Санкт-Петербург: сносу нет

Северная столица, где было вынесено сразу несколько судебных решений, связанных с охраной архитектурного наследия, стала в последние дни объектом номер один для отечественных СМИ. Одновременно с этим внимание журналистов привлек Псков, градостроительный комитет которого не принял проект охранных зон целого ряда памятников культуры. Об этих и других новостях читайте в нашем сегодняшнем обзоре прессы.

mainImg
Архитектурные памятники Санкт-Петербурга, чья судьба определялась в ходе нескольких не связанных друг с другом судебных заседаний, активнее всего привлекали внимание журналистов на этой неделе. Одно из вынесенных решений с радостью было встречено как градозащитниками, так и обычными петербуржцами. Речь идет о решении городского суда, удовлетворившего требования первого зампрокурора города: отныне принятый в 2004 году приказ  КГИОПа  «Об уточнении состава выявленных объектов культурного наследия» считается недействительным, а посему многие «приговоренные» к сносу старинные дома останутся на своем месте. «Рассмотрев многочисленные иски прокуратуры, суд установил: в 2004 году Смольный незаконно снял с охраны 38 исторических зданий, 20 из которых уже успели снести. На это громкое дело моментально отреагировали законодатели: вчера депутаты Законодательного собрания направили запрос губернатору Георгию Полтавченко с просьбой не опротестовывать это долгожданное решение в Верховном суде», – пишет «Невское время». В опубликованном материале приводятся слова градозащитника  и депутата ЗАКСа Алексея Ковалева, который хоть и празднует победу наравне со своими коллегами, но подчеркивает, что битва за город еще не окончена: «Решение можно смело назвать прорывом! Правда, у громкого решения горсуда может и не оказаться будущего, если нынешний глава КГИОПа подаст кассационную жалобу, и Верховный суд не согласится с решением суда Петербурга. В этом случае, мечту о сохранении многих памятников можно считать потерянной».  Алексей Ковалев направил письмо Георгию Полтавченко с просьбой о том, чтобы нынешний глава КГИОПа Александр Макаров не  подавал кассацию. Стоит отметить, что формально чиновникам теперь грозят штрафные санкции, но парламентарии и градозащитники уверены: в любом случае никого не накажут. Хотя по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) суд может оштрафовать чиновников или лишить свободы на срок до четырех лет».

Впрочем, сотрудники КГИОПа уже начали перестраховываться. Они утверждают, что на момент принятия печально известного решения действовали в рамках тогдашнего законодательства, а  определяющей  состояние каждого конкретного дома историко-культурной экспертизы на тот момент просто не существовали в природе. «КГИОП предпринимал необходимые действия, направленные на надлежащее исполнение полномочий по изучению и учету объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. Учитывая, что доводы КГИОП судом первой инстанции оценены не были, КГИОП будет обжаловать вынесенное решение в Верховный Суд Российской Федерации в установленный законом 10-дневный срок», –  сообщает Квадрат.ру.  

В эти же дни власти Санкт-Петербурга утвердили программу по сохранению исторического центра города, которая рассчитана на ближайшие десять лет. «Как рассказал 14 ноября губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, на нее будет выделено 300 миллиардов рублей. По словам Полтавченко, финансирование программы согласовано с премьер-министром России Владимиром Путиным», – сообщает Лента.ру

Еще одно судебное разбирательство, так же связанное с  архитектурным наследием, касается не только памятника культуры, но и его обитателей. Речь идет о Доме ветеранов сцены имени М. Савиной, нынешняя администрация которого обладает более чем свободными представлениями и том, что такое «реставрация». «На капремонт Дома ветеранов сцены  пять лет назад уже отпускались «благотворительные» миллионы. Теперь постановлением правительства Российской Федерации на реконструкцию выделено 2,59 млрд рублей. Из этой огромной суммы до конца текущего года необходимо освоить 450 млн. На эти деньги уже приобретены квартиры для семей сотрудников, сумевших получить постоянную регистрацию в зданиях, которые подлежат реконструкции, а также ударными темпами ремонтируется Дом отдыха в Комарово, принадлежащий общественной организации – Союзу театральных деятелей РФ. Именно туда уже  в декабре руководство СТД собирается переселить ветеранов, большая часть которых перешагнула 80-летний рубеж. Свое отрицательное отношение к этому переезду они неоднократно высказывали в письмах, адресованных и президенту РФ,  управление делами которого теперь занимается ремонтом, и секретариату Союза, предлагая разумное решение проблемы без стресса и человеческих потерь. В ответ – тишина», – пишет информагентство «Росбалт-Петербург».

Благодаря инициативе Олега Басилашвили и Рудольфа Фурманова в настоящий момент власти Санкт-Петербурга озаботились этим вопросом и планируют в ближайшее время провести выездное заседание на территории ДВС, а вице-губернатор уже взял ситуацию под свой личный контроль. «Наверное, теперь <...> решение о возбуждении уголовного дела в отношении руководства ДВС им М.Г.Савиной, бывшего и нынешнего, по ст.160 ч.3 УК РФ  (присвоение или растрата с использованием служебного положения) в порядке ст.144-145 УПК РФ, на котором настаивали специалисты Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, будет принято. Тогда и вопрос о выселении ветеранов в ненавистное им Комарово отпадет сам собой, ведь освободятся корпуса ДВС, в которых на коммерческой основе проживают совершенно посторонние люди», – добавляет агентство.

Будущее некоторых других местных  памятников архитектурного наследия уже определилось. О судьбе трех старинных зданий, чьи новые владельцы вплотную занялись вопросами реставрации, рассказывает в своем материале обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей» Дмитрий Ратников. «Фабрику братьев Бух на Васильевском острове приспособят под частную школу, а в богадельне Садовникова на Аптекарском поселится прокуратура. Еще одно здание – Новой бумагопрядильной фабрики – станет культурным центром». До настоящего момента все три постройки находились в аварийном состоянии,  сейчас в них ведутся реставрационные работы, согласованные с КГИОПом.

А вот в Пскове местный градостроительный комитет опять не принял проект охранных зон местных памятников культуры, который мог бы нанести значительный ущерб облику этого города. «Главная интрига вопроса заключалась в том, что, если прежний документ обеспечивал защиту всех памятников Пскова, включая ландшафт, то теперь в число охраняемых объектов вошли только 11. Ими оказались так называемые доминанты: ансамбль Кремля, церковь Богоявления со звонницей, церковь Иоанна Богослова на Милявице, церковь Константина и Елены, церковь Николая Чудотворца, ансамбль Спасо-Мирожского монастыря, Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, церковь Успения со звонницей, ансамбль Вознесенского монастыря, церковь Климента папы Римского и здание железнодорожного вокзала. Предполагается, что остальные памятники окажутся в зоне охраны перечисленных объектов и тоже останутся в неприкосновенности», – сообщает Псковское агентство информации. Члены градостроительной комиссии усмотрели в этом документе достаточно серьезные недоработки: «Проект не учитывает пространства всего Пскова», – высказала свою позицию председатель Псковского отделения ВООПИиК Ирина Голубева и обратила внимание, что несоблюдение высотности при строительстве объектов, может разрушить восприятие города, а для некоторых районов оказаться губительным. Кроме того, авторы, по мнению Ирины Голубевой, не разобрались с понятием ландшафт, а в некоторых случаях защитили объекты, которые не подлежат охране, например, кинотеатр «Октябрь». «Проект выполнен сухо и механистично. Мы считаем, что он не то что недоработан, он должен быть выправлен. Мы не видели заключения экспертов, но готовы оспорить. Имена экспертов никого не гипнотизируют», – заключила искусствовед. О недоработках проекта также говорили архитекторы Пскова, присутствовавшие на этом заседании. Репортаж с четвертого заседания местного градостроительного совета опубликовала и газета «Псковская губерния». «Специалисты неоднократно высказывали сомнения в том, что новые зоны гарантируют неприкосновенность исторической части Пскова. <...> Обсуждение затянулось на два часа. Резюмируя итог, глава администрации Петр Слепченко отметил, что в градостроительном совете сформировалось две группы, одна из которых выступает за то, чтобы «принять документ, который упрощает, либерализирует работу и имеет цель не порушить», другая настроена более консервативно. «Оппонентам проще. Найти минусы легче, чем конструктивно двигаться вперед. Основное, что я услышал – проект не доработан»,  – отметил глава администрации Пскова. – Хочу сказать, что город не заинтересован принимать документ, из-за которого администрация будет отбиваться от судов и от всплесков культурной общественности».

Впрочем, вопрос об архитектурном облике родного города волнует не только жителей Пскова. Достаточно серьезные изменения городского ландшафта могут произойти в ближайшие годы в Перми, где власти готовы начать большой градостроительный эксперимент. Об этом, а также о том, как сделать современные города не только пригодными для жизни, но и уютными, в своем интервью изданию «Бизнес-класс» рассказывает недавно перебравшийся в Пермь архитектурный критик Александр Ложкин. «Необходимо наладить диалог тех, кто разрабатывает генеральный план, проекты планировки, застраивает город, занимается его каждодневным благоустройством, – с теми, кто в городе живет и работает. Нужен механизм обратной связи с горожанами. Жителям надо объяснить, что такое мастер-план, генеральный план, и как он повлияет на их жизнь. Чтобы любой из горожан мог узнать, что планируют построить рядом с его домом, и выразить свое отношение к этому строительству. Надо, чтобы у людей была возможность ознакомиться с происходящими изменениями и повлиять на них. Важно, чтобы пермяки стали непосредственными участниками градостроительного процесса. В России примеров подобных механизмов пока нет. Выстроить их непросто, но я вижу, что понимание необходимости их существования у руководителей города есть, и думаю, что совместными усилиями задача будет решена».

В завершение обзора расскажем о публикации, посвященной тому, как архитектурные памятники восстанавливались в годы Великой Отечественной войны. Автор материала, размещенного в «Санкт-Петербургский ведомостях», эмигрант Исаак Загоскин, чья юность прошла в осажденном городе, обратился к читателям и властям города с необычной и очень трогательной просьбой. Он предложил установить на доме, где будет расположен вестибюль станции метро «Адмиралтейская», мемориальную доску в память о людях, восстановивших  это здание непосредственно во время войны. «Осенью 1941 года я вместе с мамой и младшей сестрой находился в бомбоубежище, расположенном в здании, где потом открылись кассы «Аэрофлота». В тот сентябрьский вечер бомба попала в дом, где скоро заработает новая станция метро. Это был первый дом в районе Невского проспекта, разрушенный вражеским снарядом. И он же оказался первым из восстановленных. Это было даже до окончания войны! Летом и осенью 1944 года весь город (без преувеличения) следил за кирпичной кладкой вырастающих этажей, которые возводил каменщик Куликов. Даже спустя столько лет я не забыл его фамилию. Кстати, в «Ленинградской правде» были опубликованы репортажи с этой первой после освобождения города от блокады стройке. Сегодня на Невском, недалеко от новой станции метро, сохранена надпись на доме: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Было бы неплохо и в вестибюле «Адмиралтейской» поместить памятную надпись о блокадной истории дома, «приютившего» станцию, назвать каменщика Куликова».
zooming
Панорама Пскова. Фото с сайта saltt.ru
zooming
Панорама Перми. Фото с сайта fedpress.ru

18 Ноября 2011

Похожие статьи
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.