English version

Никита Явейн: Сегодня приходится выбирать не объекты, а заказчика

Наш собеседник – один из самых знаменитых и титулованных архитекторов Санкт-Петербурга Никита Игоревич Явейн, руководитель архитектурной мастерской «Студия 44». В интервью «Архи.ру» он рассказывает о том, как бюро живет в период экономического кризиса, успешно проектируя современные здания и одновременно работая в области реставрации объектов наследия.

mainImg
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru

Архи.ру: Никита Игоревич, сегодня архитектурная мастерская «Студия 44» является одной из самых известных не только в Санкт-Петербурге, но и в России. В чем Вы видите основные причины подобного успеха?

Н.Явейн: Мне очень лестно слышать подобные слова, но, честно говоря, мне самому кажется, что за пределами родного города наша мастерская известна куда больше, чем в Санкт-Петербурге. Здесь, в городе, мое имя по-прежнему ассоциируется, прежде всего, с моей былой административной деятельностью, хотя с поста руководителя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры я ушел в 2004 году. Думаю, причины кроются в не слишком активной архитектурной жизни Санкт-Петербурга – в отличие от Москвы, у нас практически нет ни профессиональных конкурсов-смотров, ни фестивалей, ни биеннале.

Что же касается причин успеха, то, думаю, все просто – готовность работать много и качественно, с полной творческой самоотдачей и высокой ответственностью как за процесс проектирования, так и за его конечный результат. «Студия 44» действительно прошла длительный путь становления – от маленького семейного бюро до мощной проектной компании. Свою деятельность мы начинали с проектов, выполненных для северных регионов страны, потом работали преимущественно в Санкт-Петербурге, а в 2000-е годы начали выходить на московский, общероссийский и даже зарубежный рынок. Всего за это время наша мастерская выполнила более 80 проектов, из которых 26 успешно реализованы. Среди них общественные сооружения, бизнес-центры, торговые комплексы, банки, гостиницы, жилые дома.

Архи.ру: Вы упомянули о широкой известности мастерской за пределами Санкт-Петербурга. Думаю, сегодня бренд «Студия 44» ассоциируется, в первую очередь, с масштабным проектом реконструкции Восточного крыла Главного штаба, в том числе и благодаря очень эффектной экспозиции на фестивале «Зодчество-2009», посвященной этому проекту. Чем для мастерской и лично для Вас стал этот проект?

Н.Явейн: Я благодарен судьбе за этот объект – не каждому выпадает работать над россиевским зданием в самом сердце Петербурга – и за такого заказчика как Михаил Борисович Пиотровский. Великая его заслуга в том, что проект с самого начала развивался цивилизованно – без излишней спешки, губительной для реставрации, и без идеологических метаний из стороны в сторону. Это тот редчайший случай, когда и у заказчика, и у исполнителя на первом месте  был пиетет перед историей, перед ее памятником, а все остальное, невзирая на его несомненную важность – все-таки на втором. У нас было время прочувствовать это удивительное здание, мы начали понимать, чего оно хочет, а чему – сопротивляется… Что касается мастерской, то работа над созданием музейного комплекса Эрмитажа в Восточном крыле Главного штаба стала мощнейшим катализатором профессионального роста для каждого из членов  творческого коллектива и для бюро в целом. Приведу хотя бы такой пример: мы были вынуждены создать в рамках мастерской аппарат генерального проектирования, а затем и институт ГИПов, что впоследствии позволило нам существенно расширить спектр оказываемых услуг по проектированию. Но одновременно Эрмитаж стал для нас и едва ли не самым трудным профессиональным испытанием, и я в данном случае говорю уже не столько о процессе работы над проектом, сколько о той паузе, которая наступила, когда работа, наконец, закончилась. Это был очень важный урок для нас – каким бы сложным ни был проект, над ним не должна работать вся команда мастерской. В самом лучшем случае над одним проектом должна работать треть коллектива, иначе это прямой путь к разорению. Чудом тогда удержавшись на плаву, мы теперь стремимся иметь одновременно хотя бы 2-3 крупных заказа и несколько мелких проектов.

Архи.ру: А что вы называете мелкими проектами? Частные дома?

Н.Явейн: Нет, частным жильем мы не занимаемся совсем. Под кодовым названием «мелочь» у нас в мастерской проходят штучные, точечные объекты. Например, жилые дома экспериментальной типологии или небольшие очаги реконструкции в историческом центре города.

Архи.ру: Сколько всего человек сегодня работает в мастерской? Насколько плотно Вы сами участвуете в творческом процессе?

Н.Явейн: Сегодня в штате «Студии 44» насчитывается более 60 архитекторов и порядка 20 конструкторов, также у нас есть собственная макетная мастерская. Важно, что уже довольно давно в компании существует система творческих бригад. Одной из них руковожу я, и, как правило, она разрабатывает концептуальные проекты и начальные стадии всех крупных проектов. Вторая бригада находится под началом ГАПа Павла Соколова (и занимается, в основном, реконструктивными сюжетами, например, «Михайловской дачей» или только что выигранным конкурсом на проект реставрации Александровского дворца). Третью же бригаду возглавляет ГАП Николай Смолин, и ее профиль – это крупные объекты нового строительства, например, лечебно-реабилитационный корпус НИИ Алмазова.

Конечно, творческие вопросы завязаны на мне как на руководителе мастерской, но я сознательно не стремлюсь участвовать в каждом проекте. Иногда мое участие в процессе ограничивается несколькими словами: и на первом этапе, когда мы только начинаем обсуждать концепцию, и потом, когда я что-то правлю по ходу проектирования.

Архи.ру: С чего начинается работа над проектом? Что в ней является самым важным?

Н.Явейн: Начинается все довольно предсказуемо: я собираю группу архитекторов, и мы тщательно анализируем весь имеющий исходный материал, то есть место, его историю и ландшафт, функцию, строительную программу. В ходе такого «мозгового штурма» рождается генеральная идея, которая затем переводится в ручные эскизы или рабочие макеты, и только после этого бригада садится за компьютеры.

Если же говорить о том, с чего начинается и чем определяется проект, то мой ответ звучит так: «Из контекста». Точнее, из множества контекстов. Сегодня это очень модное слово, но, как правило, под ним подразумевают лишь ближайшее окружение участка, предназначенного под застройку, тогда как город – не платье, на которое можно быстро налепить заплатку и носить дальше. Для меня контекст – это и история места, и обязательно связанная с ним мифология, и эволюция окружающей застройки, – и если ему внимать, получаются вещи многослойные и многозначные, открытые для самых разных трактовок.

Архи.ру: Повлиял ли на работу мастерской экономический кризис?

Н.Явейн: Я бы не сказал, что с нами произошло что-то катастрофическое. Конечно, мы были вынуждены чуть-чуть уменьшить зарплату сотрудникам, но зато почти никого не сократили. На чем кризис действительно сказался, так это на стоимости проектных работ на рынке. То есть работа есть, и на ее количество жаловаться не приходится, но вот платят за нее все меньше и все хуже. Во-первых, задержки выплаты на полгода сегодня уже не удивляют. А во-вторых, если раньше проектирование квадратного метра объекта стоило около 3000 рублей, то сегодня заказчики запросто снижают эту планку в 1,5, а то и 2 раза! А уж если речь идет о масштабном проекте, например, каком-нибудь квартале, то цена нередко опускается до 800 рублей за квадрат. И то обязательно найдется кто-то, кто прибежит и скажет: «А я сделаю за 300»!

Архи.ру: То есть пресловутая система тендеров вставляет вам палки в колеса?

Н.Явейн: Мы в нее не играем. У нас был очень неприятный опыт: мы сделали первую очередь реставрации Главного штаба, и вдруг выяснилось, что право делать вторую еще нужно выиграть, в этой ситуации мы были вынуждены сильно демпинговать и, это, конечно, потом не раз вышло нам боком. Поэтому теперь стараемся не участвовать ни в каких тендерах вовсе, предпочитаем заказные конкурсы.

Возвращаясь же к теме влияния кризиса на отрасль, хочу сказать, что даже снижение цен на профессиональные услуги архитекторов – это не самое печальное. Куда страшнее, что мы стали чаще отказываться от своего авторства. Как правило, это происходит на стадии строительства, когда заказчик вносит такие изменения в физические габариты и архитектуру объекта, которые несовместимы ни с какими нашими представлениями о правильном и возможном в зодчестве. Нередко причиной отказа становится и качество самих строительных работ – заказчик настолько одержим идеей экономии, что строит здание из рук вон плохо.

Архи.ру: Иными словами, заказчик не только не поддается воспитанию, но и становится откровенно неуправляемым?

Н.Явейн: Художественный вкус заказчика резко упал, – это факт. И это связано не только с кризисом и повсеместным демпингом, но и с тем, что на рынок пришло много иногородних предпринимателей. Понимаю, что рискую быть обвиненным в снобизме, но тем не менее: в Санкт-Петербурге сегодня налицо скопление людей с большими финансовыми возможностями, но без устоявшегося художественного мировоззрения. В общем,в малиновых пиджаках с золотыми пуговицами ходить перестали, а вот дома такие строить вовсю продолжают! И если в Москве, кажется, эта волна уже схлынула, то в Петербурге, наоборот, только-только прорвало плотину. Поэтому наша стратегия – уж не знаю, успеха или выживания, – проста: за новые объекты мы беремся лишь в том случае, если имеем дело с адекватным заказчиком.
zooming
Большой Эрмитаж
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба Санкт-Петербург
zooming
Бизнес-центр «Линкор»
Бизнес-центр «Линкор». Интерьер
zooming
Высотная застройка площади у Ладожского вокзала
zooming
«Набережная Европы». Конкурсный проект «Студии 44»
бизнес-центр «Невский, 38»
zooming
проект Дворца творчества школьников в Астане
zooming
Вокзал «Олимпийский парк»
Ладожский вокзал в Санкт-Петербурге
zooming
загородный кампус ВШМ СПббГУ на базе ансамбля «Михайловская дача»
zooming
Многофункциональный общественно-деловой комплекс в Апраксином дворе
zooming
Лечебно-реабилитационный комплекс НИИ Алмазова
Офисное здание на Тележной улице
zooming
Офис архитектурной мастерской «Студия 44»
zooming
Офис архитектурной мастерской «Студия 44». Кабинет Н.И.Явейна
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru

19 Июля 2010

Похожие статьи
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Пресса: Юлия Наполова: «Экспозиционный дизайн становится...
На днях открывается филиал Третьяковской галереи в Калининграде. Юлия Наполова, которая спроектировала для него Детский музей и экспозицию об истории галереи и на счету которой больше сотни проектов для музеев, делится секретами выставочного дизайна.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Кристаллы и круги
Компания «Стройпроект Архитектс» победила в архитектурно-градостроительном конкурсе на разработку концепции Дворца боевых искусств в Череповце. Комплекс станет общественным центром, а также пространственной доминантой большого микрорайона: акценты сформируют объемные фасады из перфорированных панелей, округлые элементы и восточный орнамент.
Мыслить масштабно: новые горизонты планирования МО
На Форуме проектировщиков Московской области обсудили изменения РГНП, цифровой ППТ и показали исследование, посвященное возможностям общественной архитектуры как драйвера развития территорий. Но главным героем стал проект нового крупного комплекса «Мыс», демонстрирующего гибкий подход как к функциональному наполнению, так и к объемному построению – оно основано на миксе среднеэтажной застройки с индивидуальными домами. У них даже авторы разные: Genpro и Zrobim соответственно.
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.