Евгений Русаков,
преподаватель МАРХИ:
«Перед студентами было поставлено несколько задач. Для начала они должны были проанализировать функциональную и пространственно-планировочную организацию существующих вокзальных комплексов, прилегающих территорий и их транспортно-пешеходное обеспечение. Далее их профессиональной задачей стал поиск градостроительных, планировочных и архитектурных решений, соответствующих контексту требований рационального и интенсивного использования сложившихся территорий. Кроме того мне показалось важным акцентировать внимание ребят на ещё одной задаче –они должны были активно использовать в проектных решениях вокзальных и пересадочных узлов территориально-пространственные резервы – наземные и надземно-подземные.
Можно выделить два проекта, в которых наиболее успешно были решены сразу все задачи. Это проект «Развитие и реконструкция территории Курско-Октябрьского диаметра – КОД» Марии и Ивана Репкиных и «Пространственно-планировочная организация транспортно-пересадочного узла Белорусского вокзала» Маргариты Асирян.
Мария и Иван работали над дипломным проектом в рамках программы специалитета. В их проекте «КОД» были достаточно убедительно разработаны вопросы транспортно-пешеходной организации главных элементов – это комплекс трёх вокзалов: Ленинградского, Ярославского и Казанского – в северной части КОДа, и Курский вокзал в южной. Помимо инфраструктурной организации КОДа в проекте широко представлены архитектурно-образные предложения разработок вокзальных узлов и прилегающих территорий.
Проект ТПУ Белорусского вокзала выполнен в составе научного исследования магистратуры факультета Градостроительства. Помимо планировочного и объемно-пространственного решений новой части вокзала и многофункционального центра, автором было сделано предложение по застройке прилегающих территорий от станции метро «Беговая» до площади Белорусского вокзала. Многоярусное здание ТПУ обусловило разработку системы подземно-наземных элементов: пешеходных связей вокзала с пересадочным узлом метро. В результате дипломантка убедительно выстроила пространственный транспортно-коммуникационный каркас многофункционального комплекса Белорусского вокзала».
***
Развитие и реконструкция территории Курско-Октябрьского диаметра – КОД
Мария Репкина, Иван Репкин
Вокзал создаёт первое впечатление от города для пребывающих гостей. Поэтому прилегающие территории, наряду с самим зданием вокзала, необходимо использовать для формирования уникального образа столицы. Новое здание вокзала с тремя высотными башнями – символами трёх железнодорожных направлений – подчеркнёт важность основного транспортного узла. Согласно проекту, башни опираются на здание, состоящее из двух частей: дугообразной и П-образной формы. Первая часть обращена к железной дороге подобно порталу, встречающему поезда. Вторая обрамляет площадь, на которой как памятники располагаются здания старых вокзалов. Между путями нового вокзала создаются универсальные залы-острова. Это стеклянные полусферы, которые «обтекают» железные дороги. Создаются мосты и туннели, реанимируя и уплотняя транспортный, функциональный и зелёный каркас города. Организация воздушного струнного транспорта над железнодорожным полотном поможет свободно перемещаться пешеходам.
На участке от Курского до Казанского вокзала над железной дорогой, проходящей в низине, создаётся парк «КОД». Он служит зелёным «позвоночником», концептуально объединяя две территории и площади крупных транспортных узлов.
Идея проекта Курского вокзала – это образ двух крыльев гигантской птицы. Одно крыло окружает старое здание вокзала, оставляя открытым его фасад. Другое накрывает многофункциональный комплекс, состоящий из торгового центра, автовокзала и музея. Комплекс гармонично вписан в окружающий ландшафт, формируя новую, комфортную городскую среду.
До: Вокзалы в Москве традиционно сопровождают обширные промышленные территории. Железнодорожные направления «разбиваются» о промышленность, прокладывая себе новые обходные пути. Они сплетаются в единую систему, образуя запутанный конгломерат, тупиковый для развития в городе.
После: Благодаря новой системе пешеходно-транспортных связей и разработке промышленных зон появятся новые пространства и коммерчески выгодная застройка на месте неиспользуемых ранее территорий в центре города.
Поэтажное функциональное деление трёх вокзалов:
С дугообразной части здания расположены торговые помещения (на 1 и 2 этажах) и гостиница (на 3 и 4). В башнях располагаются офисные помещения различных компаний, включая Московский метрополитен и РЖД. На первом этаже расположены залы ожидания, большой торговый центр с ресторанным двориком, камеры хранения и кассы. Отсюда можно попасть в подземный паркинг, на станцию струнного транспорта, в башни трёх вокзалов и универсальные залы-сферы. На нижних подземных уровнях расположена многоярусная парковка. Подземная система переходов позволяет человеку, приехавшему в город, не покидая здание вокзала, попасть в метро.
Поэтажное функциональное деление Курского вокзала:
На четвёртом этаже здания располагаются оранжереи, выставочные пространства и павильоны, а также ряд торговых помещений. На третьем этаже находятся преимущественно торгово-развлекательные помещения, а также выходы на смотровые площадки, ориентированные на набережную. На втором уровне расположены залы ожидания и помещения вокзала. Первый этаж объединяет два корпуса Курского вокзала: первый занимают вокзал пригородных поездов и музей, второй – общественно-досуговые помещения. К корпусу примыкает автовокзал. На подземных уровнях расположены две парковки, подземные помещения вокзала и переходы к метро.
Мария Репкина, Иван Репкин
Вокзал создаёт первое впечатление от города для пребывающих гостей. Поэтому прилегающие территории, наряду с самим зданием вокзала, необходимо использовать для формирования уникального образа столицы. Новое здание вокзала с тремя высотными башнями – символами трёх железнодорожных направлений – подчеркнёт важность основного транспортного узла. Согласно проекту, башни опираются на здание, состоящее из двух частей: дугообразной и П-образной формы. Первая часть обращена к железной дороге подобно порталу, встречающему поезда. Вторая обрамляет площадь, на которой как памятники располагаются здания старых вокзалов. Между путями нового вокзала создаются универсальные залы-острова. Это стеклянные полусферы, которые «обтекают» железные дороги. Создаются мосты и туннели, реанимируя и уплотняя транспортный, функциональный и зелёный каркас города. Организация воздушного струнного транспорта над железнодорожным полотном поможет свободно перемещаться пешеходам.
На участке от Курского до Казанского вокзала над железной дорогой, проходящей в низине, создаётся парк «КОД». Он служит зелёным «позвоночником», концептуально объединяя две территории и площади крупных транспортных узлов.
Идея проекта Курского вокзала – это образ двух крыльев гигантской птицы. Одно крыло окружает старое здание вокзала, оставляя открытым его фасад. Другое накрывает многофункциональный комплекс, состоящий из торгового центра, автовокзала и музея. Комплекс гармонично вписан в окружающий ландшафт, формируя новую, комфортную городскую среду.
До: Вокзалы в Москве традиционно сопровождают обширные промышленные территории. Железнодорожные направления «разбиваются» о промышленность, прокладывая себе новые обходные пути. Они сплетаются в единую систему, образуя запутанный конгломерат, тупиковый для развития в городе.
После: Благодаря новой системе пешеходно-транспортных связей и разработке промышленных зон появятся новые пространства и коммерчески выгодная застройка на месте неиспользуемых ранее территорий в центре города.
Поэтажное функциональное деление трёх вокзалов:
С дугообразной части здания расположены торговые помещения (на 1 и 2 этажах) и гостиница (на 3 и 4). В башнях располагаются офисные помещения различных компаний, включая Московский метрополитен и РЖД. На первом этаже расположены залы ожидания, большой торговый центр с ресторанным двориком, камеры хранения и кассы. Отсюда можно попасть в подземный паркинг, на станцию струнного транспорта, в башни трёх вокзалов и универсальные залы-сферы. На нижних подземных уровнях расположена многоярусная парковка. Подземная система переходов позволяет человеку, приехавшему в город, не покидая здание вокзала, попасть в метро.
Поэтажное функциональное деление Курского вокзала:
На четвёртом этаже здания располагаются оранжереи, выставочные пространства и павильоны, а также ряд торговых помещений. На третьем этаже находятся преимущественно торгово-развлекательные помещения, а также выходы на смотровые площадки, ориентированные на набережную. На втором уровне расположены залы ожидания и помещения вокзала. Первый этаж объединяет два корпуса Курского вокзала: первый занимают вокзал пригородных поездов и музей, второй – общественно-досуговые помещения. К корпусу примыкает автовокзал. На подземных уровнях расположены две парковки, подземные помещения вокзала и переходы к метро.
***
Пространственно-планировочная организация ТПУ Белорусского вокзала
Маргарита Асирян
Актуальность темы исследования определяется необходимостью модернизации и реструктуризации транспортных сетей и инфраструктуры города в целом путём формирования транспортно-пересадочных узлов, обеспечивающих наиболее эффективное взаимодействие всех элементов транспортной системы. В результате проведённого анализа был выявлен комплекс проблем – прежде всего связанных с обеспечением взаимодействия различных видов транспорта между собой, требующих решения через формирование ТПУ.
Организация пространственно-планировочной структуры транспортно-пересадочного узла включает в себя размещение основных элементов инфраструктуры всех взаимодействующих видов транспорта и их интеграцию. Обязательное условие каждого из них – обеспечение пешеходных связей между всеми транспортными элементами узла.
Современные ТПУ представляют собой городские мегаструктуры, формирование которых должно быть направлено на создание гармоничной среды для человека. В работе приведены предложения по формированию, развитию и функционированию пространственно-планировочной организации транспортно-пересадочных узлов, на базе которых был создан проект на территории, прилегающей к Белорусскому вокзалу. Предложенное пространственно-планировочное решение транспортно-пересадочного узла обеспечивает наиболее лаконичную и беспрепятственную пересадку пассажиров. Общественно-деловые и культурные зоны, сформированные вокруг транспортного ядра, обладают потенциалом для развития рыночной экономики района и повышения уровня жизни прилегающих микрорайонов в целом. Архитектурное решение проекта направлено на обеспечение устойчивого развития территории, создания комфортной, безопасной и привлекательной – знаковой – городской среды.
Маргарита Асирян
Актуальность темы исследования определяется необходимостью модернизации и реструктуризации транспортных сетей и инфраструктуры города в целом путём формирования транспортно-пересадочных узлов, обеспечивающих наиболее эффективное взаимодействие всех элементов транспортной системы. В результате проведённого анализа был выявлен комплекс проблем – прежде всего связанных с обеспечением взаимодействия различных видов транспорта между собой, требующих решения через формирование ТПУ.
Организация пространственно-планировочной структуры транспортно-пересадочного узла включает в себя размещение основных элементов инфраструктуры всех взаимодействующих видов транспорта и их интеграцию. Обязательное условие каждого из них – обеспечение пешеходных связей между всеми транспортными элементами узла.
Современные ТПУ представляют собой городские мегаструктуры, формирование которых должно быть направлено на создание гармоничной среды для человека. В работе приведены предложения по формированию, развитию и функционированию пространственно-планировочной организации транспортно-пересадочных узлов, на базе которых был создан проект на территории, прилегающей к Белорусскому вокзалу. Предложенное пространственно-планировочное решение транспортно-пересадочного узла обеспечивает наиболее лаконичную и беспрепятственную пересадку пассажиров. Общественно-деловые и культурные зоны, сформированные вокруг транспортного ядра, обладают потенциалом для развития рыночной экономики района и повышения уровня жизни прилегающих микрорайонов в целом. Архитектурное решение проекта направлено на обеспечение устойчивого развития территории, создания комфортной, безопасной и привлекательной – знаковой – городской среды.
***