Всемирная выставка как смешение прошлого и будущего

Рассказ о миланской Экспо-2015: от невоплощенных благих намерений до лучших павильонов – экспериментов с экспозицией и зрителями.

mainImg
Всемирные выставки, по большому счету, давно превратились в анахронизм. Когда-то они были важной площадкой обмена товарами и технологиями, инструментом продвижения стилей и идеологий, сыграв свою роль в становлении глобализма. Все эти процессы давно переместились в другие пространства и пользуются иными механизмами, а смысл Экспо редуцировался до туристического аттракциона и ярмарки тщеславия государств. Миланская Экспо 2015 года задумывалась как попытка переосмысления обветшавшего формата. Тема «Накормить планету – Энергия для жизни» была многообещающей: еду онлайн не попробуешь, а проблемы борьбы с голодом в бедных регионах, здорового и разнообразного питания населения благополучных стран, бережного обращения с ресурсами действительно нужно обсуждать в глобальном масштабе. Разработавшие изначальную концепцию Экспо-2015 Стефано Боэри, Рикки Бердетт, Жак Херцог исходили из того, что абсурдно тратить на саморекламу стран и корпораций средства, которые можно направить на реальное решение насущных проблем. Они предложили разбить на окраине Милана «всемирный ботанический сад» или, точнее, «планетарный огород»: там каждая страна получила бы участок, где показывала бы, как выращиваются характерные для нее продукты питания. Крытые помещения, предназначенные в первую очередь для ресторанов национальной кухни, должны были быть максимально простыми, дешевыми и экологичными.


Представленный в 2011 году мастерплан (к Боэри, Бердетту и бюро Herzog & de Meuron присоединились специалисты по энергосберегающему строительству Уильям Макдонах и Марк Риландер) предусматривал превращение выделенного для выставки продолговатого участка в окруженный водой остров, расчерченный прямоугольной сеткой. В память о традиционной планировке римского лагеря его пересекли две прямые широкие дороги, кардо и декуманум, перекресток которых образует форум. По сторонам от продольной оси декуманума к водной преграде тянулись узкие делянки, предназначенные для экспозиций стран. Часть этих делянок предполагалось накрыть стеклянными колпаками с регулируемым климатом, часть оставить открытой, а часть защитить от солнца тентами, как и главный проход для посетителей – декуманум. Однако такая концепция не встретила понимания у стран-участниц, и организаторы, на которых, вероятно, повлиял пример прошедшей в 2010 году Всемирной выставки в Шанхае (Архи.ру рассказывал о ней тут и тут), предпочли традиционную модель с национальными павильонами.

Все авторы концепции отказались участвовать в дальнейшей разработке проекта, хотя в 2014 году Herzog & de Meuron смягчились и спроектировали на дальней оконечности участка павильон «Медленной еды», по которому можно составить представление о том, как они первоначально представляли себе архитектуру выставки. Жак Херцог дал журналу Uncube интервью, в котором выразил свое глубокое разочарование провалом первоначального замысла. Оно широко разошлось по сети и во многом окрасило восприятие Экспо в профессиональном сообществе. Возмущение архитекторов, в особенности миланских, усугубляется тем, что на общественные деньги была создана инфраструктура для территории, которая после окончания Экспо останется в частных руках. О выставке говорят как о скандальной афере и возмущаются ее банальностью.
 
Искусственный канал при входе на Экспо. Фотография © Юлия Тарабарина, 05.2015
Остаток первоначальной концепции: павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron, в перспективе декуманума. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron: согласно авторскому плану, павильоны – модульные, и могут быть разделены на меньшие части, а также могут быть использованы после выставки. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron. Деталь: прозрачная конструкция из клееной древесины укреплена металлическими стяжками. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron: между тремя павильонами расположены несколько огородов, на которых растет экологически чистая еда. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильоны Slow food («Медленной еды»), Herzog & de Meuron. Фотография © Юлия Тарабарина
Перед открытием Экспо город и вход на выставку был оклеен листовками протестующих. Фотография © Юлия Тарабарина, 05.2015
В день открытия Экспо в Милане прошли демонстрации протеста против выставки с разбиванием витрин, в особенности – банка Интеза, и писанием на стенах. Фотография © Юлия Тарабарина, 05.2015

Однако, если отвлечься от этих печальных обстоятельств и на правах обычного туриста посетить миланскую Экспо, там найдется, на что посмотреть. Организаторы сохранили основу планировки, просто сделали участки шире, чтобы на них могли разместиться павильоны – национальные, тематические и чисто гастрономические. Предложенные Herzog & de Meuron тенты остались только над протянувшимся на полтора километра декуманумом. Свою роль защиты от солнца и дождя они выполняют, но одновременно перекрывают вид на фасады выстроившихся по сторонам павильонов. Плохо склеенные «старую» и «новую» концепции выдает и контраст между ландшафтными участками, оформленными, как сейчас принято, дикорастущими растениями, и расставленными по центральной оси невероятно архаичными и китчевыми гигантскими прилавками с итальянскими продуктами – сырами, плодами, мясными деликатесами. Фокус и символ выставки – замыкающее 350-метровую кардо «Древо жизни» (дизайнер Марко Балик) – было бы этически и эстетически неуместно на «планетарном огороде», но хорошо выполняет свою роль эффектного ориентира. Поставленные перпендикулярно к декумануму и равномерно распределенные по его длине павильоны, представляющие традиционную кухню областей Италии получили очень красивые торцевые фасады (по серовато-коричневым стенам непрерывно тонким слоем течет вода) и нейтральные боковые, а внутри простота иногда доходит до убожества: видимо, в интерьеры должны были вкладываться правительства областей либо сами рестораторы. В архитектуре многих павильонов заметны следы размышлений о теме планетарного огорода: нередко встречаются стены, составленные из ящиков с разнообразными растениями, а одна из стен павильона Израиля представляет собой поставленное практически вертикально, но хорошо возделанное поле.
Фрагмент конструкций декумануса над прудом у торца общественного павильона. Фотография © Юлия Тарабарина
Главная ось – декуманум – Экспо. Фотография © Юлия Тарабарина
Главная ось – декуманум – Экспо. Фотография © Юлия Тарабарина
Главная ось – декуманум – Экспо. Фотография © Юлия Тарабарина
Главная площадь, пересечение кардо и декуманума. Фотография © Юлия Тарабарина
Вид на «Древо жизни» с кровли павильона Германии. Справа – павильон китайской компании Vanke, построенный по проекту Даниэля Либескинда. Фотография © Юлия Тарабарина
«Древо жизни» расположено в торце северного крыла кардо; даже в плохую погоду вокруг него бьют фонтаны, а само «древо» играет музыку и выпускает мыльные пузыри. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Израиля. Слева – растительность на экране, справа – настоящие растения. Фотография © Анна Броновицкая
Общий вид Экспо. В перспективе вижны соперничающие «носы» павильонов России и Эстонии. Фотография © Елизавета Клепанова

Среди национальных павильонов есть весьма любопытные. Вроде бы ушедшая в прошлое эпоха архитектурных аттракционов задержалась в тех уголках Земного шара, где вкус к броским зрелищам соединяется с готовностью расходовать на них значительные средства. Неудивительно, что одним из самых эффектных на нынешней Экспо оказался павильон Арабских Эмиратов, спроектированный непревзойденным мастером «иконических» зданий Норманом Фостером. Входная часть имеет вид извилистого ущелья среди скал красного песчаника: на поверхность облицовывающего стены высокотехнологичного материала нанесены бороздки, сосканированные с камней настоящей пустыни, изгибы же их просчитаны таким образом, чтобы наилучшим образом защитить посетителей от солнца и одновременно обеспечить циркуляцию воздуха. Хитроумные способы регулирования климата встречаются во многих павильонах, но в данном случае приобретают особое значение – в дальнейшем павильон перевезут в Эмираты. Пройдя сквозь ущелье, где с помощью интерактивных голограмм демонстрируются важнейшие технологии аккумуляции и бережного расходования ресурсов, посетители попадают в облицованный золотистой плиткой барабан панорамного кинотеатра, а затем – в зал, где идет масштабное 3D-представление. Интерьерам, как и выходящей к задней стороне участка части объема, архитектор внимания не уделил – незачем.
 
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Вид на «ущелье» входа сверху, с кровли павильона Азербайджана. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Центральная часть – кинозал – снаружи решена в виде чуть припухлого золотого цилиндра. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Золотой объем и терракотовая стена-бархан. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон ОАЭ. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон ОАЭ. Фотография © Юлия Тарабарина

В той же традиции середины 2000-х выдержан и соседствующий с Эмиратами павильон Азербайджана. Эта страна, впервые самостоятельно участвующая во Всемирной выставке, доверила свою архитектурную репрезентацию молодым итальянским бюро Simmetrico Network, Arassociati Architecture и ландшафтникам AG&P. Архитектурный образ задается диагонально расчерченной стеклянной сферой оранжереи, выступающей из немного волнистого, но в основе прямоугольного объема. Горизонтальные деревянные ламели отдают дань теме энергосбережения.
 
Павильон Азербайджана. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Азербайджана. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Азербайджана. Инсталляция-крыло, подвешена в центральной части и тихо шевелится под музыку. Фотография © Юлия Тарабарина

Панковскую трактовку темы архитектурного аттракциона являет собой павильон Белоруссии, спроектированный молодым коллективом с говорящим названием Kolya Shizza (Igor Kozioulkov, Dzmitry Beliakovich, Aliaksandr Shypilau). Покрытый зеленой травкой холм яйцеобразной формы разрезан пополам, и в проем вставлено гигантское колесо, кажущееся вращающимся благодаря переливам светодиодов на ободе. Для пущей брутальности перед входом установлены мельничный жернов и трактор «Беларус». Пройти мимо невозможно, но экспозиция, увы, разочаровывает.
Павильон Белоруссии. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Белоруссии. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Белоруссии. Фотография © Юлия Тарабарина, 05.2015
Павильон Белоруссии: озеленение искусственного «холма». Фотография © Юлия Тарабарина, 05.2015
Павильон Белоруссии. Фотография © Анна Броновицкая

В большей степени отвечает современным тенденциям павильон Германии, спроектированный мюнхенской фирмой SCHMIDHUBER: деревянные рампы соединяют террасы, частично накрытые округлыми тентами, в ткань которых интегрированы фотоэлементы, снабжающие энергией экспозицию. Изгибы тентов собирают из атмосферы влагу, используемую для полива выставленных растений. Под всем этим скрыт двухъярусный объем, вмещающий очень информативную и остроумно поданную экспозицию, созданную штутгартской компанией Milla & Partner.
Павильон Германии ночью. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Германии. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Германии. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Германии. Чабрец в саду на кровле. Фотография © Юлия Тарабарина, 05.2015
Павильон Германии. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Германии. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Германии. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Германии ночью. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Германии. Фотография © Анна Броновицкая

Соединенное Королевство продолжает ту же линию, что так успешно представил в 2010 году в Шанхае «еж» Томаса Хезервика. Для Милана художник Волфганг Баттресс придумал инсталляцию, посвященную пчелам. Посетители проходят через ряд плодовых деревьев, затем сквозь лабиринт среди медоносных «лугов» и оказываются перед «ульем» – ажурной конструкцией, воспроизводящей структуру гнезда диких пчел. «Улей» построен из металлических деталей, подсвеченных меняющими цвет светодиодами и снабжен многочисленными динамиками, издающими тихие «пчелиные» звуки. Выглядит все это совершенно завораживающее. В полной мере оценить эффект можно, поднявшись по лестнице и войдя внутрь «улья»: благодаря стеклянному полу ты видишь, как соты расходятся во все стороны. Прийти в себя можно в баре на примыкающей деревянной террасе, где подают британские напитки и непритязательную еду типа fish & chips.
 
Павильон Великобритании. Фотография © Анна Броновицкая, 07.2015
Павильон Великобритании. Так выглядели полевые цветы перед павильоном в мае. Фотография © Юлия Тарабарина, 05. 2015
Павильон Великобритании. Фотография © Елизавета Клепанова
Павильон Великобритании. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Великобритании. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Великобритании. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Великобритании. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Великобритании. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Великобритании. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Великобритании. Одна из лапочек, образующих «улей». Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Великобритании. Скамейки. Фотография © Юлия Тарабарина

Не столь эстетское, но не менее захватывающее переживание предлагает посетителям павильон Бразилии. В вытянутом в длину огромном контейнере с деревянными стенами представлены растения (не только съедобные) из разных климатических зон страны. Но фокус в том, что посетителям предлагается с ними знакомиться, проходя по тропе из натянутой в воздухе сетке. В результате, телесные ощущения сильно окрашивают поступающую информацию.
 
Павильон Бразилии. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Бразилии. Сетка. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Бразилии. Сетка. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Бразилии. Экспозиция, вид сверху. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Бразилии. Экспозиция, ананас. Фотография © Юлия Тарабарина

Мой же личный фаворит – павильон Австрии. Нельзя сказать, чтобы он был совершенно революционным: в чем-то он следует традиции Hortus conclusus, воскрешенной Петером Цумтором в 2011 году в летнем павильоне лондонской галереи Серпентайн. Но все же междисциплинарная команда под предводительством профессора Клауса Ленхарта создала нечто неожиданное. За высокими деревянными стенами скрывается настоящий лес. Пригорки и низины, высокие мощные деревья и подлесок, мох и папоротник – все на месте. Все растения живые, но искусственность ландшафта не скрывается. Кое-где сквозь траву проглядывает держащая грунт сетка, между ветвями возвышаются вентиляторы и иные приборы, назначение которых не всегда понятно без объяснений, а вдоль ведущей вглубь тропинки расставлены белые буквы. От входа они складываются в слоган павильона, BREATH AUSTRIA («дышите Австрией»), а по мере продвижения тают, пока в поле зрения не остаются только три: EAT («ешь»). В этот момент вы оказываетесь перед баром, где, действительно, можно перекусить. Однако, воздух здесь – все-таки главное. Как сообщают надписи и диаграммы, как будто нанесенные мелом на дощатые стены галереи второго яруса, кислород – главное питательное вещество, необходимое нашему организму. Растения австрийского павильона вырабатывают столько кислорода, что его содержание в воздухе внутри стен в два раза выше, чем снаружи, а температура – примерно на пять градусов ниже, что немаловажно в жару.
 
Павильон Австрии. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Австрии. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Австрии. Фотография © Елизавета Клепанова
Павильон Австрии. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Австрии. Фотография © Елизавета Клепанова
Павильон Австрии. Фотография © Елизавета Клепанова
Павильон Австрии. Фотография © Анна Броновицкая
Павильон Австрии. Фотография © Елизавета Клепанова

Безусловно, на миланской Экспо есть и другие заслуживающие внимания павильоны. Архитектурные критики хвалят павильон Кореи, публика стремится в экспозиции Китая, Японии и, конечно, Италии. За пределами этой заметки они остались по простой причине: обойти выставку за один день совершенно нереально. Это обстоятельство возвращает нас к вопросу об уместности такого рода мероприятий в наше время. Все больше людей рассматривает Всемирные выставки, как и Олимпийские игры, как совершенно излишние затеи, служащие главным образом для демонстрации амбиций государств. Они требуют больших затрат, а, в итоге, ведут лишь к обогащению коррупционеров и наиболее ловких подрядчиков, нередко оборачиваясь большими убытками для принимающих их городов и стран. Жак Херцог с ехидцей отмечает, что следующие экспо под патронажем Бюро международных выставок пройдут в местах, где демократическим ценностям не придают большого значения: в Анталье, Астане и Дубае.
Павильон Кореи ночью. Фотография © Юлия Тарабарина
Павильон Кореи. Изображение отходов; часть экспозиции внешней части цокольного этажа. Фотография © Юлия Тарабарина

05 Августа 2015

Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Дерево и свет
В центре трудовой деятельности для людей с ментальными особенностями в пригороде Парижа широкое использование древесины призвано обеспечить психологический комфорт. Авторы проекта – бюро DREAM.
Деревянный водоворот
Многофункциональная платформа по проекту индонезийского бюро RAD+ar на частном острове в Яванском море выстроена из вторично использованного дерева местных твердых пород.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
В центре – пустота
В Лондоне открывается очередной летний павильон галереи «Серпентайн». В этом году южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies сместили фокус внимания с сооружения на свободное пространство вокруг и внутри него.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
На нулевом уровне
Кэнго Кума построил в префектуре Эхиме небольшой отель Itomachi 0 с нулевым уровнем потребления энергии из внешних источников. Это первый подобный объект на территории Японии.
Павильон – солнечные часы
Представлен публике проект летнего павильона-2024 галереи «Серпентайн» в Лондоне. В этот раз авторами стали южнокорейский архитектор Минсок Чо и его бюро Mass Studies.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.