English version

Владимир Ковалев: «В архитектуре важен момент ответственности»

Интервью с основателем и руководителем ГК «Олимпроект» Владимиром Ковалевым о том, что компания – это «умная машина», а главная ее ценность – коллектив единомышленников.

Беседовала:
Алла Павликова

mainImg
Мастерская:
ГК «ОЛИМПРОЕКТ»
Архи.ру:
– Ваша компания создана в 2006 году. Расскажите об истории ее появления.

Владимир Ковалев:
– В 2006 году, будучи сотрудником НИИОСП имени Н.М. Герсеванова, я защищал кандидатскую диссертацию в области оснований, фундаментов и механики грунтов и параллельно задумывался о создании собственного бюро. Молодой и амбициозный, я верил, что передо мной открыты все дороги. А главное – у меня было стремление много и эффективно работать. Начинали с технического обследования, геотехнического проектирования и мониторинга. Постепенно компания завоевала авторитет в своей области. Сегодня я могу назвать «Олимпроект» одной из лидирующих компаний в Москве в сфере геотехнических изысканий.

– Как возникло название «Олимпроект»?

– Момент создания компании совпал с периодом проведения конкурса на выбор столицы зимней Олимпиады. В 2007 город Сочи был назван победителем. Меня вдохновила эта победа и название пришло в голову само по себе. Для меня оно символизирует стремление к успеху через упорный труд и самореализацию.

– Как вы пришли к необходимости создания архитектурного бюро внутри компании, специализирующейся на геотехнике и инженерии?

– Когда в 2010 я принимал активное участие в актуализации СНиП «Основания зданий и сооружений», стало понятно, что это определенный рубеж, после которого надо двигаться дальше. В 2011 я начал расширять «Олимпроект» с целью создания архитектурно-проектного подразделения. Во-первых, я уже тогда задумался о преимуществах комплексного подхода, позволяющего пройти все этапы технических изысканий и проектирования внутри одной организации. Во-вторых, архитектура всегда была мне интересна. И в определенный момент я почувствовал, что готов взять на себя ответственность не только за техническую часть проекта, но и за архитектурную. В архитектуре важен момент ответственности, ведь она формирует среду обитания человека.

– Какое значение в общей структуре компании имеет архитектурное проектирование? Кто сейчас возглавляет проектное подразделение?

– В роли автора архитектурной концепции и генпроектировщика наша компания впервые выступила в проекте комплекса LoftGarden на ТТК. Перед нами стояла непростая задача редевелопмента, с которой, как мне кажется, мы справились. Одновременно вместе с английским бюро JohnMcAslan + Partners нам удалось поработать над проектом реконструкции комплекса «Большевик» (прим. «Олимпроект» выступал в качестве генпроектировщика). Это был ценный опыт для коллектива и для меня лично.
zooming
Владимир Ковалев, руководитель группы компаний «Олимпроект». Фотография © ГК «Олимпроект»
Апартаменты Loft Garden © ГК «Олимпроект»
Апартаменты Loft Garden © ГК «Олимпроект»
Культурно-деловой комплекс «Большевик» / John McAslan+Partners, ГК «Олимпроект»
Культурно-деловой комплекс «Большевик» / John McAslan+Partners, ГК «Олимпроект»

В конце 2013 меня попросили разработать архитектурную концепцию реконструкции кузовного корпуса на территории ЗИЛ. Огромное промышленное здание с долгой историей на столь значимом участке, рядом с крупнейшей ледовой ареной – я понимал, что будет непросто. Это была отличная школа, которая вывела команду на новый уровень. Однако по-настоящему важное место в нашей компании архитектурное направление заняло после прихода замечательного и талантливого архитектора Екатерины Грень, которая сейчас возглавляет архитектурно-проектное подразделение.
МФК в составе спортивно-развлекательного квартала «Парк Легенд» на территории завода ЗИЛ © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»
МФК в составе спортивно-развлекательного квартала «Парк Легенд» на территории завода ЗИЛ. Апартаменты © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»
МФК в составе спортивно-развлекательного квартала «Парк Легенд» на территории завода ЗИЛ © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

– Как сейчас устроена компания, какова ее структура? Насколько вы, как генеральный директор, вовлечены в процесс проектирования?

– Компания выстроена вертикально. Очень многое зависит от руководящего состава. С самого начала я старался собрать вокруг себя единомышленников, разделяющих мои принципы и взгляды. Большинство руководителей работает со мной более 8–10 лет. Они знают мою стратегию развития бизнеса и помогают успешно ее реализовывать.

Что касается рядовых сотрудников, то в них мы заинтересованы ничуть не меньше. Наша основная ценность – коллектив. Для нас важно сохранять специалистов, создавая для них комфортные условия труда. Огромные усилия вкладываются в новых сотрудников, в повышение их квалификации, в их рост. Гораздо ценнее вырастить линейного руководителя внутри коллектива, нежели привлечь его извне.

Я сам активно участвую в работе компании. Мне приходится постоянно взаимодействовать с клиентами, которые ждут от меня профессионализма во всем – от экономики и геологии до инженерных и архитектурных решений. Я не архитектор по образованию, но настолько погрузился в профессию, что занимаюсь, в том числе, и архитектурным проектированием. Я вникаю в каждый проект, независимо от его масштабов и значимости. Мне кажется, что это необходимо еще и для того, чтобы быть уверенным в качестве выпускаемого продукта. Качество, оперативность, желание обеспечить высокий уровень сервиса – в этом дух нашей организации. И хотя в России идея предоставления качественного сервиса не слишком популярна, я убежден, что это важная сторона нашей работы.

– Направления деятельности «Олимпроекта» весьма разнообразны: архитектура, инженерия, геотехника. Чему вы отдаете приоритет?

– Компания предлагает практически полный цикл проектно-изыскательских работ. Это довольно редкое сочетание для России. И создавая такую модель работы, я вдохновлялся опытом одного известного проектного института в Китае, куда ездил по вопросам обмена опыта. Архитектура там, безусловно, была главенствующим направлением. Но при этом она не могла существовать без других составляющих – таких, как инженерия, геотехника и конструктивная часть. Комплексный подход – это наше главное преимущество, позволяющее компании стабильно развиваться. Кроме того, это позволяет существенно сократить сроки реализации проекта. Наши клиенты подчас поражаются скорости выдачи проектной документации при соблюдении высокого уровня качества.

– За счет чего удается добиться сокращения сроков проектирования?

– Архитекторы, геологи, конструкторы, инженеры и другие специалисты работают в одном офисе, имеют налаженные связи, дружеские отношения. Это облегчает коммуникацию, координацию действий, обмен данными. Люди друг другу доверяют, не тратят времени на перепроверку информации. Поэтому все вопросы решаются быстро. И именно этого требует современный рынок: сроки, качество и разумная цена.

– Какие из реализованных проектов вы считаете самыми удачными, какие проекты для вас важны?

– Проектное бюро было создано не так давно, пять лет – довольно короткий срок для архитектурного проекта. Поэтому реализаций на сегодняшний день не много. Из крупных – LoftGarden и «Большевик».

Большое количество проектов сегодня близки к завершению строительства. Многофункциональный комплекс «Парк Легенд» на территории ЗИЛ планировалось сдать в эксплуатацию еще в 2016 году, но из-за кризиса проект неоднократно замораживали. Сроки сдвинулись на 2018 год. Скоро будут реализованы фасады. Этап возведения конструкций уже завершен. В будущем году будет достроен ЖК на Озерной улице – небольшой, но очень продуманный и уютный комплекс. Ведется строительство жилого комплекса на улице Михайлова. Там возведен четвертый этаж. Поэтому я надеюсь, что уже в ближайшее время люди увидят и оценят нашу архитектуру.
МФК в составе спортивно-развлекательного квартала «Парк Легенд» на территории завода ЗИЛ © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

– Среди ваших проектов – в основном многоэтажные жилые комплексы. Специализация ли это?

– Объем строительства общественных зданий по сравнению с жилыми невелик. Во многом по этой причине мы и выбрали для себя сегмент многоэтажного жилого строительства. Сегодня это, действительно, стало нашей специализацией. Наработан серьезный опыт, за плечами – десятки проектов жилых домов. Мы профессионалы в этой сфере, мы умеем и любим проектировать жилье, качественно и быстро делаем планировки, которые удовлетворяют как заказчика, так и потребителя. Если взять тот же жилой дом на Озерной, то только для него было разработано семь типов однокомнатных квартир, что крайне позитивно повлияло на продажи. Но, конечно, все это не означает, что мы не сможем так же качественно разработать проект общественного здания.

– Какие из текущих проектов вы считаете наиболее важными?

– Интересен проект жилого комплекса на пересечении Варшавского шоссе и МКАД. Место очень живописное с точки зрения природного окружения. Лес, подступающий к границам участка, мы предложили завести прямо во двор. В результате дворовые пространства стали больше напоминать парковые, а сама территория комплекса приобрела загородный, почти деревенский колорит. И это несмотря на высокую этажность, до 75 м.

Другой объект – дом на 11-й Парковой улице, небольшой, его общая площадь до 30 тысяч м2. Участок располагается в окружении зелени, рядом с жилым массивом и заброшенным детским садом. Плотная застройка и инсоляционные ограничения не помешали нам предложить будущим жильцам удобную планировку и полноценное общественное пространство перед домом, доступное всем горожанам. К сожалению, пока этот проект остановился, но мы надеемся, что заказчик к нему вернется.

Кроме того, «Олимпроект» много занимается разработкой рабочей документации. Это огромный объем работы, учитывая масштабы объектов. Один из примеров – жилой комплекс на территории Мукомольного комбината. Его площадь достигает 150 000 м2, высота – 53 этажа.

Но самыми важными и любимыми остаются – «Парк Легенд» на территории ЗИЛ и ЖК на улице Михайлова. Это самые сложные проекты, а потому и самые дорогие. МФК на территории ЗИЛ был практически целиком придуман мной. Проект очень изменился от первой неуверенной концепции до финального предложения – осмысленного и многослойного. Что касается комплекса на улице Михайлова, то здесь я должен отметить колоссальную роль Екатерины Грень. Для нее, как и для всей компании, этот проект стал символом борьбы архитектора за архитектуру. И именно здесь мы поняли, что имеем право на существование как архитектурное бюро и можем успешно двигаться в этом направлении.

– Как бы вы определили цель и миссию «Олимпроекта» на ближайшие годы?

– Для меня «Олимпроект» – не просто компания, это сложный механизм, машина, состоящая из талантливых и целеустремленных людей. Качество работы этой машины должно постоянно повышаться. В этом основная цель, поскольку вместе с повышением качества функционирования компании повышается уровень выпускаемого продукта. Строительный рынок заметно изменился, изменилась экономика проектов. Лаконичность наших работ во многом объясняется экономикой. До кризиса инвестор был готов вкладывать любые деньги в объекты с хорошей локацией. Сейчас он вынужден считать деньги, а мы – учиться добиваться качественного результата в любых условиях. 

Мастерская:
ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

12 Сентября 2017

Беседовала:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Сейчас на главной
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Деревянный рай
Квартал по проекту Berger + Parkkinen и Querkraft в районе Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства новой ратуши по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО