Очерк 8. Рамки традиции (продолжение)

Очередной очерк Александра Ложкина продолжает тему того, можно ли сочетать традиции и новации в современном городе.

Александр Ложкин

Автор текста:
Александр Ложкин

mainImg
0
zooming
Александр Ложкин. Фотография: sib.fm
zooming
Берлин в 1910 году. Фотография предоставлена автором
Берлин в 1945 году. Фотография: joshblackman.net
Берлин в 2010 году. Фотография: aviapictures.com

Идея Ханса Штимана, директора департамента городского развития Сената Берлина, возглавившего проект реконструкции города, заключалась в том, чтобы восстановить плотную городскую ткань, существовавшую до войны, но не идти по пути ее стилизации «под старину» или создания копий разрушенных зданий, а наполнить историческую матрицу современным архитектурным содержанием. Для того, чтобы создать такую традиционную, но одновременно современную среду, был использован давно известный и широко применяющийся во всем мире инструмент – регламент. Посмотреть, как он применяется на практике, проще всего на примере Фридрихштадта – района в центре Берлина, сложившегося в эпоху Фридриха Великого и восстановленного в середине 1990-х.

Это город, возникший в период барокко – гомогенная по высоте и характеру застройки среда, образованная размещенными по периметру прямоугольных кварталов 5-7 этажными зданиями с двумя этажами мансард.
zooming
Фридрихштрассе. Изображение предоставлено автором
Фридрихштрассе в начале ХХ века. Фотография предоставлена автором
zooming
Фридрихштадт в конце 1960-х годов. Фотография предоставлена автором

На основе исторической типологии были разработаны регламенты для нового строительства. За основу были взяты положения Берлинского строительного устава («регулятива») 1929 года [1]. Любое строящееся в квартале здание должно было граничить с красной линией, отступ от которой не допускался. Высота зданий до карниза определялась в зависимости от того, какой она была в этом месте в довоенном Берлине (в большей части 22 метра), два этажа над карнизом предлагалось сделать мансардными или заглубить от фасадной стены наподобие мансарды. Структура фасадов должна была следовать структуре довоенных домовладений и в каждом квартале предписывалось размещение не менее 20% жилья.
zooming
Картинка, иллюстрирующая принцип регламентации на территории Фридрихштадта. Предоставлено автором

В 1990-е в районе развернулось массовое строительство, к которому были привлечены ведущие архитекторы того времени. Пожалуй, нет другого примера, когда бы «звезды» рядом друг с другом построили столь большое количество зданий. Все архитекторы были поставлены в равные условия – получился своеобразный конкурс. Все они, само собой, обладали индивидуальными творческими почерками, но Фридрихштрассе не производит впечатления хаотичной застройки – скорее наоборот, этот район упрекают в чрезмерной упорядоченности, в том, что ярким авторам не дали «разгуляться». Но тогда бы мы получили не Берлин, а какой-нибудь другой город, возможно Лас-Вегас.
zooming
Фридрихштрассе. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/
zooming
Фридрихштрассе. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/
Фридрихштрассе. Фотография из журнала Проект International

Так или иначе, но жестко заданные параметры застройки привели к созданию весьма качественной среды, характерной именно для этого города, и разнообразной в архитектурном плане. У нас теперь есть возможность сравнить проектные решения различных мировых звезд, поставленных в одинаковые условия. Филипп Мойзер писал, что прогулку по Фридрихштрассе можно сравнить с посещением библиотеки современной архитектурной теории [2].
zooming
Фасады разных зданий на Фридрихштрассе. Слева Бёге и Линдер, Кальфельдт Аркитектен, справа Ханс Колхоф, Михаэль Вёфтинг. Фотография из журнала Проект International
zooming
Фасады разных зданий на Фридрихштрассе. Слева Кристоф Мэклер, справа Жан Нувель. Фотография из журнала Проект International
zooming
Galeries Lafayettes Жана Нувеля. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/
zooming
«Дом-коллаж» Альдо Росси. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/
zooming
Rosmarin Karree, Бёге и Линдер, Кальфельдт Аркитектен. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/

Даже главному архитектурному хулигану мира Фрэнку Гери пришлось усмирить свой необузданный талант и вписаться в установленные Штиманом жесткие регламенты. Вот так выглядит фасад построенного им DZ Bank:
Фрэнк Гери. DZ Bank. Фотография предоставлена автором

Фасад, выходящий на Ундер-дер-Линден вообще строг и классичен, по нему никак не скажешь, что это работа Гери:
Фрэнк Гери. DZ Bank

Не сумев выплеснуть свои безудержные фантазии на улицы Берлина, мастер оторвался в интерьере банка:
zooming
Фрэнк Гери. DZ Bank

…а также на неподвластной регламентам Штимана крыше здания, благо она прекрасно просматривается с купола Рейхстага:
zooming
Фрэнк Гери. DZ Bank. Фотография предоставлена автором

Архитекторы часто сетуют на то, что в Берлине градостроительство победило архитектуру. Это действительно так – четко прописанные регламенты, конечно, ограничивают возможности архитекторов – но они же не дают создавать объекты, враждебные сложившейся городской среде, нарушающие гармонию комфортных городских пространств. Именно поэтому важно установление рамок – в конце концов, художники-живописцы также создают свои работы в четко очерченных границах холста и это никогда не мешало появлению шедевров.

Мне представляется важным сохранить в современном городе существовавшее в исторических поселениях разделение всей архитектуры на фоновую – средовую, подчиняющуюся единым законам, когда здания  по своим параметрам близки друг другу и служат лишь фоном для разнообразной городской жизни; и на так называемые landmark buildings – «открыточные», «знаковые», доминирующие здания, выполняющие символическую роль, служащие ориентирами в городском пространстве, а также средствами самоидентификации города и горожан: храмы, соборы, театры, музеи, дворцы, ратуши. Средовая застройка всегда подчинялась регламентам (иногда неписаным). Landmark buildings, напротив, в соответствии с их градостроительным и символическим значением оказывались вне регламентов, их архитектура была инновационна для своего времени и использовала прогрессивные (и дорогие) технологии. Строить такие «штучные» здания приглашали великих зодчих, или проводили на их проектирование конкурсы – в таком случае необходимо иметь гарантию качественного результата и проект выполняется под пристальным общественным контролем. 

В то же время, принципы регламентирования средовой застройки, когда предельные параметры зданий и сооружений прописываются заранее и владелец земельного участка вправе строить в их рамках всё, что посчитает нужным (и никаких дополнительных согласований получать не требуется), уже давно применяются повсеместно и в Европе, и в Америке.


[1] Бабуров В. Берлин: прогулки по Фридрихштадту // Записки урбаниста. 2012, 5 декабря. URL: http://townplanner.livejournal.com/2996.html

[2] Мойзер, Филипп. Поиск формы // Проект International, 2001, №2 – с. 46.

09 Апреля 2013

Александр Ложкин

Автор текста:

Александр Ложкин
Очерк 5. Город как организм
О протестах против Афинской хартии, рейтинге городов и принципах нового урбанизма. Продолжаем публиковать серию «Очерков о городской среде» Александра Ложкина.
Технологии и материалы
МАФы «Хоббики»: от чугунных до умных
«Хоббика» производит малые архитектурные формы с 2008 года. Директор компании Максим Артеменко рассказал Архи.ру о пути от гаража до металло- и деревообрабатывающего цехов, сотрудничестве с архитекторами, а также о последних трендах. Все популярнее становятся авторские и крупные формы – беседки и навесы, а на подходе скамейки и урны, собирающие статистику.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Временно постоянное
Американское бюро Ennead Architects завершило реставрацию купола собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке. Уникальная конструкция получила защитную оболочку из меди.
Проект Knauf Ceiling Solutions – знаменитая израильская клиника...
Команда Knauf Ceiling Solutions предложила для филиала клиники «Хадасса» в Москве неизменно функциональные и одновременно с тем разнообразные потолочные системы. Каждая из них даёт исчерпывающий ответ на конкретный запрос прогрессивного медицинского учреждения, а в комплексе они помогают сформировать оптимальные интерьеры, в которых комфортно всем: и персоналу, и пациентам.
От радиоприемников до фасадов музея: изобретателю...
В XX веке HPL-пластик совершил революцию в дизайне! С Formica работают звездные архитектурные бюро Фрэнка Гери, Бернара Чуми, Рафаэля Виньоли, Захи Хадид, Нормана Фостера, а каждый сезон появляются новые поверхности, декоры, задающие тренды в оформлении частных и общественных интерьеров.
Изящная и легкая
Технология 3D-печати, разработанная в Мичиганском университете, позволила уменьшить вес бетонной конструкции на 72%, сохранив ее прочность.
7 правил уличной мебели
В чем польза и важность уличной мебели? Достаточно ли сделать ее красивой, чтобы люди чувствовали себя комфортно? Разбираемся в теме вместе с компанией «Хоббика» – ведущим производителем мафов для городского благоустройства
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Аграрные истории
LUO studio реконструировало Шаянский музей рапса: из скромного учреждения при заводе он трансформировался в современное выставочное пространство, не потерявшее связь с локальными традициями.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
Дом на вырост
Дом для старта самостоятельной жизни подростка построили в Ленинградской области рядом со «взрослым» коттеджем. Команда проекта постаралась сделать его вневременным и органичным окружению – кусочку леса с высокими соснами и черничниками.
Образцовая адаптация
В Новосибирске завершилось строительство школы, проект которой имеет шансы стать новым стандартом для образовательных учреждений. Бюро SVESMI и компания Брусника начали с проработки технического задания, отвечающего современным педагогическим практикам, а затем предложили оптимальную планировку, универсальные помещения и сдержанный, но выразительный облик в духе амстердамского объединения.
Пресса: Архитектура под санкциями: что стало с проектами ушедших...
За последний год многие именитые архитектурные бюро заявили о приостановке деятельности в России. По большинству из проектов иностранные архитекторы выполнили основную часть работы, но некоторым пришлось искать замену.
Микроблагоустройство
Пять проектов, которые меняют городские пространства малыми средствами: студенческий дворик, пандус для любителей шведской ходьбы, площадь рек, дворик с птицами и асфальтовый памп.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Здание на все случаи жизни
В Амстердамском научном парке открылся корпус офисов и лабораторий Matrix ONE по проекту MVRDV. Он рассчитан на будущие изменения функции, минимальное потребление ресурсов, а в конце срока службы – на вторичное использование его компонентов.
Пресса: Черная, кубическая, на воде: в Казани обсуждают новый...
Страсти вокруг Соборной мечети продолжают кипеть в Казани. После того, как недавно стало известно о перемене места для строительства грандиозного сооружения, внезапно возник и новый проект мечети, представленный на выставке в Москве. Как заявили столичные архитекторы - авторы проекта, на котором мечеть представлена в виде стоящего на воде черного параллелепипеда, их творение уже одобрил глава Татарстана Рустам Минниханов.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Рельеф как логотип
В основе проекта выставочного павильона для Чунцина – абрис стрелки Янцзы и Цзялинцзян – рек, на которых стоит город.
Пресса: Синхронизация таланта и реальности: топ-30 самых успешных...
Оценивать и описывать архитектурные бюро с точки зрения бизнеса оказалось непросто, но увлекательно. Исследовательская команда F Research погрузилась в изучение критериев успеха в индустрии и сбор данных. Результатом стал ренкинг — топ-30 самых успешных архитектурных бюро столицы.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Школы замкнутого цикла
Архитекторы OMA разработали деревянную модульную систему для сборных школьных зданий в Амстердаме: это позволит оперативно ликвидировать недостачу образовательных учреждений, оставшись при этом в рамках экономики замкнутого цикла.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Terra incognita
Гостиничный комплекс на 800 номеров, спроектированный Гинзбург Архитектс, предлагает Анапе фрагмент упорядоченной городской среды, сохраняющей курортный дух. Авторы уходят от традиционных белых фасадов, обращаясь к античному периоду истории места и даже архаике, находя вдохновение в цвете красной глины и простых, но легких формах.
Ковчег культуры
В качестве источников вдохновения для проекта культурного центра L’Arche в городке Вильрю парижское бюро K architectures выбрало Колизей и легендарную виллу Малапарте на острове Капри.
На работе как дома
Бывший магазин строительных товаров в Барселоне превратился в коворкинг «домашнего» формата по проекту Daniel Modòl urbanism+architecture.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
У подножия гор
Для высотного комплекса Upside Towers бюро GAFA подготовило проект благоустройства, который преследует три основные цели: подарить жителям небоскребов ощущение природного изобилия, соответствовать амбициям будущего «дублера Сити», а также скрыть вид на утилитарную площадку подстанции.