14.11.2008

Анатомия города

Конкурсный проект квартала вокруг бывшего аэродрома города Казани, созданный архитекторами мастерской А. Асадова, построен на идее города как живого организма – его кварталы напоминают биологические «клетки», нанизанные на ось изогнутого бульвара

информация:

Жилой комплекс «Седьмое небо» в г.Казани © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Седьмое небо» в г.Казани © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение

В XX веке, когда города стали очень большими, стало популярным рассматривать их как подобия живого организма – дерева, или чего-то подобного. Немалую роль здесь сыграла теория органической архитектуры Райта. Этот взгляд актуален и сегодня: районы его органы, кварталы – клетки, каждая из которых выполняет свою функцию, и вместе они образуют единое целое – городское пространство.

В одном из своих последних проектов мастерская А. Асадова представила планировку района в Казани именно такой – живой городской тканью, состоящей из амебоподобных образований, которые нанизаны на полукруглый зеленый бульвар, словно бусинки на леску ожерелья. Речь идет о конкурсном проекте планировки района на месте бывшего городского аэродрома Казани, которому заказчики дали название «Седьмое небо», отдав тем самым дань «небесному» духу места.

Несколько лет назад на поле аэродрома был построен спортивный комплекс с ипподромом, вокруг которого разбит парк. Будущий район должен был разместиться вокруг ипподрома в виде автономных кварталов (жилых и офисных), расположенных на значительном расстоянии друг от друга. Следуя заданным условиям, архитекторы мастерской А.Асадова пришли к следующему планировочному решению: с трех сторон вдоль ипподрома предполагалось разбить зеленый бульвар, к которому бы примкнули кварталы, что собрало бы разбросанную в пространстве парка застройку в единое градостроительное решение.

Окончательная концепция планировки кварталов родилась не сразу. Перед архитекторами стояла задача формирования городской среды нового поколения, и, по словам руководителя мастерской Андрея Асадова, «важно было уйти от прямолинейной застройки,  жестких геометрических кварталов». Вначале была идея решения кварталов в виде «кластеров», фрагментов плотной городской застройки. Затем архитекторы предложили лучевую планировку, которая «разлеталась» бы в разные стороны от центрального парка. Был вариант выстроить кварталы «хребтом» вдоль центрального бульвара, а также – рассматривалась идея создания имитировать искривленные улицы старого города. Но все эти идеи были отброшены архитекторами по причине их линейности – как не имеющие ничего общего с представлениями о современном городе.

Итоговый вариант возник неожиданно – приснился во сне одному из соавторов проекта, как периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделееву. Идея представляла собой свободноплавающие в городском пространстве «клетки» – квартальные образования, «приросшие» с обеих сторон к дуге центрального бульвара. У каждой такой «клетки» есть оболочка – изогнутый дом, очерчивающий квартал по периметру, внутри которого центростремительно расположены другие дома. В «ядре» квартала-клетки расположен ее общественный центр – школа, и высота застройки понижается при приближении к ядру и одновременно к бульвару, тем самым визуально притягивая квартальную застройку к центральной оси.

«Клеточный» характер планировки был выбран архитекторами только для жилых кварталов. Решение участков под офисы более простое, но не менее пластичное. Для него авторы прибегли к типологии города-сада Ле Корбюзье, разместив офисные башни обтекаемых форм и разных размеров и диаметров в хаотичном порядке. Они также понижаются в сторону центрального зеленого бульвара, участвуя в создании единой архитектурной композиции.

В целом конкурсный проект «Седьмое небо» является синтезом предыдущих архитектурных разработок мастерской А. Асадова – проектов «Круги на воде» для города Домодедово и загородного поселка «Жемчужина» на Новорижском шоссе. По сравнению с этими работами в новом проекте круги трансформируются в более сложные, искривленные и текучие формы со сложной внутренней структурой, похожей на планировку «Жемчужины», но уже в ином масштабе – в масштабе города. Здесь архитекторы предприняли попытку применить свои градостроительные наработки к большей территории – спроектировав разновидность урбанистической среды, сходную с фрагментом живого организма. Следствием должна была стать способность этой среды к будущему саморазвитию.

P.S. Результаты конкурса «Седьмое небо» на застройку поля аэродрома в Казани так и не были объявлены, а конкурс считается несостоявшимся.

Жилой комплекс «Седьмое небо» в г.Казани © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Седьмое небо» в г.Казани © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Жилой комплекс «Седьмое небо» в г.Казани © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Седьмое небо» в г.Казани © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Жилой комплекс «Седьмое небо» в г.Казани © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Седьмое небо» в г.Казани © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Жилой комплекс «Седьмое небо» в г.Казани © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Седьмое небо» в г.Казани © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Жилой комплекс «Седьмое небо» в г.Казани © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Седьмое небо» в г.Казани © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Жилой комплекс «Седьмое небо» в г.Казани © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Седьмое небо» в г.Казани © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Жилой комплекс «Седьмое небо» в г.Казани © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Седьмое небо» в г.Казани © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Жилой комплекс «Седьмое небо» в г.Казани © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Седьмое небо» в г.Казани © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение
Жилой комплекс «Седьмое небо» в г.Казани © Архитектурное бюро Асадова
Жилой комплекс «Седьмое небо» в г.Казани © Архитектурное бюро Асадоваоткрыть большое изображение

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Алексей Иванов
  • Всеволод Медведев
  • Станислав Белых
  • Сергей Кузнецов
  • Дмитрий Ликин
  • Карен Сапричян
  • Анатолий Столярчук
  • Олег Шапиро
  • Никита Токарев
  • Олег Карлсон
  • Александр Скокан
  • Магда Чихонь
  • Антон Лукомский
  • Юлия Тряскина
  • Сергей Чобан
  • Владимир Ковалёв
  • Наталья Сидорова
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Тотан Кузембаев
  • Илья Уткин
  • Шимон Матковски
  • Владимир Биндеман
  • Екатерина Грень
  • Андрей Асадов
  • Иван Кожин
  • Николай Миловидов
  • Никита Бирюков
  • Константин Ходнев
  • Александр Бровкин
  • Дмитрий Васильев
  • Илья Машков
  • Даниил Лоренц
  • Никита Явейн
  • Георгий Трофимов
  • Антон Надточий
  • Левон Айрапетов
  • Андрей Гнездилов
  • Павел Андреев
  • Сергей Труханов
  • Юлий Борисов
  • Валерия Преображенская
  • Александра Кузьмина
  • Зураб Басария
  • Вера Бутко
  • Екатерина Кузнецова
  • Лукаш Качмарчик
  • Роман Леонидов
  • Игорь Шварцман
  • Михаил Канунников
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Романов
  • Евгений Герасимов
  • Арсений Леонович
  • Александр Асадов
  • Сергей Переслегин
  • Валерий Лукомский
  • Петр Фонфара
  • Владимир Плоткин
  • Наталия Шилова
  • Магда Кмита
  • Николай Переслегин
  • Александр Попов
  • Алексей Гинзбург
  • Сергей  Орешкин
  • Полина Воеводина
  • Олег Мединский
  • Антон Яр-Скрябин

Постройки и проекты (новые записи):

  • Реконструкция кинотеатра «Витязь»
  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»
  • ФОК в поселке «Величъ» под Москвой («Величъ Country Club»)
  • 550 Мэдисон-авеню – реконструкция
  • Реконструкция кинотеатра «Волга»
  • Реконструкция кинотеатра «Экран»

Технологии:

14.12.2017

«Рябь на воде»

Металлические панели от «ТехноДекорСтрой» имитируют водную поверхность, превращая любое здание в арт-объект, а интерьер – в живое и динамичное пространство.
ТехноДекорСтрой
05.12.2017

Дымчато-розовый, или «Древесная аллюзия», объявлен главным цветом 2018 года

В дополнение к «Древесной аллюзии» компания AkzoNobel разработала еще четыре цветовые коллекции для интерьеров: «Гостеприимный дом», «Открытый дом», «Уютный дом» и «Счастливый дом».
AkzoNobel , Dulux
04.12.2017

Откройте для себя стиль «ВКТ». Новые тенденции в дизайне дверей коллекции «ВКТ HOME»

Если вы находитесь в поиске дверей независимо от того, занимаетесь ли вы строительством дома или хотите сделать в вашей квартире ремонт, будет полезно узнать о новых тенденциях в дизайне дверей «ВКТ HOME».
ИП «ВКТ Констракшн» ООО
другие статьи