Ма Яньсун на обложке журнала Domus
Обложка © Domus. Предоставлено MAD
Для 2026-го Ма Яньсун предлагает девиз «Архитектура – это не архитектура». Он планирует посвятить свою редакторскую деятельность поиску нового определения для архитектуры, новому взгляду на ее неотъемлемые качества, ее отношения с обществом и повседневностью, и приглашает присоединиться к этим размышлениям профессиональное сообщество и широкую публику.
По мнению Ма, архитектура будущего будет резко отличаться от того, что создавалось последние 100 лет: постепенные, малозаметные изменения привели к глубокой трансформации, идущей сейчас. Западный «мейнстрим», долгое время равный модернизму, «потерял свой голос» в меняющемся мире, а фокус внимания на долговечности и функциональной полезности, усиленный технологическими и нормативными барьерами, сделал архитектуру неинтересной и неважной за пределами профессиональных кругов.
В центре – Ма Яньсун и управляющий редактор журнала Domus Вальтер Мариотти. Слева и справа – Дан Цюнь и Ёсукэ Хаяно, партнеры MAD, основавшие это бюро вместе с Ма Яньсуном
Предоставлено MAD
Ма напоминает, что когда-то архитекторы планировали влиять на политику и менять общество, бросать вызов новейшим технологиям и определять дух времени (что, добавим от себя, как раз и было ключевой частью модернистского проекта), но теперь эти амбиции реализовать чрезвычайно тяжело. Неравномерное развитие разных регионов планеты создает разнообразные сложные проблемы, причем внимание общества сфокусировано на геополитике и искусственном интеллекте, а совсем не на архитектуре, представляющейся далекой и неспособной породить нечто действительно новое и ценное.
Поэтому выпуски Domus’а в 2026 будут посвящены тому, как архитектура может освоить новые территории, напрямую заняться текущим моментом и обратиться к людям: «Архитектура должна получить новое определение, и нельзя позволить ей окончательно потерять значение».
Позиция Ма Яньсуна перекликается с «манифестом» других китайских архитекторов, недавно приглашенных возглавить еще одну итальянскую, а по сути глобальную архитектурную платформу – Ван Шу и Лу Вэньюй, будущих кураторов венецианской биеннале-2027. Все трое описывают отрыв профессии от реальности и предсказывают ее крах, если не «принять меры». Однако Ма говорит об освоении новых подходов, а Ван и Лу как раз призывают вернуться к проверенным, «истинным» методам. Кто окажется прав – покажет время, но также нельзя не отметить, что потеря архитекторами релевантности волновала и предшественников Ма Яньсуна во главе Domus’а, например, Дэвида Чипперфильда. Это в принципе весьма острый вопрос, который ставили раньше (так, Рем Колхас в 2010 иллюстрировал эту тему напоминанием о частом появлении архитекторов на обложке журнала Time в середине XX века и их полном исчезновении там после 1979) и постоянно ставят в наши дни.
