Санкт-Петербург: сносу нет

Северная столица, где было вынесено сразу несколько судебных решений, связанных с охраной архитектурного наследия, стала в последние дни объектом номер один для отечественных СМИ. Одновременно с этим внимание журналистов привлек Псков, градостроительный комитет которого не принял проект охранных зон целого ряда памятников культуры. Об этих и других новостях читайте в нашем сегодняшнем обзоре прессы.

mainImg
Архитектурные памятники Санкт-Петербурга, чья судьба определялась в ходе нескольких не связанных друг с другом судебных заседаний, активнее всего привлекали внимание журналистов на этой неделе. Одно из вынесенных решений с радостью было встречено как градозащитниками, так и обычными петербуржцами. Речь идет о решении городского суда, удовлетворившего требования первого зампрокурора города: отныне принятый в 2004 году приказ  КГИОПа  «Об уточнении состава выявленных объектов культурного наследия» считается недействительным, а посему многие «приговоренные» к сносу старинные дома останутся на своем месте. «Рассмотрев многочисленные иски прокуратуры, суд установил: в 2004 году Смольный незаконно снял с охраны 38 исторических зданий, 20 из которых уже успели снести. На это громкое дело моментально отреагировали законодатели: вчера депутаты Законодательного собрания направили запрос губернатору Георгию Полтавченко с просьбой не опротестовывать это долгожданное решение в Верховном суде», – пишет «Невское время». В опубликованном материале приводятся слова градозащитника  и депутата ЗАКСа Алексея Ковалева, который хоть и празднует победу наравне со своими коллегами, но подчеркивает, что битва за город еще не окончена: «Решение можно смело назвать прорывом! Правда, у громкого решения горсуда может и не оказаться будущего, если нынешний глава КГИОПа подаст кассационную жалобу, и Верховный суд не согласится с решением суда Петербурга. В этом случае, мечту о сохранении многих памятников можно считать потерянной».  Алексей Ковалев направил письмо Георгию Полтавченко с просьбой о том, чтобы нынешний глава КГИОПа Александр Макаров не  подавал кассацию. Стоит отметить, что формально чиновникам теперь грозят штрафные санкции, но парламентарии и градозащитники уверены: в любом случае никого не накажут. Хотя по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) суд может оштрафовать чиновников или лишить свободы на срок до четырех лет».

Впрочем, сотрудники КГИОПа уже начали перестраховываться. Они утверждают, что на момент принятия печально известного решения действовали в рамках тогдашнего законодательства, а  определяющей  состояние каждого конкретного дома историко-культурной экспертизы на тот момент просто не существовали в природе. «КГИОП предпринимал необходимые действия, направленные на надлежащее исполнение полномочий по изучению и учету объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. Учитывая, что доводы КГИОП судом первой инстанции оценены не были, КГИОП будет обжаловать вынесенное решение в Верховный Суд Российской Федерации в установленный законом 10-дневный срок», –  сообщает Квадрат.ру.  

В эти же дни власти Санкт-Петербурга утвердили программу по сохранению исторического центра города, которая рассчитана на ближайшие десять лет. «Как рассказал 14 ноября губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, на нее будет выделено 300 миллиардов рублей. По словам Полтавченко, финансирование программы согласовано с премьер-министром России Владимиром Путиным», – сообщает Лента.ру

Еще одно судебное разбирательство, так же связанное с  архитектурным наследием, касается не только памятника культуры, но и его обитателей. Речь идет о Доме ветеранов сцены имени М. Савиной, нынешняя администрация которого обладает более чем свободными представлениями и том, что такое «реставрация». «На капремонт Дома ветеранов сцены  пять лет назад уже отпускались «благотворительные» миллионы. Теперь постановлением правительства Российской Федерации на реконструкцию выделено 2,59 млрд рублей. Из этой огромной суммы до конца текущего года необходимо освоить 450 млн. На эти деньги уже приобретены квартиры для семей сотрудников, сумевших получить постоянную регистрацию в зданиях, которые подлежат реконструкции, а также ударными темпами ремонтируется Дом отдыха в Комарово, принадлежащий общественной организации – Союзу театральных деятелей РФ. Именно туда уже  в декабре руководство СТД собирается переселить ветеранов, большая часть которых перешагнула 80-летний рубеж. Свое отрицательное отношение к этому переезду они неоднократно высказывали в письмах, адресованных и президенту РФ,  управление делами которого теперь занимается ремонтом, и секретариату Союза, предлагая разумное решение проблемы без стресса и человеческих потерь. В ответ – тишина», – пишет информагентство «Росбалт-Петербург».

Благодаря инициативе Олега Басилашвили и Рудольфа Фурманова в настоящий момент власти Санкт-Петербурга озаботились этим вопросом и планируют в ближайшее время провести выездное заседание на территории ДВС, а вице-губернатор уже взял ситуацию под свой личный контроль. «Наверное, теперь <...> решение о возбуждении уголовного дела в отношении руководства ДВС им М.Г.Савиной, бывшего и нынешнего, по ст.160 ч.3 УК РФ  (присвоение или растрата с использованием служебного положения) в порядке ст.144-145 УПК РФ, на котором настаивали специалисты Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, будет принято. Тогда и вопрос о выселении ветеранов в ненавистное им Комарово отпадет сам собой, ведь освободятся корпуса ДВС, в которых на коммерческой основе проживают совершенно посторонние люди», – добавляет агентство.

Будущее некоторых других местных  памятников архитектурного наследия уже определилось. О судьбе трех старинных зданий, чьи новые владельцы вплотную занялись вопросами реставрации, рассказывает в своем материале обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей» Дмитрий Ратников. «Фабрику братьев Бух на Васильевском острове приспособят под частную школу, а в богадельне Садовникова на Аптекарском поселится прокуратура. Еще одно здание – Новой бумагопрядильной фабрики – станет культурным центром». До настоящего момента все три постройки находились в аварийном состоянии,  сейчас в них ведутся реставрационные работы, согласованные с КГИОПом.

А вот в Пскове местный градостроительный комитет опять не принял проект охранных зон местных памятников культуры, который мог бы нанести значительный ущерб облику этого города. «Главная интрига вопроса заключалась в том, что, если прежний документ обеспечивал защиту всех памятников Пскова, включая ландшафт, то теперь в число охраняемых объектов вошли только 11. Ими оказались так называемые доминанты: ансамбль Кремля, церковь Богоявления со звонницей, церковь Иоанна Богослова на Милявице, церковь Константина и Елены, церковь Николая Чудотворца, ансамбль Спасо-Мирожского монастыря, Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, церковь Успения со звонницей, ансамбль Вознесенского монастыря, церковь Климента папы Римского и здание железнодорожного вокзала. Предполагается, что остальные памятники окажутся в зоне охраны перечисленных объектов и тоже останутся в неприкосновенности», – сообщает Псковское агентство информации. Члены градостроительной комиссии усмотрели в этом документе достаточно серьезные недоработки: «Проект не учитывает пространства всего Пскова», – высказала свою позицию председатель Псковского отделения ВООПИиК Ирина Голубева и обратила внимание, что несоблюдение высотности при строительстве объектов, может разрушить восприятие города, а для некоторых районов оказаться губительным. Кроме того, авторы, по мнению Ирины Голубевой, не разобрались с понятием ландшафт, а в некоторых случаях защитили объекты, которые не подлежат охране, например, кинотеатр «Октябрь». «Проект выполнен сухо и механистично. Мы считаем, что он не то что недоработан, он должен быть выправлен. Мы не видели заключения экспертов, но готовы оспорить. Имена экспертов никого не гипнотизируют», – заключила искусствовед. О недоработках проекта также говорили архитекторы Пскова, присутствовавшие на этом заседании. Репортаж с четвертого заседания местного градостроительного совета опубликовала и газета «Псковская губерния». «Специалисты неоднократно высказывали сомнения в том, что новые зоны гарантируют неприкосновенность исторической части Пскова. <...> Обсуждение затянулось на два часа. Резюмируя итог, глава администрации Петр Слепченко отметил, что в градостроительном совете сформировалось две группы, одна из которых выступает за то, чтобы «принять документ, который упрощает, либерализирует работу и имеет цель не порушить», другая настроена более консервативно. «Оппонентам проще. Найти минусы легче, чем конструктивно двигаться вперед. Основное, что я услышал – проект не доработан»,  – отметил глава администрации Пскова. – Хочу сказать, что город не заинтересован принимать документ, из-за которого администрация будет отбиваться от судов и от всплесков культурной общественности».

Впрочем, вопрос об архитектурном облике родного города волнует не только жителей Пскова. Достаточно серьезные изменения городского ландшафта могут произойти в ближайшие годы в Перми, где власти готовы начать большой градостроительный эксперимент. Об этом, а также о том, как сделать современные города не только пригодными для жизни, но и уютными, в своем интервью изданию «Бизнес-класс» рассказывает недавно перебравшийся в Пермь архитектурный критик Александр Ложкин. «Необходимо наладить диалог тех, кто разрабатывает генеральный план, проекты планировки, застраивает город, занимается его каждодневным благоустройством, – с теми, кто в городе живет и работает. Нужен механизм обратной связи с горожанами. Жителям надо объяснить, что такое мастер-план, генеральный план, и как он повлияет на их жизнь. Чтобы любой из горожан мог узнать, что планируют построить рядом с его домом, и выразить свое отношение к этому строительству. Надо, чтобы у людей была возможность ознакомиться с происходящими изменениями и повлиять на них. Важно, чтобы пермяки стали непосредственными участниками градостроительного процесса. В России примеров подобных механизмов пока нет. Выстроить их непросто, но я вижу, что понимание необходимости их существования у руководителей города есть, и думаю, что совместными усилиями задача будет решена».

В завершение обзора расскажем о публикации, посвященной тому, как архитектурные памятники восстанавливались в годы Великой Отечественной войны. Автор материала, размещенного в «Санкт-Петербургский ведомостях», эмигрант Исаак Загоскин, чья юность прошла в осажденном городе, обратился к читателям и властям города с необычной и очень трогательной просьбой. Он предложил установить на доме, где будет расположен вестибюль станции метро «Адмиралтейская», мемориальную доску в память о людях, восстановивших  это здание непосредственно во время войны. «Осенью 1941 года я вместе с мамой и младшей сестрой находился в бомбоубежище, расположенном в здании, где потом открылись кассы «Аэрофлота». В тот сентябрьский вечер бомба попала в дом, где скоро заработает новая станция метро. Это был первый дом в районе Невского проспекта, разрушенный вражеским снарядом. И он же оказался первым из восстановленных. Это было даже до окончания войны! Летом и осенью 1944 года весь город (без преувеличения) следил за кирпичной кладкой вырастающих этажей, которые возводил каменщик Куликов. Даже спустя столько лет я не забыл его фамилию. Кстати, в «Ленинградской правде» были опубликованы репортажи с этой первой после освобождения города от блокады стройке. Сегодня на Невском, недалеко от новой станции метро, сохранена надпись на доме: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Было бы неплохо и в вестибюле «Адмиралтейской» поместить памятную надпись о блокадной истории дома, «приютившего» станцию, назвать каменщика Куликова».
zooming
Панорама Пскова. Фото с сайта saltt.ru
zooming
Панорама Перми. Фото с сайта fedpress.ru

18 Ноября 2011

Похожие статьи
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.