Блоги: 17–23 января

Особенности национальных архитектурных конкурсов вновь стали предметом жарких сетевых дискуссий. Вместе с ними архитекторы обсудили влияние городской планировки на мышление горожан и готовящийся для столицы мастер-план.

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

23 Января 2013
mainImg
Архитекторы в сети снова спорят о российской конкурсной политике. На странице журнала «Проект Россия» в Фейсбуке, у которого, кстати появился новый сайт, работающий пока в тестовом режиме, развернулась интересная дискуссия. Поводом стала статья ведающего конкурсами на «Стрелке»  Дениса Леонтьева, в которой в форме ироничного конкурсного задания изложены известные и печальные вещи: конкурсы у нас существуют не для справедливого распределения заказов или повышения качества городской среды, а для организаторов, которые т.о. повышают свой капитал, политический и финансовый.
 
Для архитекторов разговоры про конкурсы всегда болезненны, вот и в этот раз они не остались в стороне от обсуждения. Александр Ложкин, например, считает, что России давно необходим национальный стандарт проведения конкурсов на основе международного опыта: «Национальный стандарт применяется на добровольной основе. Т.е., никто не мешает модифицировать его при использовании, по крайней мере, в конкурсах на частные объекты. Это как с колбасой: можете купить произведенную по ГОСТу, а можете по ТУ. Ваш выбор, ваш желудок». Впрочем, Алексей Муратов опасается, что такой стандарт можно будет применять только к типовым же, массовым объектам, тогда как непонятно, что делать с теми, «что выходят за рамки усредненности», ведь именно на них в первую очередь и проводят конкурсы.

Михаил Белов в своем блоге продолжил тему небольшим эссе «Лебедь, рак да щука в конкурсной лихорадке». С горькой иронией архитектор пишет о засилье в конкурсах иностранцев, которые, по его словам, приезжают к нам на халтуру, как когда-то московские архитекторы выезжали на халтуру в денежный Узбекистан. Михаил Белов уверен, что конкурсы не станут справедливыми до тех пор, пока в них действуют архитектурные фирмы, а не архитекторы лично, осуществляющие за проектом свой авторский надзор: архитекторы – отдельно, проектировщики – отдельно, считает Белов, и архитекторы должны быть русскими. А вот Александр Ложкин, в свою очередь, вступился за иностранцев, напомнив, что сам работает «с великолепными профессионалами». И даже такие фирмы, как NBBJ или RMJM, которые, пишет Ложкин, выезжают на «халтуры» в любые страны мира, «в плане владения технологиями нашим гражданпроектам много лет форы дадут». В том, что наши архитекторы не сильно обижены властью, уверен и Левон Айрапетов, а вот то, что за все новейшее время ни один российский архитектор не смог выиграть ни один международный конкурс на чужой территории, говорит само за себя.
zooming
Изображение: estrin-gallery.livejournal.com. Автор Сергей Эстрин
zooming
Изображение: estrin-gallery.livejournal.com. Автор Сергей Эстрин

Своих европейских коллег вспоминал на днях и архитектор Сергей Эстрин – в его блоге появилась заметка про первый зарубежный контракт в Ирландии. Работать в архитектурном бюро в центре Дублина Сергею Эстрину нравилось: «В мохнатом 1991-м я наслаждался немыслимой и недоступной жизнью заправского европейца. Днём разрабатывал градостроительный проект реконструкции района, прилегающего к площади Smithfield Square в Дублине, вечером – паб, в выходные экскурсии». Вместе с воспоминаниями в блоге архитектора можно найти и его ирландские рисунки.

Участники сообщества RUPA в Фейсбуке и блога method-estate.com, тем временем, попытались разобраться в том, какое влияние городская застройка может оказывать на психику горожан, на их способности к воображению и мышлению. Архитекторы вспомнили про обследования жителей районов гомогенной застройки, которые на плоской сетке фасада 12-этажки угадывали окно своей комнаты, и про уникальный генплан города Бразилиа. Впрочем, по убеждению Николая Васильева, «красивая графика генплана – такая же ловушка в современной архитектуре, как красивый фасад в архитектуре классической. В обоих случаях кроме автора и начальства его никто в таком виде не увидит». Заблудиться можно и на ортогональных улицах, согласен Алексей Симметричный; генплан виден лишь с высоты птичьего полета, тогда как на местности глаз всё равно должен цепляться за ориентиры, считает пользователь. Именно такие доминанты и акценты в застройке, по всей видимости, и формируют пространственное мышление горожан, подытожили блоггеры.

«Архитектура важнее для выживания человечества, чем городская форма расселения, – считает Александр Раппапорт, – хотя, видимо, именно она и родила архитектуру». В блоге известного философа появились в последние дни еще несколько интересных материалов по теории, в том числе статья «Архитектура, память и фотография», где Раппапорт размышляет об архитектуре как умирающем искусстве, расцвете дизайна и важнейшем перевороте в понимании архитектурного пространства с появлением фотографии.  

Между тем, пространственной стратегией города всерьез озаботились в новой команде московского мэра. Как рассказал на днях главный архитектор Сергей Кузнецов, к уже существующему генплану сейчас дописывается идеологическая глава под названием мастер-план. Эту инициативу продолжают обсуждать в сообществе RUPA: «Москва вытащила всё ценное и лучшее из пермского опыта – вся стилистика, идеология наша; а мы видать будем строить суровую панельно-монолитную Ивобахаревку», – цитирует первого зам председателя Пермской городской думы Аркадия Каца Александр Ложкин, не без гордости добавляя, что в пермском документе действительно «многое для будущих российских мастер-планов уже сделано». Впрочем, осмыслить Москву как «пространственный продукт» и описать его, некоторым кажется малореальным – получится, как пишет Vitaliy Drobilenko, потрясающий литературно-философский труд. Почти в духе «Метафизики Москвы» Рустама Рахматтулина, добавляет Николай Васильев.

В конце обзора – еще одна увлекательная сетевая дискуссия на белорусском портале onliner.by вокруг рейтинга самых интересных по архитектуре библиотек мира, составленного блоггером darriusss. А поводом послужили не утихающие разговоры вокруг нового здания минской Национальной библиотеки, которую одни считают новым символом города, другие – уродством. Первое место в своем топе, видимо, по фантасмагоричности облика блоггер отдал зданию Национальной библиотеки Косово в Приштине – «чудовищному нагромождению кубических объемов, накрытых сверху куполами». Ну а минский «алмаз» – на второй позиции, оставив позади такие всемирно известные здания, как библиотеки в Коттбусе и Сиэтле. Аудитория одобрила выбор автора: «Как по мне, – пишет mrGLUK, – из всех этих непонятно-серо-уродливых зданий «алмаз» один из самых красивых». «Сиэтл доказывает, что американские строители и архитекторы пьют не меньше наших, – добавляет Pane_Kahanku. – У наших даже как-то ровней и симметричней библиотека нарисовалась и построилась».


23 Января 2013

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.