Наталья Коряковская

Автор текста:
Наталья Коряковская

Блоги: 20–26 декабря

Накануне Нового года архитекторы в блогах обсуждают Стандарт своей профессиональной деятельности и градостроительную политику московской мэрии, а общественность беспокоится по поводу возможных сносов стадиона в «Лужниках» и жилых домов в Буденновском городке.

26 Декабря 2012
0 Московская мэрия перестала скрывать планы масштабной застройки центра и готовится до конца года принять новые правила землепользования и застройки для ЦАО. Суть теперь уже официальной градостроительной программы образно выразил главный архитектор Сергей Кузнецов: «Сейчас в Москве сплошные выбоины, город – как челюсть с выбитыми зубами. Заполнить эти лакуны в центре нужно жильем», – цитирует чиновника журнал «Большой город». Планы по «уплотниловке» москвичей, разумеется, не радуют – в сети недоумевают, зачем надо было расширять Москву и тратить на это бешеные деньги, если всё-таки решили её уплотнять «до уровня детской песочницы».

Бурю эмоций у сетевых пользователей вызвало и недавнее интервью заммэра Марата Хуснуллина журналу «Афиша». Блоггеры спорят, зачем власти собираются строить жилье на месте промзон и как расширение улиц и строительство хорд отразится на движении общественного транспорта. «Замена светофорных перекрёстков эстакадами и туннелями вызовет неудобный перенос остановок и удлинение пешеходных маршрутов», –  замечает, например, пользователь alex, добавляя, что вместо хорд целесообразнее сделать «проколы через железные дороги» и вернуться к планам Четвертого кольца, которое было утверждено генпланом.
zooming
Выставка к 50-летию киножизни агента 007 Джеймса Бонда. Фотография с сайта estrin-gallery.livejournal.com

Между тем, сам генплан, по словам Хуснуллина, оказывается, не увязан с экономическим развитием города, для чего в мэрии собираются разрабатывать мастер-план. В сообществе «Объединение разработчиков градостроительной документации» в Фейсбуке этому очень удивились. Как отмечает пользователь Николай Васильев, в нынешнем генплане – «полдюжины наборов благих пожеланий, не завязанных не то что на актуальную макроэкономическую или там демосоциальную ситуацию, но даже не увязанные между собой». Каждый аспект, пишет блоггер, отдельно выглядит в принципе реализуемым, однако, реализовав один, другие – уже негде, некогда и нечем.

Интересно, что в качестве своеобразной подготовки к бурной строительной деятельности в ЦАО московские власти обратились к известному датскому урбанисту Яну Гейлу с предложением изучить общественные пространства и транспортные потоки. Сетевые пользователи, однако, не увидели в работе датчанина полноценного исследования: «Тут очевидна цель московского правительства через медийную пропаганду копенганизации-велосипедизации закрыть глаза «верующим прохожим»», – замечает пользователь Михаил Климовский на странице «Объединения разработчиков градостроительной документации». Особенно блоггерам не понравилась идея Гейла «гуманизировать» пространство между жилыми высотками строительством небольших домов между ними. «Обследования всего города силами 30 студентов по 15 минут не дадут никакой достоверности, – уверен пользователь Bob Brown, а Евгений Начитов вообще считает, что подобные вещи должны быть рутинной и непрестанной работой городских служб, а не разовой PR-акцией мэра.

Длинную дискуссию на градостроительную тему вызвал недавно и небольшой «пострелиз» Михаила Белова на  прошедшие накануне громкие архитектурные мероприятия – «Зодчество» и урбанистический форум. Участники беседы поспорили о том, могли бы советские граждане расселиться в трехэтажных кирпичных домах вместо хрущевок, как сегодня продолжается объявленная 50 лет назад «борьба с архитектурными излишествами» и почему нынешние «молчаливые зодчие» так и не смогли довести до ума Закон об архитектурной деятельности.

Закон зодчие до сих пор не приняли, зато, как оказалось, разработали Стандарт профессиональной деятельности – документ с недавних пор доступен для комментариев на странице Союза архитекторов России. Прокомментировали его и на странице журнала «Проект Россия» в Фейсбуке. Сетевые пользователи нашли в нем немало противоречий – как написал Ярослав Ковальчук, «с действующим законодательством и со здравым смыслом». Блоггер добавил, что Стандарт выглядит скорее попыткой Союза создать систему персональных лицензий и начать самостоятельно от СРО регулировать все и вся. Впрочем, по мнению Никиты Токарева, такой документ написан в духе англосаксонской модели защиты клиента от недобросовестных архитекторов и наоборот: годен или нет, решает профессиональный цех, тогда как в более либеральном, например, голландском варианте защищают суд и страховая компания. В России не действует ни то, ни другое, и Стандарт, как пишет Токарев, есть попытка определить, «кто мы вообще такие, что делаем и почему наша работа чего-то стоит».

А вот архитектор Сергей Эстрин о работе в своем блоге почти не пишет. Например, последний пост – о выставке к 50-летию киножизни агента 007 Джеймса Бонда в галерее на Солянке, чье оформление Сергей Эстрин очень хвалит. Архитектор и философ Александр Раппапорт, в свою очередь, тоже далек от градостроительных разговоров – в его блоге несколько новых интересных статей по теории, в частности, о типологии в архитектуре, где автор рассуждает о природе этого понятия, а также о внутренней структуре стиля и разновидностях архитектурных сред.

В Перми блоги с новой силой обрушились на проект строительства Художественной галереи. Автор проекта швейцарец Петер Цумтор, работу которого долгие месяцы обсуждался заочно, на днях впервые выступил публично. Правда презентация была экспромтом – Цумтор, уверен пермский правозащитник Денис Галицкий, вообще ни с кем кроме губернатора свой проект обсуждать не собирался, поскольку привык иметь дело с частным заказчиком. Но гораздо печальнее то, что готового проекта, по мнению Галицкого, у Цумтора вообще нет – «есть наброски, которые изменяются быстрее их презентации». Причем нынешний вариант, образно называемый «кораблем», закрывает вид на Каму и возвышается над Соборной площадью на 8 метров, замечает автор блога. «Это будет глухая стена высотой четыре этажа и длиной 250 метров!» – считает Александр Рогожников, причем даже если архитектор немного подвинет здание, вид на Каму все равно будет закрыт с половины Соборной площади.

Впрочем, винить швейцарца в том, что проект реализуется в охранной зоне Кафедрального Собора и памятников археологии, не стоит – Денис Галицкий подозревает, что тому попросту не выдали полноценного ТЗ, «ваял как хотел». Отказываться от именитого архитектора многим тоже жалко, тем более, что, по словам пользователя pcrd, общественность уже 20 лет хочет видеть сдачу объекта. Возможно, проект не сильно расширит экспозиционные площади для коллекции – как подсчитал Александр Рогожников, всего в 2.5 раза по сравнению с помещениями собора. Однако ряд блоггеров верит словам Цумтора о том, что люди специально приезжают смотреть на его здания и хотят, чтобы он строил.

Неоднозначно отреагировали блоггеры и на скандальный московский проект реконструкции- сноса центрального объекта «Лужников» – Большой спортивной арены, который недавно озвучил сам мэр. Футбольным фанатам, присоединившимся к дискуссии на портале The Village, сталинский ансамбль совсем не жалко: оказывается, для болельщиков стадион «ужасен», игры с трибун не видно: «Да, новострой, но тут чаще всего или памятник архитектуры, или удобное место для спорта», – замечает пользователь Иван Ветер. А вот по мнению архитектора Юрия Григоряна, сносить совсем необязательно: чтобы стадион подошёл под требования ФИФА, «надо просто включить мозги и придумать варианты, чтобы его реконструировать. Мало мест для зрителей – уберите крышу, которую сами же понастроили в 90-е».

Вести о сносе собственных домов, между тем, растревожили жителей Буденновского городка – одного из сохранившихся конструктивистских кварталов Москвы, по которому «сносная» комиссия так и не выдала окончательного решения. В «Архнадзоре» решили сохранять ансамбль совместно с жителями, которые активно включились в дискуссию на сайте градозащитников. В частности, авторы комментариев опровергают аварийность своих домов, отсутствие в них ванных и подвальных помещений, микроскопические кухни и гнилые перекрытия из камыша, и просят «Архнадзор» провести независимую экспертизу.

26 Декабря 2012

Наталья Коряковская

Автор текста:

Наталья Коряковская
Похожие статьи
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Интерьер для смелых
Историческая ТЭЦ в центре Братиславы усилиями студии Perspektiv, DF Creative Group и PAMARCH превратилась в современный коворкинг Base4Work.
Совместная работа
За 22 года интерьеры башни World Port Centre Нормана Фостера в Роттердаме потеряли свою актуальность. Бюро Mecanoo предложило новое решение, основанное на концепции активного рабочего пространства.
Игра на повышение
Концепция жилого комплекса в Самаре от T+T Architects: новая доминанта в городском ландшафте, вид на Жигулевские горы и VR-технологии.
Сосновый принт
Штаб-квартира энергетической компании ST International и её арт-пространство SONGEUN в Сеуле по проекту Herzog & de Meuron.
Хирургия фасадов
Офисное здание Îlot Balmoral в Монреале спроектировано канадским бюро Provencher_Roy специально для компаний, чья деятельность связана с культурными инициативами.
Святилище книг
После реконструкции и реставрации по проекту «Студии 44» здание Публичной библиотеки имени Маяковского приобрело современную техническую начинку и в то же время стало ближе к своему подлинному облику – тех времен, когда оно было частью подворья Троице-Сергиевой лавры.
Дом исчезает
Инсталляция для некрополя на востоке Китая воспроизводит оплетающий жилище плющ, в то время как оно само как будто уже исчезло.
Архипелаг впечатлений
Для благоустройства жилого комплекса «Level Южнопортовая» бюро GAFA использует рецепт Зарядья: чтобы преодолеть высоту и плотность башен архитекторы привносят во двор реку и парящий мост, а также различные климатические зоны, оставляя место для разнообразных вариантов проведения досуга.
Питомник для «зеленого» строительства
В Алмере открылась международная садоводческая выставка Флориада–2022. Ее мастерплан, разработанный MVRDV, предназначен одновременно и для нового городского района, который позже появится на ее месте.
На груди утеса-великана
Культурный и общественный центр в китайском Чунцине торжественно возвышается над рекой Янцзы. Архитекторы бюро aoe приняли вызовы брутального ландшафта и сделали все возможное, чтобы природный объект сохранил свою уникальность.
В тон Мендельсону
«Дом Керстена» рядом фабрикой «Красное знамя» отвечает интеллигентному курсу, принятому в мастерской Анатолия Столярчука: не приемлет исторических стилизаций, но в то же время почтительно относится к сложившейся застройке.
Предгорья и вершины
В концепции ревитализации территории завода «Станкоагрегат» бюро ОСА соединяет два масштаба: экстремально высокие башни и относительно сомасштабные человеку урбан-виллы. В условиях сверхплотной застройки это позволяет высвободить территории для общественных пространств и деревьев, а также адаптировать проект к условиям меняющегося рынка.
Сахарный отдых
Варшавское бюро BULAK PROJEKT спасло от сноса исторические корпуса сахарного завода в городе Жнин, превратив их в комфортный и при этом невероятно аутентичный гостиничный комплекс.
Асимметрия опор
Многоквартирный дом с коммерческой «базой» на итальянском курорте Лидо-ди-Йезоло по проекту бюро ELASTICOFarm и BPLAN Studio.
Проект Италия
В итальянской коммуне Таварнелле-Валь-ди-Пеза построили новую штаб-квартиру компании Furla. В студии GEZA Architettura попробовали интегрировать свою сугубо индустриальную архитектуру в природный ландшафт Тосканы.
Быстрое течение
Новый проект Брусники для Тюмени: на месте бывших портовых территорий появится жилой район с разнообразной застройкой и общественными пространствами. К разработке мастер-плана подключилось бюро Mandaworks, к архитектуре – ODA и Stefan Forster.
Технологии и материалы
Решения Hilti для светопрозрачных конструкций
Чтобы остекление было не только красивым, но надёжным и безопасным, изначально необходимо выбрать витражную систему, подходящую для конкретного объекта. В зависимости от задач, стоящих перед архитекторами и конструкторами, Hilti предлагает ряд решений и технологий, упрощающих работу по монтажу светопрозрачных конструкций и обеспечивающих надежность, долговечность и безопасность узлов их крепления и примыкания к железобетонному каркасу здания.
Квартира «в стиле Дружко»
Дизайнер Александр Мершиев о ремонте для телеведущего Сергея Дружко и возможностях преобразования пространства при помощи красок Sikkens.
Потолки для мультизадачных решений
Многообразие функциональных потолочных решений Knauf Ceiling Solutions позволяет комплексно решать максимально широкий спектр задач при создании комфортных, эстетически и стилистически гармоничных интерьеров.
Внутри и снаружи:
архитектурные решения КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Системы КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®, включающие цементную плиту, обладают достоинствами, которые проявляют себя как в процессе монтажа, так и при отделке, и в эксплуатации. Они хорошо подходят для нетиповых решений. Вашему вниманию – подборка жилых комплексов с разнообразными примерами использования данной технологии.
Во всем мире: опыт использования систем КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ®...
Разработанная компанией КНАУФ технология АКВАПАНЕЛЬ® отвечает высоким требованиям к надежности отделочных решений, причем как в интерьере, так и на фасадах. В обзоре – о том, как данная технология применяется за рубежом на примере известных – общественных и жилых – зданий.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
На заводе «Грани Таганая» открылась вторая производственная...
В конце 2021 года была открыта вторая производственная линия завода «Грани Таганая». Современное европейское оборудование позволяет дополнить коллекции FEERIA и «GRESSE» плиткой крупных форматов и производить 7 млн. квадратных метров керамогранита в год.
Duravit для Сколково
В новом городе, рассчитанном на инновации, и сантехника современная и качественная. От компании Duravit.
Куда дальше? В Ираке появился объект с российским...
Много стекла, света, белые тона в наружной отделке, интересные геометрические детали в оформлении фасадов – фирменный стиль Lalav Group графичный и минималистичный. Он отсылает к архитектуре современных мегаполисов, хотя жилой комплекс Wavey Avenue расположен всего в нескольких километрах от древней цитадели.
Изящная длина
Ригельный кирпич благодаря необычному формату завоевывает популярность и держится в трендах уже несколько лет. Рассказываем, когда уместно использовать этот материал, и каких эффектов он позволяет добиться.
Пятерка по химии
Компания «Новые Горизонты» разработала и построила в Семеновском сквере Москвы игровой комплекс «Атомы». Авторская площадка мотивирует детей к общению и активности, а также служит доминантой всего сквера.
Punto Design: как мы создаем мебель для общественных пространств...
Наши изделия разрабатываются совместно с ведущими мировыми дизайнерами и архитекторами – профессионалами со всего мира: студиями «Karim Rashid», «Pastina», «Gibillero Design», «Studio Mattias Stendberg», «Arturo Erbsman Studio», Мишелем Пена и другими.
Сейчас на главной
Искусство в стекле
Многофункциональный центр «Боржиславка» пражское бюро Aulík Fišer architekti точно вписало в сложный рельеф участка. Многочисленные объекты современного паблик-арта стали неотъемлемой частью архитектурного решения.
Вибрация Флоренции
Итальянское Lino bistro расположилось в престижном районе Москвы, а бюро ARCHPOINT постралось сделать пространство расслабленным и приглашающим: здесь приятно встретиться за кофе и поужинать в торжественной, но не слишком, обстановке.
Проявление ступеней
Проект 9-этажного дома комфорт-класса на окраине Воронежа проявляет привычный прием двухярусной сетки фасада в объеме: так у части квартир появляются открытые террасы, а силуэт приобретает некоторую асимметричную зиккуратистость.
Градсовет Петербурга 25.05.2022
Градсовет рассмотрел дом от Евгения Герасимова на Петроградской стороне и жилой квартал на Пулковском шоссе от Сергея Орешкина. Обе работы получили поддержку экспертов, но прозвучало мнение о проблемах с масштабом и разнообразием в новой застройке.
Незаживающая рана
Проект «памятника последнему геноциду» Георгия Федулова занял 3 место на международном конкурсе. Памятник, ради которого проводился конкурс, планируется установить в канадском городе Брамптоне.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Уголок в лесу
В проекте загородного дома RoomDesignBuro использует несколько нестандартных решений: каркасную систему на фанерных коннекторах, угловой план, мягкую кровлю и магнезиевое покрытие полов.
Народный театр XXI века
На Тайване завершено строительство Тайбэйского центра исполнительских искусств по проекту OMA. Здание рассчитано на смелые эксперименты и иную, чем обычно, социальную позицию театра.
Выше супремума
Максим Кашин разместил в своей мастерской пространственную инсталляцию, посвященную супрематизму, но на него не похожую – авторы исследуют границы и возможности направления, декларированного Малевичем. Свой супрематизм они называют новым.
Энергия искусства вместо электричества
В Ташкенте представлен проект реновации здания электростанции, где располагается Центр современного искусства, а также проекты арт-резиденций в Старом городе. Автором выступило французское бюро Studio KO.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Что вы хотите знать об архбетоне?
– теперь можно спросить.

Запускаем проект, посвященный архитектурному бетону, и предлагаем архитекторам, которые работают с этим актуальным материалом, так же как и тем, кто собирается начать, задать свои вопросы производителям.
Несущий свет
Новый ландшафтный объект красноярского бюро АДМ – решетчатый «забор» на склоне Енисея, в противовес названию совершенно проницаем и открывает путь к террасе над рекой. Форма его узнаваемо-современна.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Расскажи мне про Австралию
Способны ли волнистые линии на белом фоне перенести клиентов московского кафе на побережье Австралии? Напомнить о просторе, морском воздухе, волнах? На этот вопрос попытались ответить в своем проекте авторы интерьера кафе WaterFront.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Прохлада в степи
Многоуровневая вилла в Ростовской области, отвечающая аскетичному природному окружению чистыми формами, слепящим белым и зеркалом воды.
Войти в матрицу
Девять отсутствующих колонн, форму которых создает лишь обвивший их плющ из кортеновской стали, дизайнер и художник Ху Цюаньчунь собрал в плотный кластер, противостоящий индустриализации окружающих территорий.
Сосновый дзен
Загородный дом от бюро «Хвоя» с характерным лиризмом и чертами японской традиционной архитектуры, построенный меж сосен Карельского перешейка.
Любовь и мир
В Доме МСХ на Кузнецком мосту открылась выставка Василия Бубнова. Он известен как автор нескольких монументальных композиций в московском метро, Артеке и Одессе, но в последние 30 лет работал в основном как очень плодовитый станковист.
Бетон, дерево и кофе
Замысел нового кофе-плейса, спрятанного в глубине дворов на Мясницкой, родился в городе Орле и отчасти реализован орловскими мастерами по дереву. Кофейня YCP совмещает минимализм подхода с натуральными материалами: дубовой мебелью и бетонными потолками.
Пресса: Неотвратимость счастья
Григорий Ревзин о том, как Сен-Симон назначил утопию государственным долгом. Сен-Симон относится к ограниченному числу подлинных пророков веры в социализм, что вселяет известную робость любому, кто собирается о нем писать,— в него инвестировано слишком много надежд, светлых мыслей и желаний.
Кирпичный супрематизм
Арт-центр TIC создавался как символ и важный общественный центр гигантского, динамично развивающегося промышленного района на окраине городского округа Фошань.
Винный дом
Счастливая история возрождения заброшенного особняка в качестве ресторана с энотекой и новой достопримечательности Воронежа.
Каспийские дары
Рыбное бистро и лавка в центре Махачкалы по проекту Studio SHOO: яркие росписи, морские канаты для зонирования и вид на город.