17.03.2016

Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте

Многофункциональный комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте по проекту Якова Белопольского в фотографиях Дениса Есакова с комментарием Андрея Стенюшкина, архитектора и сооснователя проекта «Совмод».

информация:

Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаковоткрыть большое изображение

Андрей Стенюшкин, архитектор, сооснователь проекта «Совмод»:

«Время проектирования и строительства «Парк Плейса» совпало с эпохой кардинальных перемен в Советском Союзе, а закончилось оно уже и вовсе в новом государстве – Российской Федерации, благодаря чему этот жилой комплекс стал прямым отражением происходящего в обществе.

По изначальному замыслу заказчика, управления по делам дипкорпуса МИДа (УПДК), комплекс должен был стать «автономной резервацией» для представителей иностранных посольств. Перед проектной группой во главе со знаменитым Яковом Белопольским (автором таких зданий, как ИНИОН РАН и Дворец Молодежи) была поставлена задача спроектировать жилой комплекс, наделенный всеми чертами «буржуазного быта», в перечень которых входили подземная парковка, рестораны и фитнес-центр.

Однако в процессе строительства Советский Союз распался, и новый объект, получивший отвечающее запросам времени название «Парк Плейс», стал коммерческим объектом, совместив в себе функции жилого комплекса и бизнес-центра. Такое жилье пришлось по душе новой российской элите, отчасти благодаря ощущению «безопасной замкнутости». «Парк Плейс», по сути, объединил в себе все те черты, которые станут характерными для элитных жилых комплексов девяностых-нулевых.

Комплекс оформляет угол пересечения Ленинского проспекта и улицы Миклухо-Маклая – двух важных городских магистралей, так что его архитектура весьма значима в контексте всего города. Стоит отметить, что Яков Белопольский на момент проектирования «Парк Плейса» уже принимал участие в градостроительной работе над юго-западом Москв: под его руководством был, к примеру, разработан расположившийся по соседству комплекс РУДН, а также районы Ясенево и Теплый Стан.

«Парк Плейс» представляет собой комплекс из разновысотных (7–22 этажа) монолитных жилых корпусов, обрамляющих торговую галерею-пассаж, и сконцентрированных вокруг нее ресторанов, спортивно-оздоровительного центра, детского сада, прачечных и прочих коммерческих помещений. Вход в здание оформлен в виде постмодернистского стеклянного портала, через который мы попадаем в просторное пространство вестибюля и далее в интерьер торговой галереи, накрытой стеклянной сетчатой оболочкой на манер пассажа начала XX века.

Стилистически и функционально архитектура комплекса выглядит отсылкой к советскому конструктивизму и европейскому функционализму, что отчетливо прочитывается благодаря горизонтальным лентам остекления на белоснежных отштукатуренных фасадах. Внешний вид полностью соответствует внутреннему содержанию здания: жилые корпуса – галерейного типа с двухуровневыми квартирами. Объемно-пространственная структура и пластическая проработка фасадов весьма динамична и даже в некотором роде агрессивна, что говорит о близком родстве с брутализмом. Этот эффект создается благодаря взаимодействию ленточного остекления, многочисленных эркеров, балконов и разделяющих здание на корпуса вертикальных объемов лестничных клеток.

Однако здание не производит столь характерного для советской архитектуры конца 80-х ощущения тяжести, скорее, наоборот – оно выглядит легко и, если так можно выразиться, интеллигентно; оно вполне может ввести в заблуждение человека, не знающего его истинной даты строительства. Ни в коем случае не стоит принижать достижений архитектуры РСФСР, однако, если сравнить ее с архитектурой, к примеру, дружественной Югославии – разница будет очевидной. Дело в том, что «Парк Плейс» выполнен настолько качественно, что кажется подарком, привезенным из капстраны работником иностранного посольства. Но в данном случае, это результат труда наших, советских архитекторов, которым предоставили свободу в такой степени, что позволили спроектировать первый в Москве «капиталистический» жилой комплекс.

«Парк Плейс» – единственный образец так и не получившего развития «ельцинского неомодернизма». Это здание – результат десятилетий развития советской архитектуры, которой наконец позволили сбросить с себя тяжесть системных ограничений и переродиться в виде по-европейски качественного, но при этом самобытного явления.»


Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаковоткрыть большое изображение
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаковоткрыть большое изображение
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаковоткрыть большое изображение
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаковоткрыть большое изображение
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаковоткрыть большое изображение
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаковоткрыть большое изображение
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаковоткрыть большое изображение
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаковоткрыть большое изображение
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаковоткрыть большое изображение
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаковоткрыть большое изображение
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаковоткрыть большое изображение
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаковоткрыть большое изображение
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаковоткрыть большое изображение
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаковоткрыть большое изображение

ссылки:

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Василий Крапивин
  • Владимир Плоткин
  • Всеволод Медведев
  • Олег Шапиро
  • Наталия Зайченко
  • Павел Андреев
  • Дмитрий Ликин
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Кузнецов
  • Константин Ходнев
  • Александр Скокан
  • Наталья Сидорова
  • Антон Бондаренко
  • Наталия Шилова
  • Рустам Керимов
  • Илья Машков
  • Андрей Гнездилов
  • Алексей Курков
  • Евгений Герасимов
  • Валерия Преображенская
  • Полина Воеводина
  • Арсений Леонович
  • Сергей Сенкевич
  • Николай Миловидов
  • Андрей Асадов
  • Антон Надточий
  • Юлий Борисов
  • Анатолий Столярчук
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александр Бровкин
  • Андрей Романов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Екатерина Грень
  • Михаил Канунников
  • Алексей Гинзбург
  • Илья Уткин
  • Игорь Шварцман
  • Иван Кожин
  • Марк Сафронов
  • Владимир Биндеман
  • Никита Бирюков
  • Александра Кузьмина
  • Дмитрий Васильев
  • Никита Явейн
  • Сергей Орешкин
  • Александр Попов
  • Екатерина Кузнецова
  • Даниил Лоренц
  • Роман Леонидов
  • Антон Ладыгин
  • Олег Карлсон
  • Александр Асадов
  • Сергей Труханов
  • Сергей Чобан
  • Антон Лукомский
  • Зураб Басария
  • Владимир Ковалёв
  • Тотан Кузембаев
  • Никита Токарев
  • Антон Барклянский
  • Карен Сапричян
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Селивохин
  • Олег Мединский
  • Валерий Лукомский
  • Левон Айрапетов
  • Вера Бутко
  • Станислав Белых
  • Юрий Сафронов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект остановки общественного транспорта
  • Гимназия А+
  • Реконструкция здания на Зубовской площади
  • Свердловская филармония
  • Международный терминал Ватерлоо
  • Здание офиса продаж ЖК «Селигер Сити»
  • Жилой комплекс WhiteLines
  • Редевелопмент территории мукомольного комбината
  • Гостиница на площади Советской Армии

Технологии:

12.10.2018

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
10.10.2018

Русский авангард в интерьерах нового терминала аэропорта Шереметьево

Когда появляется желание сделать что-то абсолютно новое или индивидуальное или воссоздать что-то историческое и гениальное, даже большой палитры стандартных декоров FunderMax может не хватить для полета фантазии архитектора или дизайнера. И тут на помощь приходит FunderMax Individual.
ООО «Декотек Инжиниринг»
01.10.2018

Капремонт системы отопления без сварки

Инновационные решения от Viega Megapress: впервые в России ремонт системы отопления многоэтажного дома проведен полностью без применения сварки, методом холодной опрессовки.
Viega
01.10.2018

Пространства для создания инноваций и почему они важны для всех компаний

Креативность и новые идеи становятся новым ключевым параметром деятельности компаний, без которого не обходится ни один лидер рынка. Но чтобы процесс создания инноваций действительно работал, необходимо создать для сотрудников подходящие рабочие условия, в которых они будут максимально креативными. По материалам исследования Ideation Group, Haworth Inc.
HAWORTH
25.09.2018

Пространство без границ

Современные архитектурные решения предполагают размытие границы между внутренней и внешней средой. Новые защитные ограждения системы «Реалит» RPE 35 и RPI 23 расширяют пространство, превращая стекло в огромный световоздушный экран.
Архитектурные системы «Реалит»
другие статьи