18.02.2014

Сборник упражнений

В Музее архитектуры им. А.В. Щусева в Москве открылась выставка конкурсных проектов португальского архитектора Эдуарду Соуту де Моура.

информация:

Вид экспозиции. Фото © Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Вид экспозиции. Фото © Музей архитектуры им. А.В.Щусеваоткрыть большое изображение

До Анфилады МУАРа эта передвижная выставка успела побывать в разных городах мира, от Брюсселя до Токио. Но начала она свой путь в мае 2011 как экспозиция в стенах архитектурного факультета Университета Порту – почти синонимичного направлению «школа Порту», воплощающему в глазах иностранцев португальскую архитектуру последних сорока лет. Открытие выставки совпало по времени с присуждением Эдуарду Соуту де Моура Притцкеровской премии, что стало для этого выдающегося архитектора началом мировой славы – и, очевидно, послужило причиной превращения этой экспозиции, явно подготовленной для профессиональной аудитории, в пункт общей культурной программы португальских посольств по всему миру.
Конкурсный проект «Дома для К.Ф. Шинкеля» для японского «бумажного» конкурса. 1979. Судил работы Джеймс Стерлинг
Конкурсный проект «Дома для К.Ф. Шинкеля» для японского «бумажного» конкурса. 1979. Судил работы Джеймс Стерлинготкрыть большое изображение

В предшествовавшем этому долгом периоде относительной «безвестности» заключается, возможно, ключевой момент биографии Соуту де Моура. По словам куратора выставки Андре Кампуша, еще сравнительно недавно даже португальские студенты-архитекторы были не слишком хорошо о нем осведомлены: олицетворением «школы Порту» и внутри страны, и за рубежом оставался Алваро Сиза. Соуту де Моура начал свою карьеру в его мастерской, но даже открыв в 28 лет собственную, остался в его ближнем кругу: их бюро находятся в одном здании, они порой делают совместные работы или сообща участвуют в выставочных и других коллективных проектах. Сиза, наряду с Альдо Росси, влиял на Соуту в начале его карьеры, но затем молодой архитектор обратился к наследию Джузеппе Терраньи, Людвига Мис ван дер Роэ, позднего Ле Корбьюзье, и потому в своем зрелом творчестве он отдалился от своего патрона – оставаясь, однако, до недавнего времени в его тени. Можно даже предположить, что, если бы не внимание жюри Притцкера, он бы до сих пор был не слишком известен за пределами Пиренейского полуострова: даже несмотря на привлекший внимание публики футбольный стадион для чемпионата Европы-2004 в Браге.
Конкурсный проект «Дома искусств» – Культурного центра S.E.C. в Порту. 1981 (реализован в 1991)
Конкурсный проект «Дома искусств» – Культурного центра S.E.C. в Порту. 1981 (реализован в 1991)открыть большое изображение

Во вступительной статье к каталогу (к сожалению, тираж его полностью разошелся еще до прибытия выставки в Москву) испанский архитектор Альберто Кампо-Баэса отмечает настоящую страсть Соуту де Моура к конкурсам. С 1979 по 2010 он участвовал в 50-ти, и уже в ходе путешествия экспозиции по миру к ней добавилось еще четыре проекта – за 2011 год. Не всегда его работы занимают первые места, и даже в случае победы реализация не гарантирована – особенно в нынешней экономической ситуации. Но, несмотря на эту малоприятную ситуацию «лотереи», он продолжает посылать заявки на конкурсы: возможно, причина этого – в той самой долгой «безвестности».
Вид экспозиции. Фото © Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Вид экспозиции. Фото © Музей архитектуры им. А.В.Щусеваоткрыть большое изображение

Однако это лишь часть истории. Его кредо архитектора – решение проблем: человеческие эмоции, вызываемые его постройками, ему желанны, но как задачу он их не рассматривает, а разговор о значении форм вообще не считает достойным внимания. Поэтому конкурсы для него – полигон для проверки идей, нечто вроде загадки или головоломки, а также повод для тренировки навыков. При этом сама ситуация конкурса – ограничения по времени, недостаточность информации, порой – желание привлечь внимание к проекту неким «жестом» (хотя как раз этого у Соуту де Моура практически нет) – делает поданный на рассмотрение жюри проект условным. Кампо-Баэса сравнил такую работой с «мечтой», а саму выставку назвал «собранием мечтаний»: в этих проектах устремления автора проявляются, пожалуй, яснее всего.
Конкурсный проект павильонов CIAC для разных городов Португалии. 1986. 1-я премия
Конкурсный проект павильонов CIAC для разных городов Португалии. 1986. 1-я премияоткрыть большое изображение

Возможно, именно из-за этих особенностей материала кураторы Андре Кампуш и Педру Гедиш ди Оливейра представили его очень лаконично. За исключением нескольких проектов, снабженных макетами и разнообразными чертежами, большинство работ дано в виде нескольких набросков или рендеров с кратким пояснением: название, год, место действия. Ни обстоятельства конкурса, включая имя заказчика, ни занятое Соуту де Моура там место из экспозиции узнать нельзя, приходится полагаться на собственную память: в Цюрихе выиграл Рафаэль Монео, в Риме – Заха Хадид, в Вене – Дэвид Чипперфильд… Но здесь это и не важно: вне контекста легче разобрать почерк мастера.
Конкурсный проект Центра современного искусства (Музей MAXXI) в Риме. 1998
Конкурсный проект Центра современного искусства (Музей MAXXI) в Риме. 1998открыть большое изображение
Вид экспозиции. Фото © Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Вид экспозиции. Фото © Музей архитектуры им. А.В.Щусеваоткрыть большое изображение
Конкурсный проект станции Эвора-Север скоростной железной дороги. Португалия. 2008. 1-я премия
Конкурсный проект станции Эвора-Север скоростной железной дороги. Португалия. 2008. 1-я премияоткрыть большое изображение
Центральная больница города Эвора. Португалия. 2009. 1-я премия
Центральная больница города Эвора. Португалия. 2009. 1-я премияоткрыть большое изображение
Набросок конкурсного проекта универмага Peek & Cloppenburg в Вене. 2007
Набросок конкурсного проекта универмага Peek & Cloppenburg в Вене. 2007открыть большое изображение
Футбольный стадион для чемпионата Европы-2004 в Браге. 2000-2003. Фото © Luis Seixas Ferreira Alves
Футбольный стадион для чемпионата Европы-2004 в Браге. 2000-2003. Фото © Luis Seixas Ferreira Alvesоткрыть большое изображение
Офисное здание Burgo Tower в Порту. Фото © Luis Seixas Ferreira Alves
Офисное здание Burgo Tower в Порту. Фото © Luis Seixas Ferreira Alvesоткрыть большое изображение
Реконструкция монастыря Санта-Мария-ду-Боуру в гостиницу Pousada de Amares. Поселок Амариш близ Браги. 1989-1997. Фото © Luis Seixas Ferreira Alves
Реконструкция монастыря Санта-Мария-ду-Боуру в гостиницу Pousada de Amares. Поселок Амариш близ Браги. 1989-1997. Фото © Luis Seixas Ferreira Alvesоткрыть большое изображение
Реконструкция монастыря Санта-Мария-ду-Боуру в гостиницу Pousada de Amares. Поселок Амариш близ Браги. 1989-1997. Фото © Luis Seixas Ferreira Alves
Реконструкция монастыря Санта-Мария-ду-Боуру в гостиницу Pousada de Amares. Поселок Амариш близ Браги. 1989-1997. Фото © Luis Seixas Ferreira Alvesоткрыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Наталия Шилова
  • Сергей  Орешкин
  • Владимир Плоткин
  • Роман Леонидов
  • Константин Ходнев
  • Анатолий Столярчук
  • Владимир Ковалёв
  • Александра Кузьмина
  • Сергей Кузнецов
  • Олег Шапиро
  • Сергей Переслегин
  • Станислав Белых
  • Никита Токарев
  • Никита Явейн
  • Юлий Борисов
  • Александр Попов
  • Дмитрий Ликин
  • Антон Надточий
  • Вера Бутко
  • Игорь Шварцман
  • Валерий Лукомский
  • Арсений Леонович
  • Екатерина Грень
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Михаил Канунников
  • Карен Сапричян
  • Магда Чихонь
  • Андрей Асадов
  • Левон Айрапетов
  • Зураб Басария
  • Алексей Гинзбург
  • Илья Уткин
  • Сергей Труханов
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей Скуратов
  • Юлия Тряскина
  • Шимон Матковски
  • Всеволод Медведев
  • Андрей Романов
  • Николай Переслегин
  • Алексей Иванов
  • Наталья Сидорова
  • Никита Бирюков
  • Сергей Чобан
  • Павел Андреев
  • Евгений Герасимов
  • Александр Скокан
  • Олег Карлсон
  • Петр Фонфара
  • Олег Мединский
  • Антон Лукомский
  • Владимир Биндеман
  • Андрей Гнездилов
  • Магда Кмита
  • Илья Машков
  • Лукаш Качмарчик
  • Полина Воеводина
  • Николай Миловидов
  • Валерия Преображенская
  • Георгий Трофимов
  • Тотан Кузембаев
  • Дмитрий Васильев
  • Александр Бровкин
  • Александр Асадов
  • Даниил Лоренц

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект многофункционального жилого квартала Homelands
  • Дом в Мельникове
  • Дом в Привалове
  • Проект дома из клееного бруса СП-250
  • Проект дома из клееного бруса СП-265
  • Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда»
  • Дом в Завидове
  • Дом в Лайкове
  • Культурно-деловой комплекс «Большевик»

Технологии:

19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
18.10.2017

Пещера в объеме

Рассказываем о том, как производство стеклофибробетона «Фиброль» вместе с проектировщиками переехало на стройку «Зарядья» и в экстремально короткие сроки удалось реализовать уникальные нелинейные фасады и интерьеры «Ледяной пещеры».
13.10.2017

Как сэкономить квадратные метры с помощью вентканалов CVENT?

Вентиляционная система Schiedel CVENT разработана специально для монолитно-каркасного многоквартирного жилья: это надежная гарантия естественного климата в квартире на долгие годы. А индивидуальные решения помогут архитектору при проектировании.
Schiedel
04.10.2017

Компания «Красные крыши» представляет кровлю из полиизобутилена: на российском рынке скатных и радиусных кровель это абсолютно новый продукт

Безогневой метод монтажа, полная имитация медного и стального фальца, неограниченные архитектурные возможности при проектировании кровель – это находка для любого проекта.
Компания «Красные крыши»
04.10.2017

Черепичная кровля: из Испании в Россию с любовью

Компания «Красные крыши» на эксклюзивных правах представляет в России коллекцию клинкерной черепицы от испанского производителя La Escandella.
Компания «Красные крыши»
другие статьи