Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.11.2014

Александр Раппапорт: «Время и событие (дежавю)»

Александр Раппапорт

Видеозапись лекции, состоявшейся в школе МАРШ 3 октября 2014 года.

Продолжаем публикацию видеозаписей лекций Александра Раппапорта.



– Какой вопрос, комментарий или идеи Вам запомнились?

– Это именно вопрос о том, нужна ли сегодня архитектору философия и философская культура. Ответ ясен – для того, чтобы обслуживать требования заказчика и удовлетворять нормам муниципального бюрократического контроля – не нужна. А тем, кто видит в архитектуре сферу осмысления земной жизни и смерти, мгновения настоящего и широту прошлого – крайне необходима.
 

Но мой ответ на этот вопрос прозвучал в пустоте, так как вся современная система архитектурного образования ориентирована не на смысл жизни и смерти, а на гигиену, комфорт и моду. 


То есть на массовый промышленный дизайн.
Изменить эти ориентиры не может ни один оригинальный архитектор, ни теоретик, ни философ. Поэтому я считаю, что грядущее изменение в осмыслении планетарной архитектуры и планетарной цивилизации может произойти только как чудо, как воля Высшего разума.

Я связываю этот поворот и с переосмыслением планетарной судьбы человечества и возможным рождением культа Земли как нашей планеты, не возлагая особых надежд на космическое сознание. Наше, внутреннее становится для меня синонимом Земного.

Нам остается только либо ждать и готовить себя к такой метаморфозе, либо забыть о ней и делать свои повседневные дела, не особенно задумываясь о смыслах жизни и смерти.

Поэтому, возвращаясь к расхожей триаде Витрувия «польза-прочность-красота», я вижу в ней только тривиальное непрофессиональное содержание, которое под  действием иных магических категорий, таких как, например, «вера–надежда–любовь» в моей теоретической  схеме и превращается в  триаду «субстанции–нормы и масштаба».

Но выяснение смыслов этой триады требует коренной перестройки профессионального мышления и разделения программ архитектурного образования, дизайнерская часть которого не имеет дела с бессмертием, а архитектурная только в нем и находит свое оправдание.