English version

Никита Явейн: Сегодня приходится выбирать не объекты, а заказчика

Наш собеседник – один из самых знаменитых и титулованных архитекторов Санкт-Петербурга Никита Игоревич Явейн, руководитель архитектурной мастерской «Студия 44». В интервью «Архи.ру» он рассказывает о том, как бюро живет в период экономического кризиса, успешно проектируя современные здания и одновременно работая в области реставрации объектов наследия.

mainImg
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru

Архи.ру: Никита Игоревич, сегодня архитектурная мастерская «Студия 44» является одной из самых известных не только в Санкт-Петербурге, но и в России. В чем Вы видите основные причины подобного успеха?

Н.Явейн: Мне очень лестно слышать подобные слова, но, честно говоря, мне самому кажется, что за пределами родного города наша мастерская известна куда больше, чем в Санкт-Петербурге. Здесь, в городе, мое имя по-прежнему ассоциируется, прежде всего, с моей былой административной деятельностью, хотя с поста руководителя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры я ушел в 2004 году. Думаю, причины кроются в не слишком активной архитектурной жизни Санкт-Петербурга – в отличие от Москвы, у нас практически нет ни профессиональных конкурсов-смотров, ни фестивалей, ни биеннале.

Что же касается причин успеха, то, думаю, все просто – готовность работать много и качественно, с полной творческой самоотдачей и высокой ответственностью как за процесс проектирования, так и за его конечный результат. «Студия 44» действительно прошла длительный путь становления – от маленького семейного бюро до мощной проектной компании. Свою деятельность мы начинали с проектов, выполненных для северных регионов страны, потом работали преимущественно в Санкт-Петербурге, а в 2000-е годы начали выходить на московский, общероссийский и даже зарубежный рынок. Всего за это время наша мастерская выполнила более 80 проектов, из которых 26 успешно реализованы. Среди них общественные сооружения, бизнес-центры, торговые комплексы, банки, гостиницы, жилые дома.

Архи.ру: Вы упомянули о широкой известности мастерской за пределами Санкт-Петербурга. Думаю, сегодня бренд «Студия 44» ассоциируется, в первую очередь, с масштабным проектом реконструкции Восточного крыла Главного штаба, в том числе и благодаря очень эффектной экспозиции на фестивале «Зодчество-2009», посвященной этому проекту. Чем для мастерской и лично для Вас стал этот проект?

Н.Явейн: Я благодарен судьбе за этот объект – не каждому выпадает работать над россиевским зданием в самом сердце Петербурга – и за такого заказчика как Михаил Борисович Пиотровский. Великая его заслуга в том, что проект с самого начала развивался цивилизованно – без излишней спешки, губительной для реставрации, и без идеологических метаний из стороны в сторону. Это тот редчайший случай, когда и у заказчика, и у исполнителя на первом месте  был пиетет перед историей, перед ее памятником, а все остальное, невзирая на его несомненную важность – все-таки на втором. У нас было время прочувствовать это удивительное здание, мы начали понимать, чего оно хочет, а чему – сопротивляется… Что касается мастерской, то работа над созданием музейного комплекса Эрмитажа в Восточном крыле Главного штаба стала мощнейшим катализатором профессионального роста для каждого из членов  творческого коллектива и для бюро в целом. Приведу хотя бы такой пример: мы были вынуждены создать в рамках мастерской аппарат генерального проектирования, а затем и институт ГИПов, что впоследствии позволило нам существенно расширить спектр оказываемых услуг по проектированию. Но одновременно Эрмитаж стал для нас и едва ли не самым трудным профессиональным испытанием, и я в данном случае говорю уже не столько о процессе работы над проектом, сколько о той паузе, которая наступила, когда работа, наконец, закончилась. Это был очень важный урок для нас – каким бы сложным ни был проект, над ним не должна работать вся команда мастерской. В самом лучшем случае над одним проектом должна работать треть коллектива, иначе это прямой путь к разорению. Чудом тогда удержавшись на плаву, мы теперь стремимся иметь одновременно хотя бы 2-3 крупных заказа и несколько мелких проектов.

Архи.ру: А что вы называете мелкими проектами? Частные дома?

Н.Явейн: Нет, частным жильем мы не занимаемся совсем. Под кодовым названием «мелочь» у нас в мастерской проходят штучные, точечные объекты. Например, жилые дома экспериментальной типологии или небольшие очаги реконструкции в историческом центре города.

Архи.ру: Сколько всего человек сегодня работает в мастерской? Насколько плотно Вы сами участвуете в творческом процессе?

Н.Явейн: Сегодня в штате «Студии 44» насчитывается более 60 архитекторов и порядка 20 конструкторов, также у нас есть собственная макетная мастерская. Важно, что уже довольно давно в компании существует система творческих бригад. Одной из них руковожу я, и, как правило, она разрабатывает концептуальные проекты и начальные стадии всех крупных проектов. Вторая бригада находится под началом ГАПа Павла Соколова (и занимается, в основном, реконструктивными сюжетами, например, «Михайловской дачей» или только что выигранным конкурсом на проект реставрации Александровского дворца). Третью же бригаду возглавляет ГАП Николай Смолин, и ее профиль – это крупные объекты нового строительства, например, лечебно-реабилитационный корпус НИИ Алмазова.

Конечно, творческие вопросы завязаны на мне как на руководителе мастерской, но я сознательно не стремлюсь участвовать в каждом проекте. Иногда мое участие в процессе ограничивается несколькими словами: и на первом этапе, когда мы только начинаем обсуждать концепцию, и потом, когда я что-то правлю по ходу проектирования.

Архи.ру: С чего начинается работа над проектом? Что в ней является самым важным?

Н.Явейн: Начинается все довольно предсказуемо: я собираю группу архитекторов, и мы тщательно анализируем весь имеющий исходный материал, то есть место, его историю и ландшафт, функцию, строительную программу. В ходе такого «мозгового штурма» рождается генеральная идея, которая затем переводится в ручные эскизы или рабочие макеты, и только после этого бригада садится за компьютеры.

Если же говорить о том, с чего начинается и чем определяется проект, то мой ответ звучит так: «Из контекста». Точнее, из множества контекстов. Сегодня это очень модное слово, но, как правило, под ним подразумевают лишь ближайшее окружение участка, предназначенного под застройку, тогда как город – не платье, на которое можно быстро налепить заплатку и носить дальше. Для меня контекст – это и история места, и обязательно связанная с ним мифология, и эволюция окружающей застройки, – и если ему внимать, получаются вещи многослойные и многозначные, открытые для самых разных трактовок.

Архи.ру: Повлиял ли на работу мастерской экономический кризис?

Н.Явейн: Я бы не сказал, что с нами произошло что-то катастрофическое. Конечно, мы были вынуждены чуть-чуть уменьшить зарплату сотрудникам, но зато почти никого не сократили. На чем кризис действительно сказался, так это на стоимости проектных работ на рынке. То есть работа есть, и на ее количество жаловаться не приходится, но вот платят за нее все меньше и все хуже. Во-первых, задержки выплаты на полгода сегодня уже не удивляют. А во-вторых, если раньше проектирование квадратного метра объекта стоило около 3000 рублей, то сегодня заказчики запросто снижают эту планку в 1,5, а то и 2 раза! А уж если речь идет о масштабном проекте, например, каком-нибудь квартале, то цена нередко опускается до 800 рублей за квадрат. И то обязательно найдется кто-то, кто прибежит и скажет: «А я сделаю за 300»!

Архи.ру: То есть пресловутая система тендеров вставляет вам палки в колеса?

Н.Явейн: Мы в нее не играем. У нас был очень неприятный опыт: мы сделали первую очередь реставрации Главного штаба, и вдруг выяснилось, что право делать вторую еще нужно выиграть, в этой ситуации мы были вынуждены сильно демпинговать и, это, конечно, потом не раз вышло нам боком. Поэтому теперь стараемся не участвовать ни в каких тендерах вовсе, предпочитаем заказные конкурсы.

Возвращаясь же к теме влияния кризиса на отрасль, хочу сказать, что даже снижение цен на профессиональные услуги архитекторов – это не самое печальное. Куда страшнее, что мы стали чаще отказываться от своего авторства. Как правило, это происходит на стадии строительства, когда заказчик вносит такие изменения в физические габариты и архитектуру объекта, которые несовместимы ни с какими нашими представлениями о правильном и возможном в зодчестве. Нередко причиной отказа становится и качество самих строительных работ – заказчик настолько одержим идеей экономии, что строит здание из рук вон плохо.

Архи.ру: Иными словами, заказчик не только не поддается воспитанию, но и становится откровенно неуправляемым?

Н.Явейн: Художественный вкус заказчика резко упал, – это факт. И это связано не только с кризисом и повсеместным демпингом, но и с тем, что на рынок пришло много иногородних предпринимателей. Понимаю, что рискую быть обвиненным в снобизме, но тем не менее: в Санкт-Петербурге сегодня налицо скопление людей с большими финансовыми возможностями, но без устоявшегося художественного мировоззрения. В общем,в малиновых пиджаках с золотыми пуговицами ходить перестали, а вот дома такие строить вовсю продолжают! И если в Москве, кажется, эта волна уже схлынула, то в Петербурге, наоборот, только-только прорвало плотину. Поэтому наша стратегия – уж не знаю, успеха или выживания, – проста: за новые объекты мы беремся лишь в том случае, если имеем дело с адекватным заказчиком.
zooming
Большой Эрмитаж
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба Санкт-Петербург
zooming
Бизнес-центр «Линкор»
Бизнес-центр «Линкор». Интерьер
zooming
Высотная застройка площади у Ладожского вокзала
zooming
«Набережная Европы». Конкурсный проект «Студии 44»
бизнес-центр «Невский, 38»
zooming
проект Дворца творчества школьников в Астане
zooming
Вокзал «Олимпийский парк»
Ладожский вокзал в Санкт-Петербурге
zooming
загородный кампус ВШМ СПббГУ на базе ансамбля «Михайловская дача»
zooming
Многофункциональный общественно-деловой комплекс в Апраксином дворе
zooming
Лечебно-реабилитационный комплекс НИИ Алмазова
Офисное здание на Тележной улице
zooming
Офис архитектурной мастерской «Студия 44»
zooming
Офис архитектурной мастерской «Студия 44». Кабинет Н.И.Явейна
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru

19 Июля 2010

Похожие статьи
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.