Эксперимент во имя города

15 февраля в бизнес-центре «Арбат» состоялся круглый стол, посвященный теме «Авторская архитектура кварталов: градостроительный и потребительский аспекты».

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

17 Февраля 2012
mainImg
Это мероприятие анонсировалось как дискуссия самого широкого толка. В частности, организаторы обещали обсудить, почему девелоперы приходят к необходимости привлекать к разработке масштабного проекта сразу нескольких архитекторов и насколько это повышает потребительские свойства создаваемых объектов. Но в итоге некоторые из этих вопросов были затронуты лишь вскользь, а центральной темой стало развитие «Садовых кварталов» – едва ли не единственного пока в российской практике успешного примера «группового» подхода к проектированию. Кстати, и приглашены на круглый стол были те, кто непосредственно участвует в реализации данного проекта: архитекторы Сергей Скуратов («Сергей Скуратов Architects», генеральный проектировщик), Юрий Григорян («Проект Меганом»), Иван Щепетков («Бюро 500») и Сергей Никольский» (бюро «А-Б»), а также Аркадий Воловник, вице-президент по развитию девелоперских проектов УК Уникор (которая «Садовые кварталы» строит), и Дмитрий Кузнецов, директор департамента элитной недвижимости инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet (которая продает там квартиры).

Собственно, речь шла даже не обо всех «Садовых кварталах» (11 га территории, 450 тысяч квадратных метров застройки), а об их первой очереди, которая сейчас вовсю возводится и в следующем году должна быть сдана в эксплуатацию. Впрочем, и Аркадий Воловник, и Сергей Скуратов кратко напомнили собравшимся историю проекта: в частности, девелопер признался, что сначала заказывал разработку концепции комплекса иностранным зодчим, а архитектор рассказал, что команда проектировщиков набиралась по принципу способности вести диалог и работать в жанре «умной современной архитектуры». Соблюсти чистоту указанного жанра здорово помог разработанный «Сергей Скуратов Architects» дизайн-код, четко регламентирующий высоту, габариты и функциональное предназначение будущих построек «Садовых кварталов», а также основной отделочный материал – кирпич. После этого сообщения модератор дискуссии Валерия Мозганова поинтересовалась у остальных архитекторов, насколько комфортно им было работать со столь жестким регламентом. Юрий Григорян ответил, что никаких ограничений не заметил, Иван Щепетков поблагодарил Сергея Скуратова за интересное сотрудничество, а Сергей Никольский рассказал, что бюро «А-Б» отказалось от всех канонов и спроектировало здание непрямоугольное и некирпичное. Этот дом – целиком стеклянный и «очень выпуклый» – обещает стать одним из самых необычных лэндмарков нового квартала.

Повторно взяв слово, Сергей Скуратов подчеркнул уникальность проекта, в котором создается целостная среда обитания, и его исключительное значение для города. «Фактически на отдельно взятых 11 гектарах предпринята попытка решить все те градостроительные и социальные проблемы, которые так остро стоят перед современной Москвой», – уверен архитектор. Речь и о нехватке зеленых насаждений (а кварталы недаром называются «Садовыми» – скверов, парков и прочих благоустроенных пешеходных пространств здесь обещано аж на 6 га), и о дефиците парковочных мест (подземный многоуровневый паркинг создается под всем комплексом), и о решении транспортного вопроса (разработанный генплан предусматривает, что 3-я Фрунзенская улица будет продолжена до Большой Пироговской, а улицы Ефремова и Усачева реконструированы). «То, что делается в «Садовых кварталах» – это героическая попытка преодолеть невнимание к проблеме города, к проблеме баланса между общественным пространством и приватным. В «Садовых кварталах» городские интересы преследует главный архитектор и девелопер, потому что они понимают эту ценность», – отметил Юрий Григорян.

Впрочем, говорить о том, что эти замыслы действительно будут реализованы, рано, хотя хотя и стройка в режиме «нон-стоп», и тот факт, что все 11 га находятся в собственности у девелопера (а не в долгосрочной аренде), заставляют верить в то, что намерения застройщика более чем серьезны. «Мы могли бы сделать тут самые простые невыразительные дворы и существенно сэкономить, – признался Аркадий Воловник, – но мы решили, что целостность будущего комплекса нам важнее и стремимся обеспечить ее за счет архитектурного и ландшафтного решения». Иными словами, то, что на Западе давно является нормой – забота об экологии, удобстве среды обитания и продуманности архитектурного облика масштабного проекта, – у нас пока еще преподносится как личный подвиг девелопера и, в сущности, именно им и является. Конечный потребитель, как оказалось, такой подход очень приветствует, голосуя за «Садовые кварталы» рублем, что же касается города, то мегаполис, видимо, оценит его только после того, как проект будет реализован.

Архитектурный критик Николай Малинин задал резонный вопрос: неужели мы должны дождаться 2017 года, чтобы понять, насколько эффективны и успешны проекты, подобные «Садовым кварталам»? Собравшиеся как пример привели сначала Остоженку, где эксперимент по созданию целостной среды обитания очевидно провалился, а затем Сколково, где город-сад таки обещают построить, но рассчитан он будет не на постоянных, а на временных жильцов и потому, скорее всего, сможет переварить любые эксперименты. «Садовые кварталы» же пока действительно не имеют аналогов – и, возможно, так и останутся совершенно уникальной для Москвы территорией, где будет соблюден долгожданный баланс между элитарностью и открытостью.
На круглом столе. Фото: А.Мартовицкая
«Садовые кварталы». Сергей Скуратов ARCHITECTS. Визуализация.
Сергей Скуратов ARCHITECTS
Сергей Скуратов ARCHITECTS
Сергей Скуратов ARCHITECTS
Сергей Скуратов ARCHITECTS
zooming
Объект бюро «А-Б»
Дома, спроектированные «Бюро 500»
Дома, спроектированные бюро «Проект Меганом»


17 Февраля 2012

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

Между Мегой и рекой
Парк у торгового центра, сделанный по всем канонам современного общественного пространства: здесь учтены потребности горожан, идентичность, экономическая и экологическая устойчивость.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Алгоритмы и экономия времени: архитектор Лео Штуккардт...
Лео Штуккардт, руководитель проектов в бюро MVRDV и выпускник программы «Новая норма» Института «Стрелка», приехал в Санкт-Петербург на международную конференцию In The City, где рассказал о своем новом проекте и объяснил, какими должны быть современные методы проектирования.
Пресса: Что хорошего в Москве оставила вполне шизофреническая...
Вчера не стало Юрия Лужкова. Двумя месяцами ранее ушел из жизни архитектор Александр Кузьмин. Он пробыл в должности главного архитектора Москвы с 1996 по 2012 год. Этот промежуток охватывает почти весь срок правления легендарного и противоречивого мэра.
МАРШ: Параметрическое проектирование
Курс «Параметрическое проектирование» призван восстановить связь между абстрактной геометрией, реальными материалами и производством. Представляем итоговые работы студентов, которые разработали фасады для паркинга – сложносочиненные, но не дорогие и удобные в монтаже.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Белые завихрения
В Чанша на юго-востоке Китая открылся центр культуры и искусства «Мэйсиху» по проекту Zaha Hadid Architects: это ансамбль из трех объемов – двух театров и музея.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.