18.02.2014

Сборник упражнений

В Музее архитектуры им. А.В. Щусева в Москве открылась выставка конкурсных проектов португальского архитектора Эдуарду Соуту де Моура.

информация:

Вид экспозиции. Фото © Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Вид экспозиции. Фото © Музей архитектуры им. А.В.Щусеваоткрыть большое изображение

До Анфилады МУАРа эта передвижная выставка успела побывать в разных городах мира, от Брюсселя до Токио. Но начала она свой путь в мае 2011 как экспозиция в стенах архитектурного факультета Университета Порту – почти синонимичного направлению «школа Порту», воплощающему в глазах иностранцев португальскую архитектуру последних сорока лет. Открытие выставки совпало по времени с присуждением Эдуарду Соуту де Моура Притцкеровской премии, что стало для этого выдающегося архитектора началом мировой славы – и, очевидно, послужило причиной превращения этой экспозиции, явно подготовленной для профессиональной аудитории, в пункт общей культурной программы португальских посольств по всему миру.
Конкурсный проект «Дома для К.Ф. Шинкеля» для японского «бумажного» конкурса. 1979. Судил работы Джеймс Стерлинг
Конкурсный проект «Дома для К.Ф. Шинкеля» для японского «бумажного» конкурса. 1979. Судил работы Джеймс Стерлинготкрыть большое изображение

В предшествовавшем этому долгом периоде относительной «безвестности» заключается, возможно, ключевой момент биографии Соуту де Моура. По словам куратора выставки Андре Кампуша, еще сравнительно недавно даже португальские студенты-архитекторы были не слишком хорошо о нем осведомлены: олицетворением «школы Порту» и внутри страны, и за рубежом оставался Алваро Сиза. Соуту де Моура начал свою карьеру в его мастерской, но даже открыв в 28 лет собственную, остался в его ближнем кругу: их бюро находятся в одном здании, они порой делают совместные работы или сообща участвуют в выставочных и других коллективных проектах. Сиза, наряду с Альдо Росси, влиял на Соуту в начале его карьеры, но затем молодой архитектор обратился к наследию Джузеппе Терраньи, Людвига Мис ван дер Роэ, позднего Ле Корбьюзье, и потому в своем зрелом творчестве он отдалился от своего патрона – оставаясь, однако, до недавнего времени в его тени. Можно даже предположить, что, если бы не внимание жюри Притцкера, он бы до сих пор был не слишком известен за пределами Пиренейского полуострова: даже несмотря на привлекший внимание публики футбольный стадион для чемпионата Европы-2004 в Браге.
Конкурсный проект «Дома искусств» – Культурного центра S.E.C. в Порту. 1981 (реализован в 1991)
Конкурсный проект «Дома искусств» – Культурного центра S.E.C. в Порту. 1981 (реализован в 1991)открыть большое изображение

Во вступительной статье к каталогу (к сожалению, тираж его полностью разошелся еще до прибытия выставки в Москву) испанский архитектор Альберто Кампо-Баэса отмечает настоящую страсть Соуту де Моура к конкурсам. С 1979 по 2010 он участвовал в 50-ти, и уже в ходе путешествия экспозиции по миру к ней добавилось еще четыре проекта – за 2011 год. Не всегда его работы занимают первые места, и даже в случае победы реализация не гарантирована – особенно в нынешней экономической ситуации. Но, несмотря на эту малоприятную ситуацию «лотереи», он продолжает посылать заявки на конкурсы: возможно, причина этого – в той самой долгой «безвестности».
Вид экспозиции. Фото © Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Вид экспозиции. Фото © Музей архитектуры им. А.В.Щусеваоткрыть большое изображение

Однако это лишь часть истории. Его кредо архитектора – решение проблем: человеческие эмоции, вызываемые его постройками, ему желанны, но как задачу он их не рассматривает, а разговор о значении форм вообще не считает достойным внимания. Поэтому конкурсы для него – полигон для проверки идей, нечто вроде загадки или головоломки, а также повод для тренировки навыков. При этом сама ситуация конкурса – ограничения по времени, недостаточность информации, порой – желание привлечь внимание к проекту неким «жестом» (хотя как раз этого у Соуту де Моура практически нет) – делает поданный на рассмотрение жюри проект условным. Кампо-Баэса сравнил такую работой с «мечтой», а саму выставку назвал «собранием мечтаний»: в этих проектах устремления автора проявляются, пожалуй, яснее всего.
Конкурсный проект павильонов CIAC для разных городов Португалии. 1986. 1-я премия
Конкурсный проект павильонов CIAC для разных городов Португалии. 1986. 1-я премияоткрыть большое изображение

Возможно, именно из-за этих особенностей материала кураторы Андре Кампуш и Педру Гедиш ди Оливейра представили его очень лаконично. За исключением нескольких проектов, снабженных макетами и разнообразными чертежами, большинство работ дано в виде нескольких набросков или рендеров с кратким пояснением: название, год, место действия. Ни обстоятельства конкурса, включая имя заказчика, ни занятое Соуту де Моура там место из экспозиции узнать нельзя, приходится полагаться на собственную память: в Цюрихе выиграл Рафаэль Монео, в Риме – Заха Хадид, в Вене – Дэвид Чипперфильд… Но здесь это и не важно: вне контекста легче разобрать почерк мастера.
Конкурсный проект Центра современного искусства (Музей MAXXI) в Риме. 1998
Конкурсный проект Центра современного искусства (Музей MAXXI) в Риме. 1998открыть большое изображение
Вид экспозиции. Фото © Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Вид экспозиции. Фото © Музей архитектуры им. А.В.Щусеваоткрыть большое изображение
Конкурсный проект станции Эвора-Север скоростной железной дороги. Португалия. 2008. 1-я премия
Конкурсный проект станции Эвора-Север скоростной железной дороги. Португалия. 2008. 1-я премияоткрыть большое изображение
Центральная больница города Эвора. Португалия. 2009. 1-я премия
Центральная больница города Эвора. Португалия. 2009. 1-я премияоткрыть большое изображение
Набросок конкурсного проекта универмага Peek & Cloppenburg в Вене. 2007
Набросок конкурсного проекта универмага Peek & Cloppenburg в Вене. 2007открыть большое изображение
Футбольный стадион для чемпионата Европы-2004 в Браге. 2000-2003. Фото © Luis Seixas Ferreira Alves
Футбольный стадион для чемпионата Европы-2004 в Браге. 2000-2003. Фото © Luis Seixas Ferreira Alvesоткрыть большое изображение
Офисное здание Burgo Tower в Порту. Фото © Luis Seixas Ferreira Alves
Офисное здание Burgo Tower в Порту. Фото © Luis Seixas Ferreira Alvesоткрыть большое изображение
Реконструкция монастыря Санта-Мария-ду-Боуру в гостиницу Pousada de Amares. Поселок Амариш близ Браги. 1989-1997. Фото © Luis Seixas Ferreira Alves
Реконструкция монастыря Санта-Мария-ду-Боуру в гостиницу Pousada de Amares. Поселок Амариш близ Браги. 1989-1997. Фото © Luis Seixas Ferreira Alvesоткрыть большое изображение
Реконструкция монастыря Санта-Мария-ду-Боуру в гостиницу Pousada de Amares. Поселок Амариш близ Браги. 1989-1997. Фото © Luis Seixas Ferreira Alves
Реконструкция монастыря Санта-Мария-ду-Боуру в гостиницу Pousada de Amares. Поселок Амариш близ Браги. 1989-1997. Фото © Luis Seixas Ferreira Alvesоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Илья Уткин
  • Евгений Герасимов
  • Георгий Трофимов
  • Екатерина Грень
  • Андрей Асадов
  • Валерия Преображенская
  • Владимир Биндеман
  • Валерий Лукомский
  • Левон Айрапетов
  • Анатолий Столярчук
  • Антон Надточий
  • Иван Кожин
  • Сергей Кузнецов
  • Олег Мединский
  • Александр Скокан
  • Константин Ходнев
  • Антон Лукомский
  • Роман Леонидов
  • Дмитрий Васильев
  • Сергей Чобан
  • Петр Фонфара
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей Скуратов
  • Игорь Шварцман
  • Олег Карлсон
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Труханов
  • Екатерина Кузнецова
  • Карен Сапричян
  • Магда Чихонь
  • Павел Андреев
  • Николай Миловидов
  • Алексей Иванов
  • Сергей  Орешкин
  • Зураб Басария
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Никита Явейн
  • Михаил Канунников
  • Юлия Тряскина
  • Даниил Лоренц
  • Наталья Сидорова
  • Владимир Плоткин
  • Олег Шапиро
  • Юлий Борисов
  • Арсений Леонович
  • Александр Попов
  • Вера Бутко
  • Тотан Кузембаев
  • Шимон Матковски
  • Александр Асадов
  • Андрей Романов
  • Александр Бровкин
  • Александра Кузьмина
  • Владимир Ковалёв
  • Антон Яр-Скрябин
  • Илья Машков
  • Магда Кмита
  • Никита Токарев
  • Полина Воеводина
  • Наталия Шилова
  • Лукаш Качмарчик
  • Никита Бирюков
  • Андрей Гнездилов
  • Сергей Переслегин
  • Николай Переслегин
  • Станислав Белых
  • Дмитрий Ликин

Постройки и проекты (новые записи):

  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи