Очерк 8. Рамки традиции (продолжение)

Очередной очерк Александра Ложкина продолжает тему того, можно ли сочетать традиции и новации в современном городе.

mainImg
zooming
Александр Ложкин. Фотография: sib.fm
zooming
Берлин в 1910 году. Фотография предоставлена автором
Берлин в 1945 году. Фотография: joshblackman.net
Берлин в 2010 году. Фотография: aviapictures.com

Идея Ханса Штимана, директора департамента городского развития Сената Берлина, возглавившего проект реконструкции города, заключалась в том, чтобы восстановить плотную городскую ткань, существовавшую до войны, но не идти по пути ее стилизации «под старину» или создания копий разрушенных зданий, а наполнить историческую матрицу современным архитектурным содержанием. Для того, чтобы создать такую традиционную, но одновременно современную среду, был использован давно известный и широко применяющийся во всем мире инструмент – регламент. Посмотреть, как он применяется на практике, проще всего на примере Фридрихштадта – района в центре Берлина, сложившегося в эпоху Фридриха Великого и восстановленного в середине 1990-х.

Это город, возникший в период барокко – гомогенная по высоте и характеру застройки среда, образованная размещенными по периметру прямоугольных кварталов 5-7 этажными зданиями с двумя этажами мансард.
zooming
Фридрихштрассе. Изображение предоставлено автором
Фридрихштрассе в начале ХХ века. Фотография предоставлена автором
zooming
Фридрихштадт в конце 1960-х годов. Фотография предоставлена автором

На основе исторической типологии были разработаны регламенты для нового строительства. За основу были взяты положения Берлинского строительного устава («регулятива») 1929 года [1]. Любое строящееся в квартале здание должно было граничить с красной линией, отступ от которой не допускался. Высота зданий до карниза определялась в зависимости от того, какой она была в этом месте в довоенном Берлине (в большей части 22 метра), два этажа над карнизом предлагалось сделать мансардными или заглубить от фасадной стены наподобие мансарды. Структура фасадов должна была следовать структуре довоенных домовладений и в каждом квартале предписывалось размещение не менее 20% жилья.
zooming
Картинка, иллюстрирующая принцип регламентации на территории Фридрихштадта. Предоставлено автором

В 1990-е в районе развернулось массовое строительство, к которому были привлечены ведущие архитекторы того времени. Пожалуй, нет другого примера, когда бы «звезды» рядом друг с другом построили столь большое количество зданий. Все архитекторы были поставлены в равные условия – получился своеобразный конкурс. Все они, само собой, обладали индивидуальными творческими почерками, но Фридрихштрассе не производит впечатления хаотичной застройки – скорее наоборот, этот район упрекают в чрезмерной упорядоченности, в том, что ярким авторам не дали «разгуляться». Но тогда бы мы получили не Берлин, а какой-нибудь другой город, возможно Лас-Вегас.
zooming
Фридрихштрассе. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/
zooming
Фридрихштрассе. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/
Фридрихштрассе. Фотография из журнала Проект International

Так или иначе, но жестко заданные параметры застройки привели к созданию весьма качественной среды, характерной именно для этого города, и разнообразной в архитектурном плане. У нас теперь есть возможность сравнить проектные решения различных мировых звезд, поставленных в одинаковые условия. Филипп Мойзер писал, что прогулку по Фридрихштрассе можно сравнить с посещением библиотеки современной архитектурной теории [2].
zooming
Фасады разных зданий на Фридрихштрассе. Слева Бёге и Линдер, Кальфельдт Аркитектен, справа Ханс Колхоф, Михаэль Вёфтинг. Фотография из журнала Проект International
zooming
Фасады разных зданий на Фридрихштрассе. Слева Кристоф Мэклер, справа Жан Нувель. Фотография из журнала Проект International
zooming
Galeries Lafayettes Жана Нувеля. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/
zooming
«Дом-коллаж» Альдо Росси. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/
zooming
Rosmarin Karree, Бёге и Линдер, Кальфельдт Аркитектен. Фотография Василия Бабурова, http://townplanner.livejournal.com/

Даже главному архитектурному хулигану мира Фрэнку Гери пришлось усмирить свой необузданный талант и вписаться в установленные Штиманом жесткие регламенты. Вот так выглядит фасад построенного им DZ Bank:
Фрэнк Гери. DZ Bank. Фотография предоставлена автором

Фасад, выходящий на Ундер-дер-Линден вообще строг и классичен, по нему никак не скажешь, что это работа Гери:
Фрэнк Гери. DZ Bank

Не сумев выплеснуть свои безудержные фантазии на улицы Берлина, мастер оторвался в интерьере банка:
zooming
Фрэнк Гери. DZ Bank

…а также на неподвластной регламентам Штимана крыше здания, благо она прекрасно просматривается с купола Рейхстага:
zooming
Фрэнк Гери. DZ Bank. Фотография предоставлена автором

Архитекторы часто сетуют на то, что в Берлине градостроительство победило архитектуру. Это действительно так – четко прописанные регламенты, конечно, ограничивают возможности архитекторов – но они же не дают создавать объекты, враждебные сложившейся городской среде, нарушающие гармонию комфортных городских пространств. Именно поэтому важно установление рамок – в конце концов, художники-живописцы также создают свои работы в четко очерченных границах холста и это никогда не мешало появлению шедевров.

Мне представляется важным сохранить в современном городе существовавшее в исторических поселениях разделение всей архитектуры на фоновую – средовую, подчиняющуюся единым законам, когда здания  по своим параметрам близки друг другу и служат лишь фоном для разнообразной городской жизни; и на так называемые landmark buildings – «открыточные», «знаковые», доминирующие здания, выполняющие символическую роль, служащие ориентирами в городском пространстве, а также средствами самоидентификации города и горожан: храмы, соборы, театры, музеи, дворцы, ратуши. Средовая застройка всегда подчинялась регламентам (иногда неписаным). Landmark buildings, напротив, в соответствии с их градостроительным и символическим значением оказывались вне регламентов, их архитектура была инновационна для своего времени и использовала прогрессивные (и дорогие) технологии. Строить такие «штучные» здания приглашали великих зодчих, или проводили на их проектирование конкурсы – в таком случае необходимо иметь гарантию качественного результата и проект выполняется под пристальным общественным контролем. 

В то же время, принципы регламентирования средовой застройки, когда предельные параметры зданий и сооружений прописываются заранее и владелец земельного участка вправе строить в их рамках всё, что посчитает нужным (и никаких дополнительных согласований получать не требуется), уже давно применяются повсеместно и в Европе, и в Америке.


[1] Бабуров В. Берлин: прогулки по Фридрихштадту // Записки урбаниста. 2012, 5 декабря. URL: http://townplanner.livejournal.com/2996.html

[2] Мойзер, Филипп. Поиск формы // Проект International, 2001, №2 – с. 46.

09 Апреля 2013

Очерк 5. Город как организм
О протестах против Афинской хартии, рейтинге городов и принципах нового урбанизма. Продолжаем публиковать серию «Очерков о городской среде» Александра Ложкина.
Технологии и материалы
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Сейчас на главной
Облачный сервис
В китайском Шэньчжэне вовсю идет строительство кампуса технологического холдинга Tencent. Авторы проекта застройки важнейшего четвертого участка MAD Architects показали фотографии уже вполне оформившихся корпусов.
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Принцесса и конструктивизм
Дом в саратовской области, построенный по проекту мастерской Spirin architects, отвечает на два специфических запроса заказчика: отдать дань уважения русскому авангарду, а также порадовать дочь, которой хочется пожить в башне.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Кровля двойного назначения
В Таоюане на Тайване началось строительство нового вокзала по проекту бюро Mecanoo. Проект входит в программу превращения железнодорожной системы страны в подземную.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
СПбГАСУ 2024: кафедра Градострительства
Представляем шесть работ бакалавров и магистров, подготовленных в мастерских Юлии Янковской и Михаила Виленского. В поле исследования – полицентричность и морской контур Петербурга, преобразование агломераций, а также стандартизация общественных пространств.
Hide and seek
Дом ID Moskovskiy, спроектированный Степаном Липгартом во дворах у Московского проспекта за Обводным каналом и завершенный недавно, во-первых, достаточно точно реализован, что существенно еще и потому, что это первый дом, в котором архитектор отвечал не только за фасады, но и за планировки, и смог лучше увязать их между собой. Но интересен он как пример «прорастания» новой архитектуры в городе: она опирается на лучшие образцы по соседству и становится улучшенной и развитой суммой идей, найденных в контексте.
Музейно-концертная функция
Завершена реконструкция домашней арены клуба Real Madrid CF, стадиона Сантьяго Бернабеу: теперь здесь проще проводить концерты и другие массовые мероприятия, а новый фасад согласован с пространством города.
Амфитеатр под луной
Подарок от бюро KIDZ к своему дню рождения – поп-ап павильон на территории кластера ЛенПолиграфМаш в Санкт-Петербурге. До конца лета здесь можно отдыхать в гамаке, возиться с мягким песком, наблюдать за огромным шаром с гелием и другими людьми.
Вибрация балконов
Школа в Шанхае по проекту австралийско-китайского бюро BAU рассчитана как на традиционную, так и на ориентированную на нужды конкретного ученика форму обучения.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Пресса: Город большого мифа и большой обиды
Иркутск: место победы почвеннической литературы над современной архитектурой. Иркутск — «великий город с областной судьбой», как сказал когда-то поэт Лев Озеров про Питер. И это высказывание, конечно, про трагедию, но еще и про обиду на судьбу. В ряду сибирских городов Иркутск впечатлил меня не тем, что он на порядок умней, сложней, глубже остальных — хотя это так,— а ощущением устойчивой вялотекущей неврастении.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Переживание звука
Для музея звука Audeum в Сеуле Кэнго Кума создал архитектуру, которая обращается к природным мотивам и стимулирует все пять чувств человека.
Кредо уместности
Первая студия выпускного курса бакалавриата МАРШ, которую мы публикуем в этом году, размышляла территорией Ризоположенского монастыря в Суздале под грифом «уместность» и в рамках типологии ДК. После сноса в 1930-е годы позднего собора в монастыре осталось просторное «пустое место» и несколько руин. Показываем три работы – одна из них шагнула за стену монастыря.
Субурбию в центр
Архитектурная студия Grad предлагает адаптировать городскую жилую ячейку к типологии и комфорту индивидуального жилого дома. Наилучшая для этого технология, по мнению архитекторов, – модульная деревогибридная система.
ГУЗ-2024: большие идеи XX века
Публикуем выпускные работы бакалавров Государственного университета по землеустройству, выполненные на кафедре «Архитектура» под руководством Михаила Корси. Часть работ ориентирована на реального заказчика и в дальнейшем получит развитие и возможную реализацию. Обязательное условие этого года – подготовка макета.
Белый свод
Herzog & de Meuron превратили руину исторического дома в центре австрийского Брегенца в «стопку» функций: культурное пространство с баром, гостиница, квартира.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.