English version

Взлетающий

На открывшейся в Милане всемирной выставке Россию представляет павильон, спроектированный Сергеем Чобаном.

mainImg
Архитектор:
Сергей Чобан
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Павильон России на всемирной выставке ЭКСПО 2015
Италия, Милан

Авторский коллектив:
SPEECH (Сергей Чобан, Алексей Ильин, Марина Кузнецкая, Андрей Перлич)

2014 — 2014 / 1.2015 — 4.2015

Заказчик: правительство Российской Федерации
Генподрядчик: RT Expo
Автор выставочной концепции: Юрий Аввакумов
Реализация выставочной концепции: Simpateka RUS

Павильон, представляющий Россию на Экспо 2015 года, расположился в восточной части полуторакилометровой оси всемирной выставки, которую организаторы назвали в античном духе декуманусом. Это довольно далеко, где-то в получасе ходьбы от главного входа, за главной площадью выставки. Впрочем, поблизости находятся павильоны Японии, Турции и США, а распределение мест на территории, по-видимому, происходило методом лотереи – в их взаимном расположении не прочитывается никакой логики, кроме случайной. Участки национальных павильонов плотно собраны вдоль главной оси и нарезаны тремя разными способами. Площадки среднего размера – узкие полоски; участки покрупнее похожи в плане на букву Р: узкая ножка выходит на декуманус, а широкий удобный прямоугольник отнесен в глубину; угол, вырезанный со стороны главной улицы, формирует еще один, маленький участок для соседнего павильона. Площадка павильона России принадлежит к числу крупных, с Р-образным планом. Проект Сергея Чобана, Алексея Ильина и Марины Кузнецкой был выбран на закрытом отборочном этапе, который в феврале 2014 года провел оргкомитет российской секции. По словам Сергея Чобана, этот результат продиктован, в том числе, и правильным выбором высотного акцента в условиях затесненной застройки, ограниченных углов видимости и строгого высотного регламента. Впрочем, не менее важно для победы оказалось и то, что SPEECH смогли предложить яркий, узнаваемый объем, развивающий традиции советских и российских построек на всемирных выставках прошлых лет и, что также важно, реализуемый в сжатые сроки с ограниченным бюджетом.
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Генплан ЭКСПО 2015: участок павильона России отмечен красным. Предоставлен SPEECH

Итак, плотно нарезанный генплан выставки поставил перед архитекторами непростую задачу: как сделать вход заметным, если он обращен к главной улице лишь узким носом? Экспо пестрит разнообразными ответами на этот вопрос: пандусы, аттракционы, сады-лабиринты… Вариант, предложенный Сергеем Чобаном, – один из самых архитектурных, его павильон подчинён отточенному пластическому жесту: длинному, почти предельных пропорций козырьку, чей острый нос со слегка выгнутой зеркальной подкладкой легко взлетает над замощённой деревом узкой площадью, притягивая посетителей цельностью формы и ясностью образа, особенно привлекательной на фоне преобладающих вокруг запутанных решений. Многие другие павильоны почему-то предпочли спрятать вход, расположив его в каком-нибудь необычном месте: сбоку, сзади, или даже «защитив» лабиринтом, что превратило выставку в непростой квест с длинными пробегами, которые далеко не всегда развлекают посетителя. Павильон России – одно из исключений, здесь вход не просто очевиден, но и превращен в главный архитектурный аттракцион. Авторы особо подчеркивают: в зеркале удобно делать селфи, – и действительно, уже в день открытия, несмотря на противный мелкий дождик мало кто проходил мимо, все с интересом заходили на деревянный помост, запрокидывали голову, и да – фотографировались в гигантском зеркале.
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий

 
Надо сказать, что зеркальные поверхности – одна из любимых тем Сергея Чобана и архитекторов SPEECH вообще. Достаточно вспомнить отель NHow в Берлине, или павильон России на венецианской биеннале 2012 года, где купол, похожий на пантеоновский, отражал сам себя, помещая зрителя в центр воображаемой сферы. Сейчас в ренессансных двориках миланского университета проходит выставка журнала Interni, где инсталляция Сергея Чобана, Сергея Кузнецова и Агнии Стерлиговой Living line занимает там центральное место – она тоже совершенно зеркальная, настолько, что временами прямо-таки растворяется в окружении. 

Основание летящего, плавно изогнутого козырька поддержано четырьмя круглыми зеркальными колоннами внутри прозрачного стеклянного тамбура: тонкие стыки стеклянных пластин делают входную часть павильона прекрасно просматриваемой насквозь. Консоль кажется лежащей на стекле. Картину довершает штриховка деревянных ламелей, зрительно продолжающих линию козырька там, где его уже фактически нет – на фасадах объема основной экспозиционной части, которые выполнены, в противовес прозрачному тамбуру, из черного стекла. Козырёк визуально вырастает из объема и от этого кажется совсем уж длинным – лучше всего замысел раскрывается при взгляде с юго-запада: точка обзора, которую Сергей Чобан называет главной, расположена на пути основного потока посетителей и большинство зрителей так или иначе не минует этого ракурса.
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
Фотография © Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане. SPEECH. Фотография © Алексей Народицкий

Черный объем, в котором разместилась собственно экспозиция, возведен в глубине участка и вслед за его контурами расширяется к востоку. Его верхняя часть со всех сторон отделана деревянными ламелями, что, по замыслу Сергея Чобана, должно восприниматься как отсыл к традиционному русскому строительному материалу. Похожими ребрами отделана овальная стойка ресепшена внутри стеклянного вестибюля. Дерева, впрочем, не так уж много и оно лишь слегка маскирует стеклянно-металлические объемы.
 
Бюро SPEECH разработало архитектуру павильона и стойку ресепшна в тамбуре. Экспозицию под названием «Растим во благо мира. Возделываем во имя будущего» делала другая команда. Сразу за входом, в вестибюле, посетителей встречает картина Виноградова-Дубосарского «Рожь», далее, за прозрачным вестибюлем, темно. Стены в первом зале покрыты изображениями растений из коллекции семян культурных растений, созданной Вавиловым, а во втором зале таблицей Менделеева, перемежающейся рассказами о ценных для питания элементах. Концепция выставки отталкивалась от идеи каталога рецептов, предложенной Юрием Авакумовым, но впоследствии трансформировалась. Книга рецептов, впрочем, была издана специально для Экспо. В первом зале посетителей встречает светящаяся модель перегонного куба, но угощают безалкогольными напитками; во втором проводят дегустации еды; в глубине расположен ресторан. Залы первого этажа по периметру обходят расположенные в центральной части технические помещения и все вместе получается похоже на стилизованную букву Р. На втором этаже, расположены конференц-зал и VIP-лоджия, крыша же, решенная в виде плавно поднимающегося пандуса, озеленена и, по словам архитекторов, в ближайшее время будет открыта для посетителей. 
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
zooming
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане. План озеленения на кровле
© SPEECH

Возвращаясь к козырьку: его зеркальная поверхность консоли отражает не только людей, фотографирующих себя на площади перед павильоном, но и стеклянный тамбур, а издали даже вводит в заблуждение: кажется, что вестибюль вместе с написанными над входом крупными буквами «Russia» продолжается вверх, загибаясь, прорастая в поверхность козырька, а людей, входящих внутрь, как будто в два раза больше, у входа образуется подобие воронки – только через пару секунд иллюзия развеивается, и ты начинаешь понимать, где реальность, а где – отражение. Это тоже часть замысла, причем в отличие от многих других зеркальных аттракционов, чаще спрятанных внутри павильонов Экспо, здесь основной сюжет вынесен наружу. Архитектура стала заметной частью экспозиции, к тому же она по-своему подводит итого многолетнего участия России в прежних всемирных выставках, апеллируя к историческим павильонам и суммируя заложенный в них приём.
zooming
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане. Продольный разрез
© SPEECH

Разумеется, прежде всего я спросила Сергея Чобана, почему его проект так похож на Монреальский павильон ЭКСПО’67 Михаила Посохина – сходство очевидно, и там и здесь длинный взлетающий козырёк положен на стеклянный объем, подчеркивающий эффект левитации линии крыши. Архитектор в ответ предложил вспомнить более широкий исторический контекст. По мнению Чобана, Монреальский павильон – всего лишь самый известный представитель общей тенденции, связывающей между собой целый ряд других советских павильонов на всемирных выставках. В частности, Сергей Чобан напомнил о проекте, который Константин Мельников нарисовал в 1962 году для всемирной выставки в Нью-Йорке 1964 года (проект остался на бумаге, СССР не участвовал в выставке). Версии о связи Монреальского павильона с нереализованным проектом Мельникова уже были озвучены (см., напр., здесь).
zooming
Павильон СССР на ЭКСПО 1967 в Монреале. М. В. Посохин, А. А. Мндоянц, Б. Тхор, А.Кондратьев, Р. Кликс. Источник: alamedainfo.com


Проект Константина Мельникова павильона СССР на ЭКСПО в Нью-Йорке. 1962. Источник: flickr / pulkuz; embed

Проект Константина Мельникова павильона СССР на ЭКСПО в Нью-Йорке. 1962. Источник: flickr / pulkuz; embed

Какая складывается последовательность советских павильонов на всемирных выставках, можно узнать из обзора, сделанного недавно сайтом archspeech Часть из них, действительно, подчинена порыву «вперед и вверх», как «Рабочий и колхозница»; другие помпезнее, но тоже куда-то летят, может быть, в космос. Тема полета всемирными выставками не исчерпывается – не менее энергична титановая стрела памятника Покорителям космоса.

Иными словами, проект Сергея Чобана не только продолжает линию, известную по Монреальскому павильону, но и в некоторой степени восстанавливает историческую справедливость, восходя не только к Михаилу Посохину, но и к Константину Мельникову. Любопытно, что Мельников планировал реализовать свой павильон «на пределе возможностей» – и практически теми же словами Сергей Чобан говорит о козырьке, построенном сейчас в Милане. Вынос консоли – тридцать метров, максимально возможный для данной конструкции. Подъем в верхней точке – семнадцать, что на пять метров больше высоты основного здания, подчиненного двенадцати метрам высотных ограничений, заданных мастер-планом выставки. Причем, по словам Сергея Чобана, подъем консоли мог начинаться только вне основного объема, в стеклянном вестибюле.

Возникает ощущение, что архитектор стремится полностью исчерпать тему, развить её до предела технических и эмоциональных возможностей. Миланский павильон камернее монументального монреальского, но его длинная и узкая консоль взлетает энергичнее, а зеркало усиливает эффект, наделяя архитектурное решение театральностью выставочной инсталляции. Впечатление, действительно, ближе к эскизу Мельникова, где консоль устремлена к звездам и визуально, и знаково – на ней даже нарисовано что-то космическое, а описание проекта в лучших традициях шестидесятых говорит о «скрытой силе небесной механики». Напоминая как о первом спутнике, так и об увлечении звездным небом – зодиакальным, астрологическим – архитекторов Ренессанса, и научным, астрономическом – ампира. И здесь мы, возможно, переходим к сути сюжета: зеркальная консоль Сергея Чобана заставляет нас поднять глаза к небу – для того, чтобы увидеть там себя. Есть в этом что-то особенное. Но, с другой стороны, какая разница, почему именно мы – пусть изредка – взглянули на небо? Пусть сейчас это селфи. Уже хорошо, что подняли глаза.
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане
© Алексей Народицкий
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане. Генплан на уровне 1 этажа
© SPEECH
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане. План 1 этажа
© SPEECH
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане. План 2 этажа
© SPEECH
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане. Поперечный разрез
© SPEECH
Павильон России на ЭКСПО 2015 в Милане. Деталь
© SPEECH
Архитектор:
Сергей Чобан
Мастерская:
СПИЧ http://www.speech.su
Проект:
Павильон России на всемирной выставке ЭКСПО 2015
Италия, Милан

Авторский коллектив:
SPEECH (Сергей Чобан, Алексей Ильин, Марина Кузнецкая, Андрей Перлич)

2014 — 2014 / 1.2015 — 4.2015

Заказчик: правительство Российской Федерации
Генподрядчик: RT Expo
Автор выставочной концепции: Юрий Аввакумов
Реализация выставочной концепции: Simpateka RUS

14 Мая 2015

СПИЧ: другие проекты
Чикагские лауреаты 2024
Премия The International Architecture Awards отметила сразу семь российских проектов – четыре из них стали победителями в различных номинациях, еще три удостоились почетного упоминания. Рассказываем о каждом.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Логика жизни
Световая инсталляция, установленная Андреем Перличем в атриуме башен «Федерации», балансирует на грани между математическим порядком построения и многообразием вариантов восприятия в ракурсах.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Изнутри наружу: павильоны вечности
Реконструкция пакгаузов нижегородской Стрелки – они открылись в начале июня как концертный и выставочный залы – стала, без преувеличения, событием года в области как культуры, так и архитектуры. Их история кажется нам образцовой с точки зрения обнаружения, исследования и охраны памятника инженерной мысли XIX века. В то же время решение по приспособлению и экспонированию конструкций пакгаузов, предложенное Сергеем Чобаном – очень смелое, нетривиальное и актуальное. На грани временного, временнОго и вечного.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Энергетика эксприматики
Павильон, реализованный по проекту Сергея Чобана на всемирной ЭКСПО 2020 в Дубае, – яркое и цельное архитектурное высказывание, образность которого восходит к авангардным графическим экспериментам Якова Чернихова, но допускает множество трактовок. Павильон похож и на купольный храм, и на кружащуюся «Планету Россия», и на голову матрешки. Тем более что внутри, в ядре экспозиции – мозг. Внимательно рассматриваем и трактовки, и нюансы реализации.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Слабые токи: итоги «Золотого сечения»
Вчера в ЦДА наградили лауреатов старейшего столичного архитектурного конкурса, хорошо известного среди профессионалов. Гран-при получили: самая скромная постройка Москвы и самый звучный проект Подмосковья. Рассказываем о победителях и публикуем полный список наград.
Похожие статьи
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.
Энергетическая педагогика
Эко-теплоцентраль по проекту бюро FRPO Rodríguez & Oriol на севере Испании помимо основной функции служит также образовательным центром в сфере «зеленой» энергетики.
От мельницы к винному прессу
Новая винодельня в Бретани, продолжающая местные традиции производства вина, получила погреб по проекту Carmen Maurice Architecture, в центре которого – историческая мельница.
Планы на жизнь
Мастер-план для жилого района «Притяжение» в Набережных Челнах бюро «А.Лен» создавало с оглядкой на специфическую градостроительную ситуацию и частично реализованные решения первой очереди. Однако на первый план выдвинуло собственные ценности: зеленый каркас, систему акцентов, иерархию пространств, приоритет пешехода. Вопроса, чем будут жильцы заниматься в своем микрорайоне, после этого не возникает.
Полезная зацикленность
Тайваньское бюро Bio-architecture Formosana спроектировало для города Тайнань экспериментальный жилой комплекс, соответствующий всем принципам экономики замкнутого цикла.
Вилла-мост
Дом по проекту бюро Tetro на южнобразильском острове Санта-Катарина максимально использует живописный ландшафт – горы и океанский залив.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
«Европейский престиж»
Бюро KCAP выиграло конкурс на проект двух жилых небоскребов в Братиславе; один из них претендует на звание второго по высоте здания ЕС.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.