24.07.2007

Искусство строить карточный дом

В галерее Stella Art foundation открылась выставка Юрия Аввакумова «ИГРЫ», которую знаменитый «бумажный архитектор», один из основателей и летописец движения, приурочил к своему пятидесятилетию. Она похожа на выборочную ретроспективу – здесь собраны объекты на тему традиционных игр

информация:

открыть большое изображение

Персональная выставка – самый изящный способ отметить юбилей архитектора. Одновременно праздник и отчет о проделанной работе. Новый замысел Юрия Аввакумова, однако, счастливо избегает даже намека на тяжеловесную каталожность, потому что он очень камерный и целиком посвящен играм. Это неудивительно – в прошлом году состоялась более масштабная ретроспектива, а с другой стороны – месяц назад одна из работ Аввакумова получила премию Людвига Гизе от LETTER Foundation, главную и единственную награду, врученную на 10-й Триеннале скульптуры в Феллбахе. Премировали объект «Форт Асперен», карточный домик, изображающий реальную голландскую крепость с таким же названием. Его хрупкая конструкция способна складываться и раскладываться благодаря тому, что все карты нанизаны на одну нитку.

Выбор престижной международной выставки подтолкнул знаменитого «бумажного архитектора» к тому, чтобы реализовать давний замысел – таким образом зрители получили ретроспективу «игрового жанра» в творчестве Аввакумова – небольшую и эфемерную, но от этого не менее увлекательную выставку ИГРЫ, которая объединяет несколько разных видов объектов, актуальных для автора и раньше вместе не собиравшихся.

Здесь имеются бронзовые «городки», больше всего подходящие под определение скульптуры благодаря своей тяжести и материалу. Своего рода ответ современного искусства греческому мальчику, играющему в свайку. Городки – тема относительно недавняя для Аввакумова, впервые она появилась в 1992 году в виде рисунка-проекта; потом несколько лет назад возникла огромная металлическая конструкция на «Арт-клязьме», по всем параметрам превышающая сооружение, доступное для разрушения битой, от этого неуязвимая и продолжающая до сих пор украшать пляж курорта «Пирогово». Сейчас городки складываются в развитый экспозиционный сюжет, который имеет начало – рисунок с проектом, середину, где четыре изображенных объекта овеществляются, собранные из бронзовых цилиндриков в городошные фигуры, и завершение – видеоролик с человеком в спортивном костюме, играющем в городки. Получается полный цикл – от замысла до действия.

Сам автор признается, что кино раскрывает парадоксальность традиционной российской игры, в которой кто-то сначала долго и бережно складывает хитроумную и ненадежную конструкцию, прилаживает части, добивается совершенства, а затем одним махом разбивает то, над чем только что колдовал, задерживая дыхание. Вообще у «игровой» темы Юрия Аввакумова есть лейтмотив и он определенно связан с разрушением и восстановлением чего-то очень хрупкого. Он выбирает такие игры, где по сюжету надо сначала аккуратно строить, а потом – одним махом ломать. И – то ли стремится преодолеть эту несправедливость, то ли просто размышляет на тему.

На выставке безусловно лидируют динамические карточные домики. Юрий Аввакумов изобрел их для конкурса «Кукольный дом», который проводился британским союзом архитекторов RIBA в 1982 году. Тогда 26-летний архитектор соединил хорошо известную игру в карточный дом с идеей, сформулированной в кинетическом объекте «Самовозводящийся дом» Вячеслава Колейчука, который значился консультантом отправленного на выставку проекта. «Дом» Колейчука был в своем 1969 году фантастической утопией на тему строительства в условиях крайнего севера – по привозе на место он должен был мгновенно разворачиваться в полный рост. Он вовсе не был рассчитан на реальность, однако нотки шестидесятнического пафоса в нем имелись. Разворачивание было взрывным – именно эту особенность позаимствовал Юрий Аввакумов. Применив ее к однозначно игрушечному и поэтому «кукольному» материалу – игральным картам. Первый, посланный в Англию домик держался на резинках и вылетал из своей коробки, по собственному признанию автора, «как чертик из табакерки». В этом было много динамики, однако такой объект сложно выставлять, потому что после того, как он один раз развернулся, сложить его обратно, чтобы продемонстрировать эффект второй раз, может только автор.

Поэтому Юрий Аввакумов доработал идею, заменив резинки нитками. Объекты потеряли часть взрывной энергии, обзаведясь взамен толикой меланхолической лиричности и – главное – они стали легко управляемыми, говоря по-современному интерактивными. Сложить и развернуть такую конструкцию может любой зритель, потянув за веревочку или покрутив за ручку. Усовершенствованное изобретение породило ряд объектов  разнообразного устройства – один из которых и получил недавно премию в Германии. Несколько его сестер показано на московской юбилейной выставке: это башня-небоскреб, буква «H» из карт с золоченым обрезом – сделанная по заказу Hermes, стыдливая красная кабина с крутящимся рычагом как в колодце и затейливый «русский дом» из чернофонных «палехских» картинок.

Таким образом Юрий Аввакумов предлагает своим зрителям поиграть, но не так, как все привыкли. Получается игра на тему игры, плюс игра со смыслами нарисованного на картах – игры складываются в любимую автором матрешку, наслаиваются и перемешиваются с затейливой серьезностью. Никаких прямых аллюзий на картежничество нету вообще – а есть, может быть, воспоминание о детском карточном домике, воспетом в картине Зинаиды Серебряковой. Если посмотреть с этой стороны, то тоже очевидно смещение и смешивание смыслов: в обычной игре строение недолговечно и тем ранимее, чем сложнее. Это образ неуловимой мечты – построишь, тронешь – упадет. Нанизывая свои карты на нити, Аввакумов облегчает труд восстановления, усовершенствует мечту, изымая из нее неосуществимость. Надо ли говорить, что это главная тема утопии русского авангарда – придумать так, чтобы счастье было надежно, достижимо и управляемо. Чтобы до неба можно было догрести веслами, а электрическая лампочка освещала путь в будущее. Юрий Аввакумов, знаменитый знаток и собиратель этой утопии, абстрагирует ее смысл и вкладывает его в намеренно легкую форму – в такую, где она может успешно существовать. Даря таким образом новую жизнь авангардной утопии. Ведь что такое русский авангард, как не попытка удержать в целости  карточный домик?

открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение
открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Антон Лукомский
  • Зураб Басария
  • Левон Айрапетов
  • Анатолий Столярчук
  • Екатерина Грень
  • Никита Токарев
  • Сергей Чобан
  • Тотан Кузембаев
  • Лукаш Качмарчик
  • Сергей Переслегин
  • Александра Кузьмина
  • Роман Леонидов
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Скокан
  • Павел Андреев
  • Арсений Леонович
  • Магда Чихонь
  • Станислав Белых
  • Никита Явейн
  • Олег Мединский
  • Карен Сапричян
  • Андрей Романов
  • Олег Карлсон
  • Антон Надточий
  • Наталия Шилова
  • Валерий Лукомский
  • Иван Кожин
  • Сергей Скуратов
  • Полина Воеводина
  • Магда Кмита
  • Николай Переслегин
  • Шимон Матковски
  • Александр Асадов
  • Михаил Канунников
  • Владимир Плоткин
  • Константин Ходнев
  • Владимир Биндеман
  • Дмитрий Васильев
  • Антон Бондаренко
  • Сергей Труханов
  • Дмитрий Селивохин
  • Дмитрий Ликин
  • Александр Бровкин
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Сергей Кузнецов
  • Сергей  Орешкин
  • Евгений Герасимов
  • Андрей Асадов
  • Илья Уткин
  • Антон Барклянский
  • Георгий Трофимов
  • Никита Бирюков
  • Антон Яр-Скрябин
  • Сергей Сенкевич
  • Петр Фонфара
  • Антон Ладыгин
  • Вера Бутко
  • Игорь Шварцман
  • Даниил Лоренц
  • Юлия Тряскина
  • Юлий Борисов
  • Владимир Ковалёв
  • Николай Миловидов
  • Наталья Сидорова
  • Валерия Преображенская
  • Всеволод Медведев
  • Андрей Гнездилов
  • Алексей Курков
  • Александр Попов
  • Олег Шапиро
  • Илья Машков
  • Екатерина Кузнецова

Постройки и проекты (новые записи):

  • Дом для двух художников
  • Кибитка. Проект фестиваля «Архстояние 2017»
  • Административно-деловое здание в Мясницком проезде
  • AYB School в Ереване
  • Развитие территории курорта Paradise waters
  • Концепция развития туристического бренда Дрезны
  • ЖК Wood City
  • Контур-Парк
  • Поселок «Рафинад»

Технологии:

18.05.2018

ALT F50. Ловец света и тепла

Профильная система ALT F50 от Группы компаний «АЛЮТЕХ» предназначена для изготовления светопрозрачных и энергоэффективных конструкций любого типа – от зимнего сада до высотных зданий.
АЛЮТЕХ
16.05.2018

Крепче паутины

Учёные из стокгольмского Королевского технологического института создали очень крепкий биополимер из целлюлозы.
16.05.2018

Минималистичные камни, мрамор и оникс: новые гаммы керамогранита Italon

Компания Italon представила на BATIMAT RUSSIA 2018 две новые коллекции керамогранита. Charme Extra и Genesis имитируют натуральный камень и позволяют создавать небанальные сочетания цветов и фактур.
ЗАО «Керамогранитный Завод»
25.04.2018

Технический портал Extranet от ALUCOBOND® предлагает множество новых удобных функций для проектировщиков

BIM-модели, шейдеры, расчет ветровых нагрузок, альбомы типовых технических решений и многое другое – на обновленном техническом портале Extranet от производителя оригинальных панелей ALUCOBOND®.
ALUCOBOND®
10.04.2018

Cенсорные дисплеи Novotouch: технологии для хай-тек интерьеров

Решения для командной работы архитекторов и дизайнеров, также как и для интерьеров общественных пространств, офисов, ресторанов.
ООО "НОВОТАЧ"
другие статьи