English version

Никита Явейн: Сегодня приходится выбирать не объекты, а заказчика

Наш собеседник – один из самых знаменитых и титулованных архитекторов Санкт-Петербурга Никита Игоревич Явейн, руководитель архитектурной мастерской «Студия 44». В интервью «Архи.ру» он рассказывает о том, как бюро живет в период экономического кризиса, успешно проектируя современные здания и одновременно работая в области реставрации объектов наследия.

mainImg
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru

Архи.ру: Никита Игоревич, сегодня архитектурная мастерская «Студия 44» является одной из самых известных не только в Санкт-Петербурге, но и в России. В чем Вы видите основные причины подобного успеха?

Н.Явейн: Мне очень лестно слышать подобные слова, но, честно говоря, мне самому кажется, что за пределами родного города наша мастерская известна куда больше, чем в Санкт-Петербурге. Здесь, в городе, мое имя по-прежнему ассоциируется, прежде всего, с моей былой административной деятельностью, хотя с поста руководителя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры я ушел в 2004 году. Думаю, причины кроются в не слишком активной архитектурной жизни Санкт-Петербурга – в отличие от Москвы, у нас практически нет ни профессиональных конкурсов-смотров, ни фестивалей, ни биеннале.

Что же касается причин успеха, то, думаю, все просто – готовность работать много и качественно, с полной творческой самоотдачей и высокой ответственностью как за процесс проектирования, так и за его конечный результат. «Студия 44» действительно прошла длительный путь становления – от маленького семейного бюро до мощной проектной компании. Свою деятельность мы начинали с проектов, выполненных для северных регионов страны, потом работали преимущественно в Санкт-Петербурге, а в 2000-е годы начали выходить на московский, общероссийский и даже зарубежный рынок. Всего за это время наша мастерская выполнила более 80 проектов, из которых 26 успешно реализованы. Среди них общественные сооружения, бизнес-центры, торговые комплексы, банки, гостиницы, жилые дома.

Архи.ру: Вы упомянули о широкой известности мастерской за пределами Санкт-Петербурга. Думаю, сегодня бренд «Студия 44» ассоциируется, в первую очередь, с масштабным проектом реконструкции Восточного крыла Главного штаба, в том числе и благодаря очень эффектной экспозиции на фестивале «Зодчество-2009», посвященной этому проекту. Чем для мастерской и лично для Вас стал этот проект?

Н.Явейн: Я благодарен судьбе за этот объект – не каждому выпадает работать над россиевским зданием в самом сердце Петербурга – и за такого заказчика как Михаил Борисович Пиотровский. Великая его заслуга в том, что проект с самого начала развивался цивилизованно – без излишней спешки, губительной для реставрации, и без идеологических метаний из стороны в сторону. Это тот редчайший случай, когда и у заказчика, и у исполнителя на первом месте  был пиетет перед историей, перед ее памятником, а все остальное, невзирая на его несомненную важность – все-таки на втором. У нас было время прочувствовать это удивительное здание, мы начали понимать, чего оно хочет, а чему – сопротивляется… Что касается мастерской, то работа над созданием музейного комплекса Эрмитажа в Восточном крыле Главного штаба стала мощнейшим катализатором профессионального роста для каждого из членов  творческого коллектива и для бюро в целом. Приведу хотя бы такой пример: мы были вынуждены создать в рамках мастерской аппарат генерального проектирования, а затем и институт ГИПов, что впоследствии позволило нам существенно расширить спектр оказываемых услуг по проектированию. Но одновременно Эрмитаж стал для нас и едва ли не самым трудным профессиональным испытанием, и я в данном случае говорю уже не столько о процессе работы над проектом, сколько о той паузе, которая наступила, когда работа, наконец, закончилась. Это был очень важный урок для нас – каким бы сложным ни был проект, над ним не должна работать вся команда мастерской. В самом лучшем случае над одним проектом должна работать треть коллектива, иначе это прямой путь к разорению. Чудом тогда удержавшись на плаву, мы теперь стремимся иметь одновременно хотя бы 2-3 крупных заказа и несколько мелких проектов.

Архи.ру: А что вы называете мелкими проектами? Частные дома?

Н.Явейн: Нет, частным жильем мы не занимаемся совсем. Под кодовым названием «мелочь» у нас в мастерской проходят штучные, точечные объекты. Например, жилые дома экспериментальной типологии или небольшие очаги реконструкции в историческом центре города.

Архи.ру: Сколько всего человек сегодня работает в мастерской? Насколько плотно Вы сами участвуете в творческом процессе?

Н.Явейн: Сегодня в штате «Студии 44» насчитывается более 60 архитекторов и порядка 20 конструкторов, также у нас есть собственная макетная мастерская. Важно, что уже довольно давно в компании существует система творческих бригад. Одной из них руковожу я, и, как правило, она разрабатывает концептуальные проекты и начальные стадии всех крупных проектов. Вторая бригада находится под началом ГАПа Павла Соколова (и занимается, в основном, реконструктивными сюжетами, например, «Михайловской дачей» или только что выигранным конкурсом на проект реставрации Александровского дворца). Третью же бригаду возглавляет ГАП Николай Смолин, и ее профиль – это крупные объекты нового строительства, например, лечебно-реабилитационный корпус НИИ Алмазова.

Конечно, творческие вопросы завязаны на мне как на руководителе мастерской, но я сознательно не стремлюсь участвовать в каждом проекте. Иногда мое участие в процессе ограничивается несколькими словами: и на первом этапе, когда мы только начинаем обсуждать концепцию, и потом, когда я что-то правлю по ходу проектирования.

Архи.ру: С чего начинается работа над проектом? Что в ней является самым важным?

Н.Явейн: Начинается все довольно предсказуемо: я собираю группу архитекторов, и мы тщательно анализируем весь имеющий исходный материал, то есть место, его историю и ландшафт, функцию, строительную программу. В ходе такого «мозгового штурма» рождается генеральная идея, которая затем переводится в ручные эскизы или рабочие макеты, и только после этого бригада садится за компьютеры.

Если же говорить о том, с чего начинается и чем определяется проект, то мой ответ звучит так: «Из контекста». Точнее, из множества контекстов. Сегодня это очень модное слово, но, как правило, под ним подразумевают лишь ближайшее окружение участка, предназначенного под застройку, тогда как город – не платье, на которое можно быстро налепить заплатку и носить дальше. Для меня контекст – это и история места, и обязательно связанная с ним мифология, и эволюция окружающей застройки, – и если ему внимать, получаются вещи многослойные и многозначные, открытые для самых разных трактовок.

Архи.ру: Повлиял ли на работу мастерской экономический кризис?

Н.Явейн: Я бы не сказал, что с нами произошло что-то катастрофическое. Конечно, мы были вынуждены чуть-чуть уменьшить зарплату сотрудникам, но зато почти никого не сократили. На чем кризис действительно сказался, так это на стоимости проектных работ на рынке. То есть работа есть, и на ее количество жаловаться не приходится, но вот платят за нее все меньше и все хуже. Во-первых, задержки выплаты на полгода сегодня уже не удивляют. А во-вторых, если раньше проектирование квадратного метра объекта стоило около 3000 рублей, то сегодня заказчики запросто снижают эту планку в 1,5, а то и 2 раза! А уж если речь идет о масштабном проекте, например, каком-нибудь квартале, то цена нередко опускается до 800 рублей за квадрат. И то обязательно найдется кто-то, кто прибежит и скажет: «А я сделаю за 300»!

Архи.ру: То есть пресловутая система тендеров вставляет вам палки в колеса?

Н.Явейн: Мы в нее не играем. У нас был очень неприятный опыт: мы сделали первую очередь реставрации Главного штаба, и вдруг выяснилось, что право делать вторую еще нужно выиграть, в этой ситуации мы были вынуждены сильно демпинговать и, это, конечно, потом не раз вышло нам боком. Поэтому теперь стараемся не участвовать ни в каких тендерах вовсе, предпочитаем заказные конкурсы.

Возвращаясь же к теме влияния кризиса на отрасль, хочу сказать, что даже снижение цен на профессиональные услуги архитекторов – это не самое печальное. Куда страшнее, что мы стали чаще отказываться от своего авторства. Как правило, это происходит на стадии строительства, когда заказчик вносит такие изменения в физические габариты и архитектуру объекта, которые несовместимы ни с какими нашими представлениями о правильном и возможном в зодчестве. Нередко причиной отказа становится и качество самих строительных работ – заказчик настолько одержим идеей экономии, что строит здание из рук вон плохо.

Архи.ру: Иными словами, заказчик не только не поддается воспитанию, но и становится откровенно неуправляемым?

Н.Явейн: Художественный вкус заказчика резко упал, – это факт. И это связано не только с кризисом и повсеместным демпингом, но и с тем, что на рынок пришло много иногородних предпринимателей. Понимаю, что рискую быть обвиненным в снобизме, но тем не менее: в Санкт-Петербурге сегодня налицо скопление людей с большими финансовыми возможностями, но без устоявшегося художественного мировоззрения. В общем,в малиновых пиджаках с золотыми пуговицами ходить перестали, а вот дома такие строить вовсю продолжают! И если в Москве, кажется, эта волна уже схлынула, то в Петербурге, наоборот, только-только прорвало плотину. Поэтому наша стратегия – уж не знаю, успеха или выживания, – проста: за новые объекты мы беремся лишь в том случае, если имеем дело с адекватным заказчиком.
zooming
Большой Эрмитаж
Государственный Эрмитаж, новая Большая Анфилада в восточном крыле Главного Штаба Санкт-Петербург
zooming
Бизнес-центр «Линкор»
Бизнес-центр «Линкор». Интерьер
zooming
Высотная застройка площади у Ладожского вокзала
zooming
«Набережная Европы». Конкурсный проект «Студии 44»
бизнес-центр «Невский, 38»
zooming
проект Дворца творчества школьников в Астане
zooming
Вокзал «Олимпийский парк»
Ладожский вокзал в Санкт-Петербурге
zooming
загородный кампус ВШМ СПббГУ на базе ансамбля «Михайловская дача»
zooming
Многофункциональный общественно-деловой комплекс в Апраксином дворе
zooming
Лечебно-реабилитационный комплекс НИИ Алмазова
Офисное здание на Тележной улице
zooming
Офис архитектурной мастерской «Студия 44»
zooming
Офис архитектурной мастерской «Студия 44». Кабинет Н.И.Явейна
Мастерская:
Студия 44 http://www.studio44.ru

19 Июля 2010

Похожие статьи
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.
Арочные традиции
В интерьерах Центра исполнительских искусств в шанхайском комплексе New Bund 31 главную роль играет мотив арок, напоминающий об античных аренах. Авторы проекта – Neri&Hu Design and Research Office.
Бюро эпохи Возрождения
В проектировании новой штаб-квартиры компании BIG в Копенгагене были задействованы все ее подразделения: архитекторы, конструкторы, городские планировщики, ландшафтные архитекторы и промышленные дизайнеры.
Слои и уровни полета
Проект этот давний – ТПО «Резерв» выиграли конкурс в конце 2011 года, здание сдано в эксплуатацию в 2018 – то есть даже почти «архивный»... Но он малоизвестен, что несправедливо, поскольку ни разу не устарел. А остается актуальным, почти образцовым архитектурным высказыванием в жанре штаб-квартиры. Особенно, надо сказать, офиса авиационной компании. На офис Аэрофлота в Шереметьево он и похож, и не похож. Скорее родственен: развивает тему в узнаваемом авторском направлении Владимира Плоткина. Подробно разбираемся со зданием ОАК в Жуковском, рассматриваем свежие фотографии Алексея Народицкого – съемка стала возможна только теперь, поскольку сейчас территорию привели в порядок.
Очередная революция
Здание нового сеульского Музея робототехники и искусственного интеллекта по проекту турецкого бюро Melike Altınışık Architects по сути и по образу стало его самым крупным экспонатом.
Светопись
Разбираем архитектурное решение дома «Чайка» архитекторов DNK ag – не так давно, в 2023 году, он реализован в составе «коллекции» авторских решений ЗИЛАрта. Там, как известно, все дома подчинены дизайн-коду, но различны. Этот – отличается не только белизной и лаконизмом, но и тонкой работой на ограниченном числе приемов, которые вместе дают то, что можно смело назвать синергией.
Настоящая «Большая глина №4»
В китайском Исине открылся Музей глины UCCA по проекту Кэнго Кумы. Покрытый глиняной черепицей гороподобный объем отсылает к форме традиционных печей для обжига керамики.
Жизнь в каньоне
Щелевые каньоны гор в штате Колорадо интерпретированы в проекте многоквартирного дома One River North пекинского бюро MAD в центре Денвера.
Архитектурный гуманизм
Психиатрическая лечебница Compos Mentis по проекту бюро SPACEMAGUS в индийском городе Ранчи представляет собой альтернативу государственным больницам, редко учитывающим в своей архитектуре нужды пациентов.
Архитектура комфорта
Учебный центр Гронингенского университета по проекту KAAN Architecten задуман как серия пространств для занятий, отдыха и общения студентов с вниманием к их физическому здоровью и психологическому комфорту.
Пустыня в алмазах
Гостиница по проекту шанхайского бюро SHUISHI в пустыне Тэнгэр на севере Китая развивает тему бриллиантов и звезд.
В золотой обертке
Новое здание библиотеки района Фар-Рокавей в Нью-Йорке стараниями архитекторов Snøhetta и художника Хосе Парла получило золотые стеклянные фасады, будто расчерченные перьевой ручкой.
Город в миниатюре
Новая детская больница по проекту Herzog & de Meuron в Цюрихе реализована как функциональная и одновременно гуманная и разнообразная среда, поддерживающая пациентов и врачей.
Кирпич в динамике
Ажурный фасад из кирпича защищает офисное здание в Хошимине по проекту местного бюро Tropical Space от солнца; часть его панелей можно раскрывать как ставни.
Ветряные арки и солнечные дымоходы
Zaha Hadid Architects представили проект Международного научно-исследовательского центра имени Алишера Навои для района Новый Ташкент, который увеличит площадь столицы Узбекистана на 25 тыс. га.
Трепещущий пик
Для арт-центра Sun River в китайском Ваньнине бюро Wutopia Lab «насыпало» три горы и «разлило» море. В качестве литературной основы концепции выбрали «Волшебную гору» Томаса Манна.
Под сенью деревянных перекрытий
Новый вокзал для городов Эде и Вагенинген в центре Нидерландов вдохновлен окрестными лесами; здесь нашлось место даже для сверчков и летучих мышей. Авторы проекта – Mecanoo и Royal HaskoningDHV.
От гайки до цеха
Датское бюро Cobe представило проект превращения Таллинского машиностроительного завода в район смешанной застройки; в трех центральных цехах расположится центр инноваций.
Недра земли, потоки воды
В районе Малой Охты по проекту Степана Липгарта построен дом Akzent. Он имеет классическую трехчастную структуру и при этом, что называется, нарисован от руки: фасады отличаются друг от друга как пластикой, так и разнообразными деталями, не все из которых открываются с первого взгляда. Рассказываем о контексте и вместе с архитектором разбираемся в том, как создавалась форма.
В городском лесу
В Лиссабоне открылся после реконструкции Центр современного искусства Гульбенкяна. За проект отвечал Кэнго Кума: это первая работа японского мэтра в Португалии.
Перемена функций
В бывшей меннонитской церкви 1950-х в Роттердаме открылся центр для занятий и выступлений юных музыкантов. Реконструкцией занималось бюро Powerhouse Company.
В черепичном ажуре
Частный дом в городе Фули недалеко от Ханоя по проекту H&P Architects защищен от солнца проницаемой «шторой» из традиционной черепицы.
А где воланчик?
Бюро MVRDV выиграло конкурс на проект спортивного парка в Шэньчжэне. Главная арена здесь получит крышу в форме гигантской ракетки для бадминтона.
Технологии и материалы
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
Сейчас на главной
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Память о работе
Крупную нефтебазу 1960-х, расположенную в Ханчжоу прямо на берегу Великого канала, Кэнго Кума превратил в современный индустриальный парк Сяохэ.
Жить в золоте
Многоквартирный дом Cœur Atlantis в южном пригороде Парижа по проекту роттердамского бюро KCAP.
Плач, затмение и городище
Якорный объект экопарка «Каялов бор» в городе Россошь – маршрут длиной в 3,5 километров, который знакомит посетителей с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Архитекторы воронежского бюро TOU ARCHITECTS дополняют тематические объекты, которые обеспечивают разнообразный досуг, спортивными трассами и событийной площадью.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXIII фестиваля.
Балкон над долиной
Вилла на севере Ливана по проекту местного бюро BLANKPAGE Architects раскрывается над зеленой приморской долиной как панорамная терраса.
Золотая коронка
Концепцию стоматологической клиники в Екатеринбурге бюро CNTR обозначило как mouth full of gold: белоснежные стены из керамогранита оттеняют матовые латунные детали. Чтобы отсылка не стала слишком прямолинейной, архитекторы сосредоточились на пропорциях здания, лавируя между инсоляционными и пожарными ограничениями.
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.