«Атриум» подтверждает универсальность своих навыков и подхода – каждый достраиваемый объект с новой функцией, а авторский стиль все также узнается. Полтора года назад закончили жилой дом со спорткомплексом, до этого молодежный центр КВН. Новая постройка – торгово-делового назначения. Называется «Водный».
Торгово-деловой комплекс «Водный» © ATRIUM
С офисами «Атриум» до этого работал только в формате интерьеров и реконструкций, а законченная торговая постройка и вовсе – самая первая такого рода, не говоря уже о смешанной функции. К тому же в портфолио реализаций мастерской это первый столь высотный и масштабный объект – двадцатишестиэтажный тучерез возвышается над землей на сто шесть метров. Место архитекторам досталось не то чтобы вдохновляющее: на Кронштадтском бульваре, у самого метро «Водный стадион». Кругом, в пределах пешеходной доступности – много разрозненных участков производственной зоны №44 «Братцево» (которая включает, среди прочего, кладбище) и всего несколько жилых кварталов. Последних так мало, что никаких специальных общественных зданий к ним не прилагается, если не считать за таковое гостиницу. Титульная же достопримечательность «высокого стиля» – ветшающий водный стадион «Динамо» архитектора Мовчана – далеко, в 20 минутах ходьбы от метро, с другой стороны Ленинградского шоссе. Зато суеты хватает с избытком. На «Водный стадион» ориентированы многие маршруты наземного транспорта: они вывозят жителей из глубин огромного района. Их большая парковочная площадка – еще один фактор дискомфорта, ощущаемого при выходе из метро. Словом, здесь вполне мог возникнуть обычный «чемодан» из красочных панелей, как у большинства других столичных предконечных станций.
Хорошо, что компания MR Group, во владении которой оказался участок, слишком амбициозна для банальных решений. Недаром уже который год она получает звание девелопера года по версии Urban Awards. «Водный», кстати, тоже собирал премии весь первый год своего существования: и как лучший торговый комплекс, и как лучший офисный центр, и даже в качестве объекта с лучшим использованием гипсокартона в интерьере.
Торгово-деловой комплекс «Водный». Ситуационный план © ATRIUM
Для своего окружения здание «Водного» откровенно радикально, и это тот случай, когда несоответствие новой постройки контексту – большая удача. Особенно важным это кажется теперь, когда стало понятно, что комплекс – лишь первая ласточка отвоевания у старого прома территорий для современной городской жизни. На соседнем участке – в качестве второй очереди – уже достраивается комплекс апартаментов, а осенью 2015 года город согласовал возведение гостиницы и реконструкцию торгового центра «Мебель России», также в непосредственной близости от метро. Теперь всему этому придётся ориентироваться на работу «Атриума».
Здание получилось эффектное, с чётко выверенной дробностью объема, делающей его не банальным, но и не перегруженным. С далёких точек это плотная, ладно скроенная скульптура, как и полагается высотной доминанте. Вблизи же, несмотря на внушительный объём, оно оказывается достаточно воздушным. Традиционный литературный шаблон «за счёт богатой пластики фасадов» здесь не применим, поскольку речь идет о реальных взаимодействующих объёмах с консолями по шесть-восемь метров. В проектной формальной диаграмме авторы представляли проект как сборку нескольких блоков тетриса; но в действительности всё несколько сложнее. Во-первых, так называемые блоки лишены тетрисовой монолитности – ламелевые оболочки, охватывая необходимый кусок пространства, вибрируют на просвет, что усиливается из-за отдельных вырезов в их «ткани». Причём это одинаково работает что с улицы, что изнутри офисной части, откуда открывается широкая панорама города. Легко себе представить, как такую оболочку можно нарисовать 3D-ручкой. Правда, , когда создавался проект, гаджета ещё не существовало.
Торгово-деловой комплекс «Водный» © ATRIUM
Торгово-деловой комплекс «Водный» © ATRIUM
Торгово-деловой комплекс «Водный» © ATRIUM
Торгово-деловой комплекс «Водный» © ATRIUM
Торгово-деловой комплекс «Водный» © ATRIUM
Во-вторых, блок офисной части проникает в торговый, задавая главное свойство магазинного интерьера – насыщенность воздухом и светом. Вертикаль башни «протянута» сквозь крышу торговой пластины. В месте проникновения оказывается световой фонарь, а под ним, логичным образом, – главный атриум. «Расселина» же фонарей расходится от эпицентра вдоль торговых галерей. Ее, едва не исчезнувшую в один момент – из-за стремления инвесторов к экономии, – все же удалось отстоять. А теперь эти фонари выгодно сказываются на востребованности точек питания, расположенных прямо под ними: освещенное пространство наверху получается большую разреженность впечатлений, создаёт своеобразную паузу от покупательской горячки. И надо сказать, это особое ощущение, когда ты не просто радуешься естественному свету в магазине, но сама структура пространства подталкивает тебя к тому, чтобы посмотреть вверх, на небо, ну и заодно на магазины других этажей.
Похоже, но в обратном направлении, вниз, работает спроектированный «Атриумом» интерьер входного лобби в офис – наименее напряженной точки рабочего пространства. Его двусветное пространство воздушно, на потолке продолжается тема внешних ламелей, только тут они приобретают неожиданную гибкость. Мягкость интерьерного решения поддержана и выполненной на заказ стойкой секретарей. Развивая внутрь торгового интерьера вертикальный объём офисов и визуализируя их взаимодействие, архитекторы разрушают традицию восприятия пространства ритейла горизонтальном. И это – лишь один из неожиданных и приятных элементов, формирующих достаточно уникальный пользовательский опыт. Криволинейность очертаний, появившуюся изначально по рекомендации торговых консультантов, утверждающих, что покупатели лучше фланируют между магазинами по плавным траекториям, авторы довели до уровня художественного приёма. Внутреннее пространство получилось весьма скульптурным – и от того цельным, что удачно маскирует традиционный раздрызг товаров и стилей разных магазинов.
Торгово-деловой комплекс «Водный» © ATRIUM
Интерьер лобби офисной части комплекса «Водный» © ATRIUM
Интерьер лобби офисной части комплекса «Водный» © ATRIUM
Интерьер лобби офисной части комплекса «Водный» © ATRIUM
Интерьер торговой части комплекса «Водный» © ATRIUM
Важно говорить и о том, что проникновение офисной высотки в торговый блок происходит не только на формальном уровне, но и функционально обеспечивает возможность для клерков спуститься за цветами для коллеги, на бизнес-ланч в фудкорт или после работы сходить в кино. Точка проникновения офисных работников в мир торговли и развлечений обыгрывается порталом того же цвета, что и вход к ним со стороны улицы. Более того, оставив машину на многоуровневом паркинге, сотрудники офисов обязательно проходят сквозь торговый центр, улучшая его показатели.
Интерьер торговой части комплекса «Водный» © AM «Атриум»
Интерьер торговой части комплекса «Водный» © AM «Атриум»
Словом, чем детальнее это здание изучаешь, тем больше понимаешь, что классическая модернистская пара «пластина+вертикаль» все ещё имеет большой потенциал для осмысления и осовременивания. И в руках профессионалов два тяжеловесных «кубика» функций могут превратиться в настоящую городскую скульптуру.Торгово-деловой комплекс «Водный» © ATRIUM
Торгово-деловой комплекс «Водный». План 1-го этажа © ATRIUM
Торгово-деловой комплекс «Водный». План 2-го этажа © ATRIUM
Торгово-деловой комплекс «Водный». План 3-го этажа © ATRIUM
Торгово-деловой комплекс «Водный» © ATRIUM
Торгово-деловой комплекс «Водный». Разрез © ATRIUM
|