Неподалеку от станции метро «Электрозаводская», на набережной Яузы архитектурная мастерская «Сергей Скуратов Architects» проектирует многофункциональный комплекс. В состав нового квартала войдут жилые и офисные здания, а также несколько исторических корпусов столь характерной для этого района Москвы промышленной архитектуры, которые и задают стилистику всего объекта.
Генплан
Сегодня между Рубцовской набережной и Большой Почтовой улицей расположены многочисленные производства – созданные в разное время и для разных нужд, они образуют почти стихийную разношерстную застройку, которую с набережной из-за высокого забора не очень-то и разглядишь. Большую часть этих строений предполагается снести, так что в перспективе левый берег Яузы, которая делает в этом месте очередной плавный изгиб, должен приобрести совершенно новое «лицо». Для того чтобы определиться, каким именно оно может быть, новый владелец этой территории организовал архитектурный конкурс на лучшую концепцию ее застройки. Участникам состязания был предоставлен полный карт-бланш: кроме того, что в новом комплексе должно преобладать жилье, а его высота не может превышать 50 метров, никаких ограничений не было. По мнению жюри, автором самой интересной концепции, наиболее полно раскрывшей потенциал площадки, стал Сергей Скуратов.
Юридически данная территория состоит сразу из трех участков: два имеют форму длинных трапеций, вытянувшихся от улицы к реке, а третий представляет собой острый треугольник, «прирезанный» со стороны центра. Соответствующим образом в проекте надлежало предусмотреть и очередность строительства – Сергей Скуратов определил трапеции под жилье с большими пешеходными дворами, а на треугольнике, граничащем с внешним миром, разместил офисный комплекс. Дополнительные офисы архитектор предполагает организовать в нескольких сохраняемых заводских корпусах – один из них выходит на набережную, другой, наоборот, обращен к Большой Почтовой. Еще одно историческое здание находится в глубине будущего квартала – его Скуратов сохраняет частично, вводя в состав своего комплекса эффектную кирпичную башню квадратного сечения. Эта башня и становится своего рода точкой отсчета для системы координат нового архитектурного организма.
Поверх ее краснокирпичного облачения Скуратов пускает белый декор – можно считать это микроскопической инъекцией псевдоготики, которая нужна архитектору для того, чтобы подчеркнуть истинный возраст башни и одновременно задать палитру всего комплекса. И если фасады домов, обращенные непосредственно к ней, решены преимущественно в красном цвете, то плоскости, раскрытые сюда лишь частично, наоборот, оформлены белым. Фактически каждый объем Сергей Скуратов трактует как «перевертыш»: дома, которые с одного ракурса кажутся выложенными из кирпича, с обратной стороны неожиданно оказываются оштукатуренными, а те, что поначалу воспринимаются как полностью белоснежные объемы, наоборот, вдруг демонстрируют характерный темно-красный бок. На фасадах некоторых из домов материалы и вовсе «поженены», и тогда по ним разбегаются бело-красные пиксели или поверх плоскости одного цвета второй пущен тонкими ребрами либо присутствует в виде глубоких откосов. Столь же пеструю картину обнаруживаем на развертках в целом: к реке, например, обращены преимущественно светлые фасады, но фоном для них, выгодно оттеняющим парадную белоснежность, служит именно кирпич.
Имеющийся на участке небольшой перепад рельефа позволил организовать под всем комплексом двухэтажный подземный паркинг. Верхняя отметка кровли его -1 уровня находится на уровне мощения Большой Почтовой, а отметка пола -2 уровня совпадает с отметками проезжей части Рубцовской набережной. Соответственно, со стороны реки комплекс расположен на одноэтажном стилобате, а корпуса, выходящие на улицу, решены как отдельно стоящие строения. Оформлен стилобат очень по-скуратовски: его фасад набран из широких вертикальных ребер, которые затем прорастают высоко вверх по торцам жилых башен.
Сами дома (многоэтажные и многосекционные, в соответствии с заявленным заказчиком эконом-классом проектируемого жилья) расположены перпендикулярно набережной и фактически замыкают периметр каждой из трапеций. В одном случае квартал образован корпусами, которые в плане напоминают буквы «Г» и «L», а во втором похожая «L» дополнена прямой «I», причем каждое из зданий на самом деле представляет собой несколько спаянных между собой корпусов разной этажности. Благодаря этому они формируют между собой два комфортных и не похожих друг на друга двора, на территории которых предусмотрены площадки для детских садов (сами садики расположены на первых этажах по соседству с другими необходимыми комплексу нежилыми функциями), а между получившимися кварталами Сергей Скуратов проектирует пешеходный бульвар. Он не связывает набережную и улицу физически, но обеспечивает им прекрасную визуальную связь, точнее, обеспечит когда-нибудь в будущем, поскольку сегодня участок отрезан от Большой Почтовой внушительной автостоянкой, но архитектор надеется, что с появлением подземного паркинга она будет отсюда перенесена.
Интересно решен и офисный корпус, спроектированный на третьем – треугольном – участке. Для того, чтобы полностью использовать потенциал этого в общем очень небольшого кусочка земли и одновременно подчеркнуть его динамичную форму, Сергей Скуратов придумал для него раздваивающееся здание, в плане похожее на ножницы, лезвия которых разъезжаются в разные стороны. При этом часть, расположенная ближе к жилью, полностью решена в его стилистике, а корпус, который максимально отодвинут от основной застройки, выполнен в кирпиче. Своего рода форпост нового района, он одновременно рассказывает и о промышленном прошлом участка, и о современном облике его архитектуры.
Северный фасад
Южный фасад
Западный фасад
Восточный фасад
|