09.04.2013

Очерк 8. Рамки традиции (продолжение)

Очередной очерк Александра Ложкина продолжает тему того, можно ли сочетать традиции и новации в современном городе.

информация:

Александр Ложкин. Фотография: sib.fm
Александр Ложкин. Фотография: sib.fmоткрыть большое изображение
Берлин в 1910 году. Фотография предоставлена автором
Берлин в 1910 году. Фотография предоставлена авторомоткрыть большое изображение
Берлин в 1945 году. Фотография: joshblackman.net
Берлин в 1945 году. Фотография: joshblackman.netоткрыть большое изображение
Берлин в 2010 году. Фотография: aviapictures.com
Берлин в 2010 году. Фотография: aviapictures.comоткрыть большое изображение

Идея Ханса Штимана, директора департамента городского развития Сената Берлина, возглавившего проект реконструкции города, заключалась в том, чтобы восстановить плотную городскую ткань, существовавшую до войны, но не идти по пути ее стилизации «под старину» или создания копий разрушенных зданий, а наполнить историческую матрицу современным архитектурным содержанием. Для того, чтобы создать такую традиционную, но одновременно современную среду, был использован давно известный и широко применяющийся во всем мире инструмент – регламент. Посмотреть, как он применяется на практике, проще всего на примере Фридрихштадта – района в центре Берлина, сложившегося в эпоху Фридриха Великого и восстановленного в середине 1990-х.

Это город, возникший в период барокко – гомогенная по высоте и характеру застройки среда, образованная размещенными по периметру прямоугольных кварталов 5-7 этажными зданиями с двумя этажами мансард.
Фридрихштрассе. Изображение предоставлено автором
Фридрихштрассе. Изображение предоставлено авторомоткрыть большое изображение
Фридрихштрассе в начале ХХ века. Фотография предоставлена автором
Фридрихштрассе в начале ХХ века. Фотография предоставлена авторомоткрыть большое изображение
Фридрихштадт в конце 1960-х годов. Фотография предоставлена автором
Фридрихштадт в конце 1960-х годов. Фотография предоставлена авторомоткрыть большое изображение

На основе исторической типологии были разработаны регламенты для нового строительства. За основу были взяты положения Берлинского строительного устава («регулятива») 1929 года [1]. Любое строящееся в квартале здание должно было граничить с красной линией, отступ от которой не допускался. Высота зданий до карниза определялась в зависимости от того, какой она была в этом месте в довоенном Берлине (в большей части 22 метра), два этажа над карнизом предлагалось сделать мансардными или заглубить от фасадной стены наподобие мансарды. Структура фасадов должна была следовать структуре довоенных домовладений и в каждом квартале предписывалось размещение не менее 20% жилья.
Картинка, иллюстрирующая принцип регламентации на территории Фридрихштадта. Предоставлено автором
Картинка, иллюстрирующая принцип регламентации на территории Фридрихштадта. Предоставлено авторомоткрыть большое изображение

В 1990-е в районе развернулось массовое строительство, к которому были привлечены ведущие архитекторы того времени. Пожалуй, нет другого примера, когда бы «звезды» рядом друг с другом построили столь большое количество зданий. Все архитекторы были поставлены в равные условия – получился своеобразный конкурс. Все они, само собой, обладали индивидуальными творческими почерками, но Фридрихштрассе не производит впечатления хаотичной застройки – скорее наоборот, этот район упрекают в чрезмерной упорядоченности, в том, что ярким авторам не дали «разгуляться». Но тогда бы мы получили не Берлин, а какой-нибудь другой город, возможно Лас-Вегас.
Фридрихштрассе. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/
Фридрихштрассе. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/открыть большое изображение
Фридрихштрассе. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/
Фридрихштрассе. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/открыть большое изображение
Фридрихштрассе. Фотография из журнала Проект International
Фридрихштрассе. Фотография из журнала Проект Internationalоткрыть большое изображение

Так или иначе, но жестко заданные параметры застройки привели к созданию весьма качественной среды, характерной именно для этого города, и разнообразной в архитектурном плане. У нас теперь есть возможность сравнить проектные решения различных мировых звезд, поставленных в одинаковые условия. Филипп Мойзер писал, что прогулку по Фридрихштрассе можно сравнить с посещением библиотеки современной архитектурной теории [2].
Фасады разных зданий на Фридрихштрассе. Слева Бёге и Линдер, Кальфельдт Аркитектен, справа Ханс Колхоф, Михаэль Вёфтинг. Фотография из журнала Проект International
Фасады разных зданий на Фридрихштрассе. Слева Бёге и Линдер, Кальфельдт Аркитектен, справа Ханс Колхоф, Михаэль Вёфтинг. Фотография из журнала Проект Internationalоткрыть большое изображение
Фасады разных зданий на Фридрихштрассе. Слева Кристоф Мэклер, справа Жан Нувель. Фотография из журнала Проект International
Фасады разных зданий на Фридрихштрассе. Слева Кристоф Мэклер, справа Жан Нувель. Фотография из журнала Проект Internationalоткрыть большое изображение
Galeries Lafayettes Жана Нувеля. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/
Galeries Lafayettes Жана Нувеля. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/открыть большое изображение
«Дом-коллаж» Альдо Росси. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/
«Дом-коллаж» Альдо Росси. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/открыть большое изображение
Rosmarin Karree, Бёге и Линдер, Кальфельдт Аркитектен. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/
Rosmarin Karree, Бёге и Линдер, Кальфельдт Аркитектен. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/открыть большое изображение

Даже главному архитектурному хулигану мира Фрэнку Гери пришлось усмирить свой необузданный талант и вписаться в установленные Штиманом жесткие регламенты. Вот так выглядит фасад построенного им DZ Bank:
Фрэнк Гери. DZ Bank. Фотография предоставлена автором
Фрэнк Гери. DZ Bank. Фотография предоставлена авторомоткрыть большое изображение

Фасад, выходящий на Ундер-дер-Линден вообще строг и классичен, по нему никак не скажешь, что это работа Гери:
Фрэнк Гери. DZ Bank
Фрэнк Гери. DZ Bankоткрыть большое изображение

Не сумев выплеснуть свои безудержные фантазии на улицы Берлина, мастер оторвался в интерьере банка:
Фрэнк Гери. DZ Bank
Фрэнк Гери. DZ Bankоткрыть большое изображение

…а также на неподвластной регламентам Штимана крыше здания, благо она прекрасно просматривается с купола Рейхстага:
Фрэнк Гери. DZ Bank. Фотография предоставлена автором
Фрэнк Гери. DZ Bank. Фотография предоставлена авторомоткрыть большое изображение

Архитекторы часто сетуют на то, что в Берлине градостроительство победило архитектуру. Это действительно так – четко прописанные регламенты, конечно, ограничивают возможности архитекторов – но они же не дают создавать объекты, враждебные сложившейся городской среде, нарушающие гармонию комфортных городских пространств. Именно поэтому важно установление рамок – в конце концов, художники-живописцы также создают свои работы в четко очерченных границах холста и это никогда не мешало появлению шедевров.

Мне представляется важным сохранить в современном городе существовавшее в исторических поселениях разделение всей архитектуры на фоновую – средовую, подчиняющуюся единым законам, когда здания  по своим параметрам близки друг другу и служат лишь фоном для разнообразной городской жизни; и на так называемые landmark buildings – «открыточные», «знаковые», доминирующие здания, выполняющие символическую роль, служащие ориентирами в городском пространстве, а также средствами самоидентификации города и горожан: храмы, соборы, театры, музеи, дворцы, ратуши. Средовая застройка всегда подчинялась регламентам (иногда неписаным). Landmark buildings, напротив, в соответствии с их градостроительным и символическим значением оказывались вне регламентов, их архитектура была инновационна для своего времени и использовала прогрессивные (и дорогие) технологии. Строить такие «штучные» здания приглашали великих зодчих, или проводили на их проектирование конкурсы – в таком случае необходимо иметь гарантию качественного результата и проект выполняется под пристальным общественным контролем. 

В то же время, принципы регламентирования средовой застройки, когда предельные параметры зданий и сооружений прописываются заранее и владелец земельного участка вправе строить в их рамках всё, что посчитает нужным (и никаких дополнительных согласований получать не требуется), уже давно применяются повсеместно и в Европе, и в Америке.


[1] Бабуров В. Берлин: прогулки по Фридрихштадту // Записки урбаниста. 2012, 5 декабря. URL: http://townplanner.livejournal.com/2996.html

[2] Мойзер, Филипп. Поиск формы // Проект International, 2001, №2 – с. 46.

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

статьи на эту тему:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Сергей Труханов
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Антон Надточий
  • Валерий Лукомский
  • Станислав Белых
  • Николай Переслегин
  • Сергей Скуратов
  • Шимон Матковски
  • Петр Фонфара
  • Михаил Канунников
  • Магда Кмита
  • Владимир Ковалёв
  • Сергей Чобан
  • Юлия Тряскина
  • Карен Сапричян
  • Георгий Трофимов
  • Олег Мединский
  • Илья Уткин
  • Тотан Кузембаев
  • Андрей Асадов
  • Валерия Преображенская
  • Дмитрий Васильев
  • Екатерина Грень
  • Арсений Леонович
  • Алексей Иванов
  • Вера Бутко
  • Олег Шапиро
  • Николай Миловидов
  • Роман Леонидов
  • Никита Явейн
  • Всеволод Медведев
  • Екатерина Кузнецова
  • Константин Ходнев
  • Полина Воеводина
  • Александр Скокан
  • Александра Кузьмина
  • Лукаш Качмарчик
  • Дмитрий Ликин
  • Александр Асадов
  • Наталия Шилова
  • Наталья Сидорова
  • Владимир Плоткин
  • Владимир Биндеман
  • Андрей Романов
  • Александр Бровкин
  • Андрей Гнездилов
  • Игорь Шварцман
  • Сергей  Орешкин
  • Никита Бирюков
  • Никита Токарев
  • Сергей Переслегин
  • Павел Андреев
  • Антон Лукомский
  • Анатолий Столярчук
  • Юлий Борисов
  • Зураб Басария
  • Олег Карлсон
  • Сергей Кузнецов
  • Алексей Гинзбург
  • Илья Машков
  • Александр Попов
  • Даниил Лоренц
  • Магда Чихонь
  • Левон Айрапетов
  • Евгений Герасимов

Постройки и проекты (новые записи):

  • Проект многофункционального жилого квартала Homelands
  • Дом в Мельникове
  • Дом в Привалове
  • Проект дома из клееного бруса СП-250
  • Проект дома из клееного бруса СП-265
  • Музейно-выставочный комплекс «Оборона и блокада Ленинграда»
  • Дом в Завидове
  • Дом в Лайкове
  • Культурно-деловой комплекс «Большевик»

Технологии:

19.10.2017

Практика использования ARCHICAD при проектировании научно-образовательного комплекса в Австралии

Знаковым зданием для программы ARCHICAD 21 стал новый Центр Чарлза Перкинса при Университете Сиднея.
GRAPHISOFT
18.10.2017

Пещера в объеме

Рассказываем о том, как производство стеклофибробетона «Фиброль» вместе с проектировщиками переехало на стройку «Зарядья» и в экстремально короткие сроки удалось реализовать уникальные нелинейные фасады и интерьеры «Ледяной пещеры».
13.10.2017

Как сэкономить квадратные метры с помощью вентканалов CVENT?

Вентиляционная система Schiedel CVENT разработана специально для монолитно-каркасного многоквартирного жилья: это надежная гарантия естественного климата в квартире на долгие годы. А индивидуальные решения помогут архитектору при проектировании.
Schiedel
04.10.2017

Компания «Красные крыши» представляет кровлю из полиизобутилена: на российском рынке скатных и радиусных кровель это абсолютно новый продукт

Безогневой метод монтажа, полная имитация медного и стального фальца, неограниченные архитектурные возможности при проектировании кровель – это находка для любого проекта.
Компания «Красные крыши»
04.10.2017

Черепичная кровля: из Испании в Россию с любовью

Компания «Красные крыши» на эксклюзивных правах представляет в России коллекцию клинкерной черепицы от испанского производителя La Escandella.
Компания «Красные крыши»
другие статьи