Штефан Форстер - знаток пятиэтажек

Штефан Форстер (Stefan Forster) – блестящая находка для лекционной программы Барта Голдхорна, посвященной массовому жилью. Это один из немногих европейских специалистов по пятиэтажкам, которыми застраивалась ГДР в 1950-70 гг. Он предложил остроумный и главное – выгодный способ их реконструкции, в результате использования которого немецкие варианты «хрущоб» превращаются в аккуратные, комфортабельные и современные домики

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

mainImg

Для Штефана Форстера жилищное строительство – основная специализация, и внутри нее он выделяет два направления – реконструкцию «умирающих» панельных пятиэтажек и большие жилые проекты во Франкфурте. Сам Форстер усматривает за этим два главных аспекта развития жилой архитектуры Германии в целом, «с одной стороны – довольно-таки отсталые подходы к строительству жилых зданий, а с другой – то, что делается в развитых городах». 

Штефан Форстер
zooming
Так выглядит один из районов, застроенных пятиэтажками, который был реконструирован Штефаном Форстером

Как это ни странно, свое имя и карьеру Штефан Форстер сделал  именно на опыте работы со столь малопривлекательным материалом как «хрущовки». Этот советский продукт на территории бывшей ГДР оказался настоящим социальным бедствием для щепетильных немцев, с последствиями которого Германия столкнулась после объединения. Панельные «коробки» казались немецким инженерам настолько безнадежными, что единственное, что можно было с ними сделать – это снести, даже несмотря на то, что в 80% из них были вложены немалые деньги на ремонт. Штефан Форстер рассказал, как начинался его невероятный проект по «оживлению» почти умерших районов.

zooming
вариант 1, до реконструкции

Штефан Форстер:
– «После первой радости объединения нам пришлось столкнуться с реалиями ГДР. Все исторические здания были практически опустошенными, после 1946 года там почти ничего не делалось для восстановления. Люди жили в городах-спутниках, в панельных новостройках. Помню, как г-н Коль публично обещал восстановить за 5 лет эту страну, которая была брошена и абсолютно не развивалась 50 лет! С того момента для нас, жителей западной Германии, наступил конец «золотых 1980-х», поскольку все инвестиции были перенаправлены в восточную часть для восстановления исторических городских центров и улучшения панельных новостроек, которые их окружали».

zooming
вариант 1, после реконструкции

Проблема, как оказалось, была не только в реконструкции, но и, как выразился Штефан Форстер, в «усаживании» людей, миграция которых из ГДР после объединения стала повальной. Причиной было отсутствие производства и, следовательно, работы, и, надо сказать, сам «имидж» этих районов был крайне негативный, в сущности здесь остались одни старики, а часть домов вообще пустовала. В итоге немцы все-таки решили разрушить 350 тыс. квартир в восточной Германии, хотя все они перед этим были уже восстановлены и отремонтированы. Но Штефан Форстер предложил альтернативный вариант.  

zooming
вариант 2 до реконструкции

Штефан Форстер:
– «Если мы подойдем к этим характерным районам с точки зрения пространства, то увидим, что будущего у панельных домов нет никакого. Моя задача – переделать существующее пространство в гуманное, достойное жизни. Мы пришли к мысли, что если что-то и делать с пятиэтажками, то их надо трансформировать в нечто совершенно иное. Системы такая: мы ломали или трансформировали два блока и строили между ними новый, куда постепенно переселялись люди. Население там в основном пожилое, поэтому нужно было, чтобы новое жилье отвечало их образу жизни. Но на будущее я все-таки надеялся, что новые дома привлекут туда и молодежь. Мы нашли, что эти панельные  здания обнаруживают большую гибкость, и этим можно воспользоваться. Стандартный поэтажный план значительно облегчил мне работу». 

zooming
вариант 2 после реконструкции

Все свойства немецких «хрущовок», как-то: крошечная кухня и ванная без дневного света, узкие балконы, темные, без окон лестницы Штефан Форстер нивелировал за счет изменения поэтажного плана, не затрагивающего несущие стены. Он разработал около 100 вариантов для того, чтобы создать широкую вариативность квартир внутри одного дома. В итоге гостиная расширилась за счет старого балкона, который стал ее частью, а вместо него снаружи возникли большие открытые террасы-палубы. Изменились входы, дневной свет в ванную стал поступать через стеклянную стену. В итоге квартиры здорово осовременились, стали светлыми и теперь нисколько не напоминают стандартные панельные «клетушки».

zooming
вариант 2, вид с обратной стороны

Важный шаг, на который решился Штефан Форстер – это понижение высотности зданий, что довольно рационально – лифтов все равно нет, а пристраивать их бессмысленно, т.к. от этого удорожает аренда. Чердак не используется, поэтому смело можно было срезать пару этажей, тем более что дома частично пустовали, и никого переселять не пришлось. В итоге, по мнению Форстера, «сейчас все это воспринимается не как одно здание, а как серия стоящих рядом домиков. Идея была – изменить имидж и придать району вид традиционного немецкого города – сада». И это, надо сказать, удалось, по виду застройка стала похожа на небольшие виллы, не выше окружающих деревьев. Жильцы каждого дома получили небольшие садики, или «зеленые комнаты», как назвал их Штефан Форстер, свои частные уютные пространства, отгороженные от улицы невысоким забором – все очень по-немецки. 

zooming
открытые террасы вместо прежних балконов

«Реконструировать старые здания легко – считает Штефан Форстер – главное, можно гордиться тем, что здание уходит вниз, а не растет вверх – это весьма необычно для современной архитектуры».

zooming

Работа с реконструкцией дала Форстеру большой опыт, все-таки даже в самой Германии не так уж много архитекторов, которые хорошо знают эту специфическую область. Во второй части лекции архитектор рассказал уже о своей последующей практике –строительстве нового жилья, на примере семи проектов во Франкфурте. Здесь сложности были связаны с работой «в контексте», и архитектор пояснил, что именно он имеет в виду.

zooming

Штефан Форстер:
– «Прежде чем строить, надо определить, в каком городе мы живем – азиатско-американском, где все строится и разрушается очень быстро, и никакой истории нет. Либо в европейском городе, где всегда есть история, которую надо учитывать. Однако учитывать, скажем, типологию существующей застройки – не значит строить так же, но –иметь ее в виду и строить разные здания. Существует три категории пространства, которые составляют европейский город – открытое, полуоткрытое и частное. Поиски взаимодействия между ними – задача архитектора». 

zooming
квартира до реконструкции

Традиционным решением для немецких жилых домов является закрытое частное пространство двора, и вот как раз проблема его взаимодействия с общественным для Штефана Форстера одна из ключевых. Почти во всех семи проектах этот двор присутствует, в одном из них это даже сад «фен-шуй», как говорит сам автор, «качество жизни во многом зависит от того, что перед вашими глазами».  

zooming
квартира после реконструкции

Планировка квартир может быть достаточно гибкой, в нескольких проектах архитектор применил  «юниты» или блоки из 3-х квартир. В одном из них планировка учитывает возможности инвалидов и пожилых людей, для которых Форстер перестраивал дом послевоенного времени. В квартирах постарались устранить все возможные барьеры для свободного перемещения на коляске. Строят, кстати, поэтапно, чтобы люди не покидали это место и постепенно переселялись в новые части здания, Штефан Форстер считает это важным. Другой дом, тот, где сад «фен-шуй» внутри – это часть респектабельного квартала, контракт на дальнейшее развитие которого, возможно, вскоре получит их бюро. Дом строился Форстером как социальное жилье, но в будущем он превратится в обычное, поэтому здесь постарались сделать большие открытые окна от стены до стены и еще не делать внизу супермаркет, иначе квартиры над ним будут сложно продавать. Штефан Форстер спроектировал дом так, чтобы полностью закрыть супермаркет, который в итоге находится на территории внутреннего двора.

zooming
Жилой дом Voltastrasse, Франкфурт

Форстер строит как социальное, так и элитное жилье, пример последнего – это частные виллы, расположенные на окраине Франкфурта посреди городского сада.  

zooming
Жилой дом Voltastrasse, Франкфурт

Рассказ Штефана Форстера о реконструкции пятиэтажек надо признать очень актуальным для современного московского градостроительства, одна из проблемных задач которого – это снос и реконструкция пятиэтажек и блочных домов. Форстеру удалось пойти дальше реконструкции, но не довести дело до полного сноса. Он радикально изменил внутреннюю и внешнюю среду пятиэтажек, изгнав всякий негативный осадок, и значительно улучшив образ жизни их обителей.

zooming
Жилой дом Westgarten, Франкфурт

Удивительно, насколько рачительно обходятся немцы даже с советским наследием, и еще более удивительно – как много надо внести изменений, чтобы пятиэтажка стала подходить для нормальной (пусть и небогатой) жизни. Надо правда признать что и немецкие пятиэтажки-то – не вполне хрущобы, они по виду больше напоминают заброшенные советские санатории. Все же в ГДР строили вроде бы то же самое, но несколько получше и разнообразнее, чем в Москве. И удивительно как много надо внести изменений чтобы превратить это «получше» в жилье для среднего (небогатого) европейца. И – как старательно это делается. Ведь от старых зданий после такой реконструкции если что и осталось, то только несущая конструкция. Все эти дворики, палисадники, террасы, балкончики – и не захочешь, а позавидуешь восточно-германским старикам.

zooming
Жилой дом Westgarten, Франкфурт. Сад фен-шуй во внутреннем дворе
zooming
Жилой дом Schwarzwaldblock, Франкфурт. Для людей с ограниченными возможностями
zooming
Жилой дом Schwarzwaldblock, Франкфурт. Для людей с ограниченными возможностями. Вид до реконструкции
zooming
Жилой дом Campo, Франкфурт


02 Июня 2008

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
comments powered by HyperComments
Пресса: Cергей Cкуратов: высотная провокация
«Сергей Скуратов Architects» сегодня одно из немногих московских бюро, чьи работы неизменно вызывают повышенный интерес как у коллег, так и у широкой публики. Сооружения, построенные по проектам Сергея Скуратова, всегда отличаются яркой узнаваемой архитектурой и относятся к разряду архитектурных событий первого ряда. Большое внимание в профессиональной прессе уделялось его проекту небоскреба, но многие интересные аспекты создания этого высотного комплекса остались незатронутыми. Корреспонденту нашего журнала обладатель звания «Архитектор года 2008» Сергей Скуратов рассказал об особенностях возведения «Дома на Мосфильмовской» и специфике работы с компанией «ДОН-Строй», а также поделился своими впечатлениями о недавно прошедшей Венецианской архитектурной биеннале
Пресса: Фестиваль Lifestyle. Приглашает Б.Уборевич-Боровский
Одним из мероприятий Московской архитектурной биеннале стал фестиваль дизайна интерьера Lifestyle. Его запуск состоялся 2 июня. Место проведения – интерьерные бутики в районе метро «Фрунзенская», где были представлены работы ведущих архитекторов: арт-объекты, фотографии, инсталляции, призванные отразить качество жилого пространства и высокий дизайн в интерьере. В общей сложности пять площадок, на которых различные архитектурные бюро (среди них – АРХ4, Савинкин/Кузьмин и др.) пытались дать свой ответ на вопрос «Как жить».
Пресса: «Хорошему человеку – красивую жизнь»
В мае-июне прошла Первая московская архитектурная биеннале, в которую переродилась «Арх Москва». Ее тема – «Как жить» – сформулирована куратором Бартом Голдхоорном, оставшимся верным себе: в прошлом году он, так же будучи куратором тогда еще фестиваля, выбрал не менее неудобную как для архитекторов, так и для критиков тему «Городские пространства». И та, и другая, если и воспринимаются отечественным профессиональным сообществом, то боковым зрением. В первом случае профессиональное внимание имеет крен в сторону архитектурного объекта, «фигуры», а не «фона», во втором – вопросы «что?» и «сколько?» оказываются не в пример более культуросообразными, нежели «как?».
Пресса: Перерождение АрхМосквы: взгляд из Петербурга
После первой российской архитектурной биеннале и выставки АрхМосква прошло два месяца — время достаточное для того, чтобы можно было оценить результаты и перспективы не только развития этих выставок, но и участия в них мастерских. Мы попросили это сделать постоянных участников кураторских проектов выставки АрхМосква, представителей петербургских архитектурных студий «Витрувий и сыновья» и «Студия 44»
«Дополнительный этаж»
Несложно заметить, что немногие проекты российских архитекторов развивали на завершившейся московской биеннале заданную куратором тему массового жилья – значительно больше было красивых элитных кварталов. Проект, продемонстрированный бюро ICube в составе «Квартального вопроса» – одно из исключений. Архитекторы предложили остроумный вариант реконструкции панельного микрорайона путем обстраивания городского пространства между домами одноэтажной инфраструктурой
Пресса: Большое ухо на Ходынке
Дом-ухо, дом-парус, дом-кит... В неформальных очертаниях новостройки на окраине Ходынского поля каждый видит что хочет. Какое именно прозвище окончательно приклеится к этому дому, пока не ясно. Но без народного имени собственного это причудливое здание точно не останется. Во вторник в рубрике "Известий" "Код доступа", в которой наши корреспонденты инспектируют самые заметные из вновь открывающихся сооружений столицы, - дом, признанный москвичами по итогам интернет-голосования "Домом года-2007"
Снежинки над городом Солнца
В музее архитектуры в рамках первой московской архитектурной биеннале проходит редкостная выставка-исследование, посвященная малоизвестному произведению Ивана Леонидова – интерьерам дома пионеров, оформленных в конце 1930-х годов в Твери (Калинине) бригадой архитекторов и живописцев под его руководством
Пресса: "Интеко" провела экскурсию по уникальному дому "Парус"
10 июня 2008 года, во время проведения в Москве архитектурной биеннале, специалисты ЗАО "Интеко" и компании "СК Стратегия", действующей в ее составе, совместно с кураторами проекта "Свобода доступа" провели экскурсию по одному из самых необычных зданий Москвы – дому "Парус" на Ходынском поле, победившему в результате народного интернет-голосования в конкурсе "Дом года" в апреле. В этом мероприятии также приняли участие представители компании-проектировщика – института "Моспроект-4"
Пресса: Где узнать будущее своего района?
В филиале Третьяковки на Крымском Валу в рамках проходящей в столице Первой архитектурной биеннале открылась выставка актуализированного (уточненного и обновленного) Генплана Москвы. Она продлится до 22 июня 2008 года. С первого же дня работы выставки москвичи проявляют большой интерес к ее экспозиции. Но большинство уходят разочарованными
Пресса: "Новые города" строят только для "элиты"
На второй площадке Московской биеннале - в Музее архитектуры (Воздвиженка, 5) организаторы выставки обещали показать, какой станет Москва и другие российские города в будущем. "Новые города. Новое в городах" - так называется этот раздел биеннале. К сожалению, новости исчерпываются несколькими коммерческими проектами
Пресса: Неуместное декадентство. Последняя выставка Московской...
Пятого июня открылась последняя выставка Московской биеннале архитектуры — «Новые города, новое в городах», в анфиладе Музея архитектуры. Надо сказать, я возлагал на нее большие надежды — социально-ответственные и художественно ценные экспозиции международного и русского павильонов произвели на меня, как я уже писал, сильное впечатление. Тем сильнее был мой ужас.
«Крыша дома» на новом месте: подведены итоги X Международного...
Известный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома» на свой 10-летний юбилей поменял крышу Дома на Брестской – на здание на Крымском валу, где его приняла сама Третьяковка. Таким образом, фестиваль не только тематически, но и пространственно влился в проходящую в том же здании архитектурную биеннале. Вчера состоялось вручение как всегда многочисленных наград его участникам
Города в черном ящике
Вчера в анфиладе Музея архитектуры открылась выставка «Новые города. Новое в городах» - последняя по времени открытия экспозиция московской биеннале архитектуры
Пресса: Требуйте качества жизни!
Эта выставка способна поднять покупателей квартир на настоящий бунт. Вот, оказывается, каким должно быть массовое жилье и сколько оно должно стоить. Эту выставку надо обязательно посмотреть. Независимо от того, архитектор вы или человек, собирающийся купить квартиру. Интересна ли вам архитектура «просто так», или вы подумываете об ипотеке. В любом случае — смотреть обязательно.
Пресса: Архитектура ледяной свежести. Обзор спецпроектов...
Общеобразовательная и дидактическая часть первой Московской биеннале архитектуры, посвященная массовому и недорогому строительству, несмотря на всю ее необходимость, все же навевает скуку. Да, полезно стоять за библиотечными столиками-пюпитрами в занавешенной колоннаде ЦДХ и рассматривать проекты и макеты западных практиков. Но как-то хочется если не биеннального праздника, то хотя бы небольшого регтайма
Технологии и материалы
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Сейчас на главной
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Амир Идиатулин: «Главное – объект должен быть тебе...
IND architects стали ньюсмейкерами завершающегося года: выиграли два иностранных конкурса, поучаствовали в трех международных консорциумах, завершили реконструкцию здания первого детского хосписа в Москве для фонда Нюты Федермессер. Основатель и руководитель бюро Амир Идиатулин – об основных принципах работы: самым важным архитекторы считают увлеченность темой, стремятся к универсальности, с жюри и заказчиками не заигрывают, стоимость работы рассчитывают по человеко-часам.
Красная ботаника
Жилой комплекс рядом с петербургским Ботаническим садом невысок и уютно-контекстуален. На основе современного средового и орнаментального модернизма он совмещает аллюзии на соседние исторические здания и тему флорального декора, также продиктованную гением места.
Занавес из фибробетона
Реконструкция театра начала XX века в Эврё включает напоминающие занавес фасады из фибробетона толщиной 8 см и весом 11,2 тонн. Авторы проекта – бюро Opus 5.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Лес и башни
Перед авторами проекта ЖК «В самом сердце Пушкино» стояла непростая задача: сохранить существующий на участке лесопарк, уместив на нем жилой комплекс достаточно высокой плотности. Так появились три башни на краю леса с развитыми общественными пространствами в стилобатах и элегантными «защипами» в венчающей части 18-этажных объемов.
Жить у воды
Рассказываем об итогах конкурса на проект ЖК «Кристальный» на берегу водохранилища в Воронеже и концепцию благоустройства прилегающей территории – Спортивной набережной.
И овцы сыты
Дом четы архитекторов, Каспера и Лесли Морк-Ульнес, в горах Норвегии использует традиционные методы строительства из дерева и служит также убежищем для овец.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
Шоу-рум в ландшафте
Павильон девелопера OCT представляет красоты пейзажа покупателям квартир в очередном «новом городе» на востоке Китая. Авторы проекта шоу-рума – шанхайское бюро Lacime Architects.
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.