18.02.2014

Сборник упражнений

В Музее архитектуры им. А.В. Щусева в Москве открылась выставка конкурсных проектов португальского архитектора Эдуарду Соуту де Моура.

информация:

Вид экспозиции. Фото © Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Вид экспозиции. Фото © Музей архитектуры им. А.В.Щусеваоткрыть большое изображение

До Анфилады МУАРа эта передвижная выставка успела побывать в разных городах мира, от Брюсселя до Токио. Но начала она свой путь в мае 2011 как экспозиция в стенах архитектурного факультета Университета Порту – почти синонимичного направлению «школа Порту», воплощающему в глазах иностранцев португальскую архитектуру последних сорока лет. Открытие выставки совпало по времени с присуждением Эдуарду Соуту де Моура Притцкеровской премии, что стало для этого выдающегося архитектора началом мировой славы – и, очевидно, послужило причиной превращения этой экспозиции, явно подготовленной для профессиональной аудитории, в пункт общей культурной программы португальских посольств по всему миру.
Конкурсный проект «Дома для К.Ф. Шинкеля» для японского «бумажного» конкурса. 1979. Судил работы Джеймс Стерлинг
Конкурсный проект «Дома для К.Ф. Шинкеля» для японского «бумажного» конкурса. 1979. Судил работы Джеймс Стерлинготкрыть большое изображение

В предшествовавшем этому долгом периоде относительной «безвестности» заключается, возможно, ключевой момент биографии Соуту де Моура. По словам куратора выставки Андре Кампуша, еще сравнительно недавно даже португальские студенты-архитекторы были не слишком хорошо о нем осведомлены: олицетворением «школы Порту» и внутри страны, и за рубежом оставался Алваро Сиза. Соуту де Моура начал свою карьеру в его мастерской, но даже открыв в 28 лет собственную, остался в его ближнем кругу: их бюро находятся в одном здании, они порой делают совместные работы или сообща участвуют в выставочных и других коллективных проектах. Сиза, наряду с Альдо Росси, влиял на Соуту в начале его карьеры, но затем молодой архитектор обратился к наследию Джузеппе Терраньи, Людвига Мис ван дер Роэ, позднего Ле Корбьюзье, и потому в своем зрелом творчестве он отдалился от своего патрона – оставаясь, однако, до недавнего времени в его тени. Можно даже предположить, что, если бы не внимание жюри Притцкера, он бы до сих пор был не слишком известен за пределами Пиренейского полуострова: даже несмотря на привлекший внимание публики футбольный стадион для чемпионата Европы-2004 в Браге.
Конкурсный проект «Дома искусств» – Культурного центра S.E.C. в Порту. 1981 (реализован в 1991)
Конкурсный проект «Дома искусств» – Культурного центра S.E.C. в Порту. 1981 (реализован в 1991)открыть большое изображение

Во вступительной статье к каталогу (к сожалению, тираж его полностью разошелся еще до прибытия выставки в Москву) испанский архитектор Альберто Кампо-Баэса отмечает настоящую страсть Соуту де Моура к конкурсам. С 1979 по 2010 он участвовал в 50-ти, и уже в ходе путешествия экспозиции по миру к ней добавилось еще четыре проекта – за 2011 год. Не всегда его работы занимают первые места, и даже в случае победы реализация не гарантирована – особенно в нынешней экономической ситуации. Но, несмотря на эту малоприятную ситуацию «лотереи», он продолжает посылать заявки на конкурсы: возможно, причина этого – в той самой долгой «безвестности».
Вид экспозиции. Фото © Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Вид экспозиции. Фото © Музей архитектуры им. А.В.Щусеваоткрыть большое изображение

Однако это лишь часть истории. Его кредо архитектора – решение проблем: человеческие эмоции, вызываемые его постройками, ему желанны, но как задачу он их не рассматривает, а разговор о значении форм вообще не считает достойным внимания. Поэтому конкурсы для него – полигон для проверки идей, нечто вроде загадки или головоломки, а также повод для тренировки навыков. При этом сама ситуация конкурса – ограничения по времени, недостаточность информации, порой – желание привлечь внимание к проекту неким «жестом» (хотя как раз этого у Соуту де Моура практически нет) – делает поданный на рассмотрение жюри проект условным. Кампо-Баэса сравнил такую работой с «мечтой», а саму выставку назвал «собранием мечтаний»: в этих проектах устремления автора проявляются, пожалуй, яснее всего.
Конкурсный проект павильонов CIAC для разных городов Португалии. 1986. 1-я премия
Конкурсный проект павильонов CIAC для разных городов Португалии. 1986. 1-я премияоткрыть большое изображение

Возможно, именно из-за этих особенностей материала кураторы Андре Кампуш и Педру Гедиш ди Оливейра представили его очень лаконично. За исключением нескольких проектов, снабженных макетами и разнообразными чертежами, большинство работ дано в виде нескольких набросков или рендеров с кратким пояснением: название, год, место действия. Ни обстоятельства конкурса, включая имя заказчика, ни занятое Соуту де Моура там место из экспозиции узнать нельзя, приходится полагаться на собственную память: в Цюрихе выиграл Рафаэль Монео, в Риме – Заха Хадид, в Вене – Дэвид Чипперфильд… Но здесь это и не важно: вне контекста легче разобрать почерк мастера.
Конкурсный проект Центра современного искусства (Музей MAXXI) в Риме. 1998
Конкурсный проект Центра современного искусства (Музей MAXXI) в Риме. 1998открыть большое изображение
Вид экспозиции. Фото © Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Вид экспозиции. Фото © Музей архитектуры им. А.В.Щусеваоткрыть большое изображение
Конкурсный проект станции Эвора-Север скоростной железной дороги. Португалия. 2008. 1-я премия
Конкурсный проект станции Эвора-Север скоростной железной дороги. Португалия. 2008. 1-я премияоткрыть большое изображение
Центральная больница города Эвора. Португалия. 2009. 1-я премия
Центральная больница города Эвора. Португалия. 2009. 1-я премияоткрыть большое изображение
Набросок конкурсного проекта универмага Peek & Cloppenburg в Вене. 2007
Набросок конкурсного проекта универмага Peek & Cloppenburg в Вене. 2007открыть большое изображение
Футбольный стадион для чемпионата Европы-2004 в Браге. 2000-2003. Фото © Luis Seixas Ferreira Alves
Футбольный стадион для чемпионата Европы-2004 в Браге. 2000-2003. Фото © Luis Seixas Ferreira Alvesоткрыть большое изображение
Офисное здание Burgo Tower в Порту. Фото © Luis Seixas Ferreira Alves
Офисное здание Burgo Tower в Порту. Фото © Luis Seixas Ferreira Alvesоткрыть большое изображение
Реконструкция монастыря Санта-Мария-ду-Боуру в гостиницу Pousada de Amares. Поселок Амариш близ Браги. 1989-1997. Фото © Luis Seixas Ferreira Alves
Реконструкция монастыря Санта-Мария-ду-Боуру в гостиницу Pousada de Amares. Поселок Амариш близ Браги. 1989-1997. Фото © Luis Seixas Ferreira Alvesоткрыть большое изображение
Реконструкция монастыря Санта-Мария-ду-Боуру в гостиницу Pousada de Amares. Поселок Амариш близ Браги. 1989-1997. Фото © Luis Seixas Ferreira Alves
Реконструкция монастыря Санта-Мария-ду-Боуру в гостиницу Pousada de Amares. Поселок Амариш близ Браги. 1989-1997. Фото © Luis Seixas Ferreira Alvesоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Павел Андреев
  • Сергей  Орешкин
  • Левон Айрапетов
  • Андрей Романов
  • Никита Явейн
  • Антон Барклянский
  • Лукаш Качмарчик
  • Дмитрий Селивохин
  • Арсений Леонович
  • Игорь Шварцман
  • Александр Попов
  • Анатолий Столярчук
  • Вера Бутко
  • Сергей Переслегин
  • Никита Токарев
  • Антон Лукомский
  • Владимир Биндеман
  • Дмитрий Ликин
  • Екатерина Грень
  • Станислав Белых
  • Михаил Канунников
  • Шимон Матковски
  • Антон Ладыгин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Олег Карлсон
  • Екатерина Кузнецова
  • Валерия Преображенская
  • Антон Бондаренко
  • Константин Ходнев
  • Полина Воеводина
  • Евгений Герасимов
  • Петр Фонфара
  • Валерий Лукомский
  • Юлий Борисов
  • Дмитрий Васильев
  • Владимир Ковалёв
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Чобан
  • Олег Мединский
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Труханов
  • Магда Кмита
  • Владимир Плоткин
  • Антон Надточий
  • Николай Миловидов
  • Наталья Сидорова
  • Иван Кожин
  • Александр Бровкин
  • Олег Шапиро
  • Магда Чихонь
  • Александр Скокан
  • Никита Бирюков
  • Алексей Курков
  • Наталия Шилова
  • Даниил Лоренц
  • Роман Леонидов
  • Сергей Скуратов
  • Юлия Тряскина
  • Зураб Басария
  • Андрей Асадов
  • Илья Уткин
  • Сергей Сенкевич
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Асадов
  • Николай Переслегин
  • Андрей Гнездилов
  • Илья Машков
  • Тотан Кузембаев
  • Карен Сапричян
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Кузнецов
  • Георгий Трофимов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде
  • AYB School в Ереване
  • Развитие территории курорта Paradise waters
  • Концепция развития туристического бренда Дрезны
  • ЖК Wood City
  • Контур-Парк
  • Поселок «Рафинад»

Технологии:

18.05.2018

ALT F50. Ловец света и тепла

Профильная система ALT F50 от Группы компаний «АЛЮТЕХ» предназначена для изготовления светопрозрачных и энергоэффективных конструкций любого типа – от зимнего сада до высотных зданий.
АЛЮТЕХ
16.05.2018

Крепче паутины

Учёные из стокгольмского Королевского технологического института создали очень крепкий биополимер из целлюлозы.
16.05.2018

Минималистичные камни, мрамор и оникс: новые гаммы керамогранита Italon

Компания Italon представила на BATIMAT RUSSIA 2018 две новые коллекции керамогранита. Charme Extra и Genesis имитируют натуральный камень и позволяют создавать небанальные сочетания цветов и фактур.
ЗАО «Керамогранитный Завод»
25.04.2018

Технический портал Extranet от ALUCOBOND® предлагает множество новых удобных функций для проектировщиков

BIM-модели, шейдеры, расчет ветровых нагрузок, альбомы типовых технических решений и многое другое – на обновленном техническом портале Extranet от производителя оригинальных панелей ALUCOBOND®.
ALUCOBOND®
10.04.2018

Cенсорные дисплеи Novotouch: технологии для хай-тек интерьеров

Решения для командной работы архитекторов и дизайнеров, также как и для интерьеров общественных пространств, офисов, ресторанов.
ООО "НОВОТАЧ"
другие статьи