В принципе в этом нет ничего удивительного: по словам автора концепции, Бориса Левянта, к проектированию яхт нередко бывают причастны люди других профессий, в том числе архитекторы. Известно, что морским спортом увлекается лорд Норман Фостер. Интерьеры для самых дорогих лодок делали Одиль Декк и Филипп Старк. И все же среди российских архитекторов подобного произведения давно не встречалось. Можно даже предположить, что за последние 90 лет его уж точно не было. Советского архитектора можно было застать за рисованием фантастических внеземных станций (такое бывало), но никак не за проектированием новой модели лодки класса ‘luxury’.
В данном случае выход за рамки профессии отнюдь не утопичен, он вполне реален – что подтверждает тот факт, что первый образец близок к завершению. А также то, что специалисты по яхтам в профессиональной прессе уже успели отметить красоту и необычность проекта, обосновав последнее тем, что лодка придумана архитектором.
Концепция, сформулированная Борисом Левянтом, позволяет новой яхте занять определенную (пока пустующую) нишу на рынке себе подобных. У нее несколько ключевых особенностей. Прежде всего, эта лодка позволяет путешествовать с комфортом и далеко. На ней можно приплыть из Одессы в Канны или даже пересечь Атлантический океан при относительно хорошей погоде (если, конечно, возникнет такое желание) – рассказывает Борис Левянт. Путешественники почти автономны, при среднем волнении они не чувствуют качки, внутри тихо, топливо расходуется экономно. Все это отличает проект Бориса Левянта от распространенных сейчас пластиковых яхт, предназначенных для быстрых, но коротких переездов («из ресторана в ресторан» – шутит автор). Пластиковую лодку сильно качает даже при небольшом волнении, она может плыть быстро, но расходует много топлива.
Итак, главная конструктивная особенность яхты Бориса Левянта – ее корпус не пластиковый. А алюминиевый. Помимо хорошей мореходности, этот сравнительно консервативный материал придает оттенок респектабельности – которая не преминула отразиться на форме корпуса. Поблескивающий металлический нос делает яхту похожей на военный корабль – это серьезная, спокойная и даже традиционная на вид форма. Кстати сказать, Борис Левянт, формулируя концепцию, стремился создать «моторную яхту с чувством парусной лодки» – здесь подразумевается естественно-плавное скольжение по воде, когда нос корабля разрезает волны, а не подскакивает на каждую из них. Но в этом сравнении с парусной лодкой (и в самой форме) можно почувствовать также «дань традиции» – легкий оттенок романтического уважения перед историей.
Впрочем, это именно что ненавязчивый намек – возможно, возникший случайно в поисках оптимальных контуров корпуса. В остальном яхта очень современна, причем не только в техническом отношении, но и в смысле дизайна интерьера, целиком спроектированного ABD architects. Современный дизайн внутреннего пространства – еще одна особенность этой яхты. «Голландские кораблестроители считаются лучшими, но в отношении интерьеров они чересчур консервативны – рассказывает Борис Левянт. Хорошие модернистские решения присутствуют только в супер-дорогих лодках». Выходит, что в голландских яхтах современный интерьер стал роскошью для самых богатых – что для непосвященного человека, признаться, звучит неожиданно. ABD architects исправляют эту несправедливость, проектируя современную обстановку для лодки, которая хотя и принадлежит к разряду ‘luxury’, но все-таки не из самых дорогих.
Хотя слово обстановка здесь условно. Если создание обычного интерьера дома или офиса состоит, как правило, в манипулировании набором предметов и материалов, то в случае с лодкой это – полноценное проектирование всего, до последнего ящика. Места внутри немного, его требуется экономить – здесь-то и включается архитектурное мастерство по части оперирования пространством. Эта работа по смыслу сходна с экспериментами мастеров авангарда – например, тут можно вспомнить встроенные шкафы – кухни Моисея Гинзбурга.
И наконец, говорящее название яхты – ‘Liberty boat’. Так назывались лодки, на которых военные моряки отправлялись в увольнение (или по окончании службы) на берег. Смысл очевиден – на свободу, в увольнение… Но только не на берег, а в море. Оставив на суше треволнения финансов, можно на такой лодке обо всем на время забыть и отправиться на волю – в путешествие.
PS. Яхта строится в Голландии под управлением компании Morozov yachts. Автор дизайна – Борис Левянт, разработка интерьеров – ABD architects (руководитель Борис Левянт). Техническая поддержка проекта – Оливер Ван дер Меер.
Длина яхты – 22,44 м (при длине свыше 24 м требуется профессиональный капитан, т.е. ‘Liberty boat’ приближается к верхней границе этого параметра). Скорость при комфортной и экономной езде – 12 узлов (20 км/час), на одной заправке можно пройти до 4500 км. Максимальная скорость – 24 узла (45 км/час); для скоростных пластиковых яхт это значение в среднем около 30 узлов (60 км/час). При 2-метровом волнении качка отсутствует за счет системы стабилизации.