English version

Вода и свет

В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.

mainImg
Архитектор:
Дмитрий Остроумов
Проект:
Храм Архангела Михаила в Апатитах
Россия, Апатиты

Авторский коллектив:
Руководитель – Дмитрий Остроумов; архитектор – Анастасия Кошевая; 3-D визуализатор – Георгий Гончаров

2024

Заказчик: Иерей Иоанн Данилец
Проект храма Михаила Архангела в Апатитах, представленный бюро «Прохрам», на днях был отмечен в Новосибирске двумя премиями: одной из «Золотых капителей» и – так называемым «Гамбургским счетом», рейтинге архитекторов – участников конкурса. А это значит, что большинство профессионалов, подавших свои проекты на конкурс – за себя, естественно, голосовать нельзя – выбрали проект храма. 

Интересно, почему. Он, действительно, обладает несколькими удивительными решениями – даже любопытно, почему раньше никто не додумался. Но обо всем по порядку. 

Храм Михаила Архангела планируется построить на кладбище города Апатиты, в 160 км к югу от Мурманска. За полярным кругом. Сейчас идет сбор средств на строительство. 
Храм Архангела Михаила в Апатитах. Ситуационная схема
© Мастерская «ПРОХРАМ»

Первая особенность проекта – храм деревянный и по силуэту его можно было бы назвать «клетским», спланированным «кораблем»: крыльцо, затем объем повыше, затем еще повыше... Все покрыты скатными кровлями, бетонный фундамент облицован камнем с вкраплениями валунов, похож на так называемый «валунный фундамент» древних храмов, и каменных и деревянных. Под скатами резные «полотенца». Очень традиционный силуэт, разве что очень вытянут по вертикали. Строен. Изящен. Но и это тоже случается, особенно в XVIII веке.
  • zooming
    Храм Архангела Михаила в Апатитах. Северный фасад
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    Храм Архангела Михаила в Апатитах. Южный фасад
    © Мастерская «ПРОХРАМ»

И еще стены покрыты досками «в елочку», по диагонали, что может напомнить о «деревянном модерне», скажем, петербургских дач. Северные храмы были либо бревенчатыми, либо брусяными, либо, и как правило позднее, стены закрывали досками, но уложенными горизонтально. 
Храм Архангела Михаила в Апатитах
© Мастерская «ПРОХРАМ»

Если говорить о традиции деревянного строительства, на первый взгляд мы не видим у храма прируба-алтаря. Если вспомнить примеры XVII–XVIII века, то алтарь выступает к востоку, как правило, пониженным объемом, чаще трехгранным. Однако случалось, и не однократно, выгораживать алтарь внутри кубического объема, внутри. 

Присмотримся... Помилуйте, да повышенный объем в храме Архангела Михаила и есть алтарь! Вот тут сразу становится интересно. 
  • zooming
    Храм Архангела Михаила в Апатитах. Разрез продольный
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    Храм Архангела Михаила в Апатитах. Разрез поперечный
    © Мастерская «ПРОХРАМ»

Композиция, которую мы видим на рендере, знакомясь с проектом поверхностно, отсылает к традиционному: крыльцо поменьше, трапезная побольше, затем высокий объем собственно храма. Алтарь может быть прирублен, а может, действительно, особенно на севере, быть выгорожен в восточной части четверика наоса. Но здесь вся типология «сдвинута» к востоку: самый высокий объем стал алтарем. 

Как объясняет автор, архитектор Дмитрий Остроумов, решение стало результатом стечения обстоятельств: стесненного участка и стремления сделать храм видимым с шоссе. 
Мы были существенно ограничены размерами участка. Иными словами, план здания – это максимум площади, которая была возможна.

При этом стояла задача сделать храм заметным с трассы, соединяющей город и аэропорт. Трасса отделена от кладбища, где предусмотрен храм, лесом. Так что мы старались вытянуть его вверх, чтобы свет и главка были видны с трассы над невысоким пролеском, тем самым привлекая к себе внимание проезжающих. Так задачи работы архитектурного объема в контексте конкретной среды соединились с образным символизмом.

Тем не менее решение, хотя и обусловлено, в той или иной мере, практически, получилось красивым. Престол – самая важная часть алтаря – получил над собой высокое пространство, которое можно считать выражением поклонения священному месту. Оно, что хорошо видно на разрезе, совершенно не функционально. Практической необходимости в нем нет; а значит, есть символическое значение. Удивительно, как раньше никто до этого не додумался: ведь престол, алтарь в храме важнее всего – почему не выделить его значимым, издали заметным объемом? 

На самом деле, можно так сказать, что в наше время-то додумались. Хотя, на мой дилетантский взгляд, в основном додумались неправильно. Дело в том, что в позднее время, в XX и XIX веках, постепенно нарастая, распространилась практика превращать древние храмы в алтари, а поздние пристроенные к ним трапезные – в собственно церковные наосы. Так случилось с соборами XVI века: Рождественского монастыря в Москве и Анастасьина-Богоявленского монастыря в Костроме... Прихожанин там больше не имеет возможности «соприкоснуться в древностью»; с другой стороны, вероятно, можно предположить, что древность «почтили», превратив в алтарное пространство. Хотя большого почтения в таком действии, честно сказать, не ощущается. Отвержение прихожан от древнего храма – да. Но я сейчас не об этом. Помимо описанной выше практики «огораживания» история архитектуры поствизантийского православного мира знает как правило храмы, в которых пространство над солеей – самое высокое, а алтарь в разной степени понижен. 

В проекте для Апатитов не совсем так. Алтарь выделен объемно и пространственно, притом что весь храм – новый, здесь нет древних и поздних частей – алтарь, место, где происходят таинства, приобретает наибольшую роль. Это необычно, но по смыслу кажется скорее правильным. 

Скажу больше – символическая составляющая, таким образом, усилена. 
  • zooming
    Храм Архангела Михаила в Апатитах
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    Храм Архангела Михаила в Апатитах
    © Мастерская «ПРОХРАМ»

Обратите внимание: уложенные «в елочку» доски внешних стен, которые я выше сопоставила с архитектурой периода модерна – они ведь на боковых стенах высокого алтарного объема расходятся от центра прямо как лучи некоего солнца. Что, несомненно, указывает на бескровное жертвоприношение, совершаемое на престоле во время литургии, как на некую сущностью ценность. 

Мы видим «традиционный», привычный храм, разве что немного более вытянутый вверх; по его внутренняя структура – обострена; изменена. 

Не скажу, чтобы изменение предполагаемых функций объемов композиции традиционного «корабля» в данном случае было сделано в ущерб прихожанам. В северном кладбищенском храме важнее не гигантское пространство над головой молящегося, а тепло. Потолок меньшей высоты помогает его сохранить. Он также создает некую «камерность», а это правильное качество во время отпевания, когда умиротворение для провожающих покойного – важнее, чем эмоционально окрашенное устремление пространства наоса ввысь. 
Храм Архангела Михаила в Апатитах
© Мастерская «ПРОХРАМ»

Если говорить о тепле, то, согласно авторскому описанию, здесь планируется каркасная технология, облицовка планкеном из надежной лиственницы, и современная ветро- и тепло-защита, эковата, тонкая и эффективная, под ним. Снаружи – «традиционное» дерево, внутри – тонкий современный утеплитель. 

Но особенно мне нравится, как авторы проекта обошлись с окнами и остеклением.

В наосе и алтаре окна не слишком узкие, но и не «косящатые», а вертикальные; имеют отношение к современным примерам. Сдержанные окна. Вверху и внизу – «вытягивающий» их вертикально каменный орнамент. Перекликается с каменным крестом на внешней стороне алтарной части. 
Храм Архангела Михаила в Апатитах
© Мастерская «ПРОХРАМ»

Если еще раз посмотреть на план, то можно увидеть: алтарь не то чтобы совсем не выделен. Он даже имеет трехчастную структуру, в северной нише, как и полагается, обозначено место для жертвенника. Только три части имеют не «круглый», то есть округлый, абрис, за который в свое время боролся патриарх Никон и его последователи – контур плана алтаря прочерчен угловатой линией, подчеркивающей «деревянную» природу здания церкви. Оговорюсь, что это не противоречит церковным правилам. 

Два окна восточной стены помещены в уступах, а на среднем выступе, по центру, архитекторы предложили разместить каменный рельеф голгофского креста, символа Воскресения и вечной жизни. Согласно авторскому описанию, это «каменный поклонный крест, встроенный в стену». На данный момент, пока проект существует в статусе концепции, сложно сказать, будет ли крест встроен в стену в объеме или все-таки авторы ограничатся рельефом. Но это и не важно. Внешне крест выглядит как голгофские кресты, встроенные в стены каменных новгородских церквей XIV–XV веков, и еще, конечно, как поклонный крест из тех, что ставили на дорогах Севера. Не припомню, чтобы они так «сливались» со зданием церквей – разве что часовен. Так что здесь мы наблюдаем скорее перенос темы из древнего каменного строительства в современное деревянное.
  • zooming
    Храм Архангела Михаила в Апатитах. План этажа
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    Храм Архангела Михаила в Апатитах. Схема генерального плана
    © Мастерская «ПРОХРАМ»

Зато над входом, на фасаде крыльца, кресту вторит деревянный (!) рельеф херувима, представителя небесных Сил и небесного воинства, предводителем которого, как известно, служит Архангел Михаил. 

Но вернемся к витражному остеклению. Его немного, но стекло работает интересно, поскольку продумано и образно, и символически. Образно: в восточной части здания церкви, в месте стыковки с алтарем авторы поместили сплошную  стеклянную полосу, она опоясывает стены и скаты кровли – совершенно современное решение, заставляющее вспомнить, может быть, церковь Георгия на Поклонной горе Анатолия Полянского, только там стеклянные полосы образуют большие арки на каждой стене, освещая интерьер целиком. Здесь – витражная полоса освещает солею и иконостас. 

Далее, на западном щипце алтарного объема – еще раз напомню, что он высокий – помещена еще одна стеклянная полоса, вертикальная, с рисунком расстекления «в елочку», перекликающимся с раскладкой дерева на стенах. Вертикаль – большое окно, освещающее алтарь, особенно во второй половине дня. Луч из него перед закатом будет падать на престол и, вероятно, создавать вместе со светом из боковых окон, во многом умозрительный, но угадываемый световой крест. 

Ночью – а мы говорим о городе за полярным кругом, храм, наоборот, будет светиться изнутри, создавая акценты: перед входом, в месте примыкания церковного наоса к алтарю.
  • zooming
    Храм Архангела Михаила в Апатитах. Западный фасад
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    Храм Архангела Михаила в Апатитах. Восточный фасад
    © Мастерская «ПРОХРАМ»

И стреловидное окно на алтаре будет светиться. В нем можно разглядеть копье или огненный меч архангела, но эта ассоциация для авторов не главная. На первый план они выдвинули историю Чуда в Хонех. История такая: недалеко от Иераполиса, места, где у подножия холма с мартирием Апостола Филиппа сейчас устроены Ванны Клеопатры для туристов, в IV веке, когда император Константин уже крестил империю, однако язычников было много, существовал почитаемый храм Архангела Михаила. Чтобы уничтожить его, язычники прокопали новые ложа для русел двух горных рек, чтобы реки, соединившись, общим потоком снесли храм. Тогда по молитве старца Архипа, служившего при храме долгое время пономарем, явился Архангел Михаил и, ударив по горе жезлом, открыл расселину, куда и устремился поток, миновав, таким образом, храм.

Так вот, окно обозначает поток, или, что довольно заметно, два слившихся потока. Можно представить себе, что витражи нижней части это разделенные потоки, только «текут» они вверх и, сливаясь у конька, встречаются с алтарным окном, «текущим», как и мысли прихожан и души умерших, можно себе представить, что к небу. Можно его также понять и как свет, идущий о престола – его же обозначает и раскладка досок на боковых фасадах. Объем алтаря оказывается «обернут» лучами, исходящими от престола. 

Архитекторы, в сущности, образно визуализировали момент восхождения души. 

И сделали это без прямых изображений, не буквально, а скорее эмоционально. Современными средствами.

Теперь два слова о современных средствах. Сделать современную архитектуру православного храма пока что, к сожалению, достаточно трудно, и только единицы решаются размышлять над такого рода образами. Поэтому: пусть лично мне представляются слишком консервативными резные «полотенца» под кровлей алтаря или несколько неожиданным – размещение крупной главки над крыльцом... Всё это неважно. 

Важен удачный эксперимент с функциональной типологией объемов внутри традиционного силуэта, важна способность выразить храмовые образы не только миметическими средствами, но и собственно архитектурными: прежде всего, светом. Так же как и умение «прошить» отклик на посвящение храма в образе, почти лишенном визуальной конкретики. Я говорю, конечно, о стеклянной «стреле» на западном фасаде. Днем ассоциация с водным потоком очевидна. А ночью...

Ночью каждый увидит свое: кто-то огненный меч, а кто-то сонм душ, поднимающихся к небесам от земли, сливаясь с Северным сиянием. 
  • zooming
    Храм Архангела Михаила в Апатитах
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
  • zooming
    Храм Архангела Михаила в Апатитах
    © Мастерская «ПРОХРАМ»
Архитектор:
Дмитрий Остроумов
Проект:
Храм Архангела Михаила в Апатитах
Россия, Апатиты

Авторский коллектив:
Руководитель – Дмитрий Остроумов; архитектор – Анастасия Кошевая; 3-D визуализатор – Георгий Гончаров

2024

Заказчик: Иерей Иоанн Данилец

04 Сентября 2025

Мастерская «Прохрам»: другие проекты
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Похожие статьи
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Защитный «паркипелаг»
Бюро BIG создает на набережной Ист-Ривер в Нью-Йорке систему парков и спортивных площадок, которые одновременно защищают манхэттенский район Нижний Ист-Сайд от наводнений.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Технологии и материалы
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Сейчас на главной
Ответы провинции
Как нет маленьких ролей, так нет и скучных тем: бюро «Метаформа» совместно с командой музея-усадьбы «Ясная Поляна» придумали и открыли в городке Крапивна Музей Земства и градостроительной истории, куда обязательно стоит доехать, если вы оказались в Туле. В стенах «дома с колоннами» разворачивается энциклопедия провинциальной жизни, в которой нашлось место архитектуре и благоустройству, женскому образованию и инфраструктуре, дорогам и почтовым маркам Фаберже, а также Дэниэлу Рэдклиффу и Тонино Гуэрра. Какие средства и подходы сделали эту энциклопедию увлекательной – рассказываем в нашем материале.
Театральный треугольник
Архитектурное бюро «Четвертое измерение» разработало проект новой сцены Магнитогорского музыкального театра, переосмыслив не только театральную архитектуру, но и роль театра в современном городе.
Кинохолод
Концептуальный проект киностудии-фабрики в Якутске, разработанный бюро База 14, интересен и типологией, которая редко становится объектом архитектурного внимания, и экстремальной географией. Проект предлагает строгую и элегантную архитектуру, где функциональность первична, но не лишена выразительности.
Река как конструктор
Очередной воркшоп «Открытого города» – предложил новую оптику для работы с прибрежными территориями через проектирование пользовательского опыта и модульных решений. Три команды переосмыслили ключевые объекты у воды: пассажирский причал, марину для жилого района и яхт-клуб, превратив их в открытые городские хабы.
Сосуд для актуального искусства
Архитекторы Snøhetta реконструировали арт-центр в Дартмутском колледже на северо-востоке США в соответствии с меняющимися формами и методами творчества и преподавания.
Шорох страниц
Одним из объектов, созданных в рамках Биеннале в Бухаре в этом году, была библиотека в древней мечети и превратившая ее в волшебное книжное царство, но не благодаря стилизации под старину, а при помощи простых и элегантных предметов обстановки в модернистском стиле.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Функция переключения
Мастерская LATIFUNDIA спроектировала виллу в духе конструктивизма, предназначенную для краткосрочной аренды в парк-отеле Московской области. Сменить обстановку гостям предлагается с помощью новых пространственных ощущений и необычных планировок.
Пресса: Главный архитектор Москвы — Forbes: «Москва моей старости...
Замена жилого фонда — это один из самых больших вызовов для всех городов нашего времени, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. В интервью Forbes Talk он рассказал, зачем вообще обновлять облик города, какие здания, по его мнению, станут объектами наследия, будут ли сохранять «Лужковский стиль» и пойдут ли дома серии II-18/12 вслед за «хрущевками» в программу реновации.
Всмотреться в тишину
Проектируя смотровую площадку над рекой Леной архитекторы якутского бюро grd:studio размышляли, как обеспечить комфорт людям, не меняя при этом характер территории, одновременно подчеркивая энергию и тишину места. Решением стала заимствованная у природы форма и кортен – материал, который способен выдержать холод, отразить монументальность пейзажа и запечатлеть ход времени в своей фактуре.
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.