09.04.2013

Очерк 8. Рамки традиции (продолжение)

Очередной очерк Александра Ложкина продолжает тему того, можно ли сочетать традиции и новации в современном городе.

информация:

Александр Ложкин. Фотография: sib.fm
Александр Ложкин. Фотография: sib.fmоткрыть большое изображение
Берлин в 1910 году. Фотография предоставлена автором
Берлин в 1910 году. Фотография предоставлена авторомоткрыть большое изображение
Берлин в 1945 году. Фотография: joshblackman.net
Берлин в 1945 году. Фотография: joshblackman.netоткрыть большое изображение
Берлин в 2010 году. Фотография: aviapictures.com
Берлин в 2010 году. Фотография: aviapictures.comоткрыть большое изображение

Идея Ханса Штимана, директора департамента городского развития Сената Берлина, возглавившего проект реконструкции города, заключалась в том, чтобы восстановить плотную городскую ткань, существовавшую до войны, но не идти по пути ее стилизации «под старину» или создания копий разрушенных зданий, а наполнить историческую матрицу современным архитектурным содержанием. Для того, чтобы создать такую традиционную, но одновременно современную среду, был использован давно известный и широко применяющийся во всем мире инструмент – регламент. Посмотреть, как он применяется на практике, проще всего на примере Фридрихштадта – района в центре Берлина, сложившегося в эпоху Фридриха Великого и восстановленного в середине 1990-х.

Это город, возникший в период барокко – гомогенная по высоте и характеру застройки среда, образованная размещенными по периметру прямоугольных кварталов 5-7 этажными зданиями с двумя этажами мансард.
Фридрихштрассе. Изображение предоставлено автором
Фридрихштрассе. Изображение предоставлено авторомоткрыть большое изображение
Фридрихштрассе в начале ХХ века. Фотография предоставлена автором
Фридрихштрассе в начале ХХ века. Фотография предоставлена авторомоткрыть большое изображение
Фридрихштадт в конце 1960-х годов. Фотография предоставлена автором
Фридрихштадт в конце 1960-х годов. Фотография предоставлена авторомоткрыть большое изображение

На основе исторической типологии были разработаны регламенты для нового строительства. За основу были взяты положения Берлинского строительного устава («регулятива») 1929 года [1]. Любое строящееся в квартале здание должно было граничить с красной линией, отступ от которой не допускался. Высота зданий до карниза определялась в зависимости от того, какой она была в этом месте в довоенном Берлине (в большей части 22 метра), два этажа над карнизом предлагалось сделать мансардными или заглубить от фасадной стены наподобие мансарды. Структура фасадов должна была следовать структуре довоенных домовладений и в каждом квартале предписывалось размещение не менее 20% жилья.
Картинка, иллюстрирующая принцип регламентации на территории Фридрихштадта. Предоставлено автором
Картинка, иллюстрирующая принцип регламентации на территории Фридрихштадта. Предоставлено авторомоткрыть большое изображение

В 1990-е в районе развернулось массовое строительство, к которому были привлечены ведущие архитекторы того времени. Пожалуй, нет другого примера, когда бы «звезды» рядом друг с другом построили столь большое количество зданий. Все архитекторы были поставлены в равные условия – получился своеобразный конкурс. Все они, само собой, обладали индивидуальными творческими почерками, но Фридрихштрассе не производит впечатления хаотичной застройки – скорее наоборот, этот район упрекают в чрезмерной упорядоченности, в том, что ярким авторам не дали «разгуляться». Но тогда бы мы получили не Берлин, а какой-нибудь другой город, возможно Лас-Вегас.
Фридрихштрассе. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/
Фридрихштрассе. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/открыть большое изображение
Фридрихштрассе. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/
Фридрихштрассе. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/открыть большое изображение
Фридрихштрассе. Фотография из журнала Проект International
Фридрихштрассе. Фотография из журнала Проект Internationalоткрыть большое изображение

Так или иначе, но жестко заданные параметры застройки привели к созданию весьма качественной среды, характерной именно для этого города, и разнообразной в архитектурном плане. У нас теперь есть возможность сравнить проектные решения различных мировых звезд, поставленных в одинаковые условия. Филипп Мойзер писал, что прогулку по Фридрихштрассе можно сравнить с посещением библиотеки современной архитектурной теории [2].
Фасады разных зданий на Фридрихштрассе. Слева Бёге и Линдер, Кальфельдт Аркитектен, справа Ханс Колхоф, Михаэль Вёфтинг. Фотография из журнала Проект International
Фасады разных зданий на Фридрихштрассе. Слева Бёге и Линдер, Кальфельдт Аркитектен, справа Ханс Колхоф, Михаэль Вёфтинг. Фотография из журнала Проект Internationalоткрыть большое изображение
Фасады разных зданий на Фридрихштрассе. Слева Кристоф Мэклер, справа Жан Нувель. Фотография из журнала Проект International
Фасады разных зданий на Фридрихштрассе. Слева Кристоф Мэклер, справа Жан Нувель. Фотография из журнала Проект Internationalоткрыть большое изображение
Galeries Lafayettes Жана Нувеля. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/
Galeries Lafayettes Жана Нувеля. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/открыть большое изображение
«Дом-коллаж» Альдо Росси. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/
«Дом-коллаж» Альдо Росси. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/открыть большое изображение
Rosmarin Karree, Бёге и Линдер, Кальфельдт Аркитектен. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/
Rosmarin Karree, Бёге и Линдер, Кальфельдт Аркитектен. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/открыть большое изображение

Даже главному архитектурному хулигану мира Фрэнку Гери пришлось усмирить свой необузданный талант и вписаться в установленные Штиманом жесткие регламенты. Вот так выглядит фасад построенного им DZ Bank:
Фрэнк Гери. DZ Bank. Фотография предоставлена автором
Фрэнк Гери. DZ Bank. Фотография предоставлена авторомоткрыть большое изображение

Фасад, выходящий на Ундер-дер-Линден вообще строг и классичен, по нему никак не скажешь, что это работа Гери:
Фрэнк Гери. DZ Bank
Фрэнк Гери. DZ Bankоткрыть большое изображение

Не сумев выплеснуть свои безудержные фантазии на улицы Берлина, мастер оторвался в интерьере банка:
Фрэнк Гери. DZ Bank
Фрэнк Гери. DZ Bankоткрыть большое изображение

…а также на неподвластной регламентам Штимана крыше здания, благо она прекрасно просматривается с купола Рейхстага:
Фрэнк Гери. DZ Bank. Фотография предоставлена автором
Фрэнк Гери. DZ Bank. Фотография предоставлена авторомоткрыть большое изображение

Архитекторы часто сетуют на то, что в Берлине градостроительство победило архитектуру. Это действительно так – четко прописанные регламенты, конечно, ограничивают возможности архитекторов – но они же не дают создавать объекты, враждебные сложившейся городской среде, нарушающие гармонию комфортных городских пространств. Именно поэтому важно установление рамок – в конце концов, художники-живописцы также создают свои работы в четко очерченных границах холста и это никогда не мешало появлению шедевров.

Мне представляется важным сохранить в современном городе существовавшее в исторических поселениях разделение всей архитектуры на фоновую – средовую, подчиняющуюся единым законам, когда здания  по своим параметрам близки друг другу и служат лишь фоном для разнообразной городской жизни; и на так называемые landmark buildings – «открыточные», «знаковые», доминирующие здания, выполняющие символическую роль, служащие ориентирами в городском пространстве, а также средствами самоидентификации города и горожан: храмы, соборы, театры, музеи, дворцы, ратуши. Средовая застройка всегда подчинялась регламентам (иногда неписаным). Landmark buildings, напротив, в соответствии с их градостроительным и символическим значением оказывались вне регламентов, их архитектура была инновационна для своего времени и использовала прогрессивные (и дорогие) технологии. Строить такие «штучные» здания приглашали великих зодчих, или проводили на их проектирование конкурсы – в таком случае необходимо иметь гарантию качественного результата и проект выполняется под пристальным общественным контролем. 

В то же время, принципы регламентирования средовой застройки, когда предельные параметры зданий и сооружений прописываются заранее и владелец земельного участка вправе строить в их рамках всё, что посчитает нужным (и никаких дополнительных согласований получать не требуется), уже давно применяются повсеместно и в Европе, и в Америке.


[1] Бабуров В. Берлин: прогулки по Фридрихштадту // Записки урбаниста. 2012, 5 декабря. URL: http://townplanner.livejournal.com/2996.html

[2] Мойзер, Филипп. Поиск формы // Проект International, 2001, №2 – с. 46.

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Владимир Биндеман
  • Александр Попов
  • Валерий Лукомский
  • Александра Кузьмина
  • Екатерина Кузнецова
  • Карен Сапричян
  • Сергей Скуратов
  • Георгий Трофимов
  • Александр Скокан
  • Олег Шапиро
  • Николай Миловидов
  • Михаил Канунников
  • Владимир Ковалёв
  • Андрей Асадов
  • Всеволод Медведев
  • Сергей Чобан
  • Никита Бирюков
  • Тотан Кузембаев
  • Даниил Лоренц
  • Константин Ходнев
  • Арсений Леонович
  • Магда Кмита
  • Никита Токарев
  • Шимон Матковски
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей  Орешкин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Юлий Борисов
  • Андрей Романов
  • Левон Айрапетов
  • Роман Леонидов
  • Олег Карлсон
  • Александр Асадов
  • Дмитрий Ликин
  • Игорь Шварцман
  • Иван Кожин
  • Павел Андреев
  • Евгений Герасимов
  • Антон Надточий
  • Сергей Переслегин
  • Магда Чихонь
  • Илья Уткин
  • Сергей Труханов
  • Наталия Шилова
  • Вера Бутко
  • Сергей Кузнецов
  • Андрей Гнездилов
  • Анатолий Столярчук
  • Алексей Гинзбург
  • Петр Фонфара
  • Наталья Сидорова
  • Алексей Иванов
  • Владимир Плоткин
  • Олег Мединский
  • Екатерина Грень
  • Валерия Преображенская
  • Николай Переслегин
  • Антон Лукомский
  • Александр Бровкин
  • Юлия Тряскина
  • Зураб Басария
  • Илья Машков
  • Полина Воеводина
  • Дмитрий Васильев
  • Лукаш Качмарчик
  • Никита Явейн
  • Станислав Белых

Постройки и проекты (новые записи):

  • Wing House
  • Модернизация и ребрендинг ТЦ «Пятая Авеню»
  • Станция метро «Удельная»
  • Центральный дом предпринимателя на Покровке
  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»

Технологии:

21.12.2017

Финт фасада

Благодаря фасадным кассетам Gradas исторический Центральный стадион в Екатеринбурге превратился в «Екатеринбург-Арену», где пройдут матчи Чемпионата мира по футболу-2018.
AkzoNobel , GRADAS , «Юкон Инжиниринг», Dulux
14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
другие статьи