Дом театра

Здание строилось в непростых условиях и десять лет. Но ему, несмотря на большой объем, удалось достаточно деликатно вписать в городское пространство и театр, и бизнес-центр, «сросшиеся» между собой. Под стать и строгие интерьеры, завершенные в прошлом году.

mainImg
Архитектор:
Георгий Солопов
Мастерская:
Театрпроект
Творческая мастерская Д.С. Солопова
Проект:
Московский театральный центр «Вишневый Сад»
Россия, Москва, Малая Сухаревская площадь, 10

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Солопов Георгий Дмитриевич Солопов
Авторы – архитекторы: Дмитрий Сергеевич Солопов, Наталия Дмитриевна Солопова, Ксения Юрьевна Жукова, Станислав Михайлович Гуламов, Николай Григорьевич Фонарев, Алексей Петрович Котлярский
Занавес : художник Мария Дмитриевна Солопова -Полякова 

2005 — 2013 / 2008 — 2016

Инвестор – Застройщик: «ФЛЭТ и КО»
Генеральный директор Майстренко Дмитрий Евгеньевич
Здание театрального комплекса Александра Вилькина «Вишневый сад», совмещенное с бизнес-центром, находится на внутренней части Садового кольца недалеко от Сухаревской площади. Оно довольно заметно: строгая каменная решетка с закрепленными поверх в диагональном ритме полета пластинами стекла обращает на себя внимание в ряду местной смешанной, с одной стороны «лужковской», а с другой – мещанской XIX века, застройки Садового. Здание, построенное совместно компанией «Театрпроект» и мастерской Дмитрия Солопова, было отмечено «золотым знаком» на «Зодчестве»-2015.

Оно выстроено по схеме, крайне популярной в течение последних 20, если не больше, лет: значительную часть занимает так называемое «инвестиционное строительство», в данном случае одноименный бизнес-центр, ставший финансовым подспорьем для строительства театра, который, в свою очередь, обосновал появление офисных площадей в центре Москвы «идеологически» для согласующих инстанций. Что повлекло неизбежный рост объемов вверх и вниз: снобы скажут, что театр «окутан» офисными площадями с трех сторон – 15 метров в глубину со стороны Садового, около 10 м со стороны двора, 3 этажа сверху, под землей 4 яруса парковки. Такого рода симбиоз, объяснимый как минимум тем, что проектирование заняло 8 лет с 2005 по 2013, не помешал театру занять значительную площадь в центральной части объема, поскольку – как справедливо объясняют авторы – ему не нужен дневной свет. Но третий этаж театр, к примеру, занимает полностью.
Московский театральный центр «Вишневый Сад». Главный фасад со стороны Малой Сухаревской площади. Фотография © Д.С. Чебаненко
Московский театральный центр «Вишневый Сад». Генплан © Театрпроект + Творческая мастерская Д. С. Солопова
Московский театральный центр «Вишневый Сад». Второй этаж © Театрпроект + Творческая мастерская Д. С. Солопова
Московский театральный центр «Вишневый Сад». Продольный разрез © Театрпроект + Творческая мастерская Д. С. Солопова
Московский театральный центр «Вишневый Сад». Ночной вид. Главный фасад со стороны Малой Сухаревской площади. Фотография © Д.С. Чебаненко

Три верхних офисных этажа решены в виде стеклянных ступеней со скруглениями, угловой башней, местами с волнистой поверхностью – многое выдает их инвестиционное назначение. Пять нижних этажей, образующих уличный фасад по Садовому (Малой Сухаревской площади), напротив, решены в виде каменной решетки, которая «собирает» и дисциплинирует стеклянную массу. Решетка – рельефная, выступает глубоко и прорисована достаточно тонко. Полосы межэтажных горизонталей пересечены вертикалями в двойном ритме, образующем пары крупных «окон», которые напоминают поиски модернизма 1980-х, скрещенного с образностью чикагского ар-деко.

К металлическим рамам окон крепятся поперечные фасаду стеклянные пластины с изображениями деревьев – лучше всего они видны в вечерней подсветке – символами «Вишневого сада».
Московский театральный центр «Вишневый Сад». Закаленные стекла Триплекс с графическим изображением вишневых деревьев. Фотография © Д.С. Чебаненко

Другие стеклянные пластины, закрепленные под разными углами, образуют, по словам архитекторов, контуры воображаемого «театрального занавеса», акцентируя расположенный в левой части вход в театр. Больше всего они похожи на падающие листовки-афиши-прокламации, что, впрочем, тоже не лишено театральных аллюзий. Таким образом, левая часть здания, где расположен вход в театр, оказывается подвижнее и обращает на себя больше внимания. Подвижное и «кристаллически» закрепленное взаимодействуют в этом здании: как каменная решетка «держит» стеклянную массу, но в верхней части сдается, неровно обрываясь, так и стекло, закрепленное в правой части строго в шахматном порядке, над входом замирает в каскаде облетания.
Московский театральный центр «Вишневый Сад». «Летящие стекла» – стилизованный театральный занавес на главном фасаде театрального центра с шелкографическим изображением веток деревьев. Фотография © Д.С. Чебаненко
Московский театральный центр «Вишневый Сад». Вход в театр со стороны Малой Сухаревской площади. Фотография © Д.С. Чебаненко

Дворовые фасады спокойнее: здесь объемы облицованы тщательно нарезанными горизонтальным полосами камня с разгранкой тонкими желобками. Выступающий стеклянный объем чуть наклонен вперед и оживлен мозаикой стекла разной прозрачности.
Московский театральный центр «Вишневый Сад». Задний фасад. Фотография © Д.С. Чебаненко
Московский театральный центр «Вишневый Сад». Задний фасад. Фотография © Д.С. Чебаненко
Московский театральный центр «Вишневый Сад». Задний фасад. Фотография © Д.С. Чебаненко

За пилонами первого этажа вдоль Садового кольца устроена пешеходная галерея. Она продолжается: справа от здания – проездом для машин во двор, а слева, рядом с театральным входом – техническим проходом к служебному входу и эвакуационному выходу. Здесь между стеной театра и соседнего здания 1990-х возникло любопытное пространство, почти «римское», особенно из-за круглого бока лестничной башни. Кажется, оно могло бы подойти для фуршетов с уютным вечерним светом, но нет, назначение исключительно служебное.
Московский театральный центр «Вишневый Сад». Боковой фасад. Служебный вход в театр. Фотография © Д.С. Чебаненко

Театральные интерьеры завершены через пару лет после того, как здание было построено и даже через год после того, как оно получило «золотой знак» Зодчества – в 2016 году. Театральный зал занимает четыре этажа: со второго по пятый; первый этаж под ним и один подземный ярус отданы техническим помещениям театра. Кроме того имеются два репетиционных зала, которые могут использоваться также для обучения.

Главный зал строг и черен: черный потолок, коробка сцены и кресла работают на сосредоточение зрителя. Балконы облицованы деревянными панелями тонированного кленового шпона, дугообразными и чуть скошенными, их кружение подчеркнуто линиями тонких желобков. В партере и бельэтаже хорошо видны выстроенные полукругом несущие колонны – тоже медно-деревянного цвета. Гризайльный занавес Марии Солоповой-Поляковой объединяет оба тона, тяготеет к черному, но кажется коричневатым. Его рисунок, состоящий из веток, лестниц, окон и развернутых под разными углами плоскостей, условно дробящих плоскость, неожиданно, или, наоборот, ожидаемо, перекликается с фасадом театра.
Московский театральный центр «Вишневый Сад». Интерьер большого зала. Отделка ярусов деревянными панелями. Фотография © Д.С. Чебаненко
Московский театральный центр «Вишневый Сад». Интерьер большого зала. Занавес. Фотография © Д.С. Чебаненко

Если в зале дерева относительно немного, оно лишь переходит – как уточняют архитекторы – на потолок в третьем ярусе, то пространство буфета целиком деревянное, оно окутано деревянной решеткой угловатого асимметричного рисунка, наводящей на мысль об акустических панелях, но, по-видимому, все же декоративных, лишь поддерживающих театральную тему. Светлый камень пола и барной стойки перекликается с камнем фасадов. Подойдя к интерьеру «тотально», архитекторы не устояли и перед пресловутой вешалкой – нарисовали для нее острую, лаконичную форму.
Московский театральный центр «Вишневый Сад». Деталь деревянных панелей на стенах зрительного зала со стороны фойе. Фотография © Д.С. Чебаненко
Московский театральный центр «Вишневый Сад». Зрительское фойе. Кафе. Фотография © Д.С. Чебаненко
Московский театральный центр «Вишневый Сад». Вешалка. Фотография © Д.С. Чебаненко

Нельзя сказать, чтобы объединение театра с бизнес-центром кажется удачным решением; скорее неизбежным. В данном случае, однако, обе части построены и действуют, с театром «Сатирикон», к примеру, подобная же схема хорошо не получилась: ТРЦ «Райкин-плаза» давно открыт, а что происходит со зданием театра, неясно. В то же время надо признать, что архитекторам удалось добиться гармоничного соседства театра и офисов – они не мешают друг другу, существуют параллельно и автономно за общей ширмой городской решетки. Пусть присутствие театра проявлено неярко, так что не сразу и догадаешься, зато оно деликатно предлагает собственный вариант обрамления и проявления реальности, что, может быть, получилось даже «по-чеховски». 
Московский театральный центр «Вишневый Сад». Экспликация помещений 1 этажа © Театрпроект + Творческая мастерская Д. С. Солопова
Московский театральный центр «Вишневый Сад». Экспликация помещений 3 этажа © Театрпроект + Творческая мастерская Д. С. Солопова
Архитектор:
Георгий Солопов
Мастерская:
Театрпроект
Творческая мастерская Д.С. Солопова
Проект:
Московский театральный центр «Вишневый Сад»
Россия, Москва, Малая Сухаревская площадь, 10

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: Солопов Георгий Дмитриевич Солопов
Авторы – архитекторы: Дмитрий Сергеевич Солопов, Наталия Дмитриевна Солопова, Ксения Юрьевна Жукова, Станислав Михайлович Гуламов, Николай Григорьевич Фонарев, Алексей Петрович Котлярский
Занавес : художник Мария Дмитриевна Солопова -Полякова 

2005 — 2013 / 2008 — 2016

Инвестор – Застройщик: «ФЛЭТ и КО»
Генеральный директор Майстренко Дмитрий Евгеньевич

26 Июля 2017

Похожие статьи
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Олива в кубе
Офис продаж жилого комплекса Moments транслирует покупателям заложенные проектом ценности. Близость природы, красота смены сезонов, изящество архитектурных решений интерпретированы через прозрачный куб, внутри которого растет оливковое дерево. В дальнейшем здание сменит функцию и станет частью входной группы общеобразовательной школы.
Журавли и фонарики
В казанском ресторане Ichi-Go-Ichi-E команда Ideologist создавала азиатский интерьер без привязки к определенной стране или эпохе. Набор визуальных кодов включает отсылки к Японии 1980-х, ночному Гонконгу и футуристичному Сингапуру.
Радиоволна
Бюро «Цимайло Ляшенко и Партнеры» подготовило концепцию приспособления к современному использованию Дома Радио – официальной резиденции Теодора Курентзиса в Петербурге. Проект подчеркнет исторические слои пространств и привнесет новое звучание, связанное с более совершенным техническим оснащением залов.
Яхты-лайнеры
Максим Рымарь построил* для футбольной команды Сергея Галицкого, с которым работает уже давно, спортивно-оздоровительный комплекс в окрестностях Краснодара. Типология отеля-лайнера, растущего лентами террас на берегу озера – яркое и емкое пластическое высказывание. В плане как три эллиптических лепестка, нанизанных на продольную ось.
Закулисная история
В Грозном по проекту Alexey Podkidyshev studio преобразился Театр юного зрителя. Авторы не только разделили исторические объемы и более поздние пристройки, но и превратили невзрачный объект в востребованное общественное пространство.
Маршрут на выбор
После реновации парк культуры и отдыха Белорецка предлагает посетителям больше сценариев для досуга: на его территории появились экотропа, лестница со смотровой площадкой, музей в водонапорной башне и другие объекты.
Экстремальное гостеприимство
Клубный отель посреди лесов Камчатки, построенный по проекту Fantalis Group, далеко ушел от бревенчатых туристических баз. Из-за труднодоступности он автономен и напоминает полярную станцию, а помимо знакомства с суровым краем предлагает и элементы роскоши – самобытную архитектуру, комфортную спальню с панорамными окнами, авторский ресторан с изысканным интерьером.
Круги для движения
По проекту Мосрегионпроекта в Электростали прошла реконструкция пешеходного бульвара. Благодаря безбарьерному мощению, круглым газонам и работе с организацией транспортных потоков, променад заметно оживился и стал привлекательным для горожан, предпринимателей и творческих людей.
Красный театр
По проекту бюро ludi_architects во дворе «Бутылки» – бывшей круглой тюрьмы на острове Новой Голландия – открылся летний театр, вдохновленный атмосферой кабаре середины XX века. По вечерам здесь проходят концерты и перфомансы, днем пространство служит местом для отдыха и встреч.
Альпийская горка
Микропроект от бюро KIDZ: корнер цветочного магазина в петербургском фудкорте, который соединяет технологичность и красоту природной несовершенности.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Пресса: Город с двух сторон от одного тракта
Бийск — это место, некогда пережившее столкновение двух линий российской колонизации, христианской и предпринимательской. Конфликт возник вокруг местного вероучения и, хотя одни хотели его сгубить, а другие — защитить, показал, что обе линии слабо понимают свойства осваиваемого ими пространства. Обе вскоре были уничтожены революцией, на время приостановившей и саму колонизацию, которая, впрочем, впоследствии возродилась, пусть формы ее и менялись. Пространство тоже не утратило своих особенностей, пусть они и выглядят несколько иначе. Более того — сейчас в некоторых отношениях они прекрасно понимают друг друга.
Трилистник инноваций
В Пекине готов Международный центр инноваций «Чжунгуаньцунь» (ZGC), спроектированный MAD Architects. В апреле здесь уже провели престижный технологический форум.