связана с искусством. При этом они используют, как правило, упрощенные технические методы обучения, – говорит Роберт Малл, профессор британского университета Брайтон, в котором он руководит Школой архитектуры и дизайна. – МАРШ уникален тем, что связывает практический подход с очень глубоким отношением к архитектуре. Примером этого для меня служит преподавание в Школе таких людей, как Александр Бродский».
Проект «Трансформатор» студии А. Бродского. Фотография © Юлия Тарабарина
Проект «Трансформатор» студии А. Бродского. Фотография © Юлия Тарабаринаоткрыть большое изображение

Студенты Александра Бродского и Надежды Корбут представили на «МАРШ V» проект «Трансформатор». Тринадцать человек поделили между собой пространство здания бывшего Центрального трансформаторного узла, которое вскоре должны снести, и каждый создал в нем что-то свое: тюрьму, ферму, баню, церковь и казино, оранжерею. В итоге получился город-утопия, еще до рождения идеи обреченный на несбыточность, и потому по-особенному пронзительный. Впрочем, помимо поэтического содержания, это еще и огромный, хорошо сделанный макет, детали которого хочется рассматривать долго.
Проект «Трансформатор» студии А. Бродского. Фотография © Юлия Тарабарина
Проект «Трансформатор» студии А. Бродского. Фотография © Юлия Тарабаринаоткрыть большое изображение
Проект «Трансформатор» студии А. Бродского. Фотография © Юлия Тарабарина
Проект «Трансформатор» студии А. Бродского. Фотография © Юлия Тарабаринаоткрыть большое изображение
Выставка «МAРШ V». Манифест куратора выставки Кирилла Асса Фотография © Юлия Тарабарина
Выставка «МAРШ V». Манифест куратора выставки Кирилла Асса Фотография © Юлия Тарабаринаоткрыть большое изображение

О том, что это работа учеников Бродского, по макету можно разве что только догадаться. Никаких подписей с именами преподавателей, курсов и групп здесь нет. Можно легко забыть, что «Марш V» – это выставка студентов. Она вовсе не про то, как выполнить задание, а о том, что именно сказать, это не школярское послушание, а творческая воля.

«Для нас результатом деятельности являются все-таки не работы, а студенты. Мы работаем не ради проектов, а ради того, чтобы из нашей школы выходили замечательные, чувствительные и подготовленные архитекторы», – говорит директор МАРШа Никита Токарев.

Выставка «МАРШ V» в МОМА получилась убедительной: студентов в МАРШе учат не просто осмыслять действительность, но и быть свободными в этом осмыслении – невиданная роскошь по меркам современного российского образования, причем не только архитектурного.
 

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Валерия Преображенская
  • Наталья Сидорова
  • Полина Воеводина
  • Вера Бутко
  • Сергей Кузнецов
  • Евгений Герасимов
  • Шимон Матковски
  • Лукаш Качмарчик
  • Екатерина Кузнецова
  • Никита Токарев
  • Левон Айрапетов
  • Константин Ходнев
  • Карен Сапричян
  • Георгий Трофимов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александр Попов
  • Арсений Леонович
  • Илья Уткин
  • Николай Миловидов
  • Алексей Иванов
  • Наталия Шилова
  • Олег Шапиро
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Чобан
  • Сергей Труханов
  • Никита Явейн
  • Дмитрий Васильев
  • Антон Надточий
  • Сергей Переслегин
  • Игорь Шварцман
  • Владимир Плоткин
  • Андрей Гнездилов
  • Алексей Гинзбург
  • Николай Переслегин
  • Даниил Лоренц
  • Андрей Романов
  • Юлий Борисов
  • Тотан Кузембаев
  • Никита Бирюков
  • Петр Фонфара
  • Сергей Скуратов
  • Михаил Канунников
  • Магда Чихонь
  • Валерий Лукомский
  • Александра Кузьмина
  • Анатолий Столярчук
  • Владимир Биндеман
  • Дмитрий Ликин
  • Олег Мединский
  • Александр Бровкин
  • Илья Машков
  • Александр Асадов
  • Роман Леонидов
  • Павел Андреев
  • Александр Скокан
  • Екатерина Грень
  • Сергей  Орешкин
  • Владимир Ковалёв
  • Зураб Басария
  • Магда Кмита
  • Антон Лукомский
  • Станислав Белых
  • Олег Карлсон
  • Андрей Асадов
  • Юлия Тряскина

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реставрация дома Сытина
  • Реставрация усадьбы Долгоруковых-Бобринских на ул. Малая Дмитровка
  • Результаты исследования в рамках проекта «Идеальный город»
  • Многофункциональный комплекс Match point с апартаментами и спортивной волейбольной ареной
  • Апарт-отель в границах промзоны «ЗИЛ»
  • Интерьеры автосервисного комплекса «Авангард»
  • Жилой комплекс «Time»
  • Жилой микрорайон в Пушкине
  • Апартамент-отель в Геленджике

Технологии:

07.11.2017

Принтеры HP PageWide XL: скорость решает всё

Линейка принтеров HP PageWide XL – это экономия производственных расходов и фантастическая скорость печати строительных чертежей и рекламных баннеров без потери качества изображения.
Компания HP
25.10.2017

Клинкер в нью-йоркском стиле

Облицованный клинкером Hagemeister жилой комплекс 900 Mahler в Амстердаме призван напоминать о нью-йоркских небоскребах 1920-х годов.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
другие статьи