«Прюитт-Игоу» наших дней

Вину за «неэффективность» социального жилья в центре Канады возложили на архитекторов. О границе ответственности проектировщиков и влиянии среды – автор Архи.ру в Виннипеге Настя Маврина.

mainImg
В год, когда Алехандро Аравена стал лауреатом Притцкеровской премии и куратором 15-й Венецианской биеннале, совершенно невозможно обойти стороной тему социального жилья. Сложность проектирования зданий этой категории состоит в том, что авторы должны, уложившись в жесточайшие рамки бюджета, создать жилье пусть и небольшое по площади, но вполне функциональное, а еще и обладающее интересным архитектурным образом. Тем не менее, отчеты о таких проектах обычно бравурны, хотя рассказывают о них, как правило, вскоре после сдачи здания, и редко возвращаются к ним позже, чтобы проверить, как эти постройки «работают».
 
Жилой комплекс Centre Village в Виннипеге. Архитекторы 5468796 Architecture и Cohlmeyer Architecture Limited. Фото © Настя Маврина
Жилой комплекс Centre Village в Виннипеге. Архитекторы 5468796 Architecture и Cohlmeyer Architecture Limited. Фото © Настя Маврина

Бюро 5468796 Architecture возвело в Виннипеге комплекс социального жилья Centre Village более пяти лет назад, и тогда он вызвал положительную реакцию в канадских СМИ и даже получил премии. Однако с начала 2016-го года бурные дискуссии о его «успешности» и ответственности за «неуспех» его архитекторов идут в международной прессе, очень напоминая то, как в свое время снос жилого комплекса «Прюитт-Игоу» Минору Ямасаки в Сент-Луисе Чарльз Дженкс истрактовал как знак полного краха модернизма, как будто архитектор всемогущ или творит в «безвоздушном пространстве», вне социального, экономического, исторического контекста. Чтобы идею Дженкса о «Прюитт-Игоу» поставили под сомнение, потребовалось несколько десятилетий, однако дискуссия о влиянии архитектора на судьбу своего проекта, судя по виннипегской истории, еще далека от завершения.
 
Жилой комплекс Centre Village в Виннипеге. Архитекторы 5468796 Architecture и Cohlmeyer Architecture Limited. Фото © Настя Маврина

Виннипег – небольшой город в самом центре Канады, и появление критической статьи о местной архитектуре в крупном издании не могло остаться незамеченным. Автор крупнейшей британской газеты The Guardian, Раджа Муссаи, посетила Виннипег в мае 2015 года, чтобы снять документальный фильм о положительном социальном влиянии, который оказывает Centre Village на городскую среду. На деле же все оказалось иначе и, разочаровавшись в увиденном, Муссаи написала разгромную статью, где в большой степени возложила ответственность за неблагополучное настоящее жильцов на архитектуру и обвинила 5468796 Architecture в том, что они пожертвовали удобством комплекса ради оригинальности своего проекта. В ответ в местной газете The Winnipeg Free Press была опубликована заметка в защиту Centre Village, а несколькими днями позже Archdaily разместил ответ архитекторов из 5468796 Architecture на статью в The Guardian. В нем основатели бюро, Колин Нойфилд, Джоанна Харм и Саша Радулович, опровергли предположение Муссаи о том, что «архитекторы не выполнили свое домашнее задание», то есть недостаточно исследовали социальную, в первую очередь – криминальную ситуацию в районе будущего комплекса, что привело к неудовлетворительным результатам. Убедительные аргументы обеих сторон ставят в тупик: кто прав, кто виноват? Действительно ли архитектура социального жилья в данном случае потерпела неудачу или же это предвзятое и поверхностное суждение визитера из далекой Европы, оказавшегося в городе проездом? Можно одновременно согласиться и не согласиться с доводами критиков и авторов проекта.
 
Жилой комплекс Centre Village в Виннипеге. Архитекторы 5468796 Architecture и Cohlmeyer Architecture Limited. Фото © Настя Маврина

Изначально на L-образном участке земли планировалось разместить шесть отдельностоящих домов, рассчитанных на шесть же семей. Потом планы застройщиков изменились, и, в итоге, был построен комплекс из 6 трехуровневых домов, включающих в себя целых 25 квартир; также изменилась и схема использования – вместо кооператива для участников с небольшим достатком он стал жильем социального найма. Также и значительно выросшая плотность – с 6 до 25 семей – не пошла ему на пользу.
 
Жилой комплекс Centre Village в Виннипеге. Архитекторы 5468796 Architecture и Cohlmeyer Architecture Limited. Фото © Настя Маврина

Комплекс составляют модульные блоки 8 x 12 футов (2,4 х 3,6 м) и 14 x 12 футов (4,2 х 3,6 м), комбинации из которых образуют жилые единицы, различные по размеру и планировочному решению: начиная от 2-комнатных квартир (кухня-гостиная + одна спальня) площадью около 35 м2 и заканчивая 5-комнатными квартирами (кухня-гостиная + четыре спальни) площадью 81 м2. Дополнительные фотографии и чертежи проекта можно посмотреть здесь.
 
Жилой комплекс Centre Village в Виннипеге. Архитекторы 5468796 Architecture и Cohlmeyer Architecture Limited. Фото © Настя Маврина

Кроме создания доступного, но при этом эстетически привлекательного жилья, архитекторы также видели свою цель в оживлении среды неблагополучного района Виннипега и, кроме привлекающего внимания дизайна, использовали ряд архитектурных приемов, одновременно направленных на развитие ощущения безопасности у жильцов и стимуляцию их социальной активности. В частности, окна и двери квартир ориентированы на разные стороны для того, чтобы жильцы могли следить за происходящим на улице, видеть входящих и выходящих людей и, таким образом, чувствовать себя защищенными и контролирующими ситуацию. Кроме того, было создано два типа общественных пространств: сквозное транзитное для пешеходов и приватное для жителей комплекса – внутренний двор, место общения соседей и игр детей. У каждой квартиры имеется свой собственный вход со стороны двора, что позволило уменьшить размеры здания за счет ликвидации внутренних коридоров, а также побудить жителей к контактам друг с другом: выходя из квартиры, они должны были встречаться с соседями не в узких и темных коридорах, а в уютном внутреннем дворе. Лаконичные светлые объемы блоков в сочетании с разновеликими хаотично разбросанными окнами, обрамленными ярко-оранжевыми рамами, создают на удивление яркий и стильный образ для социального жилья. Но почему тогда при всех очевидных достоинствах Centre Village стал мишенью для критики автора The Guardian?
 
Жилой комплекс Centre Village в Виннипеге. Архитекторы 5468796 Architecture и Cohlmeyer Architecture Limited. Фото © Настя Маврина

Комплекс расположен в Сентрал-парк – центральной, но при этом очень неблагополучной части Виннипега. Это один из беднейших и одновременно наиболее плотно населенных городских районов во всей Канаде; также там существует сильнейший дефицит жилья, который усугубляют низкие доходы жителей, которым не по карману новая квартира или даже заем.
 
Жилой комплекс Centre Village в Виннипеге. Архитекторы 5468796 Architecture и Cohlmeyer Architecture Limited. Фото © Настя Маврина

Идея архитекторов заключалась в том, чтобы вдохновлять местное сообщество качественным дизайном и благоустроенной средой, поощряя и приближая положительные изменения вокруг, а не прятать «островок благополучия» за глухими стенами и высокими заборами. Но в реальности устоявшаяся, «закостенелая» среда со временем полностью поглотила новый комплекс – не архитектура стала инструментом позитивных сдвигов, а социум стал силой, изменяющей архитектуру в соответствии со своими привычками. Centre Village стал грязным и замусоренным, окна заколочены, а во внутреннем дворике прохлаждаются типичные представители местного общества. Оптимистичные ожидания архитекторов не оправдались: проект, замечательный сам по себе, не смог стимулировать улучшения в окружающей среде, а мимикрировал под нее, став естественной, но уже малопривлекательной ее частью.
 
Жилой комплекс Centre Village в Виннипеге. Архитекторы 5468796 Architecture и Cohlmeyer Architecture Limited. Фото © Настя Маврина

Панорама района в сервисе Google Maps


Безусловно, архитектура и дизайн могут способствовать созданию более безопасной среды, снижать градус социальной напряженности и криминальной активности. Наивно, однако, полагать, что исключительно архитектурными средствами возможно решить социальные проблемы, которые копились не один год. Корень их гораздо глубже – в головах людей, их привычках, воспитании, менталитете и особенностях поведения, которые они считают нормой. Да, в виннипегском Сентрал-парке архитектура не смогла стать инструментом, облагораживающим среду и вдохновляющим на изменения к лучшему, но, в то же время, она выполнила свою основную роль: Centre Village состоит из необходимого количества недорогих функциональных квартир, и качество проекта – более чем достойное.
Жилой комплекс Centre Village в Виннипеге. Архитекторы 5468796 Architecture и Cohlmeyer Architecture Limited. Фото © Настя Маврина
Жилой комплекс Centre Village в Виннипеге. Архитекторы 5468796 Architecture и Cohlmeyer Architecture Limited. Фото © Настя Маврина
Жилой комплекс Centre Village в Виннипеге. Архитекторы 5468796 Architecture и Cohlmeyer Architecture Limited. Фото © Настя Маврина

02 Марта 2016

Похожие статьи
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Технологии и материалы
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Сейчас на главной
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный Ольгой Трейвас для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.