Санкт-Петербург: сносу нет

Северная столица, где было вынесено сразу несколько судебных решений, связанных с охраной архитектурного наследия, стала в последние дни объектом номер один для отечественных СМИ. Одновременно с этим внимание журналистов привлек Псков, градостроительный комитет которого не принял проект охранных зон целого ряда памятников культуры. Об этих и других новостях читайте в нашем сегодняшнем обзоре прессы.

mainImg
Архитектурные памятники Санкт-Петербурга, чья судьба определялась в ходе нескольких не связанных друг с другом судебных заседаний, активнее всего привлекали внимание журналистов на этой неделе. Одно из вынесенных решений с радостью было встречено как градозащитниками, так и обычными петербуржцами. Речь идет о решении городского суда, удовлетворившего требования первого зампрокурора города: отныне принятый в 2004 году приказ  КГИОПа  «Об уточнении состава выявленных объектов культурного наследия» считается недействительным, а посему многие «приговоренные» к сносу старинные дома останутся на своем месте. «Рассмотрев многочисленные иски прокуратуры, суд установил: в 2004 году Смольный незаконно снял с охраны 38 исторических зданий, 20 из которых уже успели снести. На это громкое дело моментально отреагировали законодатели: вчера депутаты Законодательного собрания направили запрос губернатору Георгию Полтавченко с просьбой не опротестовывать это долгожданное решение в Верховном суде», – пишет «Невское время». В опубликованном материале приводятся слова градозащитника  и депутата ЗАКСа Алексея Ковалева, который хоть и празднует победу наравне со своими коллегами, но подчеркивает, что битва за город еще не окончена: «Решение можно смело назвать прорывом! Правда, у громкого решения горсуда может и не оказаться будущего, если нынешний глава КГИОПа подаст кассационную жалобу, и Верховный суд не согласится с решением суда Петербурга. В этом случае, мечту о сохранении многих памятников можно считать потерянной».  Алексей Ковалев направил письмо Георгию Полтавченко с просьбой о том, чтобы нынешний глава КГИОПа Александр Макаров не  подавал кассацию. Стоит отметить, что формально чиновникам теперь грозят штрафные санкции, но парламентарии и градозащитники уверены: в любом случае никого не накажут. Хотя по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) суд может оштрафовать чиновников или лишить свободы на срок до четырех лет».

Впрочем, сотрудники КГИОПа уже начали перестраховываться. Они утверждают, что на момент принятия печально известного решения действовали в рамках тогдашнего законодательства, а  определяющей  состояние каждого конкретного дома историко-культурной экспертизы на тот момент просто не существовали в природе. «КГИОП предпринимал необходимые действия, направленные на надлежащее исполнение полномочий по изучению и учету объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. Учитывая, что доводы КГИОП судом первой инстанции оценены не были, КГИОП будет обжаловать вынесенное решение в Верховный Суд Российской Федерации в установленный законом 10-дневный срок», –  сообщает Квадрат.ру.  

В эти же дни власти Санкт-Петербурга утвердили программу по сохранению исторического центра города, которая рассчитана на ближайшие десять лет. «Как рассказал 14 ноября губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, на нее будет выделено 300 миллиардов рублей. По словам Полтавченко, финансирование программы согласовано с премьер-министром России Владимиром Путиным», – сообщает Лента.ру

Еще одно судебное разбирательство, так же связанное с  архитектурным наследием, касается не только памятника культуры, но и его обитателей. Речь идет о Доме ветеранов сцены имени М. Савиной, нынешняя администрация которого обладает более чем свободными представлениями и том, что такое «реставрация». «На капремонт Дома ветеранов сцены  пять лет назад уже отпускались «благотворительные» миллионы. Теперь постановлением правительства Российской Федерации на реконструкцию выделено 2,59 млрд рублей. Из этой огромной суммы до конца текущего года необходимо освоить 450 млн. На эти деньги уже приобретены квартиры для семей сотрудников, сумевших получить постоянную регистрацию в зданиях, которые подлежат реконструкции, а также ударными темпами ремонтируется Дом отдыха в Комарово, принадлежащий общественной организации – Союзу театральных деятелей РФ. Именно туда уже  в декабре руководство СТД собирается переселить ветеранов, большая часть которых перешагнула 80-летний рубеж. Свое отрицательное отношение к этому переезду они неоднократно высказывали в письмах, адресованных и президенту РФ,  управление делами которого теперь занимается ремонтом, и секретариату Союза, предлагая разумное решение проблемы без стресса и человеческих потерь. В ответ – тишина», – пишет информагентство «Росбалт-Петербург».

Благодаря инициативе Олега Басилашвили и Рудольфа Фурманова в настоящий момент власти Санкт-Петербурга озаботились этим вопросом и планируют в ближайшее время провести выездное заседание на территории ДВС, а вице-губернатор уже взял ситуацию под свой личный контроль. «Наверное, теперь <...> решение о возбуждении уголовного дела в отношении руководства ДВС им М.Г.Савиной, бывшего и нынешнего, по ст.160 ч.3 УК РФ  (присвоение или растрата с использованием служебного положения) в порядке ст.144-145 УПК РФ, на котором настаивали специалисты Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, будет принято. Тогда и вопрос о выселении ветеранов в ненавистное им Комарово отпадет сам собой, ведь освободятся корпуса ДВС, в которых на коммерческой основе проживают совершенно посторонние люди», – добавляет агентство.

Будущее некоторых других местных  памятников архитектурного наследия уже определилось. О судьбе трех старинных зданий, чьи новые владельцы вплотную занялись вопросами реставрации, рассказывает в своем материале обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей» Дмитрий Ратников. «Фабрику братьев Бух на Васильевском острове приспособят под частную школу, а в богадельне Садовникова на Аптекарском поселится прокуратура. Еще одно здание – Новой бумагопрядильной фабрики – станет культурным центром». До настоящего момента все три постройки находились в аварийном состоянии,  сейчас в них ведутся реставрационные работы, согласованные с КГИОПом.

А вот в Пскове местный градостроительный комитет опять не принял проект охранных зон местных памятников культуры, который мог бы нанести значительный ущерб облику этого города. «Главная интрига вопроса заключалась в том, что, если прежний документ обеспечивал защиту всех памятников Пскова, включая ландшафт, то теперь в число охраняемых объектов вошли только 11. Ими оказались так называемые доминанты: ансамбль Кремля, церковь Богоявления со звонницей, церковь Иоанна Богослова на Милявице, церковь Константина и Елены, церковь Николая Чудотворца, ансамбль Спасо-Мирожского монастыря, Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, церковь Успения со звонницей, ансамбль Вознесенского монастыря, церковь Климента папы Римского и здание железнодорожного вокзала. Предполагается, что остальные памятники окажутся в зоне охраны перечисленных объектов и тоже останутся в неприкосновенности», – сообщает Псковское агентство информации. Члены градостроительной комиссии усмотрели в этом документе достаточно серьезные недоработки: «Проект не учитывает пространства всего Пскова», – высказала свою позицию председатель Псковского отделения ВООПИиК Ирина Голубева и обратила внимание, что несоблюдение высотности при строительстве объектов, может разрушить восприятие города, а для некоторых районов оказаться губительным. Кроме того, авторы, по мнению Ирины Голубевой, не разобрались с понятием ландшафт, а в некоторых случаях защитили объекты, которые не подлежат охране, например, кинотеатр «Октябрь». «Проект выполнен сухо и механистично. Мы считаем, что он не то что недоработан, он должен быть выправлен. Мы не видели заключения экспертов, но готовы оспорить. Имена экспертов никого не гипнотизируют», – заключила искусствовед. О недоработках проекта также говорили архитекторы Пскова, присутствовавшие на этом заседании. Репортаж с четвертого заседания местного градостроительного совета опубликовала и газета «Псковская губерния». «Специалисты неоднократно высказывали сомнения в том, что новые зоны гарантируют неприкосновенность исторической части Пскова. <...> Обсуждение затянулось на два часа. Резюмируя итог, глава администрации Петр Слепченко отметил, что в градостроительном совете сформировалось две группы, одна из которых выступает за то, чтобы «принять документ, который упрощает, либерализирует работу и имеет цель не порушить», другая настроена более консервативно. «Оппонентам проще. Найти минусы легче, чем конструктивно двигаться вперед. Основное, что я услышал – проект не доработан»,  – отметил глава администрации Пскова. – Хочу сказать, что город не заинтересован принимать документ, из-за которого администрация будет отбиваться от судов и от всплесков культурной общественности».

Впрочем, вопрос об архитектурном облике родного города волнует не только жителей Пскова. Достаточно серьезные изменения городского ландшафта могут произойти в ближайшие годы в Перми, где власти готовы начать большой градостроительный эксперимент. Об этом, а также о том, как сделать современные города не только пригодными для жизни, но и уютными, в своем интервью изданию «Бизнес-класс» рассказывает недавно перебравшийся в Пермь архитектурный критик Александр Ложкин. «Необходимо наладить диалог тех, кто разрабатывает генеральный план, проекты планировки, застраивает город, занимается его каждодневным благоустройством, – с теми, кто в городе живет и работает. Нужен механизм обратной связи с горожанами. Жителям надо объяснить, что такое мастер-план, генеральный план, и как он повлияет на их жизнь. Чтобы любой из горожан мог узнать, что планируют построить рядом с его домом, и выразить свое отношение к этому строительству. Надо, чтобы у людей была возможность ознакомиться с происходящими изменениями и повлиять на них. Важно, чтобы пермяки стали непосредственными участниками градостроительного процесса. В России примеров подобных механизмов пока нет. Выстроить их непросто, но я вижу, что понимание необходимости их существования у руководителей города есть, и думаю, что совместными усилиями задача будет решена».

В завершение обзора расскажем о публикации, посвященной тому, как архитектурные памятники восстанавливались в годы Великой Отечественной войны. Автор материала, размещенного в «Санкт-Петербургский ведомостях», эмигрант Исаак Загоскин, чья юность прошла в осажденном городе, обратился к читателям и властям города с необычной и очень трогательной просьбой. Он предложил установить на доме, где будет расположен вестибюль станции метро «Адмиралтейская», мемориальную доску в память о людях, восстановивших  это здание непосредственно во время войны. «Осенью 1941 года я вместе с мамой и младшей сестрой находился в бомбоубежище, расположенном в здании, где потом открылись кассы «Аэрофлота». В тот сентябрьский вечер бомба попала в дом, где скоро заработает новая станция метро. Это был первый дом в районе Невского проспекта, разрушенный вражеским снарядом. И он же оказался первым из восстановленных. Это было даже до окончания войны! Летом и осенью 1944 года весь город (без преувеличения) следил за кирпичной кладкой вырастающих этажей, которые возводил каменщик Куликов. Даже спустя столько лет я не забыл его фамилию. Кстати, в «Ленинградской правде» были опубликованы репортажи с этой первой после освобождения города от блокады стройке. Сегодня на Невском, недалеко от новой станции метро, сохранена надпись на доме: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Было бы неплохо и в вестибюле «Адмиралтейской» поместить памятную надпись о блокадной истории дома, «приютившего» станцию, назвать каменщика Куликова».
zooming
Панорама Пскова. Фото с сайта saltt.ru
zooming
Панорама Перми. Фото с сайта fedpress.ru

18 Ноября 2011

Похожие статьи
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.