Многофункциональный комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте по проекту Якова Белопольского в фотографиях Дениса Есакова с комментарием Андрея Стенюшкина, архитектора и сооснователя проекта «Совмод».
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Андрей Стенюшкин, архитектор, сооснователь проекта «Совмод»:
«Время проектирования и строительства «Парк Плейса» совпало с эпохой кардинальных перемен в Советском Союзе, а закончилось оно уже и вовсе в новом государстве – Российской Федерации, благодаря чему этот жилой комплекс стал прямым отражением происходящего в обществе.
По изначальному замыслу заказчика, управления по делам дипкорпуса МИДа (УПДК), комплекс должен был стать «автономной резервацией» для представителей иностранных посольств. Перед проектной группой во главе со знаменитым Яковом Белопольским (автором таких зданий, как ИНИОН РАН и Дворец Молодежи) была поставлена задача спроектировать жилой комплекс, наделенный всеми чертами «буржуазного быта», в перечень которых входили подземная парковка, рестораны и фитнес-центр.
Однако в процессе строительства Советский Союз распался, и новый объект, получивший отвечающее запросам времени название «Парк Плейс», стал коммерческим объектом, совместив в себе функции жилого комплекса и бизнес-центра. Такое жилье пришлось по душе новой российской элите, отчасти благодаря ощущению «безопасной замкнутости». «Парк Плейс», по сути, объединил в себе все те черты, которые станут характерными для элитных жилых комплексов девяностых-нулевых.
Комплекс оформляет угол пересечения Ленинского проспекта и улицы Миклухо-Маклая – двух важных городских магистралей, так что его архитектура весьма значима в контексте всего города. Стоит отметить, что Яков Белопольский на момент проектирования «Парк Плейса» уже принимал участие в градостроительной работе над юго-западом Москвы: под его руководством был, к примеру, разработан расположившийся по соседству комплекс РУДН, а также районы Ясенево и Теплый Стан.
«Парк Плейс» представляет собой комплекс из разновысотных (7–22 этажа) монолитных жилых корпусов, обрамляющих торговую галерею-пассаж, и сконцентрированных вокруг нее ресторанов, спортивно-оздоровительного центра, детского сада, прачечных и прочих коммерческих помещений. Вход в здание оформлен в виде постмодернистского стеклянного портала, через который мы попадаем в просторное пространство вестибюля и далее в интерьер торговой галереи, накрытой стеклянной сетчатой оболочкой на манер пассажа начала XX века.
Стилистически и функционально архитектура комплекса выглядит отсылкой к советскому конструктивизму и европейскому функционализму, что отчетливо прочитывается благодаря горизонтальным лентам остекления на белоснежных отштукатуренных фасадах. Внешний вид полностью соответствует внутреннему содержанию здания: жилые корпуса – галерейного типа с двухуровневыми квартирами. Объемно-пространственная структура и пластическая проработка фасадов весьма динамична и даже в некотором роде агрессивна, что говорит о близком родстве с брутализмом. Этот эффект создается благодаря взаимодействию ленточного остекления, многочисленных эркеров, балконов и разделяющих здание на корпуса вертикальных объемов лестничных клеток.
Однако здание не производит столь характерного для советской архитектуры конца 80-х ощущения тяжести, скорее, наоборот – оно выглядит легко и, если так можно выразиться, интеллигентно; оно вполне может ввести в заблуждение человека, не знающего его истинной даты строительства. Ни в коем случае не стоит принижать достижений архитектуры РСФСР, однако, если сравнить ее с архитектурой, к примеру, дружественной Югославии – разница будет очевидной. Дело в том, что «Парк Плейс» выполнен настолько качественно, что кажется подарком, привезенным из капстраны работником иностранного посольства. Но в данном случае, это результат труда наших, советских архитекторов, которым предоставили свободу в такой степени, что позволили спроектировать первый в Москве «капиталистический» жилой комплекс.
«Парк Плейс» – единственный образец так и не получившего развития «ельцинского неомодернизма». Это здание – результат десятилетий развития советской архитектуры, которой наконец позволили сбросить с себя тяжесть системных ограничений и переродиться в виде по-европейски качественного, но при этом самобытного явления.»
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
Комплекс «Парк Плейс» на Ленинском проспекте. Постройка, 1992 © Денис Есаков
|