Блоги: 20–26 декабря

Накануне Нового года архитекторы в блогах обсуждают Стандарт своей профессиональной деятельности и градостроительную политику московской мэрии, а общественность беспокоится по поводу возможных сносов стадиона в «Лужниках» и жилых домов в Буденновском городке.

author pht

Автор текста:
Наталья Коряковская

26 Декабря 2012
mainImg
Московская мэрия перестала скрывать планы масштабной застройки центра и готовится до конца года принять новые правила землепользования и застройки для ЦАО. Суть теперь уже официальной градостроительной программы образно выразил главный архитектор Сергей Кузнецов: «Сейчас в Москве сплошные выбоины, город – как челюсть с выбитыми зубами. Заполнить эти лакуны в центре нужно жильем», – цитирует чиновника журнал «Большой город». Планы по «уплотниловке» москвичей, разумеется, не радуют – в сети недоумевают, зачем надо было расширять Москву и тратить на это бешеные деньги, если всё-таки решили её уплотнять «до уровня детской песочницы».

Бурю эмоций у сетевых пользователей вызвало и недавнее интервью заммэра Марата Хуснуллина журналу «Афиша». Блоггеры спорят, зачем власти собираются строить жилье на месте промзон и как расширение улиц и строительство хорд отразится на движении общественного транспорта. «Замена светофорных перекрёстков эстакадами и туннелями вызовет неудобный перенос остановок и удлинение пешеходных маршрутов», –  замечает, например, пользователь alex, добавляя, что вместо хорд целесообразнее сделать «проколы через железные дороги» и вернуться к планам Четвертого кольца, которое было утверждено генпланом.
zooming
Выставка к 50-летию киножизни агента 007 Джеймса Бонда. Фотография с сайта estrin-gallery.livejournal.com

Между тем, сам генплан, по словам Хуснуллина, оказывается, не увязан с экономическим развитием города, для чего в мэрии собираются разрабатывать мастер-план. В сообществе «Объединение разработчиков градостроительной документации» в Фейсбуке этому очень удивились. Как отмечает пользователь Николай Васильев, в нынешнем генплане – «полдюжины наборов благих пожеланий, не завязанных не то что на актуальную макроэкономическую или там демосоциальную ситуацию, но даже не увязанные между собой». Каждый аспект, пишет блоггер, отдельно выглядит в принципе реализуемым, однако, реализовав один, другие – уже негде, некогда и нечем.

Интересно, что в качестве своеобразной подготовки к бурной строительной деятельности в ЦАО московские власти обратились к известному датскому урбанисту Яну Гейлу с предложением изучить общественные пространства и транспортные потоки. Сетевые пользователи, однако, не увидели в работе датчанина полноценного исследования: «Тут очевидна цель московского правительства через медийную пропаганду копенганизации-велосипедизации закрыть глаза «верующим прохожим»», – замечает пользователь Михаил Климовский на странице «Объединения разработчиков градостроительной документации». Особенно блоггерам не понравилась идея Гейла «гуманизировать» пространство между жилыми высотками строительством небольших домов между ними. «Обследования всего города силами 30 студентов по 15 минут не дадут никакой достоверности, – уверен пользователь Bob Brown, а Евгений Начитов вообще считает, что подобные вещи должны быть рутинной и непрестанной работой городских служб, а не разовой PR-акцией мэра.

Длинную дискуссию на градостроительную тему вызвал недавно и небольшой «пострелиз» Михаила Белова на  прошедшие накануне громкие архитектурные мероприятия – «Зодчество» и урбанистический форум. Участники беседы поспорили о том, могли бы советские граждане расселиться в трехэтажных кирпичных домах вместо хрущевок, как сегодня продолжается объявленная 50 лет назад «борьба с архитектурными излишествами» и почему нынешние «молчаливые зодчие» так и не смогли довести до ума Закон об архитектурной деятельности.

Закон зодчие до сих пор не приняли, зато, как оказалось, разработали Стандарт профессиональной деятельности – документ с недавних пор доступен для комментариев на странице Союза архитекторов России. Прокомментировали его и на странице журнала «Проект Россия» в Фейсбуке. Сетевые пользователи нашли в нем немало противоречий – как написал Ярослав Ковальчук, «с действующим законодательством и со здравым смыслом». Блоггер добавил, что Стандарт выглядит скорее попыткой Союза создать систему персональных лицензий и начать самостоятельно от СРО регулировать все и вся. Впрочем, по мнению Никиты Токарева, такой документ написан в духе англосаксонской модели защиты клиента от недобросовестных архитекторов и наоборот: годен или нет, решает профессиональный цех, тогда как в более либеральном, например, голландском варианте защищают суд и страховая компания. В России не действует ни то, ни другое, и Стандарт, как пишет Токарев, есть попытка определить, «кто мы вообще такие, что делаем и почему наша работа чего-то стоит».

А вот архитектор Сергей Эстрин о работе в своем блоге почти не пишет. Например, последний пост – о выставке к 50-летию киножизни агента 007 Джеймса Бонда в галерее на Солянке, чье оформление Сергей Эстрин очень хвалит. Архитектор и философ Александр Раппапорт, в свою очередь, тоже далек от градостроительных разговоров – в его блоге несколько новых интересных статей по теории, в частности, о типологии в архитектуре, где автор рассуждает о природе этого понятия, а также о внутренней структуре стиля и разновидностях архитектурных сред.

В Перми блоги с новой силой обрушились на проект строительства Художественной галереи. Автор проекта швейцарец Петер Цумтор, работу которого долгие месяцы обсуждался заочно, на днях впервые выступил публично. Правда презентация была экспромтом – Цумтор, уверен пермский правозащитник Денис Галицкий, вообще ни с кем кроме губернатора свой проект обсуждать не собирался, поскольку привык иметь дело с частным заказчиком. Но гораздо печальнее то, что готового проекта, по мнению Галицкого, у Цумтора вообще нет – «есть наброски, которые изменяются быстрее их презентации». Причем нынешний вариант, образно называемый «кораблем», закрывает вид на Каму и возвышается над Соборной площадью на 8 метров, замечает автор блога. «Это будет глухая стена высотой четыре этажа и длиной 250 метров!» – считает Александр Рогожников, причем даже если архитектор немного подвинет здание, вид на Каму все равно будет закрыт с половины Соборной площади.

Впрочем, винить швейцарца в том, что проект реализуется в охранной зоне Кафедрального Собора и памятников археологии, не стоит – Денис Галицкий подозревает, что тому попросту не выдали полноценного ТЗ, «ваял как хотел». Отказываться от именитого архитектора многим тоже жалко, тем более, что, по словам пользователя pcrd, общественность уже 20 лет хочет видеть сдачу объекта. Возможно, проект не сильно расширит экспозиционные площади для коллекции – как подсчитал Александр Рогожников, всего в 2.5 раза по сравнению с помещениями собора. Однако ряд блоггеров верит словам Цумтора о том, что люди специально приезжают смотреть на его здания и хотят, чтобы он строил.

Неоднозначно отреагировали блоггеры и на скандальный московский проект реконструкции- сноса центрального объекта «Лужников» – Большой спортивной арены, который недавно озвучил сам мэр. Футбольным фанатам, присоединившимся к дискуссии на портале The Village, сталинский ансамбль совсем не жалко: оказывается, для болельщиков стадион «ужасен», игры с трибун не видно: «Да, новострой, но тут чаще всего или памятник архитектуры, или удобное место для спорта», – замечает пользователь Иван Ветер. А вот по мнению архитектора Юрия Григоряна, сносить совсем необязательно: чтобы стадион подошёл под требования ФИФА, «надо просто включить мозги и придумать варианты, чтобы его реконструировать. Мало мест для зрителей – уберите крышу, которую сами же понастроили в 90-е».

Вести о сносе собственных домов, между тем, растревожили жителей Буденновского городка – одного из сохранившихся конструктивистских кварталов Москвы, по которому «сносная» комиссия так и не выдала окончательного решения. В «Архнадзоре» решили сохранять ансамбль совместно с жителями, которые активно включились в дискуссию на сайте градозащитников. В частности, авторы комментариев опровергают аварийность своих домов, отсутствие в них ванных и подвальных помещений, микроскопические кухни и гнилые перекрытия из камыша, и просят «Архнадзор» провести независимую экспертизу.


26 Декабря 2012

author pht

Автор текста:

Наталья Коряковская
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Сейчас на главной
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.