English version

Гений важного места

Архитекторы бюро «Остоженка» исследовали районы Волхонки и предложили не только ряд идей, делающих более зримой историю места, но и новые подходы к работе с историческими центрами российских городов.

mainImg
Архитектурно-градостроительное исследование районов Волхонки бюро «Остоженка» провело в первой половине 2014 года по заказу компании «Проект Белый город» как часть другого, более масштабного проекта, выполненного силами как российских, так и зарубежных специалистов, и вошедших в состав книги под названием «Территория культуры: кварталы Волхонки». Целью проекта было разработать предложения по формированию так называемого «музейного квартала» – городского пространства, объединяющего центральные московские музеи, в частности, ГМИИ и Музей архитектуры.

В рамках проекта датская студия Яна Гейла оценила состояние общественных пространств района, итальянцы из Mobility in Chain проанализировали транспортную ситуацию, профессор Габриэле Филиппини дал свои рекомендации по ландшафтному проектированию, компания Philips изучила световое оформление района. «Остоженку» пригласили к участию несколько позднее и архитекторы имели возможность опираться на результаты работы коллег. Впрочем, архитекторам немало помог также и собственный немалый опыт, связанный с работой над градостроительной концепцией соседнего района Остоженки.

«Когда-то, много лет назад, мы занимались подробным изучением судьбы района Остоженки, – рассказывает Александр Скокан, – этот район долгое время, фактически в течение всего XX века не застраивали, потому что по нему должен был пройти проспект, ведущий ко Дворцу Советов. Волхонка так же, как и Остоженка, оказалась в сфере влияния «больших строек»: вначале храма, затем дворца, затем опять храма – фактически, Остоженка оказывается одним крылом этого центра, Волхонка – другим. Для нас эти территории образуют взаимосвязанную группу, одна логично продолжает другую».
Выставка в Музее архитектуры, май 2014. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Обложка буклета, изданного АБ. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Планшеты «Зодчества»-2014. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»

В процессе исследования, которое предшествовало разработке собственно проектных предложений, стали очевидны основные проблемы района. Прежде всего – центральный район с огромным потенциалом, имеющий в своем активе важнейшие культурные и общественные объекты, недооценен и недостаточно привлекателен как для москвичей, так и для туристов. Во-первых, выяснилось, что градостроительный модуль всего района, система усадебный дворов, вполне сохранна, и обаяние старой Москвы внутри кварталов вполне ощутимо. Но «полевое исследование» – тщательный проход по району с GPS-трекером, – показал плохую проницаемость этой среды: если редкий гуляющий забредет в подворотню, ему придется выбираться тем же путем, описывая замысловатые петли, хорошо видные на треках. Большая часть дворов недоступны, а передвижение возможно только по крупным «артериям». Во-вторых, планы несостоявшихся великих строек нарушили целостность ткани исторического города, утрачена часть красных линий, образовались лакуны, просторные настолько, что даже не очень понятно, где у этой части города вход, а где выход. И наконец, Волхонка стала напряженной автомобильной трассой, она разрезает район на части, и в целом улицы отданы машинам, переходов мало, пешеходам некомфортно.

Работая над первой из перечисленных проблем – малой проницаемости внутренних пространств района, архитекторы тщательно пересчитали все потенциально доступные для прогулок усадебные дворы и скверы – их оказалось двадцать один, и предложили создать между ними новые пешеходные связи. Получилось два варианта: в одном добавлено четырнадцать связей, в другом пятнадцать – причем согласно математической теории графов, которую архитекторы применили анализа маршрута между дворами как дискретной системы, обнаружилось, что добавление всего лишь одной дополнительной связи, между двором усадьбы Голицыных и центром квартала между Большим и Малым Знаменскими переулками, значительно повышает все коэффициенты сразу, а следовательно, делает пешеходные прогулки намного более вариативными, а сам район – проницаемым и открытым, как и полагается музейному городку.
Объединенная карта маршрутов полевых исследований, фиксирующая фактическую проницаемость территории. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Мастер-план территории. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Система общественных пространств. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Графы Волхонки и матрицы смежности. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Аксонометрия площади Пречистенских ворот. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»

На сеть дворов и скверов – мест тихого отдыха, наложен основной пешеходный маршрут, по улицам, который также стал более разветвленным, протянувшись от выхода из метро «Кропоткинская» по левой части Волхонки мимо ГМИИ к Староваганьковскому переулку, добравшись таким образом до Музея архитектуры. Ядром маршрута – своего рода воротами, ведущими в музейный квартал, архитекторы считают площадь Пречистенских ворот и фрагмент Волхонки, от метро к ГМИИ.

Для того, чтобы зрительно оформить пространство площади, вернуть ей масштаб, утраченный после сноса в 1972 году двухэтажного дома, стоявшего перед Красными палатами на «стрелке» между Пречистенской и Остоженкой, архитекторы предлагают занять место утраченного здания легким павильоном-крышей на тонких ногах, с некоторым количеством кафе, цветочных магазинов и крытой тропой от метро в сторону Остоженки (в начале девяностых «Остоженка» проектировала на этом месте, в рамках регенерации, торговый центр примерно того же размера, что и павильон). Памятник Энгельсу, сейчас одиноко стоящий посреди пустоватого сквера, остается в круглом вырезе перекрытий, как дерево. Под крышей павильона мог бы разместиться выход из строящейся станции метро «Волхонка» Калининской (желтой) линии.
Фрагмент: площадь Пречистенских ворот. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Павильон на стрелке между Остоженкой и Пречистенкой. Макет, 2014. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Павильон на стрелке между Остоженкой и Пречистенкой. Макет, 2014. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»

Кульминация пешеходного маршрута – бульвар, проложенный по тротуару левой стороны Волхонки, в сторону ГМИИ. Он повторяет контуры находящегося под землей на глубине каких-то пяти метров вестибюля станции «Кропоткинская», которая до 1958 года называлась «Дворец Советов» и даже рассматривалась как его парадный вестибюль: из станции планировался выход прямо в пространство храма победившего пролетариата. Рисунок мощения отражает контуры пятиконечных звезд, несомых колоннами станции, а в центре каждого пятиугольника, продолжая оси подземных колонн, на бульваре поставлен фонарный столб – станция таким образом «прорастает» вверх, ощутимо проявляя себя в надземном пространстве. В восточном торце она раскрывается буквально – новым выходом в виде овальной тумбы, обращенной к музею Частных коллекций. На эскизах видно, что солнечный свет мог бы проникать снаружи в подземный вестибюль, настолько он близок к поверхности.

Станция метро, торжественный павильон-арка, построенный Самуилом Кравцом в 1935 году, а также фрагмент субструкций Дворца Советов, сохранившийся под землей как часть выставочных залов нового храма и сквер вокруг бензоколонки кремлевского гаража, – архитекторы связали все эти воспоминания о грандиозных советских замыслах в один сюжет, назвав свой бульвар слегка иронично – «Светлый путь», и давая таким образом, в числе многого прочего, массу новых зацепок будущим экскурсоводам. И для размышлений – гуляющим.
Организация пешеходно-транспортного движения и благоустройство ул. Волхонки и прилегающей территории. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Станция «Кропоткинская» павильон над бензоколонкой ГОНа. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Концепция уличного освещения. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»

Новый выход из восточного торца «Кропоткинской» обращен к зданию музея коллекций, в двор которого авторы встраивают стеклянную призму нового атриума. Рядом, на углу Волхонки и Малого Знаменского возникает новый корпус ГМИИ, вполне современной архитектуры, но его объем опять же повторяет масштаб утраченного дома и восстанавливает красную линию Волхонки. От этого корпуса в сторону Бульварного кольца, по диагонали разрезая «Светлый путь», вдоль исторической красной линии тянется ряд парковых пергол, обозначающих масштаб исчезнувших старых зданий, напоминая о наслоении разных эпох, как минимум двух: советской и старой-усадебной (поэтому перголы), но на самом деле, конечно же, не двух, а многих. Все вместе складывается в несколько театрализованную, похожую на кулисы инсталляцию памяти трансформаций города: «вестибюль Дворца Советов» встречается с исчезнувшей линией старой улицы, продолженной фрагментом булыжной мостовой посреди транспортных потоков в центре площади и дальше – Энгельсом, фигура которого встроена в контуры дома, снесенного сорок лет назад для установки памятника. В этом пересечении, наслоении, вытягивании из места исторических смыслов, закладок и напоминаний – главный сюжет проекта.
Аксонометрия по западной части Волхонки. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Перголы, обозначающие историческую красную линию на «Светлом пути». Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»

Архитекторы предложили восстановить объем досоветской застройки ещё в двух местах: на Пречистенской набережной за галереей Глазунова и на месте сквера в начале Волхонки, тоже расчищенного к приезду Никсона. Для обоих случаев авторы проекта подсчитывают градостроительный потенциал, он оказывается сравнительно небольшим: 8700 м2 в одном случае и 5200 м2 в другом, так как относится только к регенерации – восстановлению лакун городской ткани. Все подсчеты вполне гипотетические и не выходят за рамки рекомендаций для корректировки регламента, который в данный момент запрещает любое строительство.
Таблица: градостроительный потенциал восстановления кварталов Волхонки. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»

В дополнение к исследованиям транспортной ситуации, проведенным специалистами итальянского бюро MIC, которые на основе электронных расчетов предложили сузить проезжую часть Волхонки, снабдив ее разделительной полосой – всё это без уменьшения пропускной способности – архитекторы предложили возможные места дополнительных парковок машин и экскурсионных автобусов, и разработали более удобную схему пешеходных переходов на площади Пречистенских ворот, центр который с «музеем булыжника» становится пешеходным островком.

Помимо архитектурных вкраплений и градостроительных изысканий, книга, представляющая работу «Остоженки», снабжена дополнительными разделами – один из них называется «Архив Волхонка», в нем собраны сведения по истории района, на которые архитекторы опирались в работе, а также информация, которую авторы сочли интересной в качестве дополнения. «Уникальность Волхонки в том, что практически все важнейшие стилистические и градостроительные концепции оставили здесь свой след», – говорят авторы проекта, уделяя внимание не только хорошо известным, но и полузабытым вещам. Обнаруживается масса любопытного. К примеру, не все знают, что дом-коммуна Ивана Николаева построен на сводчатых подклетах церкви Ржевской Богоматери, в которых сейчас устроен ресторан. Узкие щелевидные окна книгохранилища библиотеки естественных наук практичны, потому что следуют ритму расстановки книжных стеллажей внутри. Курдонер деревянного дворца Екатерины II архитектора Казакова, был похож на последующие его же проекты кремлевского дворца, и все вместе – на римский форум. А конкурс на музей Ленина, где участвовали Леонид Павлов, Борис Мезенцев и другие знаменитости, позволил отточить монументальные замыслы для других, более поздних музеев вождя революции, в частности, для знаменитого музея в Горках. Музей планировалось построить справа от ГМИИ, за церковью Антипия, полностью разрушив весь квартал до Знаменки.
Дворец Советов. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Пречистенский дворец Екатерины II. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»

Ещё одно приложение – краткая история московского убранизма, у истоков которого в шестидесятые годы стояли Алексей Гутнов и возглавляемый им отдел Перспективных исследований НИ и ПИ Генплана, а также Андрей Боков и Александр Скокан, работавшие в семидесятые годы над проектами, посвященными благоустройству городского пространства и созданию пешеходных маршрутов – всему тому, чем сейчас так деятельно просвещаются московские власти и архитекторы. Они несколько отличаются от современного урбанизма: тогда меньше думали о транспортных проблемах и больше о сохранении и регенерации, о полузабытой московской истории. А также о проницаемости городских территорий, о пешеходных тропинках, которых в те социалистические времена, казалось бы, и так было немало – практически все дворы можно было пройти насквозь, это даже было своеобразным аттракционом: найти кратчайшие пути и больше вариантов маршрута. Урбанисты школы Гутнова предлагали комфортно обустроить эти тропы, заставить скамейками, засадить деревьями, нередко – закрыть стеклянными крышами пассажей. Наверное, одно из главных отличий школы Гутнова от современного урбанизма – ее несколько меньшая техничность и большее увлечение историей и культурой, попыткой сохранить остатки старой Москвы, напомнить об утраченном, прочертить старые линии, восстановить забытые связи, вырастить старый город из остатков и воспоминаний.
Реконструкция и развитие городских общественных и пешеходных пространств и пешеходных зон в Москве. История вопроса. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»

Градостроительное исследование, проведенное бюро «Остоженка» во главе с Александром Скоканом, одним из авторов проектов семидесятых годов – это, с одной стороны, набор идей, заказанных для книги и выставки, концептуальная проработка. Проект стоит несколько особняком, в стороне от конкурса на реконструкцию ГМИИ, хотя рассматривает ту же территорию, только шире, сосредотачиваясь на территориях, расположенных чуть дальше от Пушкинского музея и, так или иначе, предлагая свое видение района. Как известно, Александр Скокан вошел в состав жюри конкурса на реконструкцию ГМИИ, все проходило почти параллельно: выставка и презентация книги прошли в конце мая, результаты конкурса объявлены в конце июня.

С другой стороны, помимо сиюминутных задач у архитектурно-градостроительно-исследовательского проекта есть более чем амбициозная цель: находясь на уровне генерации идей, авторы попытались разработать универсальные принципы реконструкции исторических центров российских городов, объединив удачные стороны высоко-техничного, проверенного большим опытом европейского подхода – с более историчным, внимательным к месту методом исследования культуры города, дотошным прочтением места и написанием, до какой-то степени, его истории средствами урбанистики. Слишком противоречивая и многослойная структура у старых российских городов, слишком много «шрамов» на ней, и поэтому она требует большего внимания, – считают авторы. Недаром на последней странице буклета красуется совмещенная выкройка из журнала Burda – зримое отображение множества контуров, найденных и проявленных в городе, – следов памяти, делающих его пространство не только комфортным, но и осмысленным.
Последняя страница буклета. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
Планшеты «Зодчества»-2014. Кварталы Волхонки – Территория культуры – Архив Волхонка. Архитектурно-градостроительное исследование © АБ «Остоженка»
***

Архитекторы подготовили издание своего проекта в виде отдельной брошюры, а в декабре показали его на стенде в рамках фестиваля «Зодчество». В январе планируется допечатать тираж книги, представляющей результаты архитектурно-градостроительного исследования.
 

30 Декабря 2014

Похожие статьи
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.