Красно-белый палиндром

Неподалеку от станции метро «Электрозаводская», на набережной Яузы архитектурная мастерская «Сергей Скуратов Architects» проектирует многофункциональный комплекс. В состав нового квартала войдут жилые и офисные здания, а также несколько исторических корпусов столь характерной для этого района Москвы промышленной архитектуры, которые и задают стилистику всего объекта.

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

05 Декабря 2011
mainImg
Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Архитектурная концепция многофункционального жилого комплекса на Большой Почтовой
Россия, Москва, Большая Почтовая улица, вл. 30, 34

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: С.Скуратов. Главный архитектор проекта: В.Обвинцев. Архитектор: К.Харитонова

2011

ЗАО «Фирма »Глория"
Сегодня между Рубцовской набережной и Большой Почтовой улицей расположены многочисленные производства – созданные в разное время и для разных нужд, они образуют почти стихийную разношерстную застройку, которую с набережной из-за высокого забора не очень-то и разглядишь. Большую часть этих строений предполагается снести, так что в перспективе левый берег Яузы, которая делает в этом месте очередной плавный изгиб, должен приобрести совершенно новое «лицо». Для того чтобы определиться, каким именно оно может быть, новый владелец этой территории организовал архитектурный конкурс на лучшую концепцию ее застройки. Участникам состязания был предоставлен полный карт-бланш: кроме того, что в новом комплексе должно преобладать жилье, а его высота не может превышать 50 метров, никаких ограничений не было. По мнению жюри, автором самой интересной концепции, наиболее полно раскрывшей потенциал площадки, стал Сергей Скуратов.

Юридически данная территория состоит сразу из трех участков: два имеют форму длинных трапеций, вытянувшихся от улицы к реке, а третий представляет собой острый треугольник, «прирезанный» со стороны центра. Соответствующим образом в проекте надлежало предусмотреть и очередность строительства – Сергей Скуратов определил трапеции под жилье с большими пешеходными дворами, а на треугольнике, граничащем с внешним миром, разместил офисный комплекс. Дополнительные офисы архитектор предполагает организовать в нескольких сохраняемых заводских корпусах – один из них выходит на набережную, другой, наоборот, обращен к Большой Почтовой. Еще одно историческое здание находится в глубине будущего квартала – его Скуратов сохраняет частично, вводя в состав своего комплекса эффектную кирпичную башню квадратного сечения. Эта башня и становится своего рода точкой отсчета для системы координат нового архитектурного организма.

Поверх ее краснокирпичного облачения Скуратов пускает белый декор – можно считать это микроскопической инъекцией псевдоготики, которая нужна архитектору для того, чтобы подчеркнуть истинный возраст башни и одновременно задать палитру всего комплекса. И если фасады домов, обращенные непосредственно к ней, решены преимущественно в красном цвете, то плоскости, раскрытые сюда лишь частично, наоборот, оформлены белым. Фактически каждый объем Сергей Скуратов трактует как «перевертыш»: дома, которые с одного ракурса кажутся выложенными из кирпича, с обратной стороны неожиданно оказываются оштукатуренными, а те, что поначалу воспринимаются как полностью белоснежные объемы, наоборот, вдруг демонстрируют характерный темно-красный бок. На фасадах некоторых из домов материалы и вовсе «поженены», и тогда по ним разбегаются бело-красные пиксели или поверх плоскости одного цвета второй пущен тонкими ребрами либо присутствует в виде глубоких откосов. Столь же пеструю картину обнаруживаем на развертках в целом: к реке, например, обращены преимущественно светлые фасады, но фоном для них, выгодно оттеняющим парадную белоснежность, служит именно кирпич.

Имеющийся на участке небольшой перепад рельефа позволил организовать под всем комплексом двухэтажный подземный паркинг. Верхняя отметка кровли его -1 уровня находится на уровне мощения Большой Почтовой, а отметка пола -2 уровня совпадает с отметками проезжей части Рубцовской набережной. Соответственно, со стороны реки комплекс расположен на одноэтажном стилобате, а корпуса, выходящие на улицу, решены как отдельно стоящие строения. Оформлен стилобат очень по-скуратовски: его фасад набран из широких вертикальных ребер, которые затем прорастают высоко вверх по торцам жилых башен.

Сами дома (многоэтажные и многосекционные, в соответствии с заявленным заказчиком эконом-классом проектируемого жилья) расположены перпендикулярно набережной и фактически замыкают периметр каждой из трапеций. В одном случае квартал образован корпусами, которые в плане напоминают буквы «Г» и «L», а во втором похожая «L» дополнена прямой «I», причем каждое из зданий на самом деле представляет собой несколько спаянных между собой корпусов разной этажности. Благодаря этому они формируют между собой два комфортных и не похожих друг на друга двора, на территории которых предусмотрены площадки для детских садов (сами садики расположены на первых этажах по соседству с другими необходимыми комплексу нежилыми функциями), а между получившимися кварталами Сергей Скуратов проектирует пешеходный бульвар. Он не связывает набережную и улицу физически, но обеспечивает им прекрасную визуальную связь, точнее, обеспечит когда-нибудь в будущем, поскольку сегодня участок отрезан от Большой Почтовой внушительной автостоянкой, но архитектор надеется, что с появлением подземного паркинга она будет отсюда перенесена.

Интересно решен и офисный корпус, спроектированный на третьем – треугольном – участке. Для того, чтобы полностью использовать потенциал этого в общем очень небольшого кусочка земли и одновременно подчеркнуть его динамичную форму, Сергей Скуратов придумал для него раздваивающееся здание, в плане похожее на ножницы, лезвия которых разъезжаются в разные стороны. При этом часть, расположенная ближе к жилью, полностью решена в его стилистике, а корпус, который максимально отодвинут от основной застройки, выполнен в кирпиче. Своего рода форпост нового района, он одновременно рассказывает и о промышленном прошлом участка, и о современном облике его архитектуры.
Генплан
Северный фасад
Южный фасад
Западный фасад
Восточный фасад


Архитектор:
Сергей Скуратов
Проект:
Архитектурная концепция многофункционального жилого комплекса на Большой Почтовой
Россия, Москва, Большая Почтовая улица, вл. 30, 34

Авторский коллектив:
Руководитель авторского коллектива: С.Скуратов. Главный архитектор проекта: В.Обвинцев. Архитектор: К.Харитонова

2011

ЗАО «Фирма »Глория"

05 Декабря 2011

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
Технологии и материалы
Хай-тек палаццо: тонкости воплощения
Подробно рассказываем о фасадных системах и объектных решениях компании HILTI, примененных в клубном доме «Кутузовский, 12».
Проект дома – АБ «Цимайло Ляшенко и Партнеры».
Дмитрий Самылин: российский «авторский» кирпич и...
Глава фирмы «КИРИЛЛ» рассказал archi.ru о кирпичном производстве в России, новых российских заводах кирпича и клинкера ручной формовки, о новых коллекциях, разработанных с учетом пожеланий архитекторов, а также пригласил на семинар по клинкеру в «Руине» Музея архитектуры.
Эволюция офиса
Задача дизайнера актуальных офисных интерьеров – создать функциональную среду, приятную эстетически и комфортную во всех смыслах.
Технологии сохранения тепла от Realit®
Ежегодно команда Realit® развивает, модернизирует собственные разработки и выводит на рынок совершенно новые архитектурные системы в соответствии с растущими потребностями современного строительства, а также изменениями в СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003»
Формула здоровья от Baumit Klima
Серия экологически чистых, антибактериальных строительных материалов Baumit Klima на известковой основе формирует здоровый микроклимат в доме, регулирует температуру и влажность, гарантирует чистоту и свежесть воздуха.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Сейчас на главной
Леонидов и Ле Корбюзье: проблема взаимного влияния
Памяти Юрия Павловича Волчка. Статья готовилась к V Хан-Магомедовским чтениям «Наследие ВХУТЕМАС и современность». В ней рассматривается проблема творческого взаимодействия Ле Корбюзье и Ивана Леонидова, раскрывающая значение творчества Леонидова и школы ВХУТЕМАСа, которую он представляет, для формирования основ формального языка архитектуры «современного движения».
Памяти Юрия Волчка
Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.
Все о Эве
Общим голосованием студентов и преподавателей лондонской школы Архитектурной ассоциации выражено недоверие директору этого ведущего мирового вуза, Эве Франк-и-Жилаберт, и отвергнут ее план развития школы на ближайшие пять лет. В ответ в управляющий совет АА поступило письмо известных практиков, теоретиков и исследователей архитектуры, называющих итог голосования результатом сексизма и предвзятости.
Клетка Фарадея
Проект клубного дома в 1-м Тружениковом переулке – попытка архитекторов разместить значительный объем на крошечном пятачке земли так, чтобы он выглядел элегантно и респектабельно. На помощь пришли металл, камень и гнутое стекло.
Цвет и линия
Находки бюро «А.Лен» для проектирования бюджетного детского сада: мозаика нерегулярных окон и работа с цветом.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Союз искусства и техники
Интерес к архитектуре 1930-х для Степана Липгарта – путеводная звезда. В проекте дома «Amo» на Васильевском острове в Санкт-Петербурге архитектор взял за точку отсчета московское ар-деко – эстетское, с росписями в технике сграффито. И заодно развил типологию квартала как органической структуры.
На краю ледника
В горах на западе Норвегии, у ледника Юстедал, заработала туристическая база Tungestølen по проекту архитекторов Snøhetta. Ее фасады обшиты деревом, обработанным по средневековому методу – как у ставкирки.
Стекло и камень
В штате Вирджиния началась реконструкция руин дома Фрэнсиса Лайтфута Ли – одного из «подписантов» Декларации независимости США (1776). Чтобы не нарушить аутентичность сооружения, все новые части, включая конструктивные, будут выполнены из стекла.
Лучшее деревянное
Названы лауреаты премии «Дерево в архитектуре 2020». Работа жюри проходила в режиме он-лайн. Представляем все награжденные проекты.
Окна на Влтаву
В ходе реконструкции пражских набережных по проекту бюро Petr Janda / brainwork у них усилилась связь с городом и возникли разнообразные социальные и культурные функции.
Слоистый урбанизм
Реконструкцией бывшего промышленного района ZOHO в Роттердаме заняты планировщики ECHO Urban Design и архитекторы Orange Architects, Moederscheim Moonen, More Architects и Studio Nauta. Там появятся 550 квартир, включая социальное жилье.
Обратный отсчет
Проект мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» для московского Ленинградского проспекта: самое высокое здание в портфолио бюро и развитие традиций сталинской архитектуры.
Дворец спорта в Томске
Проект реконструкции Дворца зрелищ и спорта на окраине Томска предполагает трансформацию крытого катка, реализованного в 1970 году, с сохранением ядра, обстройкой с трех сторон и 8-этажной пластиной гостиницы.
Лучшая страна в мире
В Хельсинки названы 15 лучших построек финских архитекторов – результат очередного смотра-биеннале, который проводят национальные музей архитектуры и ассоциация архитекторов, а также фонд Алвара Аалто.
Допожарный классицизм
По проекту «Гинзбург Архитектс» отреставрирован особняк бригадира А.П. Сытина – редкий памятник московской деревянной архитектуры начала XIX века.
Пресса: «Люди спрашивают, не Марсу ли, богу войны, он посвящен?»
Историк архитектуры Сергей Кавтарадзе объясняет, чем хорош и чем плох храм Минобороны, открытый в Подмосковье. 14 июня в подмосковной Кубинке прошла церемония освящения Главного храма Вооруженных сил России. Настоятелем нового храма стал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Внешний вид храма Минобороны удивил многих — его раскритиковали в соцсетях, за мрачность сравнивая с объектом из игры Warhammer.
Приручение модернизма
Из жесткого образца позднесоветского градостроительства, эспланады между так и оставшимся на бумаге музеем Ленина и Горсоветом, площадь Азатлык в Набережных Челнах благодаря проекту бюро DROM превратилась в привлекательное, многофункциональное и полицентричное общественное пространство.
Идеальный план
Круглый дом теперь есть не только в Матвеевском, но и в Лозанне: общежитие Vortex из бетона и дерева на 1000 студентов с пандусом длиной почти 3 километра по проекту архитекторов Dürig AG и IttenBrechbühl опробовали в этом январе участники III Зимней юношеской Олимпиады.
5 «дистанционных» экскурсий по знаменитым зданиям:...
Экскурсия по «двойному дому» Фриды Кало и Диего Риверы, игра «в современное искусство» от Центра Помпиду, видеотур по монастырю Ле Корбюзье, а также пятиминутные прогулки по проектам Ф.Л. Райта и виртуальный «Лего-дом» от BIG.
Пресса: Урбанистика на карантине. Как строить город после...
В новейшей истории мало периодов, когда такое количество людей одновременно переживали потребность в альтернативе. Сейчас речь идет о тиражировании советского стандарта индустриального жилья на столетие вперед. Если его что и может победить, то именно вирус.
Метро у моря
Две станции метро в новом жилом и офисном районе Копенгагена Норхавн – в северной части порта. Авторы проекта – бюро COBE и архитектурное подразделение Arup.
Можно ли спасти арку?
Поговорили об «Арке Артплея» 1865 года с Ильей Заливухиным, Михаилом Блинкиным и Рустамом Рахматуллиным. Итог – три совершенно разные позиции.
«Тяжелое наследие» и его «нейтрализация»
В городке Браунау-ам-Инн на севере Австрии завершился архитектурный конкурс: дом XVII века, где родился Адольф Гитлер, будет превращен в отделение полиции по проекту Marte.Marte Architekten. Рассказываем о предыстории и обосновании этого проекта и публикуем интервью с партнером бюро Штефаном Марте.
Белый город
В проекте для южного региона России бюро ОСА использует многослойные фасады, играющие на образ курортной архитектуры, и в русле самых современных тенденций перемешивает социальные группы жильцов.
Шоколадные стены
Общественный центр с большим внутренним двором по проекту Taller Mauricio Rocha + Gabriela Carrillo в историческом центре мексиканской Куэрнаваки рассчитан на репетиции любительских оркестров, тренировки футболистов и курсы фотографии.
Отражая солнце
Дом Сергея Скуратова в Николоворобинском срежиссирован до мелких нюансов. Он адаптирует три исторических фасада, интерпретирует ощущение сложного города, составленного из множества наслоений, – и ловит солнце, от восточного до западного.
Часть целого
5 июня были объявлены лауреаты Архитектурной премии Москвы. В числе победителей – проект школы в Троицке на 2100 учеников со своей обсерваторией, IT-полигоном, музеем и оранжереей на крыше.
Пожарный цвет
Пожарная часть в Антверпене по проекту бюро Happel Cornelisse Verhoeven фасадами из красного глазурованного кирпича сразу сообщает прохожему о своей важной функции.
Архитектура как педагогика
Еще одна частная школа, в которой Архиматика реализует концепцию эстетического образования и ищет новую традицию: объединяя скандинавский и советский опыт, обращаясь к предметам искусства и внедряя энергоэффективные технологии.
Фантазия о дикой природе
На кампусе компании Vitra в Вайле-на-Рейне, в знаменитой «коллекции» зданий звездных авторов – пополнение: там создают сад по проекту Пита Аудолфа.
Пресса: Как клип трансформирует город. Григорий Ревзин о городе...
В надежде на будущее обычно присутствует то ли презумпция, что смутность настоящего не может не проясниться, то ли воля к ее прояснению. Будущее всегда стремилось к целостности — пожалуй, мы теперь в первый раз переживаем время, когда это не так.
Пучок травы на камне
Медиа-библиотека по проекту Co-Architectes на острове Реюньон в Индийском океане вдохновлена местными реалиями: базальтом и травой ветиверия.
Что будет с городом после пандемии
Два с половиной месяца изоляции не прошли даром для осмысления устройства современных городов, оказавшихся не подготовленными ко встрече с пандемией. Рассматриваем группы мнений и позиции экспертов, высказанные в прессе, блогах и видеоконференциях.
Музей на железной дороге
Новое здание Кантонального музея изящных искусств по проекту Barozzi Veiga – первый пункт мастерплана этих архитекторов: рядом с вокзалом Лозанны возникает арт-квартал Platform 10.
Курортная история
Про участок в Геленджике, планы развития которого начались в 2005 году и пришли к завершению только сейчас, миновав стадии многоквартирного дома среднего, затем большого размера и наконец воплотившись в таунхаусы со скатными кровлями.
Пресса: «Больше Щусева»
Проект реконструкции Каланчевского путепровода дважды изменен по настоянию градозащитников.