Нарушая привычное

«Атриум» подтверждает универсальность своих навыков и подхода – каждый достраиваемый объект с новой функцией, а авторский стиль все также узнается. Полтора года назад закончили жилой дом со спорткомплексом, до этого молодежный центр КВН. Новая постройка – торгово-делового назначения. Называется «Водный».

author pht

Автор текста:
Мария Фадеева

mainImg

Мастерская:

ATRIUM

Проект:

Торгово-деловой комплекс «Водный» на Головинском шоссе
Россия, Москва, Головинское шоссе, д.5

Авторский коллектив:
Архитекторы: Aнтон Надточий, Вера Бутко, Геннадий Надточий, Алексей Науменко, Александр Малыгин, Анна Аленичева
Архитекторы (интерьер лобби офисной части комплекса «Водный»): Антон Надточий, Вера Бутко, Петр Алимов, Анна Аленичева, Евгений Повонский, Владимир Подолякин
Архитекторы (интерьер торговой части комплекса «Водный»): Антон Надточий, Вера Бутко, Александр Малыгин, Анна Аленичева, Анастасия Михеева, Николай Филатов. Петр Алимов
Конструкторы: «Метрополис» (стадия «П»), Горпроект (стадия «АР»)
Инженерия: «Метрополис» (стадия «П»), Горпроект (стадия «АР»)

2011

Заказчик: MR Group

 
С офисами «Атриум» до этого работал только в формате интерьеров и реконструкций, а законченная торговая постройка и вовсе – самая первая такого рода, не говоря уже о смешанной функции. К тому же в портфолио реализаций мастерской это первый столь высотный и масштабный объект – двадцатишестиэтажный тучерез возвышается над землей на сто шесть метров. Место архитекторам досталось не то чтобы вдохновляющее: на Кронштадтском бульваре, у самого метро «Водный стадион». Кругом, в пределах пешеходной доступности – много разрозненных участков производственной зоны №44 «Братцево» (которая включает, среди прочего, кладбище) и всего несколько жилых кварталов. Последних так мало, что никаких специальных общественных зданий к ним не прилагается, если не считать за таковое гостиницу. Титульная же достопримечательность «высокого стиля» – ветшающий водный стадион «Динамо» архитектора Мовчана – далеко, в 20 минутах ходьбы от метро, с другой стороны Ленинградского шоссе. Зато суеты хватает с избытком. На «Водный стадион» ориентированы многие маршруты наземного транспорта: они вывозят жителей из глубин огромного района. Их большая парковочная площадка – еще один фактор дискомфорта, ощущаемого при выходе из метро. Словом, здесь вполне мог возникнуть обычный «чемодан» из красочных панелей, как у большинства других столичных предконечных станций.

Хорошо, что компания MR Group, во владении которой оказался участок, слишком амбициозна для банальных решений. Недаром уже который год она получает звание девелопера года по версии Urban Awards. «Водный», кстати, тоже собирал премии весь первый год своего существования: и как лучший торговый комплекс, и как лучший офисный центр, и даже в качестве объекта с лучшим использованием гипсокартона в интерьере.
Торгово-деловой комплекс «Водный» © AM «Атриум»
zooming
Торгово-деловой комплекс «Водный». Ситуационный план © AM «Атриум»
Для своего окружения здание «Водного» откровенно радикально, и это тот случай, когда несоответствие новой постройки контексту – большая удача. Особенно важным это кажется теперь, когда стало понятно, что комплекс – лишь первая ласточка отвоевания у старого прома территорий для современной городской жизни. На соседнем участке – в качестве второй очереди – уже достраивается комплекс апартаментов, а осенью 2015 года город согласовал возведение гостиницы и реконструкцию торгового центра «Мебель России», также в непосредственной близости от метро. Теперь всему этому придётся ориентироваться на работу «Атриума».

Здание получилось эффектное, с чётко выверенной дробностью объема, делающей его не банальным, но и не перегруженным. С далёких точек это плотная, ладно скроенная скульптура, как и полагается высотной доминанте. Вблизи же, несмотря на внушительный объём, оно оказывается достаточно воздушным. Традиционный литературный шаблон «за счёт богатой пластики фасадов» здесь не применим, поскольку речь идет о реальных взаимодействующих объёмах с консолями по шесть-восемь метров. В проектной формальной диаграмме авторы представляли проект как сборку нескольких блоков тетриса; но в действительности всё несколько сложнее. Во-первых, так называемые блоки лишены тетрисовой монолитности – ламелевые оболочки, охватывая необходимый кусок пространства, вибрируют на просвет, что усиливается из-за отдельных вырезов в их «ткани». Причём это одинаково работает что с улицы, что изнутри офисной части, откуда открывается широкая панорама города. Легко себе представить, как такую оболочку можно нарисовать 3D-ручкой. Правда, , когда создавался проект, гаджета ещё не существовало.
Торгово-деловой комплекс «Водный» © AM «Атриум»
Торгово-деловой комплекс «Водный» © AM «Атриум»
Торгово-деловой комплекс «Водный» © AM «Атриум»
Торгово-деловой комплекс «Водный» © AM «Атриум»
zooming
Торгово-деловой комплекс «Водный». Схема © AM «Атриум»
Во-вторых, блок офисной части проникает в торговый, задавая главное свойство магазинного интерьера – насыщенность воздухом и светом. Вертикаль башни «протянута» сквозь крышу торговой пластины. В месте проникновения оказывается световой фонарь, а под ним, логичным образом, – главный атриум. «Расселина» же фонарей расходится от эпицентра вдоль торговых галерей. Ее, едва не исчезнувшую в один момент – из-за стремления инвесторов к экономии, – все же удалось отстоять. А теперь эти фонари выгодно сказываются на востребованности точек питания, расположенных прямо под ними: освещенное пространство наверху получается большую разреженность впечатлений, создаёт своеобразную паузу от покупательской горячки. И надо сказать, это особое ощущение, когда ты не просто радуешься естественному свету в магазине, но сама структура пространства подталкивает тебя к тому, чтобы посмотреть вверх, на небо, ну и заодно на магазины других этажей.

Похоже, но в обратном направлении, вниз, работает спроектированный «Атриумом» интерьер входного лобби в офис – наименее напряженной точки рабочего пространства. Его двусветное пространство воздушно, на потолке продолжается тема внешних ламелей, только тут они приобретают неожиданную гибкость. Мягкость интерьерного решения поддержана и выполненной на заказ стойкой секретарей. Развивая внутрь торгового интерьера вертикальный объём офисов и визуализируя их взаимодействие, архитекторы разрушают традицию восприятия пространства ритейла горизонтальном. И это – лишь один из неожиданных и приятных элементов, формирующих достаточно уникальный пользовательский опыт. Криволинейность очертаний, появившуюся изначально по рекомендации торговых консультантов, утверждающих, что покупатели лучше фланируют между магазинами по плавным траекториям, авторы довели до уровня художественного приёма. Внутреннее пространство получилось весьма скульптурным – и от того цельным, что удачно маскирует традиционный раздрызг товаров и стилей разных магазинов.
Торгово-деловой комплекс «Водный» © AM «Атриум»
Интерьер лобби офисной части комплекса «Водный» © AM «Атриум»
Интерьер лобби офисной части комплекса «Водный» © AM «Атриум»
Интерьер лобби офисной части комплекса «Водный» © AM «Атриум»
Интерьер торговой части комплекса «Водный» © AM «Атриум»
Важно говорить и о том, что проникновение офисной высотки в торговый блок происходит не только на формальном уровне, но и функционально обеспечивает возможность для клерков спуститься за цветами для коллеги, на бизнес-ланч в фудкорт или после работы сходить в кино. Точка проникновения офисных работников в мир торговли и развлечений обыгрывается порталом того же цвета, что и вход к ним со стороны улицы. Более того, оставив машину на многоуровневом паркинге, сотрудники офисов обязательно проходят сквозь торговый центр, улучшая его показатели.
Интерьер торговой части комплекса «Водный» © AM «Атриум»
Интерьер торговой части комплекса «Водный» © AM «Атриум»
Словом, чем детальнее это здание изучаешь, тем больше понимаешь, что классическая модернистская пара «пластина+вертикаль» все ещё имеет большой потенциал для осмысления и осовременивания. И в руках профессионалов два тяжеловесных «кубика» функций могут превратиться в настоящую городскую скульптуру.
Торгово-деловой комплекс «Водный» © AM «Атриум»
zooming
Торгово-деловой комплекс «Водный». План 1 этажа © AM «Атриум»
zooming
Торгово-деловой комплекс «Водный». План 2 этажа © AM «Атриум»
zooming
Торгово-деловой комплекс «Водный». План 3 этажа © AM «Атриум»
zooming
Торгово-деловой комплекс «Водный». Схема © AM «Атриум»
zooming
Торгово-деловой комплекс «Водный». Разрез © AM «Атриум»


Мастерская:

ATRIUM

Проект:

Торгово-деловой комплекс «Водный» на Головинском шоссе
Россия, Москва, Головинское шоссе, д.5

Авторский коллектив:
Архитекторы: Aнтон Надточий, Вера Бутко, Геннадий Надточий, Алексей Науменко, Александр Малыгин, Анна Аленичева
Архитекторы (интерьер лобби офисной части комплекса «Водный»): Антон Надточий, Вера Бутко, Петр Алимов, Анна Аленичева, Евгений Повонский, Владимир Подолякин
Архитекторы (интерьер торговой части комплекса «Водный»): Антон Надточий, Вера Бутко, Александр Малыгин, Анна Аленичева, Анастасия Михеева, Николай Филатов. Петр Алимов
Конструкторы: «Метрополис» (стадия «П»), Горпроект (стадия «АР»)
Инженерия: «Метрополис» (стадия «П»), Горпроект (стадия «АР»)

2011

Заказчик: MR Group

 

19 Мая 2016

author pht

Автор текста:

Мария Фадеева

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Белые завихрения
В Чанша на юго-востоке Китая открылся центр культуры и искусства «Мэйсиху» по проекту Zaha Hadid Architects: это ансамбль из трех объемов – двух театров и музея.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.
Третий масштаб
На сложном участке в Одинцовском округе Подмосковья «Студия 44» спроектировала вторую очередь гимназии им. Е.М. Примакова – школу с мощным демократическим пафосом и архитектурой в духе итальянского рационализма.