27.11.2014

Александр Раппапорт: «Время и событие (дежавю)»

Видеозапись лекции, состоявшейся в школе МАРШ 3 октября 2014 года.

информация:

Продолжаем публикацию видеозаписей лекций Александра Раппапорта.



– Какой вопрос, комментарий или идеи Вам запомнились?

– Это именно вопрос о том, нужна ли сегодня архитектору философия и философская культура. Ответ ясен – для того, чтобы обслуживать требования заказчика и удовлетворять нормам муниципального бюрократического контроля – не нужна. А тем, кто видит в архитектуре сферу осмысления земной жизни и смерти, мгновения настоящего и широту прошлого – крайне необходима.
 

Но мой ответ на этот вопрос прозвучал в пустоте, так как вся современная система архитектурного образования ориентирована не на смысл жизни и смерти, а на гигиену, комфорт и моду. 


То есть на массовый промышленный дизайн.
Изменить эти ориентиры не может ни один оригинальный архитектор, ни теоретик, ни философ. Поэтому я считаю, что грядущее изменение в осмыслении планетарной архитектуры и планетарной цивилизации может произойти только как чудо, как воля Высшего разума.

Я связываю этот поворот и с переосмыслением планетарной судьбы человечества и возможным рождением культа Земли как нашей планеты, не возлагая особых надежд на космическое сознание. Наше, внутреннее становится для меня синонимом Земного.

Нам остается только либо ждать и готовить себя к такой метаморфозе, либо забыть о ней и делать свои повседневные дела, не особенно задумываясь о смыслах жизни и смерти.

Поэтому, возвращаясь к расхожей триаде Витрувия «польза-прочность-красота», я вижу в ней только тривиальное непрофессиональное содержание, которое под  действием иных магических категорий, таких как, например, «вера–надежда–любовь» в моей теоретической  схеме и превращается в  триаду «субстанции–нормы и масштаба».

Но выяснение смыслов этой триады требует коренной перестройки профессионального мышления и разделения программ архитектурного образования, дизайнерская часть которого не имеет дела с бессмертием, а архитектурная только в нем и находит свое оправдание.
 

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Александр Асадов
  • Дмитрий Ликин
  • Дмитрий Селивохин
  • Олег Шапиро
  • Лукаш Качмарчик
  • Левон Айрапетов
  • Юлий Борисов
  • Сергей Переслегин
  • Алексей Гинзбург
  • Николай Миловидов
  • Станислав Белых
  • Олег Мединский
  • Евгений Герасимов
  • Наталья Сидорова
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей  Орешкин
  • Антон Барклянский
  • Даниил Лоренц
  • Шимон Матковски
  • Александр Скокан
  • Магда Чихонь
  • Сергей Скуратов
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Сенкевич
  • Магда Кмита
  • Константин Ходнев
  • Юлия Тряскина
  • Петр Фонфара
  • Андрей Романов
  • Илья Машков
  • Антон Ладыгин
  • Никита Токарев
  • Андрей Гнездилов
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Кузнецов
  • Валерия Преображенская
  • Антон Надточий
  • Никита Явейн
  • Александра Кузьмина
  • Тотан Кузембаев
  • Игорь Шварцман
  • Вера Бутко
  • Наталия Шилова
  • Антон Бондаренко
  • Арсений Леонович
  • Антон Лукомский
  • Екатерина Грень
  • Илья Уткин
  • Михаил Канунников
  • Всеволод Медведев
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Труханов
  • Карен Сапричян
  • Екатерина Кузнецова
  • Владимир Плоткин
  • Полина Воеводина
  • Георгий Трофимов
  • Валерий Лукомский
  • Владимир Биндеман
  • Олег Карлсон
  • Роман Леонидов
  • Андрей Асадов
  • Александр Бровкин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Никита Бирюков
  • Зураб Басария
  • Александр Попов
  • Алексей Курков
  • Павел Андреев
  • Иван Кожин
  • Сергей Чобан
  • Николай Переслегин

Постройки и проекты (новые записи):

  • Станция «Хорошевская»
  • Печерская международная школа
  • Реставрация и приспособление под современные функции объекта культурного наследия регионального значения «Апраксин двор с Мариинским рынком (Б.Щукиным двором)»
  • Аэропорт в Перми
  • Интерьеры общественных зон терминала международного аэропорта «Большое Савино» в Перми
  • Апраксин двор (XVIII-XIX вв.), Санкт-Петербург
  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде

Технологии:

18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
18.06.2018

Организационная культура компании – основа для создания эффективного рабочего пространства

Директор Haworth Business Interiors Денис Черничкин рассказывает о ключевом параметре компании, понимание которого прямо влияет на успех перепланировки или переезда офиса
HAWORTH
14.06.2018

Михаил Мотяев: «Наша задача – надежное крепление оболочки»

Компания U-kon отметила в нынешнем апреле свое 20-летие. О том, как появилась, какие этапы в своем развитии прошла за эти годы компания, чем гордится и куда обирается двигаться дальше, рассказывает ее владелец и руководитель Михаил Мотяев.
«Юкон Инжиниринг»
09.06.2018

Олег Карлсон: «Для меня это миссия»

Архитектор, спроектировавший множество вилл, индивидуальных домов и усадеб – об опыте сотрудничества со строительной компанией.
Good Wood
08.06.2018

Компания Славдом приняла участие в реконструкции стадиона «Лужники» в Москве

Размер поля Лужников более 7000 м.кв., а компании Славдом поставила для реконструкции объекта 100000 м.кв. каменной ваты PAROC, которая использовалась для теплоизоляции, звукоизоляции и огнезащиты несущих конструкций здания.
Компания Славдом
другие статьи