Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте

Многофункциональный комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте по проекту Якова Белопольского в фотографиях Дениса Есакова с комментарием Андрея Стенюшкина, архитектора и сооснователя проекта «Совмод».

mainImg
Архитектор:
Яков Белопольский
Николай Лютомский
Проект:
Многофункциональный комплекс «Парк-Плейс»
Россия, Москва, Ленинский проспект, д. 113/1

Авторский коллектив:
Архитекторы: Я.Б. Белопольский, Н.В. Лютомский, Ю. Эрдемир

– 1992
Андрей Стенюшкин, архитектор, сооснователь проекта «Совмод»:

«Время проектирования и строительства «Парк Плейса» совпало с эпохой кардинальных перемен в Советском Союзе, а закончилось оно уже и вовсе в новом государстве – Российской Федерации, благодаря чему этот жилой комплекс стал прямым отражением происходящего в обществе.

По изначальному замыслу заказчика, управления по делам дипкорпуса МИДа (УПДК), комплекс должен был стать «автономной резервацией» для представителей иностранных посольств. Перед проектной группой во главе со знаменитым Яковом Белопольским (автором таких зданий, как ИНИОН РАН и Дворец Молодежи) была поставлена задача спроектировать жилой комплекс, наделенный всеми чертами «буржуазного быта», в перечень которых входили подземная парковка, рестораны и фитнес-центр.

Однако в процессе строительства Советский Союз распался, и новый объект, получивший отвечающее запросам времени название «Парк Плейс», стал коммерческим объектом, совместив в себе функции жилого комплекса и бизнес-центра. Такое жилье пришлось по душе новой российской элите, отчасти благодаря ощущению «безопасной замкнутости». «Парк Плейс», по сути, объединил в себе все те черты, которые станут характерными для элитных жилых комплексов девяностых-нулевых.

Комплекс оформляет угол пересечения Ленинского проспекта и улицы Миклухо-Маклая – двух важных городских магистралей, так что его архитектура весьма значима в контексте всего города. Стоит отметить, что Яков Белопольский на момент проектирования «Парк Плейса» уже принимал участие в градостроительной работе над юго-западом Москвы: под его руководством был, к примеру, разработан расположившийся по соседству комплекс РУДН, а также районы Ясенево и Теплый Стан.

«Парк Плейс» представляет собой комплекс из разновысотных (7–22 этажа) монолитных жилых корпусов, обрамляющих торговую галерею-пассаж, и сконцентрированных вокруг нее ресторанов, спортивно-оздоровительного центра, детского сада, прачечных и прочих коммерческих помещений. Вход в здание оформлен в виде постмодернистского стеклянного портала, через который мы попадаем в просторное пространство вестибюля и далее в интерьер торговой галереи, накрытой стеклянной сетчатой оболочкой на манер пассажа начала XX века.

Стилистически и функционально архитектура комплекса выглядит отсылкой к советскому конструктивизму и европейскому функционализму, что отчетливо прочитывается благодаря горизонтальным лентам остекления на белоснежных отштукатуренных фасадах. Внешний вид полностью соответствует внутреннему содержанию здания: жилые корпуса – галерейного типа с двухуровневыми квартирами. Объемно-пространственная структура и пластическая проработка фасадов весьма динамична и даже в некотором роде агрессивна, что говорит о близком родстве с брутализмом. Этот эффект создается благодаря взаимодействию ленточного остекления, многочисленных эркеров, балконов и разделяющих здание на корпуса вертикальных объемов лестничных клеток.

Однако здание не производит столь характерного для советской архитектуры конца 80-х ощущения тяжести, скорее, наоборот – оно выглядит легко и, если так можно выразиться, интеллигентно; оно вполне может ввести в заблуждение человека, не знающего его истинной даты строительства. Ни в коем случае не стоит принижать достижений архитектуры РСФСР, однако, если сравнить ее с архитектурой, к примеру, дружественной Югославии – разница будет очевидной. Дело в том, что «Парк Плейс» выполнен настолько качественно, что кажется подарком, привезенным из капстраны работником иностранного посольства. Но в данном случае, это результат труда наших, советских архитекторов, которым предоставили свободу в такой степени, что позволили спроектировать первый в Москве «капиталистический» жилой комплекс.

«Парк Плейс» – единственный образец так и не получившего развития «ельцинского неомодернизма». Это здание – результат десятилетий развития советской архитектуры, которой наконец позволили сбросить с себя тяжесть системных ограничений и переродиться в виде по-европейски качественного, но при этом самобытного явления.»


Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков


Архитектор:
Яков Белопольский
Николай Лютомский
Проект:
Многофункциональный комплекс «Парк-Плейс»
Россия, Москва, Ленинский проспект, д. 113/1

Авторский коллектив:
Архитекторы: Я.Б. Белопольский, Н.В. Лютомский, Ю. Эрдемир

– 1992

17 Марта 2016

author pht

Авторы текста:

Андрей Стенюшкин, Денис Есаков
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Пресса: Ленинградский модернизм. Ветер перемен
Советский модернизм – явление, которое только ещё предстоит открыть общественности. Даже сам термин появился только в середине 2000-х, не говоря уже о сколько-нибудь последовательной рефлексии и теоретической инвентаризации зданий, построенных в период после ХХ съезда КПСС до Перестройки.
Музей «Пресня»
Пример «средового брутализма» музей «Пресня» в историческом центре Москвы – в фотографиях Дениса Есакова с детальным рассказом историка архитектуры Дениса Ромодина.
Технологии и материалы
Юбилей VitraHaus: 2010 – 2020
VitraHaus, который задумывался как шоу-рум для домашней коллекции Vitra, служит примером архитектурного разнообразия, отличающего кампус бренда в Вайле-на-Рейне. Эффектное здание, спроектированное архитектурным бюро из Базеля Herzog & de Meuron, одновременно является выставочной площадкой, экспериментальной лабораторией и флагманом швейцарского производителя мебели. По случаю десятой годовщины здания Vitra представляет совершенно новый интерьер VitraHaus, который объединяет в себе накопленный опыт, идеи и тенденции, которые определяли и продолжают задавать тон в индустрии дизайна с 2010-х по 2020-е годы.
Хрустальные колонны
Разбираемся в технических и технологических аспектах изготовления и монтажа стеклянных колонн дома «Кутузовский XII» – архитектурного решения, удивительного для прохожих, но во многом также и для профессионалов. Колонны можно мыть и менять лампочки.
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Сейчас на главной
Цельная оболочка
На острове Хайнань, на берегу Южно-Китайского моря строится павильон-библиотека по проекту пекинского бюро MAD.
Квартальный подход
Квартал актуальная тема, и архитекторы бюро Кашириных трактуют частный дом, состоящий из нескольких объемов на небольшой территории, как квартал с внутренним двором. И даже сопоставляют свой дом – типологически загородный, – с городской застройкой в микромасштабе.
Ганзейский молл
Торговый центр для малого города, в котором главным «якорем» выступает не сетевой арендатор, а зеленая кровля и «пряничные» фасады.
По принципам каллиграфии
Художественная галерея в уезде Шуян посвящена традиционно развитому там искусству каллиграфии. Авторы проекта – Архитектурный проектно-исследовательский институт Чжэцзянского университета.
Дизайн вычитания
Новый флагманский магазин Uniqlo Tokyo по проекту Herzog & de Meuron – реконструкция торгового центра 1980-х, где из-под навесных потолков и декора извлечена его элегантная бетонная конструкция.
Архсовет Москвы-67
Проект реконструкции советского здания АТС в начале Нового Арбата под гостиницу – от ТПО «Резерв», и жилой комплекс на Шелепихинской набережной – от АБ «Остоженка», были поддержаны архсоветом Москвы 5 августа.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Летящий
Проект кампуса High Park университета ИТМО, который в Петербурге запланирован как аналог московского Сколково, разработанный «Студией 44», очень масштабен и пассионарен. Его ядро – учебный центр, трактован как авангардная композиция на тему города с улицами и campo с ратушной башней, парк напоминает о лучах главных улиц Петербурга, а если посмотреть сверху, то весь комплекс похож на материнскую плату в четерьмя, как минимум, процессорами. В конструкции учебного корпуса обнаруживается даже воспоминание об СКК. В проекте много смыслов, аллюзий, и все они объединены пластической энергетикой, которой позавидовал бы адронный коллайдер.
Эффект диафрагмы
Для жилого комплекса в Пушкино бюро «Крупный план» придумало фасады, регулирующие поток света при помощи геометрии стены.
Лужайка взлетает
Так как онкологический центр Мэгги занял последний кусочек газона в больнице Лидса, его архитекторы Heatherwick Studio превратили крышу своего здания в роскошный сад: как будто прежняя лужайка поднялась над землей.
СПбГАСУ-2020. Часть II
Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.
Летающий форум
Архитекторы MVRDV выиграли конкурс на мастерплан района в центре Карлсруэ: градостроительную ось дворца XVIII века замкнет «летающий» общественный форум с садом на крыше.
СПбГАСУ-2020. Часть I.
Семь выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Ирины Школьниковой и Дениса Романова: геймдев-студия и модный кластер на фабрике «Красное знамя», возобновляемые источники энергии для Крыма, а также альтернативный «Тучков буян» и экологичное пространство на месте заброшенного манежа в Пушкине.
Алюминиевые лепестки
Олимпийский и паралимпийский музей США в Колорадо-Спрингс по проекту Diller Scofidio + Renfro равно рассчитан на посетителей с любыми физическими возможностями.
Комфортный город в себе
Казалось бы, такое невозможно среди человейников, неритмично чередующихся со старыми дачами. И между тем жилой комплекс на территории бизнес-парка Comcity предлагает именно комфортную среду среднего города: не слишком высокую и умеренно-приватную, как вариант идеала современной урбанистики.
Форум на холме
Недалеко от Штутгарта по проекту бюро Дэвида Чипперфильда полностью завершен культурный центр Carmen Würth Forum: теперь там открылись музей и конференц-центр.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Критика единомышленников
Foster + Partners, одни из инициаторов-подписантов экологического архитектурного манифеста Architects Declare, подверглись критике за два недавних проекта «курортных» аэропортов для Саудовской Аравии, так как авиасообщение считается самым разрушительным для окружающей среды видом транспорта.
Архитектура в объективе: 14 фотографов
Мы собирали эту коллекцию два месяца: о начале увлечения архитектурой как предметом фотографирования, об историях профессиональной карьеры и о недавних проектах, о пользе сетей для поиска заказчиков – но и о традиционном отношении к фотографии. Российские архитектурные фотографы рассказывают о себе и делятся опытом. Всё это в контексте обзора instagram-аккаунтов, но не ограничиваясь им.
Городок у старой казармы
Бюро melix воссоздает атмосферу старого Оренбурга в проекте жилого комплекса у Михайловских казарм – важного городского памятника, пришедшего в упадок. Проект победил в конкурсе, проведенном городской администрацией и теперь ищет инвестора.
Мозаика этажей
Жилой комплекс Etaget по проекту архитекторов Kjellander Sjöberg встроен в сложившуюся застройку центральной части Стокгольма, имитируя «город в городе».
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Второе дыхание «революционного движения профсоюзов»
Архитекторы KCAP и Cityförster представили проект реконструкции в Братиславе конгресс-центра Дома профсоюзов и прилегающей территории: они планируют вернуть жизнь на историческую площадь, в начале 1980-х превращенную в позднемодернистский «плац» с транспортной развязкой.
Движение по краю
ЖК «Лица» на Ходынском поле – один из новых масштабных домов, дополнивший застройку вокруг Ходынского поля. Он умело работает с масштабом, подчиняя его силуэту и паттерну; творчески интерпретирует сочетание сложного участка с объемным метражом; упаковывает целый ряд функций в одном объеме, так что дом становится аналогом города. И еще он похож на семейство, защищающее самое дорогое – детей во дворе, от всего на свете.
Старые стены
Восьмиэтажный кирпичный склад на чугунном каркасе в Манчестере превращен архитекторами Archer Humphryes в самый большой британский апарт-отель.
Агент визуальной устойчивости
Сравнительно небольшой дом на границе фабрики «Большевик» сочетает два противоположных качества: дорогие материалы и декоративизм ар-деко и крупную, несколько даже брутальную сетку фасадов с акцентом на пластинчатом аттике.
Деревянный треугольник
У вокзала в Ассене на севере Нидерландов нет главного фасада: он соединяет части города, а не разделяет их. Авторы проекта – бюро Powerhouse Company и De Zwarte Hond.
Пресса: Рейтинг экспертов в сфере урбанистики
Центр политической конъюнктуры (ЦПК) по заказу Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) составил первый публичный рейтинг экспертов. Представляем вашему вниманию Топ-50 наиболее авторитетных и влиятельных экспертов в сфере урбанистики.
Новый двор
Термы, руины и городской лабиринт – предложения для Никольских рядов, разработанные в рамках форсайта, организованного журналом «Проект Балтия».
Белая площадь
Площадь Единства в центре Каунаса из парадной территории превратилась согласно проекту бюро 3deluxe во многофункциональное пространство, рассчитанное на самых разных горожан, от любителей скейтбординга до родителей с маленькими детьми.
Долгосрочная устойчивость
Архитекторы MVRDV представили проект реконструкции своей знаменитой постройки – павильона Нидерландов на Экспо в Ганновере, пустовавшего 20 лет.
Введение в параметрику
В нашей подборке: вдохновляющие ресурсы, книги, курсы и люди, которые помогут познакомиться с алгоритмической архитектурой и проектированием.
Наследие модернизма: Artek и ресторан Savoy
Ресторан Savoy в Хельсинки с интерьерами авторства Алвара и Айно Аалто вновь открыл свои двери после тщательной реставрации и реконструкции. Savoy был обновлен лондонской студией Studioilse в сотрудничестве с финским мебельным брендом Artek, Городским музеем Хельсинки и Фондом Алвара Аалто.