02.06.2008

Штефан Форстер - знаток пятиэтажек

Штефан Форстер (Stefan Forster) – блестящая находка для лекционной программы Барта Голдхорна, посвященной массовому жилью. Это один из немногих европейских специалистов по пятиэтажкам, которыми застраивалась ГДР в 1950-70 гг. Он предложил остроумный и главное – выгодный способ их реконструкции, в результате использования которого немецкие варианты «хрущоб» превращаются в аккуратные, комфортабельные и современные домики

информация:

Штефан Форстер
Штефан Форстероткрыть большое изображение

Для Штефана Форстера жилищное строительство – основная специализация, и внутри нее он выделяет два направления – реконструкцию «умирающих» панельных пятиэтажек и большие жилые проекты во Франкфурте. Сам Форстер усматривает за этим два главных аспекта развития жилой архитектуры Германии в целом, «с одной стороны – довольно-таки отсталые подходы к строительству жилых зданий, а с другой – то, что делается в развитых городах». 

Как это ни странно, свое имя и карьеру Штефан Форстер сделал  именно на опыте работы со столь малопривлекательным материалом как «хрущовки». Этот советский продукт на территории бывшей ГДР оказался настоящим социальным бедствием для щепетильных немцев, с последствиями которого Германия столкнулась после объединения. Панельные «коробки» казались немецким инженерам настолько безнадежными, что единственное, что можно было с ними сделать – это снести, даже несмотря на то, что в 80% из них были вложены немалые деньги на ремонт. Штефан Форстер рассказал, как начинался его невероятный проект по «оживлению» почти умерших районов.

Штефан Форстер:
– «После первой радости объединения нам пришлось столкнуться с реалиями ГДР. Все исторические здания были практически опустошенными, после 1946 года там почти ничего не делалось для восстановления. Люди жили в городах-спутниках, в панельных новостройках. Помню, как г-н Коль публично обещал восстановить за 5 лет эту страну, которая была брошена и абсолютно не развивалась 50 лет! С того момента для нас, жителей западной Германии, наступил конец «золотых 1980-х», поскольку все инвестиции были перенаправлены в восточную часть для восстановления исторических городских центров и улучшения панельных новостроек, которые их окружали».

Проблема, как оказалось, была не только в реконструкции, но и, как выразился Штефан Форстер, в «усаживании» людей, миграция которых из ГДР после объединения стала повальной. Причиной было отсутствие производства и, следовательно, работы, и, надо сказать, сам «имидж» этих районов был крайне негативный, в сущности здесь остались одни старики, а часть домов вообще пустовала. В итоге немцы все-таки решили разрушить 350 тыс. квартир в восточной Германии, хотя все они перед этим были уже восстановлены и отремонтированы. Но Штефан Форстер предложил альтернативный вариант.  

Штефан Форстер:
– «Если мы подойдем к этим характерным районам с точки зрения пространства, то увидим, что будущего у панельных домов нет никакого. Моя задача – переделать существующее пространство в гуманное, достойное жизни. Мы пришли к мысли, что если что-то и делать с пятиэтажками, то их надо трансформировать в нечто совершенно иное. Системы такая: мы ломали или трансформировали два блока и строили между ними новый, куда постепенно переселялись люди. Население там в основном пожилое, поэтому нужно было, чтобы новое жилье отвечало их образу жизни. Но на будущее я все-таки надеялся, что новые дома привлекут туда и молодежь. Мы нашли, что эти панельные  здания обнаруживают большую гибкость, и этим можно воспользоваться. Стандартный поэтажный план значительно облегчил мне работу». 

Все свойства немецких «хрущовок», как-то: крошечная кухня и ванная без дневного света, узкие балконы, темные, без окон лестницы Штефан Форстер нивелировал за счет изменения поэтажного плана, не затрагивающего несущие стены. Он разработал около 100 вариантов для того, чтобы создать широкую вариативность квартир внутри одного дома. В итоге гостиная расширилась за счет старого балкона, который стал ее частью, а вместо него снаружи возникли большие открытые террасы-палубы. Изменились входы, дневной свет в ванную стал поступать через стеклянную стену. В итоге квартиры здорово осовременились, стали светлыми и теперь нисколько не напоминают стандартные панельные «клетушки».

Важный шаг, на который решился Штефан Форстер – это понижение высотности зданий, что довольно рационально – лифтов все равно нет, а пристраивать их бессмысленно, т.к. от этого удорожает аренда. Чердак не используется, поэтому смело можно было срезать пару этажей, тем более что дома частично пустовали, и никого переселять не пришлось. В итоге, по мнению Форстера, «сейчас все это воспринимается не как одно здание, а как серия стоящих рядом домиков. Идея была – изменить имидж и придать району вид традиционного немецкого города – сада». И это, надо сказать, удалось, по виду застройка стала похожа на небольшие виллы, не выше окружающих деревьев. Жильцы каждого дома получили небольшие садики, или «зеленые комнаты», как назвал их Штефан Форстер, свои частные уютные пространства, отгороженные от улицы невысоким забором – все очень по-немецки. 

«Реконструировать старые здания легко – считает Штефан Форстер – главное, можно гордиться тем, что здание уходит вниз, а не растет вверх – это весьма необычно для современной архитектуры».

Работа с реконструкцией дала Форстеру большой опыт, все-таки даже в самой Германии не так уж много архитекторов, которые хорошо знают эту специфическую область. Во второй части лекции архитектор рассказал уже о своей последующей практике –строительстве нового жилья, на примере семи проектов во Франкфурте. Здесь сложности были связаны с работой «в контексте», и архитектор пояснил, что именно он имеет в виду.

Штефан Форстер:
– «Прежде чем строить, надо определить, в каком городе мы живем – азиатско-американском, где все строится и разрушается очень быстро, и никакой истории нет. Либо в европейском городе, где всегда есть история, которую надо учитывать. Однако учитывать, скажем, типологию существующей застройки – не значит строить так же, но –иметь ее в виду и строить разные здания. Существует три категории пространства, которые составляют европейский город – открытое, полуоткрытое и частное. Поиски взаимодействия между ними – задача архитектора». 

Традиционным решением для немецких жилых домов является закрытое частное пространство двора, и вот как раз проблема его взаимодействия с общественным для Штефана Форстера одна из ключевых. Почти во всех семи проектах этот двор присутствует, в одном из них это даже сад «фен-шуй», как говорит сам автор, «качество жизни во многом зависит от того, что перед вашими глазами».  

Планировка квартир может быть достаточно гибкой, в нескольких проектах архитектор применил  «юниты» или блоки из 3-х квартир. В одном из них планировка учитывает возможности инвалидов и пожилых людей, для которых Форстер перестраивал дом послевоенного времени. В квартирах постарались устранить все возможные барьеры для свободного перемещения на коляске. Строят, кстати, поэтапно, чтобы люди не покидали это место и постепенно переселялись в новые части здания, Штефан Форстер считает это важным. Другой дом, тот, где сад «фен-шуй» внутри – это часть респектабельного квартала, контракт на дальнейшее развитие которого, возможно, вскоре получит их бюро. Дом строился Форстером как социальное жилье, но в будущем он превратится в обычное, поэтому здесь постарались сделать большие открытые окна от стены до стены и еще не делать внизу супермаркет, иначе квартиры над ним будут сложно продавать. Штефан Форстер спроектировал дом так, чтобы полностью закрыть супермаркет, который в итоге находится на территории внутреннего двора.

Форстер строит как социальное, так и элитное жилье, пример последнего – это частные виллы, расположенные на окраине Франкфурта посреди городского сада.  

Рассказ Штефана Форстера о реконструкции пятиэтажек надо признать очень актуальным для современного московского градостроительства, одна из проблемных задач которого – это снос и реконструкция пятиэтажек и блочных домов. Форстеру удалось пойти дальше реконструкции, но не довести дело до полного сноса. Он радикально изменил внутреннюю и внешнюю среду пятиэтажек, изгнав всякий негативный осадок, и значительно улучшив образ жизни их обителей.

Удивительно, насколько рачительно обходятся немцы даже с советским наследием, и еще более удивительно – как много надо внести изменений, чтобы пятиэтажка стала подходить для нормальной (пусть и небогатой) жизни. Надо правда признать что и немецкие пятиэтажки-то – не вполне хрущобы, они по виду больше напоминают заброшенные советские санатории. Все же в ГДР строили вроде бы то же самое, но несколько получше и разнообразнее, чем в Москве. И удивительно как много надо внести изменений чтобы превратить это «получше» в жилье для среднего (небогатого) европейца. И – как старательно это делается. Ведь от старых зданий после такой реконструкции если что и осталось, то только несущая конструкция. Все эти дворики, палисадники, террасы, балкончики – и не захочешь, а позавидуешь восточно-германским старикам.

Жилой дом Westgarten, Франкфурт. Сад фен-шуй во внутреннем дворе
Жилой дом Westgarten, Франкфурт. Сад фен-шуй во внутреннем дворе
Жилой дом Schwarzwaldblock, Франкфурт. Для людей с ограниченными возможностями
Жилой дом Schwarzwaldblock, Франкфурт. Для людей с ограниченными возможностями
Жилой дом Schwarzwaldblock, Франкфурт. Для людей с ограниченными возможностями. Вид до реконструкции
Жилой дом Schwarzwaldblock, Франкфурт. Для людей с ограниченными возможностями. Вид до реконструкции
Жилой дом Campo, Франкфурт
Жилой дом Campo, Франкфурт

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Екатерина Кузнецова
  • Александр Скокан
  • Николай Миловидов
  • Сергей Чобан
  • Константин Ходнев
  • Владимир Биндеман
  • Александр Бровкин
  • Андрей Романов
  • Михаил Канунников
  • Андрей Гнездилов
  • Валерий Лукомский
  • Сергей Орешкин
  • Дмитрий Васильев
  • Рустам Керимов
  • Антон Барклянский
  • Иван Рубежанский
  • Наталья Сидорова
  • Екатерина Грень
  • Антон Бондаренко
  • Наталия Шилова
  • Никита Токарев
  • Илья Уткин
  • Никита Бирюков
  • Олег Карлсон
  • Александр Асадов
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Труханов
  • Юлия Тряскина
  • Владимир Плоткин
  • Левон Айрапетов
  • Станислав Белых
  • Полина Воеводина
  • Наталия Зайченко
  • Павел Андреев
  • Валерия Преображенская
  • Александр Попов
  • Юлий Борисов
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей Сенкевич
  • Антон Надточий
  • Арсений Леонович
  • Олег Мединский
  • Сергей Скуратов
  • Владимир Ковалёв
  • Алексей Гинзбург
  • Иван Кожин
  • Илья Машков
  • Вера Бутко
  • Марк Сафронов
  • Дмитрий Ликин
  • Никита Явейн
  • Антон Лукомский
  • Карен Сапричян
  • Анатолий Столярчук
  • Роман Леонидов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Зураб Басария
  • Даниил Лоренц
  • Игорь Шварцман
  • Юрий Сафронов
  • Антон Яр-Скрябин
  • Андрей Асадов
  • Евгений Герасимов
  • Тотан Кузембаев
  • Василий Крапивин
  • Олег Шапиро

Постройки и проекты (новые записи):

  • Загородный жилой дом P-House
  • СКК «Арена»
  • Квартал «Преображение»
  • Физкультурно-оздоровительный комплекс в составе ЖК «Лайково»
  • Архитектурная концепция гостиницы Ihouse
  • Архитектурная концепция жилых зданий 18-20G многофункционального комплекса «Красный Октябрь»
  • Многофункциональный жилой и деловой комплекс на месте фабрики «Красный Октябрь»
  • Штаб-квартира музея «Гараж» в парке Горького
  • ЖК с подземной автостоянкой на Краснопресненской набережной / варианты 2016

Технологии:

07.12.2018

RHEINZINK для реставрации московского модерна

Продукция RHEINZINK была использована при реставрации объекта наследия федерального значения – особняка Анны Кекушевой на Остоженке.
RHEINZINK
07.12.2018

Легальное граффити

Главная особенность ЖК «Граффити», который строится в Санкт-Петербурге с применением материалов ROCKWOOL, – монументальные росписи в 20 этажей, созданные уличными художниками по мотивам «Алисы в стране чудес».
ROCKWOOL
30.11.2018

Дачный параметризм

Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
VELUX (Велюкс)
23.11.2018

130-летняя история

Архитектурные обмеры и моделирование здания венгерского государственного оперного театра.
GRAPHISOFT
другие статьи