Очерк 8. Рамки традиции (продолжение)

Очередной очерк Александра Ложкина продолжает тему того, можно ли сочетать традиции и новации в современном городе.

Александр Ложкин

Автор текста:
Александр Ложкин

mainImg
0
zooming
Александр Ложкин. Фотография: sib.fm
zooming
Берлин в 1910 году. Фотография предоставлена автором
Берлин в 1945 году. Фотография: joshblackman.net
Берлин в 2010 году. Фотография: aviapictures.com

Идея Ханса Штимана, директора департамента городского развития Сената Берлина, возглавившего проект реконструкции города, заключалась в том, чтобы восстановить плотную городскую ткань, существовавшую до войны, но не идти по пути ее стилизации «под старину» или создания копий разрушенных зданий, а наполнить историческую матрицу современным архитектурным содержанием. Для того, чтобы создать такую традиционную, но одновременно современную среду, был использован давно известный и широко применяющийся во всем мире инструмент – регламент. Посмотреть, как он применяется на практике, проще всего на примере Фридрихштадта – района в центре Берлина, сложившегося в эпоху Фридриха Великого и восстановленного в середине 1990-х.

Это город, возникший в период барокко – гомогенная по высоте и характеру застройки среда, образованная размещенными по периметру прямоугольных кварталов 5-7 этажными зданиями с двумя этажами мансард.
zooming
Фридрихштрассе. Изображение предоставлено автором
Фридрихштрассе в начале ХХ века. Фотография предоставлена автором
zooming
Фридрихштадт в конце 1960-х годов. Фотография предоставлена автором

На основе исторической типологии были разработаны регламенты для нового строительства. За основу были взяты положения Берлинского строительного устава («регулятива») 1929 года [1]. Любое строящееся в квартале здание должно было граничить с красной линией, отступ от которой не допускался. Высота зданий до карниза определялась в зависимости от того, какой она была в этом месте в довоенном Берлине (в большей части 22 метра), два этажа над карнизом предлагалось сделать мансардными или заглубить от фасадной стены наподобие мансарды. Структура фасадов должна была следовать структуре довоенных домовладений и в каждом квартале предписывалось размещение не менее 20% жилья.
zooming
Картинка, иллюстрирующая принцип регламентации на территории Фридрихштадта. Предоставлено автором

В 1990-е в районе развернулось массовое строительство, к которому были привлечены ведущие архитекторы того времени. Пожалуй, нет другого примера, когда бы «звезды» рядом друг с другом построили столь большое количество зданий. Все архитекторы были поставлены в равные условия – получился своеобразный конкурс. Все они, само собой, обладали индивидуальными творческими почерками, но Фридрихштрассе не производит впечатления хаотичной застройки – скорее наоборот, этот район упрекают в чрезмерной упорядоченности, в том, что ярким авторам не дали «разгуляться». Но тогда бы мы получили не Берлин, а какой-нибудь другой город, возможно Лас-Вегас.
zooming
Фридрихштрассе. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/
zooming
Фридрихштрассе. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/
Фридрихштрассе. Фотография из журнала Проект International

Так или иначе, но жестко заданные параметры застройки привели к созданию весьма качественной среды, характерной именно для этого города, и разнообразной в архитектурном плане. У нас теперь есть возможность сравнить проектные решения различных мировых звезд, поставленных в одинаковые условия. Филипп Мойзер писал, что прогулку по Фридрихштрассе можно сравнить с посещением библиотеки современной архитектурной теории [2].
zooming
Фасады разных зданий на Фридрихштрассе. Слева Бёге и Линдер, Кальфельдт Аркитектен, справа Ханс Колхоф, Михаэль Вёфтинг. Фотография из журнала Проект International
zooming
Фасады разных зданий на Фридрихштрассе. Слева Кристоф Мэклер, справа Жан Нувель. Фотография из журнала Проект International
zooming
Galeries Lafayettes Жана Нувеля. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/
zooming
«Дом-коллаж» Альдо Росси. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/
zooming
Rosmarin Karree, Бёге и Линдер, Кальфельдт Аркитектен. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/

Даже главному архитектурному хулигану мира Фрэнку Гери пришлось усмирить свой необузданный талант и вписаться в установленные Штиманом жесткие регламенты. Вот так выглядит фасад построенного им DZ Bank:
Фрэнк Гери. DZ Bank. Фотография предоставлена автором

Фасад, выходящий на Ундер-дер-Линден вообще строг и классичен, по нему никак не скажешь, что это работа Гери:
Фрэнк Гери. DZ Bank

Не сумев выплеснуть свои безудержные фантазии на улицы Берлина, мастер оторвался в интерьере банка:
zooming
Фрэнк Гери. DZ Bank

…а также на неподвластной регламентам Штимана крыше здания, благо она прекрасно просматривается с купола Рейхстага:
zooming
Фрэнк Гери. DZ Bank. Фотография предоставлена автором

Архитекторы часто сетуют на то, что в Берлине градостроительство победило архитектуру. Это действительно так – четко прописанные регламенты, конечно, ограничивают возможности архитекторов – но они же не дают создавать объекты, враждебные сложившейся городской среде, нарушающие гармонию комфортных городских пространств. Именно поэтому важно установление рамок – в конце концов, художники-живописцы также создают свои работы в четко очерченных границах холста и это никогда не мешало появлению шедевров.

Мне представляется важным сохранить в современном городе существовавшее в исторических поселениях разделение всей архитектуры на фоновую – средовую, подчиняющуюся единым законам, когда здания  по своим параметрам близки друг другу и служат лишь фоном для разнообразной городской жизни; и на так называемые landmark buildings – «открыточные», «знаковые», доминирующие здания, выполняющие символическую роль, служащие ориентирами в городском пространстве, а также средствами самоидентификации города и горожан: храмы, соборы, театры, музеи, дворцы, ратуши. Средовая застройка всегда подчинялась регламентам (иногда неписаным). Landmark buildings, напротив, в соответствии с их градостроительным и символическим значением оказывались вне регламентов, их архитектура была инновационна для своего времени и использовала прогрессивные (и дорогие) технологии. Строить такие «штучные» здания приглашали великих зодчих, или проводили на их проектирование конкурсы – в таком случае необходимо иметь гарантию качественного результата и проект выполняется под пристальным общественным контролем. 

В то же время, принципы регламентирования средовой застройки, когда предельные параметры зданий и сооружений прописываются заранее и владелец земельного участка вправе строить в их рамках всё, что посчитает нужным (и никаких дополнительных согласований получать не требуется), уже давно применяются повсеместно и в Европе, и в Америке.


[1] Бабуров В. Берлин: прогулки по Фридрихштадту // Записки урбаниста. 2012, 5 декабря. URL: http://townplanner.livejournal.com/2996.html

[2] Мойзер, Филипп. Поиск формы // Проект International, 2001, №2 – с. 46.

09 Апреля 2013

Александр Ложкин

Автор текста:

Александр Ложкин
Очерк 5. Город как организм
О протестах против Афинской хартии, рейтинге городов и принципах нового урбанизма. Продолжаем публиковать серию «Очерков о городской среде» Александра Ложкина.
Технологии и материалы
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Duravit для Сколково
В новом городе, рассчитанном на инновации, и сантехника современная и качественная. От компании Duravit.
Куда дальше? В Ираке появился объект с российским...
Много стекла, света, белые тона в наружной отделке, интересные геометрические детали в оформлении фасадов – фирменный стиль Lalav Group графичный и минималистичный. Он отсылает к архитектуре современных мегаполисов, хотя жилой комплекс Wavey Avenue расположен всего в нескольких километрах от древней цитадели.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
Пятерка по химии
Компания «Новые Горизонты» разработала и построила в Семеновском сквере Москвы игровой комплекс «Атомы». Авторская площадка мотивирует детей к общению и активности, а также служит доминантой всего сквера.
Punto Design: как мы создаем мебель для общественных пространств...
Наши изделия разрабатываются совместно с ведущими мировыми дизайнерами и архитекторами – профессионалами со всего мира: студиями «Karim Rashid», «Pastina», «Gibillero Design», «Studio Mattias Stendberg», «Arturo Erbsman Studio», Мишелем Пена и другими.
Сейчас на главной
Народный театр XXI века
На Тайване завершено строительство Тайбэйского центра исполнительских искусств по проекту OMA. Здание рассчитано на смелые эксперименты и иную, чем обычно, социальную позицию театра.
Выше супремума
Максим Кашин разместил в своей мастерской пространственную инсталляцию, посвященную супрематизму, но на него не похожую – авторы исследуют границы и возможности направления, декларированного Малевичем. Свой супрематизм они называют новым.
Энергия искусства вместо электричества
В Ташкенте представлен проект реновации здания электростанции, где располагается Центр современного искусства, а также проекты арт-резиденций в Старом городе. Автором выступило французское бюро Studio KO.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Что вы хотите знать об архбетоне?
– теперь можно спросить.

Запускаем проект, посвященный архитектурному бетону, и предлагаем архитекторам, которые работают с этим актуальным материалом, так же как и тем, кто собирается начать, задать свои вопросы производителям.
Несущий свет
Новый ландшафтный объект красноярского бюро АДМ – решетчатый «забор» на склоне Енисея, в противовес названию совершенно проницаем и открывает путь к террасе над рекой. Форма его узнаваемо-современна.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Расскажи мне про Австралию
Способны ли волнистые линии на белом фоне перенести клиентов московского кафе на побережье Австралии? Напомнить о просторе, морском воздухе, волнах? На этот вопрос попытались ответить в своем проекте авторы интерьера кафе WaterFront.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Прохлада в степи
Многоуровневая вилла в Ростовской области, отвечающая аскетичному природному окружению чистыми формами, слепящим белым и зеркалом воды.
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Сосновый дзен
Загородный дом от бюро «Хвоя» с характерным лиризмом и чертами японской традиционной архитектуры, построенный меж сосен Карельского перешейка.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Бетон, дерево и кофе
Замысел нового кофе-плейса, спрятанного в глубине дворов на Мясницкой, родился в городе Орле и отчасти реализован орловскими мастерами по дереву. Кофейня YCP совмещает минимализм подхода с натуральными материалами: дубовой мебелью и бетонными потолками.
Пресса: Неотвратимость счастья
Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Винный дом
Счастливая история возрождения заброшенного особняка в качестве ресторана с энотекой и новой достопримечательности Воронежа.
Каспийские дары
Рыбное бистро и лавка в центре Махачкалы по проекту Studio SHOO: яркие росписи, морские канаты для зонирования и вид на город.
Нетипичная реновация
Проект, предложенный для реновации пятиэтажек в центре Калуги, совмещает две очень актуальные идеи: реконструкцию без сноса и деревянные фасады. Тренды не новы, но в РФ редки и прогрессивны.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Уйти в книги
Издательство «Поляндрия» открыло представительство на первом этаже романтического доходного дома в центре Москвы. Пространство Letters, наполненное авторской мебелью, светом и музыкой, совмещает книжную лавку и кофейню.
Интерьер для смелых
Историческая ТЭЦ в центре Братиславы усилиями студии Perspektiv, DF Creative Group и PAMARCH превратилась в современный коворкинг Base4Work.
Смена образа мыслей
Премией Мис ван дер Роэ – главной архитектурной наградой Евросоюза отмечен корпус Кингстонского университета в Лондоне бюро Grafton. Как работу молодых архитекторов при этом наградили жилищный кооператив La Borda в Барселоне мастерской Lacol.
Боги некритического реализма
Как непротиворечиво совместить современное искусство и поздний академизм эпохи Александра III в одном зале? Ответом на этот вопрос стал яркий и чувственный экспозиционный дизайн, предложенный Сергеем Чобаном и Александрой Шейнер для выставки Генриха Семирадского в ГТГ.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.